Авторская программа по технологии блока "Роспись по дереву" (5-9 кл.)
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Удовиченко Вера Владиславовна

Предварительный просмотр:

Авторская программа «Декоративная роспись по дереву на уроках технологии» для учащихся 5-9 классов. Утверждена приказом комитета образования Новгородской области №481 от 08.11.2006г.

Авторская  программа

  «Декоративная роспись по дереву на уроках технологии»

для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы

Блок «рукоделие и ремесла»

в разделе «Художественная обработка материалов»

образовательной области «Технология»

Разработала:    

       

Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением химии и биологии №5 г.Старая Русса Новгородской области

Программа и ее методическое и дидактическое обеспечение рассмотрены на заседании Новгородского областного экспертного совета протокол №2 от 13 июня 2006г. и утвержденные приказом №481 комитета образования Новгородской области от 08.11.2006г. «О присвоении статуса «Авторская программа (пособие, дидактическая и методическая разработка)».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     

     Актуальность данной  программы, направленной на развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на уроках технологии  и обусловлена особенностями современного этапа развития. Он характеризуется следующими аспектами:

  • социальным заказом общества на творческую созидающую личность;
  • приоритетным развитием творческих способностей детей;
  • ориентировкой предмета «Технология» на развитие у учащихся качеств к предпринимательской и творческой деятельности.

     

      Изменение ценностно-целевых ориентиров в технологии сегодня выражено, прежде всего, в развитии творческих способностей и воспитании инициативной и созидательной личности, что будет в целом способствовать подготовке учащихся к самостоятельной трудовой и предпринимательской деятельности, самореализации их возможностей и благополучной адаптации в социуме.

     Также глубокие изменения социально-экономических ориентиров общества в сфере духовных и материальных ценностей в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций и культуры внесли потребность в изучении истории возникновения и традиций народных промыслов и ремесел, приобщению учащихся к декоративному искусству.

          Соответственно возрастает актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством на уроках технологии.

          Программа рассчитана на 5 лет обучения 5-9 кл. основной общеобразовательной школы. В основе программы должно быть положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей учащихся, на любви к тому, что делает своими руками.

     Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества. Блок  «Рукоделие и ремесла», раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ может рассматриваться только комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными художественными традициями русского народа, причем первоосновой является образ художественного изделия. Такой подход к оценки произведений народной культуры предполагает обращение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Это позволяет учащимся унаследовать основы декоративной росписи по дереву и понять значение этих ремесел в системе национальной и мировой культуры. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.

          Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре и труду в процессе комплексного обучения технологическим и художественным навыкам выполнения декоративной росписи по дереву с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закреплении их в творческом опыте учащихся.

           Содержание учебного материала  программы блока «Рукоделие и ремесла» помогает знакомству и приобщению учащихся к национальным истокам, обеспечивает необходимыми и частично специальными ЗУНами декоративной росписи по дереву и рукоделию, развивает творческие способности учащихся, прививает эстетическую культуру и помогает ощутить красоту труда.

     В процессе обучения учащиеся не только получают знания и умения, но и умение выдерживать трудовую нагрузку, рационально планировать и доводить начатое дело до конца, проводить самоанализ и самоконтроль выполненной работы. Кроме того, у учащихся развивается интерес к народному творчеству, его традициям и наследию, творческое отношение к самому процессу труда, положительная мотивация к образовательной деятельности в целом, желание творить и созидать. Такие выводы сделаны на основе апробации экспериментальной программы блока «Рукоделие и ремесла».

     

     Отличительной особенностью данной программы является то, что обучать знаниям, умениям и навыкам декоративной росписи по дереву предлагается не на уроках ИЗО, а  в образовательной области Технология. «Рисование узоров на бумаге» вне связи декоративного решения с реальным предметом формирует у учащихся неправильное понимание специфики декоративного искусства, обусловленного единством утилитарного назначения предмета, его материала, формы и декора. Очевидно, правильное понимание специфики декоративного искусства может быть выработано у учащихся только в процессе изготовления предметов декоративного характера в материале. И именно такие занятия будут способствовать получению необходимых ЗУНов, давать учащимся понимание красоты предмета и самого процесса труда (привитие эстетической культуры), развивать творческие способности, развивать учащихся в целом, создавая целостную картину окружающего, способствовать адаптации его в социуме. Очевидно, только на уроках технологии возможна такая работа. Этому же будут способствовать и кружковые занятия росписи по дереву.

     На уроках технологии учащиеся должны не только получить необходимые знания и умения, но у них необходимо сформировать эстетическое отношение к труду.

     Введение блока «Рукоделие и ремесла» в типовую программу по технологии будет решать эту актуальную задачу, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном модуле такие дисциплины, как технология, черчение и  изобразительное искусство.

     Данная программа предполагает обучение учащихся трудовым навыкам рукоделия и ремесел в неразрывной связи с художественной обработкой материалов. Основными целями программы являются :

  • Способствовать формированию у учащихся  художественной культуры и художественно-творческой активности
  • Помочь учащимся в овладении образного языка декоративно-прикладного искусства

 Задачи  программы:

  • Сформировать у учащихся эстетическое отношенияек труду
  • Научить учащихся технологии выполнения того или иного ремесла
  • Научить учащихся ценить красоту и приобщить к декоративно-прикладному искусству в целом
  • Развивать художественные и творческие способности учащихся

     Место программы в системе школьного образования. Блок  «Рукоделие и ремесла» является как составной частью типовой программы ООТехнология в 5-9 кл., для обучения технологическим навыкам и умениям и привитию эстетического отношения к труду через уроки декоративной росписи по дереву.  Это  должно способствовать эстетическому воспитанию на материале народного искусства в общеобразовательной школе.  Программа  может быть применена в школах с недостаточной  материально-технической базой или сельских школах, которые могут обеспечить себя материалами из древесины.

     Так как программа предполагает интеграцию технологии и изобразительного искусства в блоке «Рукоделие и ремесла», то деятельность учащихся следует рассматривать с нескольких точек зрения.

     Художественная деятельность учащихся проявляется в составлении эскизов, рисунков и декоративной росписи различных изделий.

     Творческое развитие осуществляется через знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства, традициями народных промыслов, поиск и подбор иллюстраций, видоизменения или самостоятельного составления учащимися композиций, их детальной прорисовки той или иной росписи, в ходе выполнения художественного оформления изделия (непосредственно декоративной росписи по дереву), выставок.

     Технологическими навыками и приемами учащиеся овладевают, правильно работая кистью,  выполняя основные элементы декоративной росписи, составляя различные композиции и производя подготовку деревянной поверхности к работе или ее окончательную отделку.

     Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству происходит за счет знакомства с изделиями народных мастеров или их иллюстраций, создания условий для положительной мотивации учащихся в данном направлении и самостоятельной творческой работы самих учащихся по созданию деревянных изделий, украшенных декоративной росписью.

     Формирование эстетического отношения к труду и привитие любви к красоте происходит за счет того, что работа очень тонкая и кропотливая, требующая усердия, усидчивости, терпения и трудолюбия, развивающая художественное воображение и фантазию, закладывающая эстетический вкус и любовь к тому, что делаешь своими руками, вкладывая душу.

     Основная часть занятий  должна быть посвящена выполнению практических работ по овладению технологией выполнения той или иной декоративной росписи по дереву или рукоделия. Сложность художественного оформления деревянных изделий определяется материально-технической базой мастерских и индивидуальных особенностей, склонностей и способностей самих учащихся.

           Программа предполагает обучение азам (основам) декоративной росписи по дереву в 5 классе, а 6-8 кл. - обучение  модулям  «Мезень», «Хохлома» и «Городец» (т.е. изучение каждого нового вида росписи не зависит от ранее изученного),  9 кл. – выполнение творческого проекта «Пасхальный сувенир» - роспись изделия в любой технике (по выбору уч-ся).

     В основу обучения по декоративной росписи должны быть положены принципы целесообразности и системности.  Важно то содержание, которое позволит создать у учащихся общее представление о традиционных народных промыслах, ремеслах и рукоделии, обеспечит им сознательное и умелое использование материалов и инструментов, создаст базу для усвоения технических дисциплин (черчение), предусмотренных школьной программой.  Обучение  по данной программе, предусматривает широкое использование наглядных методов и приемов обучения, реализацию принципа критического мышления и метода проектов.  Это способствует активизации у школьников их творческих способностей и мыслительной деятельности, привитию основ экономических знаний, умению обосновывать и аргументировать свой выбор. Так учащимся 7 кл. предлагается тема творческого проекта «Золотая хохлома» в разделе вышивка крестом, с целью закрепления таких понятий как колорит и композиция в хохломе, но перенеся это на ткань.  В  9 классе тема предлагаемого творческого проекта -  «Пасхальный сувенир». Учащиеся индивидуально выбирают тот или иной стиль или манеру (локальную школу) и выполняют художественное оформление какого-то сувенира, исходя из ранее изученных видов народных промыслов и ремесел.

     Программа сопровождается диагностическим и дидактическим обеспечением.      «Профессиональные карты учащихся» предназначены для выявления интересов и склонностей учащихся и наблюдению за их динамикой. По «Карте способности учащихся (развития) в учебно-трудовой деятельности» можно наблюдать развитие учащихся в целом, а использование теста «Определение творческого потенциала» позволяет наблюдать развитие творческого потенциала личности.

     Разработанные для учащихся «Технологические прописи» обеспечивают большую эффективность учебной деятельности, ее диагностику, разнообразят саму учебную деятельность, экономят много времени как учителя, так и ученика, за счет чего может быть повышен темп урока, увеличиться его плотность и насыщенность.

     Разработанный и оформленный наглядный и раздаточный материал по декоративной росписи способствует повышению мотивации учащихся в процессе обучения.

     Так как в декоративной росписи требуется знание основ композиции, понятие цвета, то налицо раскрытие и развитие художественных задатков, склонностей и способностей учащихся, а, следовательно, подразумевается и индивидуальный, и дифференцированный подходы в обучении.

     Уроки и кружковые занятия  обязательно должны сопровождаться наглядными плакатами и иллюстрациями, изделиями народных мастеров или самих учащихся, что способствует положительной мотивации к учению, облегчает и ускоряет процессы осмысления, понимания и усвоения учебного материала.

     В 5-7кл. широко можно использовать игровые моменты и ролевые игры, уроки-путешествия, а 8-9кл. больше вводить методы и приемы, побуждающие уч-ся самостоятельно добывать знания.

     В процессе художественной обработки того или иного изделия учащиеся осваивают умение самостоятельно пользоваться справочной и дополнительной литературой при подборе или самостоятельном составлении различных композиций.

     Для достижения обозначенных программой целей учитель должен владеть достаточным потенциалом знаний, умений и навыков в области декоративной росписи по дереву, уметь в доступной и наглядной форме излагать учебный материал.

     Программа позволяет в будущем выявлять одаренных учеников и развивать их дальнейший интерес в данном направлении через возможность будущей профессиональной деятельности, предусматривая индивидуализацию и дифференциацию обучения с применением личностно-ориентированных технологий.

     Учитель на каждом уроке должен создать ситуацию «успеха», атмосферу творческой активности, доброжелательности и доверия.

     Программа предусматривает проведение экскурсий в центр «Творчества и ремесел» с целью ознакомления с историей и традициями народных промыслов родного края.

    Программа построена по принципу «от простого к сложному» с учетом  возрастные особенностей учащихся. В 5 классе занятия посвящены правильной постановки руки и овладению основными технологическими приемами выполнения  элементов декоративной росписи по дереву.  6 класс -  это  изучение истории и традиции мезенской росписи, основ и технологических приемов в Мезени.  Благодаря своей графичности и  примитивности она может быть усвоена в данном возрасте, вызвав желание и заложив положительную мотивацию к дальнейшему обучению.

В 7 классе главная цель -  дать исторические сведения, традиции, каноны хохломской росписи и освоить  хохломскую технику верхнего письма. В 8 классе учащиеся,  рассмотрев историю, традиции и современное городецкое ремесло, его своеобразие и колорит, учится составлять и расписывать  цветочные композиции.  Способные учащиеся могут попробовать себя в составлении и росписи сюжетных композиций.

В 9 классе занятия посвящены изучению расписных деревянных игрушек и русских сувениров, традиционной русской Матрешке, и как итоговую работу за весь курс  учащимся предлагается выполнить творческий проект «Пасхальный сувенир», где они смогли бы показать все свои знания и умения, самостоятельно определившись в выборе той локальной школы, которая больше им импонирует.

    По окончании 9 класса учащиеся могут сдавать  итоговый выпускной экзамен по технологии в форме защиты творческого проекта по модулю «Рукоделие и ремесла».

     По окончании основной общееобразовательной школы учащиеся смогут продолжить свое профессиональное совершенствование по данной специализации в местном центре «Творчества и ремесел», в Новгородском педагогическом лицеи, Новгородском культурно-просветительном училище либо за пределами области.

     Эффективность и качество обучения программе наблюдается в динамике развития учащихся, где показателями успешности могут являться:

  • Участие учащихся в выставках декоративно-прикладного искусства и народного творчества,
  • Выполнение учащимися индивидуальных творческих проектов и исследовательских работ не предусмотренных типовой программой,
  • Самостоятельная разработка учащимися рисунков, композиций на бумаге и  художественное оформление деревянных изделий декоративной росписью,
  • Внесение ими различных предложений по декору или дизайну имеющихся изделий,
  • Повышение успеваемости по другим учебным дисциплинам (истории, ИЗО, черчению).

 

    Диагностировать результаты  учебной деятельности будем применяя качественный подход (беседу, наблюдение, анкетирование), т.е. выявлять степень развития (изменения по сравнению с первоначальным или предыдущим состоянием) нижепредлагаемых  критериев.

     Для оценки развития творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративной росписью по дереву разработаны  следующие критерии:

  • умственная активность,
  • стремление  добывать знания,
  • самостоятельность,
  • способность видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях,
  • специальная умелость руки,
  • образное мышление,
  • творческое воображение,
  • зрительная память,
  • художественный  вкус.

 

      Декоративная роспись по дереву не требует запоминания больших теоретических сведений, а в большей мере лишь усидчивости, усердия и трудолюбия. Это очень тонкая, кропотливая работа, к тому же выполненная собственными руками, в той или иной мере в ней проявляется соприкосновение с миром искусства и красоты, что способствует вовлечению ребенка в мир прекрасного и адаптации его в нем, в окружающем его мире в целом и самореализации его возможностей, способностей и склонностей.

ПЕРЕЧЕНЬ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ  У  УЧАЩИХСЯ

5 класс

   Учащиеся должны знать:

   столярная (ручная) подготовка деревянной поверхности к отделке;

   отделка древесины лакокрасочными материалами;

   общие основы художественного конструирования;

   основные элементы народной росписи;

   виды орнаментов и узоров;

   содержание и характер труда специалистов росписи по дереву.

   Учащиеся должны уметь:

   правильно владеть кистью;

   выписывать основные элементы народной росписи;

   выбирать рисунки для художественной отделки изделий;

   подготавливать поверхность под художественную обработку;

   осуществлять художественную отделку поверхности изделия (роспись).

6 класс

   Учащиеся должны знать:

   традиции и каноны в мезенской росписи, графичность и язычность росписи;

   построение композиции в мезенском стиле;

   основные элементы мезени;

   основной колорит росписи.

   

   Учащиеся должны уметь:

   выполнять основные элементы и орнаменты в мезенском стиле;

   строить композицию по канонам мезенской росписи.

7 класс

   Учащиеся должны знать:

   основные элементы хохломской росписи;

   построение композиции в хохломском стиле;

   виды узоров, орнаментов, рамок;

   основные цвета в хохломе;

   верховое и нижнее письмо.

   Учащиеся должны уметь:

   выполнять основные элементы хохломской росписи;

   строить композицию по схеме буквы S  и разлетающегося круга;

   выполнять верхнее письмо.

8 класс

   Учащиеся должны знать:

виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, области;

различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных промыслах;

основные элементы городецкой росписи;

построение композиции в городецком стиле, цветочную и сюжетную композиции;

основной колорит городецкой росписи и способы получения нужной цветовой гаммы;

три основных этапа городецкой росписи.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться различными материалами и приспособлениями, применяемыми в народных росписях;

выполнять основные элементы городецкой росписи;

получать необходимые цвета;

строить композицию по канонам городца.

9 класс

Учащиеся должны знать:

историю возникновения традиционных русских расписных сувениров и игрушек;

основные приемы и техники росписи матрешек и пасхальных яиц;

Учащиеся должны уметь:

определять стиль росписи сувенира или игрушки;

расписывать деревянное изделие в одном из них;  

выполнять  лакирование и полирование деревянной поверхности изделия;

выбирать, вносить свои изменения или самостоятельно разрабатывать рисунки определенного стиля росписи для художественной отделки деревянных изделий;  

самостоятельно делать эскизы будущих изделий, разрабатывать рисунки для их отделки и выполнять их  роспись.

Тематический план

5 класс

1-й год обучения

«Освоение основных элементов и технических приемов выполнения декоративной росписи по дереву»

(18 час)

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

тема

Рукоделие и ремесла

     Многообразие старинных промыслов и ремесел. Роспись как

     Один из видов декоративно-прикладного искусства.

     Постановка руки.

     Основные элементы и технические приемы

     выполнения декоративной росписи по дереву.

     Упражнения в технике кистевой росписи. Выполнение

     Элементов: точка, капля, вытянутая капля, наклонная      

     капля, дуга, штрих, спиралька, усик.

     Основы композиции. Составление простейшей композиции.

     Составление композиций: ромашка, хохломской кустик,

     травка, простейший орнамент из основных элементов

     росписи.

 

18

       

2

10

6

Итого:

18

6 класс

2-й год обучения

Мезенская роспись или «Лошадки на ножках»

(18 час)

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

тема

Рукоделие и ремесла

     Мезенская роспись. Традиции и современность

     Основные элементы, цвета и технические приемы.

     Элементы в мезенской росписи.

     Почему Мезень красно-черная?

     Своеобразие мезенской техники.

     Составление композиции в мезени.

     Своеобразие мезенской композиции.

     Композиционные принципы и их применение.

     Ярусы-миры и их трактовка.

     Составление эскиза мезенской композиции.

     Творческий мини проект «Мезенские лошадки»

     

18

       

2

8

5

3

Итого, включая выполнение проекта:

18

7 класс

3-й год обучения

«Работа над росписью по хохломским мотивам»

(18час)

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

тема

Рукоделие и ремесла

     Хохломская роспись. История, традиции и современность

     Основные элементы и техника хохломской росписи.  

     Травка – царица Хохломы.

     Технические приемы выполнения ягод, цветов и листьев.

     Орнамент как одна из составных частей росписи.

     Понятие «верхнего» и «нижнего» письма.

     Отработка свободного кистевого приемы.

     Основные цвета и композиция в хохломе.

     Цвет и значение золотистого фона.

     Выполнение хохломского орнамента в цвете.

     Композиция в Хохломе.

     Выполнение композиционных схем.

     Роспись деревянной заготовки в стиле хохломского пряника.

     Творческий мини проект «Золотая хохлома» (предлагается на  

     выбор техники хохломская роспись по дереву или вышивка

     «Шов крест»).  

     Демонстрация и защита проектов

18

2

6

6

4

Итого, включая выполнение проекта

18

8 класс

4-й год обучения

«Работа над росписью по городецким мотивам»

(18час)

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

тема

Рукоделие и ремесла

     Городецкое ремесло. История и традиции.

     Овладение техникой городецкой росписи. Выполнение

     основных элементов. Три этапа Городецкой росписи.

     Кистевые приемы Городецких мастеров.

     Понятие замалевка, теневки и оживки.

     Упражнения по выполнению элементов и этапов росписи.

     Цветовое решение городецких росписей.

     Цвет. Правила смешивания и получение необходимых

     оттенков.

     Роль черного и белого цвета.

     Наложение мазков.

     Составление мини композиций из основных элементов

     городецкой росписи.

     Композиция в городце: цветочная и сюжетная

     Композиции.

     Понятие цветочной и сюжетной композиции.

     Понятие многоярусной композиции.

     Разработка эскизов композиций.

     Роспись деревяного пряника в городецком стиле.

     Составление цветочной композиции и роспись изделия.

18

1

4

4

2

4

4

Итого:

18

9 класс

5-й год обучения 

Работа над росписью сувениров

(18час)

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

тема

Рукоделие и ремесла

     Деревянная игрушка на Руси.

     История возникновения деревянной игрушки на Руси

     Русские сувениры.

     История и традиции.

     Матрешка как национальный символ.

     Пасхальные яйца.

     Овладение техническими приемами росписи.

     Исследование различных сувениров, выполненных в техниках

     различных локальных школ.

     Выполнение эскиз и последующая роспись Матрешки.

     Составление композиций

     Тренировочные упражнения по составлению

     мини композиций для пасхальных яиц.

     Мини проект «Пасхальный сувенир»

 

18

2

2

6

2

6

Итого:

18

   

Тематический план

Внеурочные занятия по курсу

«Освоение основных элементов и технических приемов выполнения декоративной росписи по дереву»

(34 часа)

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

тема

Рукоделие и ремесла

     Многообразие старинных промыслов и ремесел.

     История возникновения локальных школ декоративной росписи по дереву.

Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства.

     Декоративная роспись по дереву как один из видов декоративно-прикладного искусства.

     Постановка руки.

     Основные элементы и технические приемы

     выполнения декоративной росписи по дереву.

     Упражнения в технике кистевой росписи.

     Выполнение  элементов: точка, капля.

     Выполнение  элементов: вытянутая капля, наклонная      

     капля.

     Выполнение  элементов: дуга, штрих, спиралька, усик.

     Основы композиции.

     Составление простейшей композиции.

     Составление композиций: ромашка.

     Составление композиций: хохломской кустик.

     Составление композиций: травка, простейший орнамент из основных элементов росписи.

Городецкая роспись по дереву.

     Городецкое ремесло. История и традиции. Три этапа Городецкой росписи.

     Овладение техникой городецкой росписи. Выполнение кистевых приемов и основных элементов.

     Понятие замалевка, теневки и оживки.

     Упражнения по выполнению элементов и этапов росписи.

     Цветовое решение городецких росписей. Правила смешивания и получение необходимых оттенков.

     Роль черного и белого цвета.Наложение мазков.

     Составление мини композиций из основных элементов

     городецкой росписи.

     Понятие цветочной, сюжетной композиции и многоярусной композиции.

     Разработка эскизов композиций.

Роспись изделий

     Роспись деревяного пряника в городецком стиле.

     Роспись деревяной лопаточки  в городецком стиле.

     Составление эскиза цветочной композиции для росписи разделочной доски.

     Роспись разделочной доски: 1 этап «Замалевки».

     Роспись разделочной доски: 2 этап «Теневка».

     Роспись разделочной доски: 3 этап «Оживка».

     Лачение изделия.

     Роспись пасхального (деревянного) яйца. Составление эскиза.

     Роспись пасхального яйца в городецком стиле.

     Лачение пасхального яйца.

2

12

10

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

34

ПРОГРАММА

«Декоративная роспись по дереву на уроках технологии»

блока «Рукоделие и ремесла» в разделе Художественная обработка материалов

1-й год обучения (5 класс)

«Освоение основных элементов и технических приемов выполнения декоративной росписи по дереву»

(18 час)

     В процессе обучения на первом этапе дети овладевают навыками и умениями работы с кистью и красками (отрабатывают правильную постановку руки), уходом за материалом и инструментами, подготовкой деревянной поверхности к росписи.

     При изучении этого раздела следует акцентировать внимание уч-ся на сборе орнаментов и сюжетов Хохломы и Городца, колорит народных росписей и их своеобразии.

     Вводное занятие: «Многообразие старинных промыслов и ремесел. Роспись как один из видов декоративно-прикладного икусства» (2час).

     Краткие  сведения об истории росписи по дереву в России. Демонстрация изделий народных мастеров и изделий, изготовленных уч-ся в предыдущие годы. Значение расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и в современном интерьере.

      Постановка руки, основные элементы и технические приемы выполнения декоративной росписи по дереву (10час).

     Организация рабочего места для работы над росписью по дереву, инструменты, материалы и приспособления. Правила безопасности труда. Знакомство с основными элементами росписи по дереву. Изучение технических приемов их выполнения.

     Практическая работа. Упражнения в технике кистевой росписи. Выполнения основных элементов росписи по дереву в технике свободного кистевого приема.

     Основы композиции. Составление простейшей композиции (6час).

     Краткие сведения о композиции. Основы композиции. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, понятие симметрии, ритма и пропорциональности. Своеобразие и неповторимость композиций в Хохлома, Городце и Мезени.

     Практическая работа. Выполнение простейшей композиции из основных элементов росписи (ромашка, травка, кустик…).

     

2-й год обучения (6 класс)

Мезенская роспись или «Лошадки на ножках»

(18час)

     Мезенская роспись. Традиции и современность (2час).

     Краткие сведения об истории возникновения и традициях мезенской росписи, центр промысла и его своеобразие, графичность, символичность. Используемые цвета. Понятие ярусов-миров. Демонстрация изделий с мезенской росписью.

     Основные элементы, цвета и технические приемы Мезени  (8час).

     Знакомство с элементами и их трактовкой в мезенких композициях. Почему Мезень красно-черная роспись? Своеобразие выполнения техники Мезени.

     Практическая работа. Выполнение мелких элементов и орнаментных полос. Выполнение оленей, лошадок, птиц, уточек, лебедей, цветов, деревьев…

     Составление композиции в Мезени (8час).

     Своеобразие мезенской композиции.  Композиционные принципы и их применение в произведениях  мезенских мастеров. Ярусы-миры и их трактовка. Что изображают на нижнем, среднем и верхнем ярусах-мирах в мезенских композициях.

     Практическая работа. Составление эскиза мезенской композиции с лошадкой или оленем (3 яруса).

     Творческий мини проект «Мезенские лошадки» (роспись небольшого брелка или сувенира в мезенском стиле).

     Практическая работа. Выполнение росписи. Покрытие деревянной поверхности лаком.

     

3-й год обучения (7 класс)

«Работа над росписью по хохломским мотивам»

(18час)

     При изучении материала этого раздела уч-ся детально знакомятся с орнаментом Хохломы, разновидностями приемов хохломской росписи, изучают технику письма, цветовое и композиционное решение хохломской росписи с последующим применением полученных знаний в своих первых работах.

     Хохломская роспись. История, традиции и современность (2час).

     Центр народного промысла – Хохлома. Два характерных приема росписи – «верховая» и «под фон». Их отличительные особенности. Разновидность письма «под фон кудрина». Цветовое решение в работах хохломских мастеров. Каноны Хохломы. Растительные мотивы в хохломской росписи.

     Основные элементы и техника хохломской росписи (6час)

     Травка – царица Хохломы. Технические приемы выполнения ягод, цветов и листьев в Хохломе. Орнамент как одна из составных частей росписи. Ознакомление с техникой «верхнего и нижнего письма». «Кудрина» как разновидность «фонового письма».

     Практическая работа. Отработка свободного кистевого приема в технике хохломской росписи (выполнение элементов росписи). Выполнение травки и травных кустиков, ягод и цветов. Выполнение  травного орнамента («верхнее письми»). Выполнение контрольного задания.

     Основные цвета и композиция в Хохломе (6час).

     Цвет в работах хохломских художников. Теплые тона в росписях. Значение золотистого фона изделий. Демонстрация изделий, плакатов и иллюстративного материала с хохломской росписью.

     Практическая работа. Выполнение  простейшего хохломского орнамента в цвете. Выполнение элементов хохломского орнамента с применением традиционных сочетаний.

      Ознакомление с композиционным построением изделий хохломских мастеров. Композиционные принципы и их применение в произведениях мастеров Хохломы.

     Практическая работа. Выполнение композиционных схем. Уч-ся решают плоскую композицию в круге, овале, квадрате путем комбинации 2-3 элементов орнамента хохломской росписи с учетом основных изученных правил композиционного построения. При построении композиции с симметричным рисунком отрабатывается графический рисунок лишь на одной части кальки, а затем он переносится на остальные основные части кальки.

     Роспись деревянной заготовки в стиле хохломского пряника (4 час).

          Творческий мини проект «Золотая хохлома» (предлагается на   выбор техники хохломская роспись по дереву или вышивка «Шов крест»).  

     Понятие хохломского пряника. Ознакомление с образцами хохломских пряников.

     Практическая работа (по выбору учащихся). Отработка графического рисунка на бумаге. Выполнение росписи деревянной поверхности заготовки пряника.

     Разработка эскиза композиции и ее выполнение в технике «Шов крест» - вышивка.

         

     

4-й год обучения (8 класс)

«Работа над росписью по городецким мотивам»

(18час)

     Городецкое ремесло. История и традиции (1час)

     Городец – центр народного художественного промысла. Умельцы городецкой росписи (показ изделий, фотоматериала, иллюстраций и плакатов). Каноны Городца. Колорит городецкой росписи. Своеобразие городецкой композиции. Понятие сюжетной композиции.

     Овладение техникой городецкой росписи. Выполнение основных элементов (4час).

     Изучение кистевых приемов письма городецких мастеров. Три этапа Городецкой росписи. Понятие замалевка, теневки и оживки. Развитие навыков и умений в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Городца.

     Практическая работа. Упражнения в исполнении элементов городецкой росписи.

     Цветовое решение городецких росписей (4час).

     Цвет в росписи Городца. Правила смешивания и получение необходимых цветов и оттенков. Нанесение красок. Роль черного и белого цветов в городецких росписях.

     Практическая работа. Прорисовка в цвете элементов Городца (листьев, бутонов с ягодами, купавок, розанов). Использование разных цветов и оттенков и изучение понятия теплой и холодной цветовой гаммы. Отработка знаний и умений по непосредственному наложению многоцветных мазков с последующей разработкой их белилами, т.е. «оживкой».

     Составление мини композиций из основных элементов городецкой росписи (2час).

     Практическая работа. Тренировочные упражнения по составлению мини композиций из 2-3 элементов росписи.

     Композиция в Городце: цветочная и сюжетная (4час).

     Понятие цветочной и сюжетной композиции. Знакомство с изделиями, иллюстрациями и фотоматериалами. Закрепление ЗУНов по композиционному построению орнамента. Освоение многоярусных композиций городецких прялок, досок. Выбор композиционного решения для будущего изделия. Цветовое решение эскиза. Понятие умения составления гармонического сочетания цвета в композиции. Изготовление графического рисунка. Закрепление знаний по изготовлению графического рисунка на кальке.

     Практическая работа. Изучение композиционных решений в городецких росписях (работа с наглядным и дидактическим материалом). Разработка эскизов в цвете из 2-3 элементов (учет формы: круг, овал, квадрат, резная…) эскизы выполняются без тщательной прорисовки. Определение лучшего варианта из нескольких полученных композиционных построений и его детальная прорисовка с последующим уточнением контуров орнамента.

     Составление цветочной композиции и роспись изделия (4час).

     Выбор изделия, формы, цветового и композиционного решения. Подготовка доски к росписи. Основные этапы выполнения росписи деревянной заготовки. Покрытие изделия лаком. Анализ работы. Смысловое решение композиции. Изюминка композиционного решения. Гармоническое сочетание цветов в работе. Качество выполнения росписи от чего оно будет зависеть.

     Практическая работа. 1.Нанесение краски широкими мазками на намеченные части (фигуры людей, животных, цветов). 2.Получение объемных форм за счет нанесения характерных для городецких росписей штрихов. 3. Нанесение «оживки». 4. Покрытие доски лаком. 5. Анализ проделанной работы и качества выполнения росписи.

     

5-й год обучения (9 класс)

«Работа над росписью сувениров»

(18час)

     Предназначение сувениров. Дерево как материал для их изготовления. Зависимость композиции изделия от текстуры древесины. Форма и цветовое решение. Сохранение природного цвета древесины как фона для лучшего выявления ее текстуры.

     Этот раздел предполагает самостоятельную работу уч-ся над выбором темы работы над росписью сувенира и техникой локальной школы, изученных ранее (в соответствии с их индивидуальными наклонностями самостоятельно разрабатывать композицию будущего произведения).

     В процессе работы над последним разделом программы, который включает роспись изделия по любой пройденной теме, обобщается накопленный опыт, совершенствуются полученные навыки. Ознакомившись с хохломской, городцкой и мезенской росписью, росписью изделий малых форм и выполнив роспись по мотивам работ народных мастеров, уч-ся смогут самостоятельно применить наиболее понравившиеся им мотивы в своей проектной работе.

     Учитывая региональнгый компонент, работа над свободной композицией сувенира может вестись с учетом орнамента данного края.

     Деревянная игрушка на Руси (2час)

     История возникновения деревянной игрушки на Руси и их многообразие.

     Русские сувениры (2час)

     История и традиции. Центры промыслов. Матрешка как национальный символ. Центры промысла и  локальные школы. Пасхальные яйца.

     Овладение техническими приемами росписи (6час).

     Изучение различных сувениров, игрушек, матрешек и пасхальных яиц, выполненных в техниках разных локальных школ на примере изделий, иллюстраций и фотоматериалов.

     Практическая работа. Выполнение эскиза матрешки и последующая роспись деревянной заготовки.

     Составление композиций (2час).

     Практическая работа. Тренировочные упражнения по поставлению мини композиций из 2-3 элементов для пасхальных яиц.

     Мини проект «пасхальный сувенир» (6час).

     Самостоятельная творческая работа уч-ся.

     

© Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии МАОУСОШ №8 г.Старая Русса



Предварительный просмотр:

Тематический план

Внеурочные занятия по курсу

«Роспись по дереву» (5-7 классы)

(34 час)

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

тема

Рукоделие и ремесла

     Многообразие старинных промыслов и ремесел.

     История возникновения локальных школ декоративной росписи по дереву.

Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства.

     Декоративная роспись по дереву как один из видов декоративно-прикладного искусства.

     Постановка руки.

     Основные элементы и технические приемы

     выполнения декоративной росписи по дереву.

     Упражнения в технике кистевой росписи.

     Выполнение  элементов: точка, капля.

     Выполнение  элементов: вытянутая капля, наклонная      

     капля.

     Выполнение  элементов: дуга, штрих, спиралька, усик.

     Основы композиции.

     Составление простейшей композиции.

     Составление композиций: ромашка.

     Составление композиций: хохломской кустик.

     Составление композиций: травка, простейший орнамент из основных элементов росписи.

Городецкая роспись по дереву.

     Городецкое ремесло. История и традиции. Три этапа Городецкой росписи.

     Овладение техникой городецкой росписи. Выполнение кистевых приемов и основных элементов.

     Понятие замалевка, теневки и оживки.

     Упражнения по выполнению элементов и этапов росписи.

     Цветовое решение городецких росписей. Правила смешивания и получение необходимых оттенков.

     Роль черного и белого цвета.Наложение мазков.

     Составление мини композиций из основных элементов

     городецкой росписи.

     Понятие цветочной, сюжетной композиции и многоярусной композиции.

     Разработка эскизов композиций.

Роспись изделий

     Роспись деревяного пряника в городецком стиле.

     Роспись деревяной лопаточки  в городецком стиле.

     Составление эскиза цветочной композиции для росписи разделочной доски.

     Роспись разделочной доски: 1 этап «Замалевки».

     Роспись разделочной доски: 2 этап «Теневка».

     Роспись разделочной доски: 3 этап «Оживка».

     Лачение изделия.

     Роспись пасхального (деревянного) яйца. Составление эскиза.

     Роспись пасхального яйца в городецком стиле.

     Лачение пасхального яйца.

2

        12

10

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

34



Предварительный просмотр:

Диагностика творческого потенциала личности.

ТЕСТ    « ОЦЕНКА  СПОСОБНОСТИ  К  САМОРАЗВИТИЮ,  САМООБРАЗОВАНИЮ»

                                                   Вопросы:

1.За что Вас ценят ваши друзья:

а)преданный и верный друг; б)сильный и готов в трудную минуту за них постоять; в)эрудиро-  ванный,  интересный собеседник.

2.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит:

а)целеустремленный, б)трудолюбивый, в)отзывчивый.

3.Как Вы относитесь к идеи ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю ,день?

а)думаю, что чаще всего, это пустая трата времени, б)я пытаюсь это делать, но не регулярно.

4.Что Вам больше всего мешает профессионально совершенствоваться, лучше учиться?             а)нет достаточно времени, б)нет подходящей литературы и условий, в)не всегда хватает сил, воли и настойчивости.

5.Каковы типичные причины ваших ошибок?

а)невнимательность, б)переоцениваю свои способности, в)точно не знаю.

6.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит:

а)настойчивый, б)усидчивый, в)доброжелательный.

7.На основе сравнительной  самооценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит:

а)решительный, б)любознательный, в)справедливый.

8.На основе сравнительной самооценки выбери, какая характеристика Вам более всего подходит:

а)генератор идей, б)критик, в)организатор.

9.На основе сравнительной самооценки выбери, какие качества у Вас развиты в большей степени:

а)сила воли, б)память, в)обязательность.

10.Что чаще всего Вы делаете, когда у вас появляется свободное время?

а)занимаюсь любимым делом, хобби, б)читаю художественную литературу, в)провожу время с друзьями, либо в кругу семьи.

11.Что из ниже приведенных сфер для Вас в настоящее время представляет познавательный интерес:

а)научная фантастика, б)религия, в)психология.

12.Кем бы Вы могли себя максимально реализовать:

а)спортсменом, б)ученым, в)художником.

13.Каким чаще всего считали Вас учителя:

а)трудолюбивым, б)сообразительным, в)дисциплинированным.

14.Какой из 3 принципов Вам ближе всего и  которого Вы придерживаетесь чаще всего:

а)живи и наслаждайся жизнью, б)живи, чтобы больше знать и уметь, в)жизнь прожить – не поле перейти.

15.Что ближе всего к вашему идеалу:

а)человек здоровый, сильный духом, б)человек, много знающий и умеющий, в)человек независимый и уверенный в себе.

16.Удастся ли Вам в жизни добиться того, о чем Вы мечтаете в профессиональном и личном плане?

а)думаю, что да, б)скорее всего, в)как повезет.

17.Какие фильмы Вам больше всего нравятся:

а)приключенческо-романтические, б)комедийно-развлекательные, в)философские.

18.Представте себе, что Вы заработали 1000000руб. Куда бы Вы их предпочли истратить:

а)путешествовать бы и смотреть мир, б)поехать учиться за границу или вложить деньги в люби- мое дело, в)купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в сове удовольствие.

УРОВЕНИ  СПОСОБНОСТИ  К  САМОРАЗВИТИЮ  И  САМООБРАЗОВАНИЮ

Суммарные  баллы

Уровень способности к саморазвитию и самообразованию

18 – 25

26 – 28

29 – 31

32 – 34

35 – 37

38 -   40

41 – 43

44 – 46

47 - 54

1 – очень низкий

2 – низкий

3 – ниже среднего

4 – чуть ниже среднего

5 – средний

6 – чуть выше среднего

7 – выше среднего

8 – высокий

9 – очень высокий

Ответы на вопросы оцениваются в баллах по таблице:

вопрос

Оценка в баллах

вопрос

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А) 2    Б) 1   В) 3

А) 3    Б)2    В) 1

А) 1    Б) 2    В) 3

А) 3    Б) 2    В) 1

А)2     Б) 3    В) 1

А) 3    Б) 2    В) 1

А) 2    Б) 3    В) 1

А) 3    Б) 2    В) 1

А) 2    Б) 3    В) 1

10

11

12

13

14

15

16

17

18

А) 2   Б) 3     В) 1

А) 1   Б) 2     В) 3

А) 1   Б) 3     В) 2

А) 3   Б) 2     В) 1

А) 1   Б) 3     В) 2

А) 1   Б) 3     В) 2

А) 3   Б) 2     В) 1

А) 2   Б) 1     В) 3

А) 2   Б) 3     В) 1

ТЕСТ  «ОЦЕНКА  УРОВНЯ  ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ЛИЧНОСТИ»

                                              Вопросы:

  1. Как часто начатое дело Вам удается довести до логического конца?
  2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, т.е. генераторов идей, то в какой степени Вы генератор идей?
  3. В какой степени Вы относите себя к людям решительным?
  4. В какой степени ваш «конечный» продукт, ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
  5. На сколько Вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы  люди, которые обещали Вам что-то , выполнили бы свое обещание?
  6. Как часто Вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
  7. Как часто решение возникших у Вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
  8. Какой  % людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают Вас, ваши  инициативы и предложения?
  9. Как часто у Вас бывает оптимистическое и веселое настроение?
  10. Если все проблемы, которые приходилось Вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?
  11. Как часто Вам приходится отстаиваить свои принципы и убеждения?
  12. В какой степени Ваша общительность, коммуникабельность, способствуют решению жизненно важных для Вас проблем?
  13. Как часто у Вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе Вам приходится брать на себя?
  14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
  15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе?
  16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают Вас человеком воспитанным и интеллигентным?
  17. Как часто Вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?
  18. Как часто Вам приходилось коренным образом  реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

     В тесте используется 9-ти бальная шкала самооценки личностных качеств либо частота их проявления, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.

     Однако, следует понимать, что все оценки относительны. При самооценки мысленно надо представить себе высший (9-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найти себе место в 9-ти бальной шкале.

      По результатам самооценки уч-ся может далее построить свой профиль творческих качеств и определить к какому типу творческой личности он относится (по наивысшему уровню развития соответствующих качеств, см. схему).

     ОПРЕДЕЛЕНИЕ  УРОВНЯ  ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ЛИЧНОСТИ  

Суммарное число баллов

Уровень творческого потенциала личности

18 – 39

40 – 54

55 – 69

70 – 84

85 -  99

100 – 114

115 – 129

130 – 142

143 - 162

1 – очень низкий уровень

2 – низкий

3 – ниже среднего

4 – чуть ниже среднего

5 – средний уровень

6 – чуть выше среднего

7 – выше среднего

8 – высший уровень

9 – очень высокий уровень

     Уровень творческого потенциала личности определяется на основе суммарного числа баллов.

 

©Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии МОУСОШ№8 г.Старая Русса 04.06.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по технологии (вязание) для коррекционной школы VIII вида.

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению заданий по вязанию простейших изделий.Обучение вязани...

Авторская программа по технологии

Данная программа составлена в 1997 году на основе «Программ для внешкольных учреждений» под редакцией Горского В.А. (Москва «Просвещение», 1988 г). Неоднократно дорабатывалась с учетом современных тре...

Авторская программа элективного курса "Резьба по дереву" с комплектом сценариев занятий

Программа  элективного курса «Резьба по дереву»  для учащихся 8-9 классов.Пояснительная записка.Содержание курса направлено на формирование у учащихся компетенций в области декоративно...

авторская программа "Пирография или стильные штучки из дерева" для 7-8 классов

Выжиганием по дереву (пирографией) может заниматься любой человек, даже не имеющий художественного образования! Пирографическое оборудование недорогое и просто в применении. Если есть терпение и немно...

Авторская программа "Применение технологии развития критического мышления на уроках истории"

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  обеспечении условий для развития  интеллектуальной деятельности учащихся  через  использование технологии развития критического мыш...

Авторская программа здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и ИКТ

Авторская Программа здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и ИКТ учитель информатики МБОУ «Средняя школа №2» г. Десногорска Зубова Оксана Викторовна Цель и задачи программы: ...

Авторская программа стажировки " Технология «Портфолио» для индивидуализации обучения для подготовки к итоговой аттестации. "

Технология работы учителя, выстроенных на принципах индивидуализации, для подготовки к итоговой аттестации учащихся...