Главные вкладки

    Урок по Технологии «Технология токарных работ по металлу», 7 класс
    план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

    Пресняков Алексей Евгеньевич

    Цели урока:                                                                                                       

    Обучающие:

    - Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

    - Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.

    Развивающие:

    - Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.

    Воспитывающие:

    - Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.

     

    Тип урока: комбинированный урок

    Оборудование: Токарно-винторезный ста­нок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты,  мультимедийный проектор, экран.

     

    Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

     

    Методы обучения:

    1. словесный;

    2. исследовательский;

    3. демонстративный;

    4. частично-поисковый.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc109 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Курмышская средняя школа»

    Образовательная область «Технология»

    раздел «Технология обработки металла»

    7 класс

                                                                                                     Учитель технологии

    Пресняков А.Е.

    стаж работы 4 года

    Предмет: «ТЕХНОЛОГИЯ 7 класс»

    Раздел программы: «Технология обработки металла»

    Урок 7. «Технология токарных работ по металлу» (теория)         (слайд 1)

    Цели урока:                                                                                                       (слайд 2)

    Обучающие:

    - Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

    - Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.

    Развивающие:

    - Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.

    Воспитывающие:

    - Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.

    Тип урока: комбинированный урок

    Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты,  мультимедийный проектор, экран.

    Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Методы обучения: 

    1. словесный;

    2. исследовательский;

    3. демонстративный;

    4. частично-поисковый.

    ХОД УРОКА:   

    1. Организационный этап.    

    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
    2. Назначение дежурных.
    3. Вводный инструктаж.    

    2.Актуализация знаний.                          

    Учитель: Опрос по предыдущей теме :Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Ответы обучающихся «Назначение и устройство ТВ-6»)

    Сегодня мы продолжим изучение этой темы, научимся различать виды и назначение токарных резцов, виды работ,  выполняемые ими. А на втором уроке мы закрепим полученные знания на практике.

    3. Проверка домашнего задания.

    3.1. Тестирование.

    Ученикам предлагаются карточки-тесты.                                                 (Приложение)

    3.2. Беседа.                                                                                                     (слайд 3)

    Вопросы для учеников:

    1. Назначение ТВ-6 станка.

    2. Назвать основные части ТВ-6 станка на экране.                               (ключ – слайд 4)

    4. Объяснение нового материала.

    Учитель. Мы уже знаем, что токарно-винторезный станок ТВ-6 позволяет выполнять следующие основные операции: точение наружных и растачивание внутренних цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов и уступов, отрезание заготовок, сверление отверстий и нарезание резьбы. Давай те же поподробнее изучим с помощью чего, выполняются эти операции.

    В токарно-винторезном станке различают: главное движение и движение подачи заготовки или инструмента. При токарной обработке главным движением является вращение заготовки, а движение подачи – поступательное перемещение резца. Главное движение передается следующим образом: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – шпиндель с патроном и заготовкой. А движение подачи: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – фартук – суппорт с резцом.

    Резец – основной режущий инструмент для выполнения простейших операций по обработке металлов на токарно-винторезном станке.

    На экране демонстрируется четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной.                                                                                                   (слайд 5)

    Вопрос для учеников. - Что у них общего и чем они отличаются?

    Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

    - Демонстрация резца на экране «Элементы резца»                                          (слайд 6)

    Резец состоит из рабочей части, или головки, и тела резца. Тело резца служит для закрепления в резцедержателе, а рабочая часть непосредственно участвует в процессе резания.                                                                                                             (слайд 7)

    Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания:

    • Главный задний угол.
    • Угол заострения.
    • Угол резания.
    • Передний угол.                                                                                                (слайд 8)

    Главный задний угол уменьшает трение между главной задней поверхностью головки резца и заготовкой.

    Передний угол улучшает процесс схода стружки.

    Задний и передний углы – это углы заточки резца.

    Токарные резцы различают: 

    1. по направлению подачи - правые, левые.                                                         (слайд 9)

     Правыми называют резцы, которыми работают при подаче справа налево, т. е. от задней к передней бабке станка, и у которых соответственно этому главная режущая кромка расположена слева.

    Левыми называют резцы, которыми работают при подаче слева направо, т. е. от передней к задней бабке станка. Главная режущая кромка левых резцов расположена справа.

    Чтобы определить является ли резец правым или левым, поступают так: накладывают на него ладонью вниз руку таким образом, чтобы пальцы были направлены к вершине резца. Правым будет резец, главная режущая кромка которого окажется со стороны большого пальца при наложении правой руки, левым - если главная режущая кромка окажется со стороны большого пальца при наложении левой руки.

    1. по конструкции головки - прямые, отогнутые, изогнутые и оттянутые. (слайд 10)

    Прямыми называют резцы, у которых ось резцы в плане прямая, отогнутыми - резцы, у которых ось резца отогнута вправо или влево.

    Отогнутые проходные резцы очень удобны при продольном обтачивании поверхностей, расположенных близко к кулачкам патрона. Кроме того, эти резцы применяют при продольном обтачивании с последующей обработкой торцовой поверхности детали.

    1. по способу изготовления - цельные, составные.                                             (слайд 11)

    При применении дорогостоящих режущих материалов резцы делают составными: головка изготавливается из инструментального материала, а стержень - из конструкционной углеродистой стали. Распространены составные токарные резцы с пластинами из твердого сплава, припаянные или закрепленные механически.

    1. по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.

    5. по виду обработки: проходной, проходной упорный, подрезной, отрезной, резьбовой, расточный                                                                                                        (слайд 12)

    - Проходные резцы предназначены для обтачивания внешних цилиндрических и конических поверхностей заготовок, проходной упорный для обработки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами, а отрезают заготовки - отрезными. Резьбовыми резцами нарезают внешнюю и внутреннюю резьбу, а расточными — растачивают отверстия.

    Следует помнить, что токарные резцы являются дорогостоящим инструментом. Их нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить "навалом". Необходимо не допускать значительного затупления инструмента.

    Вопросы обучающимся: - Из каких основных элементов состоит токарный резец?

    - Что представляют собой проходные резцы и на какие виды они подразделяются?

    - Из какого материала изготавливают резцы?

    Учитель: Пуск и остановка станка осуществляется с помощью кнопок “Вперед”, “Назад”, “Стоп”. Кнопкой “Вперед” включают прямое вращение шпинделя, т.е. против часовой стрелки, если смотреть на него со стороны задней бабки. Кнопкой “Стоп” станок выключают.

    С действиями по управлению токарно-винторезным станком тесно связаны такие операции, как установка и закрепление на станке заготовок и режущих инструментов. С этих операций начинается любой вид токарной обработки.                           (слайд 13)

    Заготовку закрепляют на токарном станке различными способами в зависимости от характера обработки и ее размеров. Для выполнения простых токарных операций небольшие по размерам заготовки закрепляют в трёхкулачковом самоцентрирующемся патроне. Для этого ключ патрона вставляют в одно из гнезд, разводят и вставляют заготовку, после чего затягивают заготовку.

    Для установки резца в резцедержателе нужно отвернуть торцевым ключом винты резцедержателя так, чтобы можно было свободно вставить резец. Устанавливают резец перпендикулярно к продольной оси заготовки. Это достигается следующими приемами. Если вершины центра и головки резца совпадают с центром панели, то резец установлен правильно. Затем прочно закрепляют резец винтами.

    Вопросы обучающимся: - Как осуществить пуск и остановить станок?

    - Как установить необходимую частоту вращения шпинделя?

    - Как можно перемещать резцедержатель с резцом при неподвижном суппорте?                                                                                                                                                                  

                                                                                                                             (слайд 14,15)

    Учитель: 

    А теперь мы с вами закрепим теорию установки резца в резцедержатель и заготовки в трехкулачковый патрон станка ТВ-6 на практике. Сейчас каждый из вас, по очереди, попробует самостоятельно закрепить резец и заготовку. Затем мы проанализируем ваши возможные ошибки. Но перед тем  как приступить к работе со станком, мы с вами познакомимся с правилами техники безопасности.

    При работе на токарном станке необходимо соблюдать следующие требования правил безопасности:

    1. Включайте станок только с разрешения учителя.
    2. Перед началом работы проверьте исправность станка, заземление.
    3. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не иметь свисающих частей.
    4. Во время работы прочно и надежно закрепляйте заготовку и режущий инструмент.
    5. Нельзя осматривать, трогать руками или измерять заготовку не выключив станка.
    6. Нельзя брать руками стружку, которая образуется во время работы.
    7. О всех неисправностях станка во время работы немедленно сообщайте учителю.

    5. Повторение и обобщение материала.

       Решение электронного теста.                                                                          (слайд 16)

    Продолжим работу на втором уроке, на котором вы получите оценки и домашнее задание.

    Приложение к уроку 7

    ТЕСТ

    «Технология токарных работ по металлу»

    Вариант №1

    1.цветные металлы 

    1-чугун           2-сталь          3-алюминий       4-медь      5-золота        

    2.легированные стали различают по цели

    1-конструкционные      2-инструментальные        3-обыкновенные

    4-качественные             5-легированные                                            

    3. линии чертежа

    1-толстая            2-рваная           3-тонкая        4-длинная     5-штриховая  

    4. ТВ-6 имеет

    1-электродигатель        2-передаточный механизм       3-штурвал

    4-панель                          5-шпиндель                                                        

    5.резец состоит из

    1-тела         2-головки       3- рук          4-ног          5-коробки                      

    Вариант №2

    1.черные металлы 

    1-чугун      2-сталь     3-алюминий     4-медь     5-золота                        

    1. углеродистые стали  в зависимости от содержания в ней углерода подразделяются на:

    1-конструкционные     2-инструментальные     3-обыкновенные  

    4 -качественные           5-легированные                                                                                            

    3. линии чертежа 

    1-тонкая сплошная          2-рваная        3-штрих-пунктирная    4-длинная     5-штриховая

    4. ТВ-6 имеет: 

    1-электродигатель           2-передаточный механизм          3-штурвал  

     4-панель                          5-система управления                                                                                      

    5.Токари  подразделяются на специальности: 

    1-токарь          2-кулинар         3-фрезировщик          4-расточник          5-револьверщик                                                                                                                                                                      

    Ответы на тест: (за правильный ответ 1 балл)

    1

    2

    3

    4

    5

    Вариант 1

    1,2

    1,2

    1,3,5

    1,2,5

    1,2

    Вариант 2

    1,2

    3,4

    1,3,5

    1,2,5

    1,4,5

    Урок 8. «Технология токарных работ по металлу»     (практика)

    Цели урока:

    1. Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка на практике.
    2. Практика способов установки резцов разных видов на станок ТВ-6.
    3. Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.
    4. Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.

    Тип урока: комбинированный урок

    Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, металлические заготовки, штангенциркуль, ключи для закрепления заготовки в патроне и резца в резцедержателе, щетка, фартук (по числу учащихся);

    Учебник - «Технология» 7 класс, технологическая карта.

    Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Методы обучения: 

    1. словесный;

    2. исследовательский;

    3. демонстративный;

    4. частично-поисковый.

    ХОД УРОКА: 

    1. Организационный этап.

    1. Приветствие учащихся.
    2. Вводный инструктаж    

    2. Практическая работа.

    Учитель: Перед вами лежат технологические карты (приложение) изготовления различных изделий. Работать будем по парам. Оденьте, пожалуйста, спецодежду и приступайте к работе, с соблюдением правил ТБ.

    В процессе выполнения практической работы вы должны проделать следующие операции:

    1. Включение и выключение станка.
    2. Вставление резца в резцедержатель.
    3. Закрепление заготовки в патроне.
    4. Торцевание заготовки.
    5. Разметка заготовки (длиной).
    6. Точение заготовки до диаметра 10 мм.
    7. Чистовая обработка.

    3. Повторение и обобщение материала.

        Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.

    Критерии оценок:

    1. Качество обработанной детали.
    2. Точность соблюдения размеров по чертежу.
    3. Соблюдение ПТБ при работе.
    4. Самостоятельность в работе.

    4. Заключительная часть.

    4.1. Теперь подведем итоги урока (беседа): 
    - Какие навыки были закреплены на уроке?  

     - Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?
    - Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?  

    На следующем уроке мы с вами продолжим закреплять изученную теорию работы на токарно-винторезном станке ТВ-6 на практике, а именно займемся обработкой конических  поверхностей (вытачивание шпильки).

    4.2. Домашнее задание.

    4.3. Выставление оценок за урок.

    4.4. Уборка рабочих мест.

    Всем спасибо. До свидания!

    Приложение к уроку 8

    Технологическая карта

    «Обтачивание цилиндрических поверхностей »

    п/п

    Последовательность выполнения

    работ

    Графическое изображение

    1.

    Подготовить рабочее место

    2.

    Установить и закрепить заготовку в патроне. Установить и закрепить проходной резец в резцедержателе.

    3.

    Включить станок. Установить резец на требуемую глубину резания. Обточить поверхность заготовки на длине 3..5 мм с ручной подачей резца.

    4.

    Отвести резец от заготовки и выключить станок. Измерить диаметр обработанной поверхности штангенциркулем. Если диаметр оказался больше требуемого, подсчитать, на сколько делений лимба нужно подать резец, чтобы получить требуемый диаметр.

    5.

    Повторить контрольное обтачивание, внеся изменения в глубину резания, и вновь провести измерения. Обточить заготовку с ручной или металлической подачей резца. Не доходя до кулачков патрона 20…30 мм, отвести резец в исходное положение и выключить станок.

    6.

    Переставить заготовку в патрон и отрезать заготовку.

    Отвести резец и выключить станок.

    Снять заготовку.

    Произвести контрольное измерение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"

    Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...

    Урок-конспект по технологии "Хлопок и его свойства" 5 класс

    Разработка урока по материаловедению, в 5классе, с презентацией....

    "Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеклассной работе" 1-7 класс

    В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников и их социокультурной творческой самореал...

    Интегрированный урок - путешествие с элементами внеклассной работы в 5 классах по теме: "Заимствованные слова."

    Развитие интереса к предметам: "Русский язык", "Английский язык"через интеграцию предметов: русский язык, английский язык, георграфия, краеведение....

    урок по модульной технологии по теме Наречия в 7 классе

    Предлагаю вашему вниманию  урок по модульной технологии по теме  «Наречия» в 7 классеЦели: Совершенствовать грамматические навыки говорения по теме «Наречия».  Употребление их в речи.Ра...

    Методическая разработка обобщающего урока английского языка "В поисках работы" в 9 классе

    В разработке представлены приемы работы с компьютером (презентация,сопровождающая ход урока; работа группами на ПК; контроль на интерактивной доске через сетевое окружение).С учащимися организована ди...

    Повторительно - обобщающий урок с элементами лабораторно - практической работы в 11 классе по теме "Решающие сражения Великой Отечественной войны"

    Данный урок направлен на актуализацию и контроль знаний учащихся, их подготовку к ЕГЭ,  формированию мировоззрения    в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеал...