Авторская программа Серебряная нить
опыты и эксперименты по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Авторская программа Серебряная нить - Вышивка была одним из излюбленных занятий на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_serebryanaya_nit.docx81.41 КБ
Файл avtorskaya_programma_titulnik.docx523.07 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа

Пояснительная записка

Вышивка была одним из излюбленных занятий на Руси. Вышивальное искусство никогда не исчезало на Руси, оно лишь слегка отодвигалось в тень или вновь появлялось во всей своей красе. Изысканные или простые вышивки выглядели очаровательно на блузах платьях, рубахах, всегда были особым украшением дома. Вышивальный узор превращает даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства. В России вышивальное искусство стало интенсивно развиваться  в половине ХVII столетия. Бессоновым в Москве в 1860 году впервые говорится о несомненной пользе общедоступного преподавания всякого рода рукоделий с целью образовать из них добрых жен и матерей и хороших хозяек, а также упоминается об устройстве особых мастерских или школ рукоделия для достижения этой цели.

       Современная вышивка выполняется не только в ручную, но и на швейных машинах. Первая вышивальная машинка появилась во Франции в 1821 году но имя изобретателя осталось неизвестно. Машинная вышивка отличается быстротой и легкостью исполнения. Качество вышивки зависит от того насколько хорошо овладеют  приемами вышивальных технологий. Изучение вышивального искусства даст широкий диапазон возможностей  украшения одежды и создания декоративно – прикладных изделий.

         Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре. Позволяет выявить - образную систему художественного творчества разных стран. Такой подход позволит строить образование с учетом многовекового культурного наследия народов. По-иному оценивать вклад культуры народов России в общечеловеческую культуру. Художественный образ рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа.

Обучаясь по данной программе, дети  выполняют авторские работы, что способствует формированию дизайнерского мышления, адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа «Серебряная нить» включает профориентационную подготовку обучающихся – это ознакомление обучающихся  с профессией вышивальщицы, швеи, дизайнера, художника-модельера, художника-конструктора, модельера.

Программа рассчитана на достаточно высокий уровень овладения приемами машинной вышивкой на до профессиональном уровне, что дает возможность сделать профессиональный выбор.

Программа направлена на развитие гармоничной, творческой личности способной украшать быть, создавать уют в доме. Полноценно реализовывать себя в жизни.

Программа «Серебряная нить» является авторской. Программа существенно отличается  от существующих программ по машинной вышивке, так как расширяет рамки работы   творческого объединения, предлагая высокий уровень овладения машинной вышивкой, расширенную базу теоретических знаний.

Программа написана с учетом особенностей детского восприятия и их возможностей, поэтому имеет шестилетний курс обучения. Шестилетний курс имеет трехуровневые ступени мастерства: «подмастерье», «мастеровой», «мастер». Уровень «подмастерье» является подготовительной ступенью для овладения приемами машинной вышивки. Разрабатывается мелкая моторика  приемами ручной вышивки, отрабатываются первые навыки машинной строчки (попадание в намеченную линию), осваивается машинный шов «насыпь». Уровень «мастеровой» является подготовительным к овладению самых сложных приемов машинной вышивки и включае в себя овладение машинными приемами: сетки настрочные, строчевая гладь, гладьевой валик. Уровень «мастера» является завершающим этапом на этой ступени обучающиеся овладеваю техникой «ришелье», гладь прорезная, художественная гладь.  

Программа учитывает индивидуальный подход, к каждому ребенку предоставляя ему возможность, как ускоренно овладевать, так и в умеренных темпах. Данная программа является продолжением одноименной программы, разработанной в 2001 году и апробированной в течение трех лет. Данная программа отличается от предыдущей тем, что добавлена дополнительная ступень обучения для детей младшего возраста, предусматривающая подготовительную базу для овладения приемами машинной вышивки, а также внесены изменения в учебно-тематический план, систематизированы темы и количество часов по ним.

Цель: формирование творческой личности ребенка. Способной к эстетическому восприятию мира и овладению профессиональными навыками.

Задачи:

Обучающие:

  • Овладение основными приемами машинной вышивки, навыками построения орнамента.
  • Умение создавать художественный образ изделия.
  • Анализ произведения.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей и самовыражения.
  • Развитие аккуратности и стремления непрестанно улучшать качество работы.
  • Развитие образного мышления.
  • Развитие сенсорных способностей: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета
    и ритма.
  • Развитие координации движения.

Воспитывающие:

  • Воспитание чувства красоты, красота как облагораживающие понятие.
  • Любовь к природе.
  • Воспитание эстетической грамотности (назначение музеев, умение видеть и читать
    произведения, созерцательность).

Возрастной диапазон учащихся с 8 до 18 лет (2-11 классы).

Количество групп: 6.

Формирование групп по возрастным категориям. Возможны смешанные (разновозрастные

группы, по уровню способностей).

По годам обучения

Классы

Нагрузка в часах

Количество часов

В неделю

В месяц

В год

I

2-3

По 0,5 ч. 3 раза в неделю

1,5

6

54

II

3-4

По 0,5 ч. 3 раза в неделю

1,5

6

54

III

4-5

По 1 ч. 3 раза в неделю

3

12

108

IV

5-6

По 1 ч. 3 раза в неделю

3

12

108

V

V

6-8

По 1,5 ч.3 раза в неделю

4,5

18

162

VI

9-11

По 1,5 ч. 3 раза в неделю

4,5

18

162

                                                                 

Итого:                                                                            18                        72                      648

Данная разбивка часов в день, позволяет не перегружаться детям различных возрастов, поскольку машинная вышивка требует сосредоточения. При расстановке часов учитывается оптимальная нагрузка на ребенка.

Количество часов в неделю - 18, в год - 648.

Программа рассчитана на постоянный состав учащихся.  Запись школьников производится по объявлению с учетом всех желающих.

Формы работы:

а) Индивидуально-групповые: во время организации учебно-практической деятельности.

 б) Коллективная: во время проведения праздников, конкурсов, площадок в каникулярное время, выставок.

Формы подведения итогов реализации программы.

  • 1 год обучения: соревнования, выставки
  • 2 год обучения: аттестация на звание «Подмастерье».
  • 3 год обучения: соревнования, выставки, конкурсы.
  • 4 год обучения: аттестация на звание «Мастеровой».
  • 5 год обучения: КВН, выставки, авторские выставки, сессии НОУ.
  • 6 год обучения: аттестация итоговая на звание «Мастер» экзамен тестирование.

Результаты реализации программы

Результаты освоения данной программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.

В структуре результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков воспитанники овладевают на уровне:

*актуального развития

 исполнительская компетентность – репродуктивная работа по машинной вышивке,  хорошо освоенная и выполняемая практически автоматически позволяющая перейти к более сложным задачам.

 *зоны ближайшего развития

«перспективные действия» – находящиеся ещё в стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области машинной вышивки. Эта зона развития определяется индивидуальными особенностями обучающегося.

Предметные результаты 

  Освоения воспитанниками базовых понятий художественной работы, опыт деятельности по получению новых знаний в области декоративно-прикладного творчества машинная вышивка, ее  преобразование и применение, а также системы основополагающих элементов декоративно-прикладного творчества, лежащей в основе современных направлений: дизайн, стилизация и т.д.
Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Метапредметные результаты – овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования декоративно-творческой деятельности при работе с тканями, нитками, пяльцами, бисером, фурнитурой и др.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребёнком),
  • отчетные выставки объединения,
  • участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.

А так же, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

*результативность и самостоятельную деятельность ребёнка,

*активность,

*аккуратность,

*творческий подход к знаниям,

*степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность российской, гражданской идентичности. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребёнка в объединении, деловые качества воспитанника).

Используется:

*простое наблюдение

*проведение ролевых игр

*опросники

*анкетирование

*психолого-диагностические методики.

Тематический план

I год обучения «Подмастерье»

N

Темы

Теоретические часы

Практические часы

Общее кол-во часов

1

Организационное занятие

0,5

0,5

2

Техника безопасности

0,5

0,5

3

Оборудование, материалы, приспособления

0,5

0,5

4

Декоративно-прикладное искусство

3

3

5

Простые композиции

1

2

3

6

Теплые и холодные цвета

1

2

3

7

Основы вышивки

3,5

3,5

8

Виды орнаментов

3,5

3,5

9

Ручные швы: тамбурный шов

1

2

3

10

Практическая работа

5

5

11

Стебельчатый шов

1

2

3

12

Практическая работа:

6

6

13

Шов «узелок»

1

2

3

14

Практическая работа:

5

5

15

Гладьевой шов

1

2

3

16

Практическая работа:

4

7

17

Участие в выставках

1

1

18

Итоговое занятие

0,5

0,5

ИТОГО:

18

36

54

Содержание программы

1.        Организационное занятие.

Знакомство с учащимися и их родителями. План на учебный год. Требования к учащимся. Расписание. Организационные вопросы. Обозначить цели на учебный год.

  1. Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности при работе с иголкой,
    ножницами, организация рабочего места.
  2. Оборудование, материалы, приспособления. Знакомство учащихся с необходимыми
    инструментами и приспособлениями для ручной вышивки. Оборудование и организация
    рабочего места.
  3. Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни
    человека. Раскрыть значение слова «декор». Почему называется искусство «прикладным»?
  4. Простые композиции. Ознакомится с понятиями: пространство, плоскость, форма.
    Практическая работа:
  • композиционное вмещение формы на плоскость (рисунок, соотношение размеров)
  • ритм орнамента
  • форма орнамента: линейный, замкнутый, сетчатый.
    Практическая работа: составление простых композиций.

6.        Теплые и холодные цвета.
Значение цвета. Научиться определять теплые и холодные цвета.

Практическая работа: выбрать цвета для раскрашивания работ, раскрасить.

7.        Основы вышивки.

Рассказать с каких времен, где и для чего использовалась вышивка.

Познакомить с видами ручной вышивки.

Ручные швы делятся на две группы: счетные и по рисованному контуру.

8.        Виды орнаментов.

Познакомиться с видами орнаментов: растительный, животный, геометрический, фантастический, астральный, каллиграфический, пейзажный, предметный.

9.        Ручные швы.

Тамбурные швы: цепочка, полупетля, елочка, петля в прикреп.

  1. Практическая работа. Выбор рисунка. Подготовка ткани. Подбор необходимых ниток. Изготовление салфеток.
  2. Стебельчатый шов. Разноцветность швов «Белой глади». Выполнение стебельчатогошва. Примеры использования в узорах.
  3. Практическая работа. Выбор рисунка. Подготовка ниток. Подготовка ткани для вышивки. Выполнение салфеток в технике стебельчатого шва.
  4. Шов «узелок».

Шов «узелок» относится к разновидностям швов «Белой глади». Является украшающим швом, дополняющим различные виды ручных швов.

14.        Практическая работа.

Выбор рисунка. Подготовка ткани. Подбор ниток. Выбор любой техники выполнения ручными швами из пройденного материала. Оформление и украшение работы швом «узелок». Изготовление салфеток.

15.        Гладьевой шов.

Основной прием «Белой глади». На его основе выполняются различные виды «Белой глади», такие как шнурочек или (валик), горошинки, листики, цветочек, листик в раскол.

16.        Практическая работа.

Выбор рисунка. Подготовка ткани. Подбор необходимых ниток. Выполнение салфетки в технике глади.

17.        Участие в выставках.

Подготовка работ к районным и республиканским выставкам.

18.        Итоговое занятие.
Подведение итогов первого года занятия.

Проследить рост достижений. Проанализировать посещаемость и успеваемость. Подведение итогов.

II год обучения

 «Подмастерье»

N

Темы

Теоретические часы

Практические часы

Общее кол-во часов

1

Организационное занятие

0,5

0,5

2

Техника безопасности

0,5

0,5

3

Оборудование, материалы, приспособления

0,5

0,5

4

Композиция

1

            2

3

5

Цветоведение

1

2

3

6

Способ перевода рисунка на ткань. Заправка ткани в пяльцы.

0,5

1

1,5

7

Устройство швейной машины

2

2

2

8

Настрой машины на вышивку

0,5

1

1,5

9

Увеличение и уменьшение размеров рисунка

0,5

1,5

10

Декоративно-прикладное искусство

4

4

11

Основы вышивки

4

4

12

Тренировочные упражнения «Первые шаги»

4

4

13

Контурные и отделочные швы

0,5

2

3.5

14

Практическая работа

4

4

15

«Насыпь»

1

2

3

16

Практическая работа

16,5

16,5

17

Участие в выставках

0,5

0,5

18

Итоговое занятие

0,5

0,5

ИТОГО:

18

36

54

Содержание программы

1.        Организационное занятие.

План на учебный год. Требования к учащимся. Расписание. Организационные вопросы. Обозначить цели на учебный год.

2.        Техника безопасности.

Инструктаж по технике безопасности при работе на швейных машинах. При работе с иголкой, ножницами, организация рабочего места. При работе с электроприборами.

  1. Оборудование, материалы, приспособления. Знакомство учащихся с необходимыми инструментами и приспособлениями для машинной вышивки. Оборудование и организация рабочего места.
  2. Композиция.Определение композиции.

Выявить художественный замысел композиции (мысль-идею) прежде, чем приступить к работе. Главное и второстепенное в композиции. Объемная и плоскостная композиция. Структура орнамента: мотив, раппорт. Форма орнамента: ленточный, замкнутый и сетчатый орнамент. Практическая работа: составление орнаментов линейкой, замкнутой и сетчатой формой с более сложными связями взаимодействия элементов.

5.        Цветоведение. Понятия, изучаемые в науке цветоведения (изменение цвета от освещения   и   расстояния,   влияние   цветов  друг   на  друга,   характеристики   цветов). Определение цвета. Длины цветовых волн. Применение цвета в технике «насыпь».

6.        Способ перевода рисунка на ткань.

Через источник света, через копировальную бумагу, припорохом (пудра, зубной порошок и керосин в равных частях). Настрачивание кальки на ткань, по контору рисунка (для вышивки белое по белому). Для заправки ткани в пяльцы необходимо учесть структуру ткани и нагрузку давать на долевую и поперечную нить.

7.        Устройство швейной машины.

Швейная машина 2-М класса ПМЗ с электроприводом. Швейная машина «Чайка-142 М» с электроприводом. Челночный комплект. Электрический привод.

8.        Настрой машины на вышивку. Уметь перестраивать машину с пошивочной строчки на вышивальную.

9.        Увеличение и уменьшение размеров рисунка.

Увеличение или уменьшение размеров рисунка осуществляется с помощью сетки. Это позволит использовать любой рисунок, делая его необходимого по размера.

10.  Декоративно-прикладное искусство.

Раскрыть особенности декоративно-прикладного искусства, его влияние на жизни человека.

Значение украшения в жизни человека.

11.        Основы вышивки. Познакомить с видами машинной вышивки. Машинная вышивка делится на глухие и сквозные (ажурные) приемы швов. Глухие вышивки (выполненные по цельной ткани). Глухие вышивки бывают односторонними и двухсторонними. Сквозные или ажурные вышивки (выполненные по выдернутым и вырезанным нитям ткани). По своему назначению швы бывают: соединительные, закрепляющие, краевые, украшающие (декоративные), маскировочные. Определение шва, длины стежка.

12.        Тренировочные упражнения «Первые шаги».

Тренировочные упражнения на координацию движения. Регулировка передвижения пялен. При быстром передвижении пялец получается больше расстояние между проколами иглы. Прострочка горизонтальных и вертикальных линий. Прострочка круговых линий. Все упражнения выполняются без ниток. Заправка нити для этих упражнений при наличии первоначальных навыков.

13.        Контурные и отделочные швы.

Вилюшка, спираль, мозги, восьмерка, насыпь, чешуйки. Технология выполнения швов по нарисованной линии первоначально, продолжение строчки с соответствующим узором по чистому полотну ткани. Где применяются эти виды швов.

14.        Практическая работа.

Частичное нанесение узора в начале предлагаемой строчки. Выполнение контурных и отделочных швов.

  1. «Насыпь».   Заполняет   внутренние   части   элементов.   Применение,   технология выполнения.
  2. Практическая работа.

Подготовка ткани для вышивки. Выбор ниток. Вышивка салфеток с использованием техники «насыпь».

17.        Участие в выставках.

Подготовка работ к районным и республиканским выставкам.

18.        Итоговое занятие.

Защита на звание «Подмастерье». Подведение итогов второго года обучения. Анализ работы, посещаемость, успеваемость.

III  год  обучения

« Мастеровой»

Темы

теоретические часы

Практические часы

общее количество часов

1

организационное занятие

1

1

2

техника безопасности

1

1

3

декоративно-прикладное искусство

6

6

4

композиция

3

6

9

5

цветоведение

3

6

9

6

орнамент в искусстве народов мира

6

6

7

ритмика природы и орнамента

8

8

8

стилизация орнамента

1

2

3

9

сетки настрочные

2

4

6

10

практическая работа

6

6

11

Строчевая гладь

2

4

6

12

Практическая работа

19

19

13

Гладьевой валик

2

4

6

14

Практическая работа

19

19

15

Участие в выставках

2

2

16

Итоговое занятие

1

1

Итого:                                                                36                                 72                            108

Содержание программы

1.        Организационное занятие.

План на учебный год. Требования к учащимся. Расписание, организационные вопросы. Обозначить цели на учебный год.

2.        Техника безопасности.

Инструктаж по технике безопасности при работе на швейных машинах. При работе с иголкой, ножницами. При работе с электроприборами. Организация рабочего места.

3.        Декоративно-прикладное искусство.

Виды декоративно-прикладного искусства в Усть-Коксинском районе.

4.        Композиция.

Орнамент, - организующее искусство. По содержанию орнамент бывает: геометрический, растительный, животный, шрифтовой, меандровый, птичный, человекообразный, фантастический, предметный.

По степени сложности орнамент подразделяется на простой, сложный и художественный. Практическая   работа.   Составление   художественного   орнамента.    Композиция   для аппликации, композиция с применением сеток.

5.        Цвеговедение.
Хроматические и ахроматические цвета.
Теплые и холодные цвета.
Основные и дополнительные цвета.
Легкость и тяжесть цвета.

Цветовые сочетания в сетках настрочных. Цветовые сочетания в аппликациях.

6.        Орнамент в искусстве народов мира.

Возникновение орнаментальных мотивов (каменный век). Значение и символика орнаментальных мотивов в древности.

Поэзия живой природы в орнаментальных мотивах. Утрата смысла не страшна орнаменту. О пределах орнамента. Орнамент и натура. Орнамент и поэзия.

7.        Ритмика природы и орнамента.

Ритмы пейзажей. Ритмика в звуках животных и насекомых. Ритмы в структуре растений: цветов (лепестки), листьев (симметричное расположение), веток. В природе свой порядок ритмических построений. И этот ритмический порядок природы человек вносит в рукотворный мир, привнося частичку своей фантазии. Ритм в орнаменте. Ритмы в различных видах искусства (музыка, поэзия). Музыкально-поэтическая композиция «Образцы красоты».

8.        Стилизация орнамента.
Источник вдохновения - природа.

Определение стилизации. Связь с окружающим миром. Стилизация у разных народов. Степени стилизации.

9.        Сетки настрочные.

В работах, выполненных белой вышивкой, для заполнения пространства применяют различные декоративные сетки. Что придает изделию изящный и оригинальный вид. Линии в сетках могут прямыми и наклонными. Нитки в тон ткани или контрастные.

10.        Практическая работа.

Выбор рисунка. Подбор ниток. Подготовка ткани для вышивки. Вышивание салфетки с использованием техники «сетки настрочные».

11. Строчевая гладь

Применение, технология выполнения. Вливание одного цвета в другой, размеренным шагом строчки.

12. Практическая работа.

Выбор рисунка. Подготовка ткани, подбор тряпочек по рисунку. Подбор цветовой гаммы и

необходимых ниток. Изготовление Картин, прихваток или подушечек в технике аппликации.

13. Гладьевой валик.

Применение технологии выполнения. Эта техника вышивки является основой для сложных вышивальных техник.

14. Практическая работа. Выбор рисунка. Подбор ниток. Подготовка ткани для вышивки. Тренировочная отработка шва.

15.  Участие в выставках.

Подготовка вышитых работ к районным и республиканским выставкам.

16.Итоговое занятие.

Подведение итогов третьего года обучения. Анализ работы, посещаемости, успеваемость. Подведение итогов.

IV год обучения «Мастеровой»

N

Темы

Теоретические часы

Практические часы

Общее кол-во часов

1

Организационное занятие

1

1      

2

Техника безопасности 1

1 _

1

3

Декоративно-прикладное искусство

6

6

4

Композиция

2

4

          6

5

Цветоведение

2

4

6

6

Орнамент в искусстве народов мира

9

 9      

7

Принципы построения орнамента

2

4

6

8

Неполадки в швейной машине и способы их устранения

6

6

9

         Аппликация

2

             4

6

10

Практическая работа

16

16

11

Легкая гладь

2

4

6

12

Практическая работа

16

16

13

Пышечки

2

4

6

14

Практическая работа

14

14

15

Участие в выставках

               2

       2

16

Итоговое занятие

1

1 108

ИТОГО:

36

72

108

Содержание программы

  1. План  на учебный год. Требования к учащимся.  Расписание, организационные
    вопросы. Обозначить цели на учебный год.
  2. Техника безопасности.

Инструктаж по технике безопасности при работе на швейных машинах. При работе с иголкой, ножницами. При работе с электроприборами. Организация рабочего места.

3.        Декоративно-прикладное искусство.

Виды декоративно-прикладного искусства развивающиеся в мире.

4.        Композиция.

Средства композиции: 1) Формат (вертикальный, горизонтальный, квадратный, круглый). 2) Пространство (одноплановое, многоплановое, перспектива). 3) Композиционный центр (идейно-смысловой центр). 4) Симметрия   и асимметрия. 5) Равновесие. 6) Динамика и статика (движение и покой). Композиции для техники «строченая гладь», «Белая гладь».

5.        Цвето ведение.

Какие цвета увеличивают предмет, какие уменьшают (объемная перспектива). Определение цветового тона. Определение яркости в цвете. Определение насыщенности цвета. Использование цвета в технике «легкая гладь», «пышечки».

6.        Орнамент в искусстве народов мира.

Орнамент    и    символика    Древнерусской    вышивки.    Древнегреческий    орнамент. Древнеегипетский  орнамент.  Орнамент древних  Кельтов.  Орнамент как часть  вещи. Орнамент сохраняет свою выразительность, даже не дающем представление вещи. Русский народный костюм. Древнегреческий костюм. Костюм древнего Рима. Византийский костюм. (Ансамблевость, взаимосвязь частей костюма, деталей его оформления).

7.        Принципы построения орнамента.

Рассмотрим основные принципы построения орнамента (переносы, вращение, зеркальное отражение, решетки) и опишем методы, с помощью которых можно получить любопытные орнаментальные построения.

8.        Неполадки в швейной машине и способы их устранения.

Уметь определить причину неисправности машины. Уметь исправить неполадки в машине.

9. Накадное шитье: аппликация объемная и рельефная. Объемная аппликация исполняется
методом настрачивания полосок ткани с обработанными зигзагом краями, что придает
волнистую основу полоскам. Косые полоски ткани шириной 2-3 см.

Рельефная аппликация выполняется на плотных эластичных тканях: драп, шерсть, трикотаж

и т.д. Обстрачивают контуры рисунка вместе с подкладочной тканью. С левой стороны

заполняют детали ватой.

10.        Практическая работа.

Подготовка ткани для вышивки. Выбор ниток с учетом плавного вливания. Цвета один в другой. Вышивка салфеток, картин с использованием техники строченая гладь.

11.        Легкая гладь.

Этот вид глади применяется для выполнения контура рисунка. Технология выполнения.

12.        Практическая работа.

Подготовка ткани. Выбор рисунка. Подбор цветовой гаммы. Выполнение изделия в технике «легкая гладь», салфетка, картина или подушечка.

13.        Шов «пышечка».

Разновидность швов «Белой глади», которую часто используют с настилом. Маленькие кружочки, выполненные гладью с настилом имеют довольно выпуклый вид. Поэтому их назвали «пышечками». Этот шов служит украшающим элементом, дополняющим к украшающим. Другие виды «Белой глади» в работе.

14.        Практическая работа.

Выбор рисунка. Подготовка ткани. Подбор цветовой гаммы. Выбор ниток. Традиционно в этой технике применяется белый цвет. Выполнение изделия в технике гладь с настилом с применением «пышечек».

15.        Участие в выставках.Подготовка работ к выставкам районного и городского масштаба.

16.Итоговое занятие.

Подведение    итогов    четвертого    года    обучения.    Проследить    рост    достижений.

Проанализировать посещаемость, успеваемость. Защита на звание «Мастеровой».

V год обучения «Мастер»

N

Темы

Теоретические часы

Практические часы

Общее Кол-во часов

1

Организационное занятие

1,5

1,5

2

Техника безопасности

1,5

1,5

3

Основы композиции

4,5

9

13,5

4

Основы цветоведения

4,5

9

13,5

5

Основы материаловедения

13,5

13,5

6

Орнамент в искусстве народов мира

9

9

7

Анализ произведения

12

12

8

Ришелье

3

6

9

9

Практическая работа

37,5

37,5

10

Гладь прорезная

3

6

9

11

Практическая работа

37,5

37,5

12

Участие в выставках

3

3

13

Итоговое занятие

1,5

1,5

ИТОГО:

54

108

162

Содержание программы

1.        Организационное занятие.

Знакомство с тематикой на пятый учебный год. Требования к учащимся. Расписание. Организационные вопросы. Обозначить цели на учебный год.

2.        Техника безопасности.

Инструктаж по технике безопасности при работе на швейных машинах. При работе с иголкой, ножницами. При работе с электроприборами. Организация рабочего места.

3.        Основы композиции.

Средства композиции: 7) Ритм. 8) Контраст и нюанс. 9) Светотень (объемность). 10) Цвет (колорит).   11) Форма.   12) Ракурс (точка зрения).   13) Фактура.   14) Декоративность (стилизация). 15) Открытость и замкнутость композиции. 16) Целостность. Композиция для вышивки в технике «ришелье», «прозрачная гладь».

4.        Основы цветоведения.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Влияние цвета на настроение.

Использование цвета в технике «ришелье», «прозрачная гладь».

5.        Основы материаловедения.

Ткань для вышивки. Основа и «уток» в ткани. Тканый рисунок-определение. Виды переплетений: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. Свойства тканей.

6.        Орнамент в искусстве народов мира.
Орнамент готический. Орнамент эпохи возрождения.
Орнамент стиля: барокко, рококо, классицизма.

Орнамент Японии, Китая, Североамериканских индейцев. Арабески (исламские орнаменты). Средневековые орнаменты.

7.        Анализ произведения.

Находить композиционную основу, вычленить ритмические узлы, определить характер цветовых сочетаний.

8.        Ришелье.

В этой технике выполняют кружевные воротники, легкие ажурные салфетки и оконные занавески. Узоры на ткани с вырезанными частями. Просветы заполняют сетками и связующими элементами-бридами. Технология выполнения. Выполнение изделия на выбор: салфетка, воротник.

9.        Практическая работа.

Выбор рисунка. Подбор ниток и цветовой гаммы. Осуществление последовательности технологических приемов. Изготовление изделия в технике «ришелье».

10.        Гладь прорезная (продолговатый листик, калачик, дырочки). Продолговатые и круглые
дырочки составляют узор. В народе такое изделие называют «выбитым». Родина прорезной
глади - Англия, поэтому ее называют английской. Глади присущи строгость линий и
некоторая официальность. Отверстия являются деталями рисунка, поэтому формы рисунка
ограничены и используются для его выполнения два или три вида швов указанные выше.
Традиционно работа выполняется белым по белому. Технология выполнения. Изготовление
изделия: салфетка, воротничок.

11.        Практическая работа.

Подготовка ткани. Выбор рисунка. Подбор цветовой гаммы. Выполнение изделия в технике «прорезная гладь».

12.        Участие в выставках.

Подготовка работ к выставкам районного и городского масштаба.

13.        Итоговое занятие.

Подведение итогов пятого года обучения. Проследить рост достижений. Анализ работы. Проанализировать посещаемость, успеваемость. Подведение итогов.

VI год обучения «Мастер»

N

Темы

Теоретические часы

Практические часы

Общее Кол-во часов

1

Организационное занятие

1,5

1,5

2

Техника безопасности

1,5

1,5

3

Основы композиции

4,5

9

13,5

4

Основы цветоведения

4,5

9

13,5

5

Основы материаловедения

13,5

13,5

6

Орнамент в искусстве народов мира

12

12

7

Анализ произведения

12

12

8

Художественная гладь

3

6

9

9

Практическая работа

81

81

10

Участие в выставках

3

3

11

Итоговое занятие

1,5

1,5

ИТОГО:

54

108

162

Содержание программы

1.        Организационное занятие.

Знакомство с тематикой на учебный год. Требования к учащимся. Расписание. Организационные вопросы. Обозначить цели на учебный год.

2.        Техника безопасности.

Инструктаж по технике безопасности при работе на швейных машинах. При работе с иголкой, ножницами. При работе с электроприборами. Организация рабочего места.

  1. Основы композиции. Законы композиции. Повторение и закрепление пройденного
    материала. Композиции для техники художественная гладь.
  2. Основы цветоведения.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Что такое гармония и гармоничные сочетания.

Вливание одного цвета в другой. Выполнение работ в технике «художественная гладь».

5.        Основы материаловедения.

Свойства волокон. Обработка химических тканей (искусственные и синтетические). Обработка х\б тканей.

6.        Орнамент в искусстве народов мира.

Роль орнамента в архитектурно-художественной среде.

Орнамент как область художественной культуры народов нашей страны и народов мира.

Обобщение и систематизация знаний.

7.        Анализ произведения.

Полный анализ произведения: использование формата, пространство (одноплановое, многоплановое, перспектива). Определить композиционный центр (идейно-смысловой центр). Симметричность или асимметричность композиции. Уравновешенность композиции. Статичность или динамичность композиции. Присутствие ритма в композиции. Использование контраста или нюанса в композиции. Отражена ли в композиции светотень (объемность). Какой выбран цвет (колорит). Соответствие формата с формой. Какой выбран ракурс (точка зрения). Какая использована фактура (поверхность). Степень декоративности (стилизация). Чем сильнее степень стилизации, тем меньше элементы похожи на природные. Определить открытость или замкнутость композиции (основные направления линий стянуты к центру или идут от центра). Определить целостность композиции (согласованность всех элементов композиции).

8.        Художественная гладь.

Основой этой техники являются гладьевые стежки, которые при вливании одного стежка, в другой образуют ровную и гладкую поверхность. Применяется на нарядной одежде, салфетках, дорожках, украшают предметы обихода и создают художественные работы -панно, картины, портреты. Рекомендуется брать фон не ярких тонов. Гармоничное сочетание элементов вышивки заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов. А также в сочетании близких цветов, воспринимающихся в качестве оттенков одного цвета. Технология выполнения художественной глади.

9.        Практическая работа.

Подготовка ткани к работе. Выбор рисунка. Зарисовка цветового сочетания изделия. Продумывание светотени и направления стежков. Изготовление изделия в технике «художественная гладь»: салфетка, картина, панно.

10.        Участие в выставках.

Участие в выставках районного и республиканского масштаба.

11.        Итоговое занятие.

Подведение итогов шестого года обучения.

Проследить рост достижений. Анализ работы, посещаемости, успеваемости. Подведение

итогов. Экзамены на звание «Мастер».

Условия реализации программы

Формы занятий:

  • занятие лекция-беседа (изучение нового материала)
  • практические занятия
  • занятие творческой мастерской
  • индивидуальные занятия
  • работа в парах и группах
  • занятие - КВН
  • занятие - аттестация
  • экскурсии
  • выставки детского прикладного творчества
  • авторские выставки детей и педагога
  • творческие отчеты.
  • интегрированные уроки.
  • открытые уроки.

Методы:

  • словесные, наглядные, практические
  • добровольность занятий декоративно-прикладным искусством
  • индивидуальный подход к каждому ребенку
  • индивидуальный темп обучения
  • высокий темп работы
  • соответствие учебной программы потребностям и возможностям учащихся.

Приемы:

  • коллективное обсуждение: предлагаемой работы, удавшихся моментов в изделии,
    корректировка недочетов
  • выявление последовательности, способов, приемов выполнения изделий
  • изготовление тренировочных образцов, прежде чем приступить к изделию в новой технике
  • самостоятельная работа
  • коллективное выполнение изделия
  • разноуровневые творческие задания.

Принципы:

  • создание творческой атмосферы
  • принцип взаимопомощи
  • от простого к сложному
  • принцип повтора, вариации, импровизации
  • сделать трудное легким, легкое прекрасным
  • контроль, самоконтроль, взаимоконтроль
  • принцип сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся.

Дидактический материал:

  • демонстрационный материал: готовые изделия, рисунки с композициями, схемы
    технологического выполнения, образцы цветовых сочетаний, орнаменты разных стран мира,
    образцы объемной закомпановки предмета или изделия
  • карточки-задания
  • карточки для самостоятельного изучения материала
  • альбомы для практических заданий (зарисовками, видами орнаментов, цветовыми
    сочетаниями, собственными сочинениями орнаментов)
  • подборка эскизов работ
  • рабочие тетради
  • сборники конспектов.

Техническое оснащение:

  • швейные машины «Чайка» -142 М
  • пяльцы
  • ножницы (маленькие)
  • копировальная бумага
  • калька
  • игольницы
  • иголки (ручные, машинные)
  • ткань (бязь белая и цветная)
  • нитки х/б и шелковые
  • шпульные колпачки
  • шпульки
  • альбомы
  • карандаши
  • краски
  • кисточки
  • цветная бумага
    - электросветильники
  • утюжильная доска
  • утюг
  • бумага

Формы подведения аттестации:

- зачет

- экзамен (тесты)

- реферат

- практическая работа

- научно-исследовательская работа

- проект

- выставка

Конечный результат.

«Подмастеръе»

должен знать:

*стилизация орнамента  

*принципы построения орнамента  
*определять виды орнаментов

*неполадки в машине и способы их устранения

должен уметь:

*выполнять контурные и отделочные швы. –

*вышивать в технике «строчевая гладь» -

*обработка края салфетки.

«Мастеровой»

должен знать:

*стилизация орнамента  

*принципы построения орнамента  
*определять виды орнаментов

*неполадки в машине и способы их устранения

должен уметь:

*вышивать накладным шитьем «аппликация»

*вышивать настрочные сетки

*вышивать в технике «легкая гладь» -вышивать в технике «пышечки»

«Мастер»

должен знать:

*сновы материаловедения

*основы цветоведения

*основы композиции

*анализ произведения: находить композиционную основу

 вычленить ритмические узлы, определять характер

*цветочных сочетании

должен уметь:

*вышивать в технике «Ришелье»

*«художественная гладь»

*владеть приемами окончательной отделки изделия,

стирка, утюжка

Учебно-материальная база.

Материальное обеспечение, необходимое для успешного осуществления программы.

-Столы и необходимое количество стульев;

-Шкафы для хранения ткани, ниток, пялец, ножниц, иголок, начатых работ;

-Шкаф для хранения иллюстрационной литературы и образцов;

-Доска школьная;

-Доска утюжильная;

-Утюг, резиновый коврик;

-Щетка для стирки изделий;

-Стенды для размещения образцов и проведения выставок;

-Светильники;

-Швейные машины (минимум шесть штук) с электрическим приводом, на тумбах.

Инструменты и материалы:

-Пяльцы (минимум двенадцать штук);

-Ткани х/б (бязь, ситец), льняная, бисер, тесьма, цветные лоскуты ткани:

-Ножницы;

-Иглы ручные и машинные: № 100, 90;

-Нитки х/б № 35, 45 армированные;

-Нитки шёлковые;

-Бумага копировальная, калька, цветная бумага, альбомы, картон для шаблонов, пайки <

мультифорами;

-Карандаши, кисти, краски гуашь;

-Клей ПВА;

-Линейка, треугольник, циркуль;

-Цветные ручки.

Методическое обеспечение:

-Иллюстрированная литература;

-Фотоматериалы;

-Видеофильмы;

-Книги;

-Методические разработки;

-Образцы.

  1. Список использованной литературы.

1.      Домашние ремесла: Сб. / Сост. Е.Н. Семашко -
        М.: Физкультура и спорт, 1999. - 256 с., ил.

2.       Ананьева А., Лазарева Т., Нерода М.

 Вышивание: Гладь. Ришелье. Аппликация. - М,:  Этерна, 2005. - 192с.:      ил. - (Красота в твоих руках).  Объемная вышивка / Пер.с англ. - М.: Издательский д  «Ниола 12 - век»,

        2003. - 112с.: ил.

3.      А.Ф, Блок, З.М. Фомина «Русская народная одежда и современное   платье». Легкая и пищевая промышленность 1982.

4.            Попова О.С. « Народные художественные промыслы», - М.: Легкая
         промышленность,  1984.

  1. Н.А. Горяева, О.В. Островский Декоративно прикладное искусство
             в жизни человека». «Просвещение» 2000.
  2. Л.Н.Фефелова, «Если вы любите шить», раздел «немного о
              тканях». Новосибирский университет 1999.
  3. «Машинная вышивка» альбом справочник, г. Ташкент 1993.
  4. «Художественная вышивка на машине» методическое пособие,
               г. Москва 1989.
  1. Г. Островский «Рассказы о Русской живописи» г. Москва 1989.
              Орнаменты народов мира», г. Санкт - Петербург, «Кристалл 1998.
  2. Ю.Я. Герчуг « Что такое орнамент» Структура и смысл
               орнаментального образа  г. Москва «Галерт» 1998

  1. Список литературы, рекомендованный родителям.

1.       Попова О.С. «Народные художественные промыслы, - М,:

  1.      Князева О.Л. , Маханева М.Д. «Приобщение детей к тстокам русской
        народной культуры». — СПб.: 1999.
  2.     «Сделай сам» журнал 2 /93 г.апрель - июнь , Л,А, Алешина: живопись
        иглой и ниткой.
  3. «Сделай сам» журнал» 4 / 91  Э.Н. Литвинец: учитесь вышивать.

  1. Список литературы, рекомендованный детям.

1.        М. Зинченко

           Новые стили вышивки. Серия «Хит сезона»,  Ростов н /Д; Феникс, 2002. - 192 с.

  1. И.Н. Танылина «Декоративно - прикладное искусство». Детям о
               прекрасном, г. Минск 1975.
  2. Л.В. Осипова «Практикум по обработке тканей», учебное пособие
              учащихся 9—10 классов,  г.  Москва « Просвещение» 1973.
  3. «Дамское рукоделие» книга о вышивке, г. Нижний Новгород 1993

Якименко Ольги Михайловны педагога дополнительного образования МОУ ДОД «ДДТ» с. Усть - Кокса



Предварительный просмотр:

C:\Users\Ольга\Pictures\img193.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс «Серебряная нить»

Конкурс «Серебряная нить» Участвуют две  бригады Ход мероприятия: Сегодняшнее занятие посвящено подведению итогов технологических знаний, умений, навыков, которые вы получили...

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения «Серебряная нить»»

Работа написана согласно требованиям здоровьесберегающих технологий....

Тесты экзаменационные для творческого объединения "Серебряная нить"

Итоговые экзаменационные тесты творческого объединения "Серебряная нить" Для педагогов дополнительного образования....

Эссе "Серебряная нить дархана"

Работа посвящена  деятельности Будажаповой Нима- Цырен Лубсанцыреновны, народного мастера, педагога Колледжа традиционных искусств народов Забайкалья....

Проект "Серебряная нить поколений"

Цель проекта:обеспечение преемственности и взаимодействия между школой и выпускниками по выполнению социального образовательного заказа.Задачи проекта:• Поисковая работа (сбор материала о выпускн...

конспект открытого занятия Введение в образовательную программу Серебряная нить

Данный конспект занятия разработан для введения обучающихся в дополнительную общеразвивающую программу Серебряная нить сроком реализации 3 года...

Вариативный блок для обучающихся 3 года обучения по программе "Серебряная нить"

quot;Электронный образовательный ресурс. Обучающая презентация для обучающихся.Предназначена как для самостоятельного изучения данной техники, так и для изучения материала на занятиях декоративно-при...