План-конспект внеклассного занятия по технологии в 7 классе.
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

Тема: "Применение мотивов северной росписи в декоре текстиля"

Обучающиеся знакомятся с техникой нанесения узора на салфетку через трафарет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kosmynina_t.a.docx278.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

"Средняя школа № 82"

Конспект открытого внеклассного занятия по технологии в 7 В классе

по теме «Применение мотивов северной росписи в декоре текстиля»

Работа выполнена:  учителем изобразительного искусства и технологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя школа № 82"  Космыниной Татьяной Александровной

Архангельск

2018

Содержание:

1. Методическая разработка внеклассного занятия.

Схема занятия

ФИО педагога

Космынина Татьяна Александровна

Наименование

образовательного

учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя школа № 82"

Тема занятия

Применение  мотивов северной росписи в декоре текстиля.

Возраст обучающихся

13-14 лет (7 класс)

Вид урока

Нестандартный (урок творчества)

Форма проведения

Творческая мастерская

Цель урока:

Познакомить обучающихся с техникой нанесения узора на ткань через трафарет.

Задачи:

- расширение технологических знаний обучающихся о текстильном дизайне и способах создания декора на текстиле;

- развитие стремления дополнять и углублять полученные знания и умения в процессе обучения;

- развитие интереса у обучающихся к декоративно-прикладному искусству Русского Севера;

Образовательный

аспект

Развивающий

аспект

- Развитие творческого потенциала и самостоятельности при создании текстильного изделия;

- совершенствование технического мышления и пространственного воображения.

Воспитательный аспект

- Воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости;

- воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда;

- воспитание любви к родному краю, уважению к его культурному наследию.

Формирование УУД

- расширять знания обучающихся о  традиционных промыслах  Русского Севера;

- знакомить со способами создания  и оформления текстильных изделий;

 - делать выводы в результате работы;

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

- Умение сохранять доброжелательное отношение в коллективе;

- проявлять взаимопомощь и взаимоуважение к окружающим;

Регулятивные УУД

- Умение организовывать самостоятельную деятельность и свое рабочее место;

- оценивать результаты своей деятельности;

 -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД

- Воспитывать доброжелательное отношение между обучающимися при работе в группе;

- формировать чувство прекрасного на основе художественных приемов и техник.

Ожидаемые

результаты

В результате занятия обучающиеся познакомятся с техникой нанесения узора на ткань через трафарет и создадут декор на салфетках с мотивами северной росписи.

Материально

техническое оснащение

Акриловые  краски, нейлоновые кисти, клеенки, поролоновые губки, трафареты, однотонные салфетки, спецодежда.

Виды деятельности

Коммуникативная, продуктивная, художественная, творческая

Этапы работы

I. Предшествующая работа: знакомство с традиционными северными росписями и изготовление  салфеток из ткани.

II. Внеклассное занятие

Источники

( используемая

литература)

Технология : обслуживающий труд : 7 класс : учебник для учащихся образовательных учреждений / [М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.И. Гуревич и др.] : под ред. И.А. Сасовой.; Валли Бертн Дж., Лоскутное шитье. От простого к сложному. – Пер. с итал. ООО « Мир книги». – М., Мир книги, 2002; Браиловская Л. В., Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made» / Ростов н/Д: Феникс, 2004, - 256 с.; Пухол-Ксикой Р. Касале Х. Х., Трафаретная роспись: Техника. Приемы. Изделия  / Пер. с англ. Е. Лозовской. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА; 2003. – 144 с.: ил.

Продолжительность

50 минут

Проект внеклассного занятия

1. Приветствие

2. (Т.А.): 

Тема нашего внеклассного занятия: «Применение мотивов северной росписи в декоре текстиля».

Изделия из текстильных материалов  окружают нас повсюду: в спальне, на кухне, в ванной, в офисе и магазине. Это- одежда, шторы, покрывала, полотенца, скатерти, салфетки, мебельные чехлы, игрушки, белье. Даже флаги и праздничные транспаранты на улицах города – это тоже текстильная продукция. Так что же такое текстиль?

Согласно толкованию словарей, текстиль – это материалы, изготавливаемые из пряжи или нитей, обычно на ткацком станке. То есть – ткани. Однако сегодня к категории текстиля обычно относят и другие виды полотен:

  • собственно текстильную ткань;
  • трикотаж (вязаные полотна);
  • валяные материалы;
  • нетканый текстиль.

Но все же чаще всего под текстильным полотном подразумевают ткань. Тканые полотна можно делить на группы по разным признакам. (Приложение 1) Например, по сезону. Такое деление уместно для одежных тканей и включает в себя текстиль трех видов:

- зимний;

- летний;

- демисезонный.

 По назначению все ткани делятся на множество групп:

- плательные;

- костюмные;

- бельевые;

- пальтовые;

- бытового назначения (постельные, столовые);

- шторный и портьерный текстиль;

- гардинный;

- специальная  (для спецодежды);

- подкладочный;

- обивочный;

По волокнистому составу.

Это самый распространенный вид деления текстильных материалов. От него напрямую зависят свойства, требующиеся для изделий разного назначения:

- прочность – для обивочных тканей;

- гигроскопичность (способность впитывать влагу тела) – для одежды;

- несминаемость, износостойкость – для обивки и покрывал и т.д.

 Итак, по составу волокон, из которых состоит тот или иной вид текстиля, можно выделить ткани:

- натуральные -  состоят полностью из природных волокон, таких как хлопок,      

  лен, шерсть, шелк;

- искусственные – их состав натуральный (чаще всего – целлюлоза), но

  способ получения – химический (ацетат, вискоза);

- синтетические – изготавливают из волокон, полученных полностью

  химическим путем (полиэстер, нейлон, капрон, лавсан, полиэфир и др.);

- смесовые – состоят из различных смесей натуральных, синтетических,

   искусственных волокон.

В зависимости от состава разнятся и требования к уходу за разным текстилем. Одни волокна боятся солнца, другие – сильного отжима, третьи – высоких температур.

Текстиль окружает нас всюду. Для того чтобы правильно подобрать его для конкретных целей, нужно учитывать все эти факторы. Ну, а правильный уход позволит продлить срок службы текстильных изделий.

Ведущую роль ткани занимают в текстильном дизайне. Текстильный дизайн – это оформление интерьера тканями. Под любой стиль интерьера можно подобрать соответствующую ткань, исходя не только из ее назначения, но и учитывая цветовую гамму. На сегодняшний день на прилавках магазинов нам представлены ткани  на любой вкус и цвет, с различными характеристиками, многочисленными расцветками и узорами. А какие способы нанесения узора на ткань знаете вы?

Ответ обучающихся:

-  гладкокрашеная ткань. Это ткань, окрашенная уже после того, как она была соткана, то есть в готовом виде. Это самый известный приём окраски.

- пёстротканые ткани. Это ткани, окрашенные с двух сторон в различные цвета, либо с пестрым мелким узором, как бы "в крапинку".

- батик. Это обобщенное имя разнообразных способов собственно ручной художественной росписи различных тканей.

- набивка (напечатанный) рисунок.  В былые времена цветные рисунки наносились на ткань ручным способом. Теперь набивка выполняется современными печатными машинами. 

(Т.А.) Замечательно, я очень рада, что вы знаете столько способов.  А сегодня мы с вами познакомимся с техникой набивного рисунка через трафарет. Эта техника проста в выполнении. И самый главный плюс этой техники  –  ее доступность. Трафареты можно сделать своими руками или приобрести готовые в магазине. Краски, которые мы будем использовать, получили широкое применение у декораторов и среди людей занимающихся творчеством. Это акриловые краски. Их особенность заключается в том, что после высыхания они не смываются и не растворяются водой. Соответственно, они идеально подходят для тех текстильных изделий, которые часто контактируют с водой. Освоив эту технику,  вы сможете украшать различные текстильные изделия, создавая интересные узоры, подходящие для того или иного стиля.  

Для основы орнамента предлагаю вам взять мотивы пучужской  росписи. Эта роспись является одним из видов русских народных промыслов, который зародился на берегу Северной Двины в селе Пучуга  Архангельской области. Возникла роспись в конце 19 века в семье мастеров Кузнецовых, которые поколение из поколения передавали свое мастерство. Пучужская роспись входит в группу северных росписей. Как правило, расписывали этой росписью деревянные изделия: прялки, туеса, короба и другие предметы крестьянского быта. Орнамент  этой   росписи  состоит в основном из растительных элементов. Перед вами находятся карточки с изображением и названием этих элементов (Приложение 2). Наш орнамент  тоже будет состоять именно из этих  элементов. А теперь предлагаю приступить вам к самой интересной части нашего занятия – создание декора на ткани.  За текстильную основу вы возьмете свои салфетки.

4.Творческая часть.

    - повторение техники безопасности;

    -декорирование готовой салфетки акриловой краской с помощью  набивки    

     через трафареты (Приложение 3)

5. Подведение итогов. Рефлексия

- Выставка работ.

                                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                             Приложение 1

ТЕКСТИЛЬ

ДЕЛЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ

                                                                                                                 

                                                                                                            СВОЙСТВА                    

                                                                                                                           ТЕКСТИЛЬНЫХ                                                                                                

                                                                                                                               ИЗДЕЛИЙ

                                                                                                            Приложение 2                  

Основные элементы пучужской росписи

https://pp.userapi.com/c834104/v834104993/ab5e5/vQmb1rtgB9U.jpg                             ТРИЛИСТНИК                                                                

                                                                                                                 только                    

                                                                                                                красного      

                                                                                                                   цвета

 

https://pp.userapi.com/c621705/v621705993/62bc1/-EH99ZFblw8.jpg                        ГОРОШИНЫ                        

                                                                                                               

https://pp.userapi.com/c834102/v834102993/ac778/wucoEWx-6BA.jpg                      ВОЛНИСТЫЙ ЛИСТ

Орнамент из основных (красный цвет) и дополнительных элементов (зеленый и желтый цвет)

https://pp.userapi.com/c834200/v834200993/a9424/JkcpcEfpQHE.jpg

ОЖИВКА  БЕЛЫМ  ЦВЕТОМ                  ОБВОДКА  ЧЕРНЫМ  ЦВЕТОМ

                                                                                                                                         

                                                                                                                                          Приложение 3

Технологическая карта по оформлению текстильной салфетки

Название операции

Задание

Материалы и инструменты

1

Подготовка салфетки к декору

На столе закрепить клеенку молярным скотчем. На  клеенку положить салфетку лицевой стороной вверх. Закрепить края салфетки молярным скотчем.

Клеенка, салфетка, молярный скотч, ножницы.

2

Нанесение основных элементов декора на салфетку через трафарет

Прикладывая  трафарет  на ткань, набить узор. После каждой набивки осторожно снимаем трафарет и даем  краске подсохнуть в течение 1-2 мин. Затем продолжаем наносить декор на противоположные стороны салфетки. Краску водой не разбавлять. Губку водой не мочить.

                     

Акриловая краска красного цвета, поролоновая губка, молярный скотч, трафарет.

3

Нанесение дополнительных элементов декора на салфетку кистью

 Проставить зеленые капельки между основными элементами. Краску водой не разбавлять.

Акриловая краска зеленого цвета, нейлоновая кисть № 1

4

Выполнение  отделки

Проставить белую отделку (точки)  на элементах красного цвета. Краску водой не разбавлять.

Акриловая краска белого цвета, нейлоновая кисть № 1

5

Выполнение обводки  

Обвести зеленые элементы  тонкой черной линией.

Акриловая краска черного цвета, нейлоновая кисть № 1

6

Закрепление узора

 После полного высыхания краски, салфетку прогладить с изнаночной стороны утюгом при 80 градусах. Это поможет закрепить рисунок надолго.

Готовая салфетка, утюг, гладильная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по технологии 2 класс

Внеклассное занятие по технологии, 2 класс, "Изготовление новогодней игрушки", Сингапурская структура занятия...

План-конспект общешкольного внеклассного занятия по профильному труду «Мы лучше всех»

Цель: актуализация знаний по профильному труду (швейное дело, столярное дело, домоводство). Задачи:способствовать систематизации знаний по направлениям профильного обучения;развивать логичес...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...

План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»

План конспект  открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине  Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...

План-конспект открытого урока по дисциплине «Технология» в 8 классе МБОУ «Потанинской СОШ» на тему «Творческий проект по технологии»

План-конспект открытого урокапо дисциплине «Технология»в 8 классе МБОУ «Потанинской СОШ»на тему «Творческий проект по технологии»...

План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"

Внеурочное занятие  проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебно тренировочного занятия для 8-9 классов

ПЛАН - КОНСПЕКТ  Учебно-тренировочного занятия по Программе  «ОФП с элементами спортивных игр»   для групп  8-9  классов.Педагог дополнительного образов...