техкарта урока технологии 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Техкарта разработана для урока технологии в 8 классе по теме "Ортогональное (прямоугольное) проецирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka_8_tablitsa.docx192.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этап урока

В

р

е

м

я

Методы и приемы работы

ФОУД - форма организации учебной деятельности

(Ф-фронт,

И-индив,

П-парная,

Г-групповая)

Содержание учебного материала

Содержание педагогического воздействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационная часть

Цель: организовать детей для работы на уроке.

1

Словесное приветствие

Ф

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, наличие отсутствующих

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

2.Актуализация знаний

Цель: выявить уровень знаний и систематизировать их

2

Прием обучения – воспроизводящая беседа

Ф

Подготовка к восприятию нового материала: проверка усвоения ранее полученных знаний.

- Какое назначение у сплошной толстой основной линии? (видимые контуры предмета)

- Какой линией выполняются невидимые контуры предметов? (штриховой линией)

- Какой формат листа, на котором выполняется графическая работа в школе? (А4)

- Каким шрифтом выполняются все надписи на чертежах? (чертежным)

- Что значит масштаб 1:2 (что изображение уменьшено в два раза)

Проверка усвоения ранее полученных знаний.

Контролирует правильность ответов учеников.

Отвечают на вопросы

3.Формулирование темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: создать условия для включения в учебную деятельность.

2

Наглядный и словесный приемы обучения.

Ф

- Для того, чтобы назвать тему нашего урока, предлагаю разгадать зашифрованные слова на слайде.

ПРЯМОC:\Users\Anna\Desktop\1200px-Ángulo_agudo.svg.pngЬНОЕ
П1Р2О3Е4Ц5И6Р7О8В9А10Н11И12Е13  

Формулирование цели и задачи урока:

Познакомиться с видами проецирования, с методом Монжа;

Формировать умение построения проекций предмета на три плоскости;

Развивать пространственное мышление;

Воспитывать культуру графического труда.

- Форма проведения данного урока групповая, по командам, однако задания будут не только командные, но и индивидуальные. За каждое выполненное задание вы будете получать определенное количество баллов и записывать в соответствующую графу таблицы в бланках, которые лежат у вас на партах. В зависимости от набранных баллов будет выставлена отметка за урок.

Размышляют, отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока. Записывают.

4.Изучение новой темы, в т.ч. групповые задания

15

Наглядный (демонстрация) и словесный (объяснение) методы обучения, прием обучения – групповой

Ф, Г

Виды проецирования

Проецирование — это процесс получения проекций предмета на какой-либо поверхности с помощью проецирующих лучей.

Слово проекция возникло от латинского projection – бросание вперед. В данном случае мы смотрим (бросаем взгляд) и отображаем то, что видим, на плоскости листа.

Для того, чтобы получить любое изображение предмета на плоскости, необходимо расположить его перед плоскостью проекций и из центра проецирования провести воображаемые проецирующие лучи, проходящие через каждую точку поверхности предмета. Пересечение этих лучей с плоскостью проекций дает множество точек, совокупность которых создает изображение предмета, называемое его проекцией.

Это общее определение рассмотрим на примере проецирования треугольника.

Расположим треугольник ABC перед плоскостью H. Приняв вершины треугольника за отдельные точки А,В,С, спроецируем каждую из них на плоскость проекций. Получим проекции вершин треугольника — А´В´С´ Последовательно соединив проекции вершин, получим проекции сторон треугольника. Часть плоскости, ограниченная изображением сторон треугольника abc, будет являться проекцией треугольника ABC на плоскости H.

Следовательно, чтобы построить проекцию какой-либо фигуры на плоскости, нужно через точки этой фигуры провести воображаемые проецирующие лучи до их пересечения с плоскостью. Проекции всех точек фигуры образуют проекцию заданной фигуры.

Таким образом, методом проецирования можно отобразить на плоскости любой объект.

Представление о проекции можно получить, рассматривая тени предметов. Возьмем, например, фонарь, днем, при освещении солнечным светом, фонарь будет отбрасывать тень на стену. В данном примере стена является проецирующей поверхностью, а солнечные лучи – проецирующими. При этом изображение на стене будет больше самого предмета, и искаженным.

Задание 1 в группах (3мин):

1.Рассмотреть и назвать геометрические тела, изображенные на рисунке.

Призма: 2, 3, 5, 7, 10

Цилиндр: 4, 8

Конус: 6 (усеченный)

Пирамида: 11, 1 и 12 (усеченные)

Шар: 9

2.Перечислить геометрические тела, которые могут давать:

        … круглую тень (4, 6, 8, 9) – группа 1

        … прямоугольную (2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11) – группа 2

        … треугольную (2, 10, 11) – группа 3

Назвали все геометрические тела – 2 балла

Одно геометрическое тело назвали лишнее

или не назвали – 1 балл

Помогли другой группе – плюс 1 балл

Существует центральное (или перспективное) и параллельное проецирование.

Центральное проецирование (перспектива) характеризуется тем, что проецирующие лучи исходят из одной точки (S), называемой центром проецирования. Полученное изображение называется центральной проекцией.

Примерами центральной проекции являются фотоснимки и кинокадры, тени, отброшенные от предмета лучами электрической лампочки и др.

Параллельное проецирование характеризуется тем, что проецирующие лучи параллельны между собой. В этом случае предполагается, что центр проецирования (S) удален в бесконечность.

Изображения, полученные в результате параллельного проецирования, называются параллельными проекциями.

Параллельное проецирование бывает прямоугольным (ортогональным) или косоугольным

Если проецирующие лучи параллельны между собой и падают на плоскость проекций под прямым углом, то проецирование называется прямоугольным (ортогональным), а полученные проекции — прямоугольными (ортогональными). Если проецирующие лучи параллельны между собой, но падают на плоскость Проекций под углом, отличным от прямого, то проецирование называется косоугольным, а полученная проекция — косоугольной.

В черчении такие проекции используются для построения чертежей и наглядных изображений.

Профминутка: профессия Архитектор (2 мин)

Проецирование на одну плоскость проекций.

При прямоугольном проецировании на одну плоскость проекций деталь следует расположить таким образом, чтобы полученное изображение давало наибольшую информацию о ее форме.

Выберем для получения изображения вертикальную плоскость проекции и обозначим ее буквой V. Плоскость, расположенную перед зрителем, называют фронтальной. Перед этой плоскостью расположим деталь. В результате прямоугольного проецирования получим изображение детали, на котором грани предмета, параллельные плоскости проекций, отобразятся в натуральную величину. Полученное изображение называют фронтальной проекцией детали.

По полученной проекции можно судить о двух измерениях – высоте и ширине предмета. Чтобы можно было судить о форме плоской детали, его дополняют указанием толщины предмета (S) детали.

Проецирование на две плоскости проекций.

Перед учащимися ставится проблемная ситуация.

Задание 2 в группах (2 мин)

Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.

Дали ответ, что все изображения детали дают

изображенную проекцию – 3 балла

Одну не назвали – 2 балла

Две не назвали – 1 балл

Вывод: все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.

- Какой выход из этой ситуации? (посмотреть на деталь с другой стороны).

Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций.

Вторая плоскость проекций располагается перпендикулярно к фронтальной плоскости. Эта плоскость в черчении называется горизонтальной плоскостью проекций (плоскость, параллельная земной поверхности) и обозначается латинской буквой H. Полученную на ней проекцию называют горизонтальной проекцией детали.

Плоскости V и H пересекаются по оси X, вокруг которой можно вращать плоскость H до совмещения в одну, для получения чертежа предмета в одной плоскости (учитель демонстрирует на модели двугранного угла, обращая внимание на проецирующие лучи, перпендикулярные к плоскостям проекций; совмещение двух плоскостей в одну; замена проецирующих перпендикуляров проецирующими линиями связи; акцентирует на моменте размещения горизонтальной проекции под фронтальной в проекционной связи).

Историческая справка: Метод прямоугольного проецирования на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций был разработан французский инженером учёным Гаспаром Монжем в конце 18 века, поэтому называется Метод Монжа.

Объясняет новую тему, показывая все наглядно на слайдах презентации по теме;

координирует выполнение заданий в группах,

корректирует.

Слушают, отвечают на вопросы, записывают основные понятия по изучаемой теме, работают в группах, выбирают правильные ответы, аргументируют свой выбор

5.Практическая работа.

Цель: выявить, насколько  хорошо учащиеся поняли тему. Коррекция деятельности.

10

Метод практического обучения (практическая работа), прием обучения – объяснение последовательности действий

И

На рисунке даны наглядные изображения моделей, составленных из двух спичечных коробков и соответствующие им проекции моделей: фронтальная и горизонтальная. На горизонтальных проекциях дано изображение лишь одной коробки, изображение второй отсутствует.

Задание индивидуальное

Перечертите в тетрадь данные на рисунке (б) чертежи и дополните их изображением второй коробки.

C:\Users\Сергей\Desktop\f5a5a9d16109.jpg

Три проекции выполнены верно – 3 балла

Две проекции выполнены  верно – 2 балла

Одна проекция выполнена верно – 1 балл

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись,

Ну-ка, плечи распрямите,  Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали. И на месте побежали

Инструктирует по выполнению задания

Выполняют задание, применяя графические инструменты, соблюдая аккуратность, воспитывая графическую культуру выполнения.

6.Завершение изучения новой темы, в т.ч. групповое задание

5

Задание 3 в группах

Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной и горизонтальной проекциях и найдите эту деталь среди наглядных изображений.

Дали ответ, что все изображения детали дают

изображенные проекции – 3 балла

Одну не назвали – 2 балла

Две не назвали – 1 балл

Проецирование на три плоскости проекций.

Для того чтобы информация о сложной форме детали была представлена достаточно полно, используют проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций: фронтальную, горизонтальную и профильную W (плоскость, расположенная перед зрителем сбоку). Полученную на ней проекцию называют профильной проекцией детали.

Чтобы построить профильную проекцию предмета, удобно воспользоваться постоянной прямой (линия, которую проводят справа от горизонтальной проекции детали под углом 450 к оси ох). Линии связи, идущие от горизонтальной проекции, доводят до постоянной прямой. Из точек их пересечения проводят перпендикуляры к горизонтальной прямой и строят профильную проекцию детали. (рассмотреть рис. 91, 92, б учебник)

Система плоскостей проекций представляет собой трехгранный угол с вершиной в точке О. пересечения плоскостей трехгранного угла образуют прямые линии – оси проекций ох, оу, оz.

Для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 900 вправо, а плоскость Н - на 900 вниз. Профильную проекцию располагают в проекционной связи с фронтальной плоскостью, справа от нее на одной высоте.

Чертеж, состоящий из нескольких прямоугольных проекций, называют чертежом в системе прямоугольных проекций. Все изображения невидимых элементов детали показывают штриховыми линиями.

7.Закрепление изученного на уроке

Цель: выявить, насколько  хорошо учащиеся поняли тему.

2

Прием обучения – воспроизводящая беседа

Ф,И

Игра для закрепления «Убери лишнее»: на слайдах высвечиваются строки из трех слов, нужно убрать лишнее слово. За каждый правильный ответ – индивидуально плюс один балл:

Циркуль, карандаш, стандарт ЕСКД

Конус, треугольник, цилиндр

Строитель, архитектор, сторож

Профильная, анфасная, горизонтальная

Прямоугольная, косоугольная, штриховая

Монж, прямоугольное проецирование, шрифт

Называет три слова с опорой на слайд, учащиеся убирают лишнее

Убирают лишние слова, аргументируют свой выбор

8.Оценки за урок

Цель: дать возможность ученикам самостоятельно оценить свою работу на уроке

1

Прием обучения – словесный и наглядный

И

Для оценивания возьмите бланки, и подсчитайте количество баллов (сумму) за выполненные задания в группе, индивидуальное задание и ответы на вопросы.

Поставьте себе в бланк отметку, которая соответствует:

10 баллов и выше – отметка «5»

7-9 баллов – отметка «4»

4-6 баллов – отметка «3»

Учитель подводит итог деятельности учащихся

Подсчитывают количество заработанных баллов за урок и записывают их в бланки, согласно предложенной шкале выставляют себе отметки за работу на уроке – оценивают свою работу (самоконтроль)

9.Итог урока. Рефлексия.

Цель: подведение итогов занятия.

1

Прием обучения – словесный

И

В бланках внизу у вас есть небольшая таблица, в которой вы оцениваете свою деятельность на уроке по шкале:

Интересно – Полезно – Все понятно – Не все понятно

Напротив тех утверждений, с которыми вы согласны, поставьте галочку. Бланки положите на край парты.

Спасибо всем за работу на уроке. Вы хорошо поработали

Мобилизация учащихся на рефлексию. Организация работы учащихся по формулированию общего вывода.

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке

10.Домашнее задание

Цель: закрепление и отработка полученных знаний на уроке самостоятельно дома. Запись домашнего задания.

1

Прием обучения – словесный

И

Построить три проекции данной вам детали: фронтальную, горизонтальную и профильную.

Задает домашнее задание, комментируя инструктирует по его выполнению

Записывают д/з в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техкарта урока английского языка (7 класс, Спорт, урок 3 )

Представлена технологическая карта урока английского языка по теме "Спорт и занятия на свежем воздухе" (step 3) по УМК Афанасьевой и Михеевой Rainbow English 8 класс; прописаны цель, задачи,...

техкарта урока технологии 5 класс

техкарта урока технологии разработана для 5 класса по теме "Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом"...

Техкарта урока английского языка (7 класс, Спорт, урок 1)

Представлена технологическая карта урока английского языка по УМК Афанасьевой для 7 класса....

Техкарта урока английского языка (7 класс, Спорт, урок 2)

Технологическая карта урока английского языка (УМК Афанасьева, 7 класс)...