Мотивация успешности во внеурочной деятельности.
статья по технологии (5 класс) на тему

Цибизова Жанна Юрьевна

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, - я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда". 
Древняя мудрость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_uspeshnosti_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация успешности во внеурочной деятельности.

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, - я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда". 
Древняя мудрость

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию;  процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал.

       Внеурочная деятельность при определённых условиях обладает огромным потенциалом, но:

  • она не должна быть приказной и формальной.
  • при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
  • ребёнку надо предоставить выбор сфер деятельности, где он может быть успешным, где он «самовоспитывается» в соответствии с его  шкалой ценностей.

     Дети обладают разнообразными способностями. Задача учителя – создать благоприятные условия для выявления этих способностей в доступной и интересной для детей деятельности. Развить способности – это значит вооружить детей способами деятельности, создать условия для выявления и развития их одаренности. Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.

     Моя главная задача — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности во внеурочное время.

Именно внеурочная деятельность дает возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству.

Творчество — это:

  1. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  2. создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  3. процесс создания субъективных ценностей.

Мотивация успешности состоит из:
- положительных установок обучающегося;
-  ясной видимости цели к которой обучающийся должен стремиться;
- четких мотивов достижения этих целей;
- положительной  реакции на неудачу;
- настойчивости в достижении своей цели.
 

Давайте  разберемся с практической стороны как достичь этого на занятиях. Положительную установку для выполнения заданий мы можем создать с помощью неформальной обстановки на занятиях. Что конкретно мы можем сделать? Переставить парты непривычным образом, рассадить детей по группам, отойти от формы стандартного урока,  превратить занятие в увлекательную игру, но не забывая об обучающей цели занятий.

Теперь цель занятия. Обучающиеся должны четко видеть то, к чему нужно стремиться, что им предстоит выполнить. Я не просто ставлю перед ними фигурки животных, а «знакомлю» с детьми. В ходе занятий у обучающихся часто возникают проблемы с изготовлением изделий. В связи с возрастными особенностями дети еще неопытны, неловки, мелкая моторика рук несовершенна, поэтому в процессе работы у них часто возникают вопросы, и здесь учителю приходится  труднее всего. Необходимо «собрать волю в кулак» и не поддаться желанию распутать все вместо ребенка. В этот момент мы начинаем  работать над следующими составляющими учебной мотивации  - это реакция на неудачу и настойчивость в достижении цели.

 Нужно заметить, что при работе с детьми педагогу приходится быть настоящим психологом и большим    виртуозом в   выборе   средств воздействия на обучающихся. Необходимо акцентировать внимание на удачах детей, рисовать перед ними радужные сценки из будущего, рассказывая, что случится, если он не бросит  начатое и доведет дело до конца. Как обрадуется мама такому подарку.  А теперь конкретные примеры: если я просто распутаю нитки ребенку, через минуту он придет ко мне с той же самой просьбой, ведь самый легкий способ решения проблемы – это переложить ее на чужие плечи и дети знают это еще с пеленок. Просто отказать ему -  это простой способ решения проблемы для меня, но подобные действия скорее всего приведут ученика  к желанию все бросить и положительная мотивация будет утеряна. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за испорченный материал, поломанную проволоку нужно только подтолкнуть его  к тому, чтобы он сам нашел выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось. Подсказать или, в крайнем случае, показать на примере, но чем старше обучающийся, тем меньше вмешательства в его деятельность мы можем себе позволить. Главным моментом на занятии является последние минуты. Здесь возможны два варианта:

- изделие не окончено, а значит нужно настроить ученика так, чтобы он не «перегорел» до следующего занятия и захотел доделать начатое и хвалим его за проделанную работу;

- изделие закончено, тогда нужно обязательно оценить результат, или спросить кому подарит ребенок свое изделие.

В обоих случаях мы закрепляем ситуацию успеха и проводим своего рода рефлексию, вспоминая трудные моменты в проделанной работе и удачное завершение занятия.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Почувствовать себя успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....

Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Использование техники «Изонить» для развития мотивации к творческой деятельности у обучающихся на уроках технологии и на занятиях по внеурочной деятельности.

Условия  успешного развития творческих способностей, пути достижения этой цели, значимость развития мотивации учащихся для развития творческих способностей и успешной социальной реализации....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

Мотивация обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности

Программа по мотивации обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности...