техкарта урока технологии 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

техкарта урока технологии разработана для 5 класса по теме "Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka_5_tablitsa.docx123.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этап урока

В

р

е

м

я

Методы и приемы работы

ФОУД - форма организации учебной деятельности

(Ф-фронт,

И-индив,

П-парная,

Г-групповая)

Содержание учебного материала

Содержание педагогического воздействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационная часть

Цель: организовать детей для работы на уроке.

2

Словесное приветствие

Ф

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, наличие отсутствующих

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

2.Актуализация знаний

Цель: выявить уровень знаний и систематизировать их.

2

Прием обучения – воспроизводящая беседа

Ф

Дать ответ, верное утверждение или неверное:

- Бутерброды могут быть открытыми и хрустящими (неверно, открытые и закрытые)

- Свежее яйцо в стакане с водой будет тонуть (верно)

- К бобовым относят сою (верно)

- Длинные стержни из высушенного теста называются макароны (верно)

- К корнеплодам относят  картофель (неверно, это клубнеплод)

Проверка усвоения ранее полученных знаний.

Контролирует правильность ответов

Отвечают на вопросы

3.Формулирование темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: создать условия для включения в учебную деятельность.

2

Наглядный и словесный приемы обучения.

Ф

- На прошлых занятиях мы научились готовить блюда для завтрака. Посмотрите на предметы, и скажите, как вы думаете, для чего они все здесь находятся, - это и будет темой нашего сегодняшнего урока (на столе стоит стопка из тарелок, столовые приборы, салфетки, скатерть).

Формулирование цели и задачи урока:

Познакомиться с правилами сервировки стола к завтраку, с культурой поведения за столом; формировать навыки по сервировке стола к завтраку, развивать культуру приема пищи; воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический вкус.

Учитель просит посмотреть на столы с посудой и сформулировать тему урока, затем со слайда презентации (с наводящими фразами) просит сформулировать цель  и задачи урока

Размышляют, отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока. Записывают.

4.Изучение новой темы, в т.ч. доклады учащихся

15

Наглядный (демонстрация) и словесный (объяснение) методы обучения

Ф, И

- Как вы думаете, что такое сервировка стола? (вопрос к учащимся)

Сервировка стола – это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, расстановка всех необходимых предметов в определенном порядке.

- Зачем  людям  знать  о сервировке,  и  всем  ли  это  нужно?

(Предположительные ответы детей: да, нужно всем - люди часто ходят в кафе и рестораны, они должны знать, как пользоваться приборами).

Прежде всего, за правильно сервированный стол приятно садиться и принимать пищу.  Знание правил сервировки позволяет каждому человеку чувствовать себя свободно на любом торжестве.

Значит, это нужные сведения для каждого человека. Вот об этом мы поговорим сегодня.

Хозяин дома всегда уделяет особое внимание не только приготовлению вкусных блюд, но и сервировке стола.

Простой прием пищи не обязательно должен содержать какие-либо кулинарные изыски. В некоторых случаях в них нет необходимости, достаточно просто правильно сервировать стол.

Итак, сервировка стола: 

- создает удобство гостям в  процессе приема пищи

- способствует установлению хорошего настроения

- выражение внимания и доброжелательности хозяина

- Какие  предметы  мы  для этого используем?

(Предположительные ответы детей:  тарелки, ножи, вилки, ложки, стаканы, чашки с блюдцем, салфетки, скатерти)

Да, для этого используются самые простые столовые приборы и кухонная посуда.

Но ведь их очень много, как же выбрать нужные?! Оказывается, очень  важно  из всего  многообразия кухонных и  столовых  принадлежностей  выбрать только  необходимые.

Скатерть

Любой стол украсит скатерть– она придаст уют, будет способствовать созданию хорошего настроения на весь день.

Форма скатерти зависит от формы стола. Она может быть прямоугольной, овальной, круглой или квадратной. Скатерти  бывают  из  хлопка, льна, современных синтетических  материалов. Выбор скатерти должен соответствовать поводу и цели застолья. Цвет должен сочетаться с цветом предметов сервировки и вписываться в интерьер помещения.

Доклад ученика по истории возникновения скатерти.

Для завтрака нужны несколько видов тарелок:

- Закусочные –  предназначены холодных блюд и некоторых горячих таких, как омлет, яичница и т.д.

- Пирожковые тарелки – для хлеба, булочек, бутербродов, и т.д.

- Если в меню входит каша, то ее подают в столовой глубокой тарелке, которую ставят на закусочную.

Столовые приборы  – столовый нож, столовая ложка, столовая вилка и чайная ложка.

Доклад ученицы по истории возникновения ложки.

Чашку с блюдцем называют необычно – чайной парой. Чашки могут отличаться размерами, могут быть кофейными (поменьше) и чайными.

Необходимый предмет на каждом столе – это набор   для  специй и приправ.

- Какие специи могут  быть  на  столе?

(Предположительные ответы детей:- Соль, красный перец, черный перец)

Молодцы. К приправам относятся – уксус, горчица, хрен и т.д.

А  для  сервировки  стола, кроме этих предметов, еще необходимы:

Салфетки  – обязательная часть любого стола, особенно когда они красиво оформлены. Без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом.  Для сервировки стола используют два вида салфеток – тканевые и бумажные.

Доклад ученика по истории возникновения и правилам использования салфетки.

 

И конечно, декор - ваза с цветами, которая  будет радовать вас в любое время года. Стол можно оформить любыми цветами – как живыми, так и искусственными, красивыми веточками, листьями, а также гирляндами из цветов с тем условием, что композиция не будет заслонять собой блюда и мешать сидящим за столом. Поэтому цветы ставят в низких вазах небольшими букетами, исключая цветы с сильным запахом.

Часто в качестве декора используют свечи. Они могут быть разнообразной формы и размера, но обязательно новыми. Свечи зажигают перед тем, как гости заходят в столовую, и не гасят до тех пор, пока собравшиеся не покинут помещение после еды.

Готовясь к какому-нибудь семейному торжеству, все эти предметы можно подобрать по сочетанию цветов и тематике. Этим мы создадим определенную праздничную атмосферу.

Требования к сервировке стола:        

- соответствовать назначению мероприятия - завтрак, обед, ужин, фуршет и т.д.,

- строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок;

- отражать тематическую направленность застолья (Новый год, День рождения, 8 Марта)

- быть эстетичной - гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками

- все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

Последовательность сервировки стола:

1.Застелить стол скатертью

2.Сервировать стол салфетками

3.Сервировать стол тарелками

4.Сервировать стол приборами

5.Расставить приборы для специй

Основная цель сервировки – создать удобство пользования приборами. Прежде чем сервировать стол надо продумать меню. Так как набор предметов зависит от ассортимента блюд.

Мы с вами сервируем стол.   Представим  себе, что у каждого из вас есть скатерть – это лист вашей тетради, на котором вы должны расставить приборы и посуду по всем правилам. Все необходимые  предметы  сервировки  находятся  у  вас  в  конвертах на партах.  Нужно выбрать необходимые предметы из конверта, и приклеить на цветную «скатерть».

Учитель объясняет, а учащиеся вклеивают в свои тетради бумажные элементы сервировки.

Обычно завтрак состоит из горячего напитка (чая, молока, кофе, какао) и горячего блюда (каши, омлета, яичницы), а также меда, джема, повидла, варенья, масла, колбасы, сыра, хлеба, булочек, бутербродов. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно.   На салфетку ставят закусочную тарелку, напротив сиденья стула, 2см от края стола, слева от неё – пирожковая тарелка. Вилку кладут зубцами вверх с левой стороны от тарелки, нож лезвием к тарелке – справа, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой. Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка её должна быть повернута к правому плечу сидящего. Общее блюдо с гастрономическими продуктами – в центре стола вместе с прибором для раскладывания, каждый берет что хочет из общего блюда и кладет себе в тарелку. На стол необходимо поставить масленку и положить нож, которым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе в тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарелки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ложечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара, каждый добавляет его по вкусу.

Сервировка стола – это один из элементов этикета.

Этикет – это правила поведения и сервировки стола. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом.  

Давайте вместе сформулируем правила поведения за столом, используя рисунки на доске: Правила поведения за столом (ученики выходят к доске и открывают правила – в качестве физкультминутки)

В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита.

1.Во время еды используй столовые приборы. Если кусочки пищи большие, их надо разрезать на более мелкие, вилку при этом держат в левой руке, а нож в правой.

2.По окончании еды нож и вилку положи на тарелку.

3.Не пинайся ногами под столом.Сиди за столом прямо.

4.Извинись, если хочешь выйти из-за стола раньше остальных.

5.Не ешь руками, не клади локти на стол.

6.Не наклоняй тарелку, чтобы не пролить еду на стол.

7.Старайся есть аккуратно, не брызгай ложкой

8.Не разговаривай с полным ртом.

9.Жуй с закрытым ртом. Не чавкай и не хлебай жидкость так, чтобы все сидящие за столом слышали.

10.Не кидайся едой, не балуйся за столом.

В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

Объясняет новую тему, показывая все наглядно на слайдах презентации по теме

Слушают, отвечают на вопросы, записывают основные понятия по изучаемой теме, выступают с докладами по истории возникновения ложки, скатерти и салфетки;

Наклеивают в тетради шаблоны по сервировке стола к завтраку;

Выходят по одному к доске, открывают перевернутые и закрепленные на доске правила поведения за столом

5.Практическая работа по сервировке стола к завтраку и складыванию салфеток

Цель: выявить, насколько  хорошо учащиеся поняли тему. Коррекция деятельности.

10

Метод практического обучения (практическая работа), прием обучения – объяснение последовательности действий

И,П,Г

Каждая бригада выполняет практическое задание: бригадир с помощником сервируют стол к завтраку на 2чел.; расставляют столовые приборы и посуду; выполняют сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола; остальные учащиеся складывают салфетки по предложенной схеме.

Меню воскресного завтрака: яичница, сыр, колбаса, хлеб, булочка, чай.

(поставить тарелку закусочную, пирожковую, столовые приборы, чайную пару, хлебницу, соль, сахар, вазу с цветком)

Текущий инструктаж по ТБ.

На столах лежит операционная карта:

 Последовательность выполнения:

- Застелить стол скатертью

- Сервировать стол тарелками

- Сервировать стол приборами

- Сервировать стол салфетками

- Расставить приборы для специй

- Поставить вазу с цветами

Индивидуальная работа. Учитель демонстрирует способ складывания салфетки, используя слайдовую презентацию, показывает и рассказывает способ на салфетке и контролирует работу учащихся.

Теперь обменяйтесь салфетками, и оцените работу соседа по парте по пяти-бальной шкале.

Проверка работы бригадиров по критериям (Какие предметы? В какой последовательности? По каким правилам?)

Инструктирует по правилам безопасной работы со столовыми приборами;

Делит класс на две бригады, бригадиры с помощниками сервируют столы;

Объясняет и наглядно показывает на салфетке прием складывания «Елочка»;

Проверяет правильность сервировки стола, выполненной бригадирами и их помощниками по заранее определенным критериям

Бригадиры выбирают себе по помощнику и сервируют столы, используя операционные карты;

Остальные учащиеся складывают салфетки по объяснению учителя;

Обмениваются по парте салфетками для оценивания работы (взаимоконтроль и взаимооценивание)

6.Закрепление изученного на уроке

Цель: выявить, насколько  хорошо учащиеся поняли тему.

5

Прием обучения – воспроизводящая беседа

Ф

Перед вами бланки, в которых нужно заполнить пропуски. За каждый ответ на вопрос вы получаете мах 3 балла (в зависимости от правильности и полноты ответа)

 

Вопросы по теме, нужно заполнить пропуски:

1.Закусочная тарелка ставится строго (в какой части стола?) по центру напротив стула в 2х см от края стола

2.Пирожковая тарелка для выпечки, хлеба, масла и конфитюра располагается слева от закусочной тарелки

3.Вилку кладут слева зубьями вверх, столовый нож – справа от закусочной тарелки лезвием к ней

4.Чайная чашка с блюдцем и ложкой располагается справа по диагонали от закусочной тарелки.

Итак, мы с вами выяснили, что нам необходимо иметь и знать для сервировки стола. Последний вопрос к вам: Скажите, вы научились сервировать стол к завтраку?

Молодцы!

Начинает говорить фразу, а учащиеся ее заканчивают, опираясь на знания, полученные на уроке

Отвечают на вопросы, обосновывают выбор своего решения или несогласия с мнением других, объясняют, формулируют, анализируют

7.Оценки за урок

Цель: дать возможность ученикам самостоятельно оценить свою работу на уроке

2

Прием обучения – словесный и наглядный

И,П

Для оценивания вернемся к нашим бланкам, а именно: вам нужно подсчитать количество баллов (сумму) за отвеченные вопросы в них и за практику, и перевести их в отметку.

Докладчики (3 учащихся) исторических сведений получают дополнительно по 2 балла

Бригадиры с помощниками, правильно выполнившие сервировку, дают + 1 балл каждому в бригаде.

За выполнение практической работы все получают мах 5 баллов.

Теперь подсчитайте количество баллов за работу на уроке, и каждый поставьте себе в бланк отметку, которая соответствует:

15 баллов и выше – «5»

10-14 баллов – «4»

9 и ниже баллов – «3»

Учитель подводит итог деятельности учащихся

Подсчитывают количество заработанных баллов за урок по заранее определенным критериям и записывают их в бланки, согласно предложенной шкале выставляют себе отметки за работу на уроке – оценивают свою работу (самоконтроль)

8.Итог урока. Рефлексия.

Цель: подведение итогов занятия.

1

Прием обучения – словесный

И

В бланках внизу у вас есть небольшая таблица, в которой вы оцениваете свою деятельность на уроке по шкале:

Интересно – Полезно – Все понятно – Не все понятно – Мне это пригодится в жизни. Напротив тех утверждений, с которыми вы согласны, поставьте галочку. Бланки положите на край парты.

Спасибо всем за работу на уроке. Вы хорошо поработали

Мобилизация учащихся на рефлексию. Организация работы учащихся по формулированию общего вывода.

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке (Интересно – Полезно – Все понятно – Не все понятно – Мне это пригодится в жизни)

9.Домашнее задание

Цель: закрепление и отработка полученных знаний на уроке самостоятельно дома. Запись домашнего задания.

1

Прием обучения – словесный

И

Найти и выбрать в интернете понравившийся способ складывания салфеток, выполнить и принести на следующий урок.

Задает домашнее задание (с выбором), комментируя инструктирует по его выполнению

Записывают д/з в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техкарта урока английского языка (7 класс, Спорт, урок 3 )

Представлена технологическая карта урока английского языка по теме "Спорт и занятия на свежем воздухе" (step 3) по УМК Афанасьевой и Михеевой Rainbow English 8 класс; прописаны цель, задачи,...

техкарта урока технологии 8 класс

Техкарта разработана для урока технологии в 8 классе по теме "Ортогональное (прямоугольное) проецирование"...

Техкарта урока английского языка (7 класс, Спорт, урок 1)

Представлена технологическая карта урока английского языка по УМК Афанасьевой для 7 класса....

Техкарта урока английского языка (7 класс, Спорт, урок 2)

Технологическая карта урока английского языка (УМК Афанасьева, 7 класс)...