Художественная обработка древесины»
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Магомедова Ирина Владимировна
В природе нет более универсального, доступного и красивого материала, чем древесина. Она обладает удивительными свойствами, легко поддается обработке. И хотя сейчас применяется очень много новых синтетических материалов, древесина не потеряла своего значения. Изделия из древесины – красивого и живого материала – украшают наш быт. Причем на первое место выдвигается декоративная ценность, удовлетворяющая потребности человека. Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старается сделать его красивым, показать природную красоту дерева, усилив ее выжиганием или выпиливанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_obrabotka_drevesiny.docx62.68 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа №1 им.

дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова»

Рассмотрена

методическим объединением учителей

________________________

Протокол № 1

от «  30 » ____08__ 2017  г.

Принята

педагогическим советом

Протокол № 1

от « 30 » _____08___ 2017  г.

Утверждаю

директор МБОУ

В.А. Белоножкина

« 01  »___09___ 2017  г.

Рабочая  учебная программа по ФГОС ООО

наименование курса «Художественная обработка древесины»

        

основное общее образование

 срок реализации программы  1год

         

Магомедова Ирина Владимировна

 _________________________________________________________

 (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)

Плавск  

2017

Пояснительная записка

   В природе нет более универсального, доступного и красивого материала, чем древесина. Она обладает удивительными свойствами, легко поддается обработке. И хотя сейчас применяется очень много новых синтетических материалов, древесина не потеряла своего значения. Изделия из древесины – красивого и живого материала – украшают наш быт. Причем на первое место выдвигается декоративная ценность, удовлетворяющая потребности человека. Каждый мастер, выполняя  то или иное изделие из древесины, старается сделать его красивым, показать природную красоту дерева, усилив ее выжиганием или выпиливанием.  

Художественное выпиливание и выжигание, декорирование изделий из древесины выжиганием - один из самых распространенных видов декоративно – прикладного творчества среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащимся разного возраста. Первоначальные навыки работы  с  древесиной обучающиеся могут сформировать на занятиях объединения дополнительного образования «Художественная обработка древесины».

Занятия  позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся, рационально использовать свободное время детей.

 Данная программа рассчитана на один год обучения (70 часов) ,2 часа в неделю.

  Цели изучения курса «Художественная обработка древесины» :

  • Формирование специальных знаний о использовании древесины
  • Обучение различным видам, приемам и технологиям художественной   обработки древесины
  • Овладение безопасными приемами работы
  • Воспитание  трудолюбия, коллективизма, культуры поведения, целеустремленности, ответственности за результаты своего труда
  • Воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда
  • Формирование нравственных убеждений
  • Развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи
  • Развитие художественно – эстетического вкуса  
  • Развитие воображения и пространственного мышления
  • Развитие коммуникативных способностей и познавательных интересов  

Обучение предполагает решение следующих задач:

               

  •  формирование  политехнических знаний и экологической  культуры
  • расширение и углубление знаний по истории и роли народного творчества в жизни общества;
  • расширение творческой активности учащихся;
  • реализацию навыков и умений для выполнения творческих проектов.

Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых учащиеся  изготавливают изделия. На каждом практическом занятии проводятся инструктажи (вводный, текущий и заключительный), направленные на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту,  оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.   На всех занятиях осуществляется контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований и охраны труда.

   В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды художественной обработки материалов и изготавливают изделия. Творческий процесс по созданию изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, что позволяет детям в ходе подготовки инструмента и материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения. Занимаясь выпиливанием лобзиком, выжиганием учащиеся на практике применяют и развивают навыки по изобразительному искусству, черчению, технологии, математике.

   В программе уделяется особое внимание формированию у учащихся общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и эскизов  в процессе создания изделий. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.  Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, творческих начал  личности, привлечение самих учащихся к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Программой предусмотрено изучение свойств древесины, устройства и принципа работы электровыжигателя, сверлильного станка, лобзика и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний школьников о материалах , принципах действия и устройстве машин. В процессе обучения обращается внимание на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе изготовления изделий предусматривается применений приспособлений, позволяющих  выполнять трудовые операции с соблюдением определенных технологических требований ( точности формы, размеров и т.д.).

   Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к учащимся.

   Содержание программы предусматривает использование следующих разделов школьного курса  образовательной области,  <<Технология>>:

  - создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесины);

   - элементы техники;

    - проектные работы.

   Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся .  Приоритетными  методами обучения являются  упражнения ,практические работы и проектные работы

В работе используются:

-учебники, справочники;

 -дидактический материал;

 -дополнительная литература.

  После изучения данной программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

   Должны знать:

- принципы организации рабочего места и основные правила охраны труда;

 -основные понятия графики : чертеж, эскиз, технический рисунок;

  -физико – механические, технологические, экологические свойства материалов;

 -способы разметки по шаблону и чертежу;

 -принцип подбора столярного инструмента – по назначению, свойству материалов.

 -устройство и правила работы лобзиком;

 - назначение  и устройство  электровыжигателя, столярного  инструмента,    сверлильного станка;

 -способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;  

 -основные приемы выжигания;

 -основные приемы выпиливания;

  -технологический процесс изготовления изделия и декорирование их выжиганием;

 - способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

 -правила безопасности труда, санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

   Должны уметь:

  -рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила охраны труда;

  -уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  -определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  -производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  -применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

  -использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  -выполнять простейшие столярные операции;

 -производить отделку столярных изделий с учетом дизайна изделия;

 -выполнять простейшие расчеты стоимости изделия;

 -проектировать простые изделия и изготавливать их;

 -самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания;

  -бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  -экономно расходовать материалы и электроэнергию;

 - давать экологическую оценку изделию;

 -выполнять и защищать творческие проект

 -выполнять  операции строгания, сверления, выпиливания, выжигания

  -разрабатывать и составлять  композиции для выжигания и выпиливания;

  -выполнять  декорирование  изделий – выпиливанием, выжиганием.

  -применять  политехнические  и  технологические  знания  и  умения  в  самостоятельной   практической  деятельности.

Формы  организации  учебной  деятельности:                                                                            

         -индивидуальная;

         -бригадная;

        -фронтальная.

   Критерии и показатели оценки знаний учащихся.  

-теоретический уровень знаний;

  -степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлений; -применение полученных знаний на практике;

  -соблюдение технических и технологических требований;

 -качество изготовления изделия – по внешнему виду готового изделия;

 -изготовление изделия в установленные нормы времени;

-соблюдение правил охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарии и охраны  окружающей среды.

 -экономия материалов;

 -желание трудиться;

 -познавательная активность и творческий подход;

-самостоятельность;

-партнерские отношения при совместной работе.

Рабочая программа курса « Художественная обработка древесины соответствует федеральному образовательному стандарту основного общего образования 2010 г.

Учебный курс  в 5 классе реализуется в рамках части учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательных отношений в объеме 70 часов (2 часа в неделю).  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

« ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»

В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами являются:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей со временному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся.

 Метапредметными результатами являются:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процес
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 Предметными результатами являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
  • владение методами чтения и способами графического представления технической информации;

трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально энергетических ресурсов;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;
  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Объекты труда для учащихся подбираются с учетом:

  • индивидуально-психологических особенностям трудящихся;
  • дидактических принципов обучения;
  • степени освоения теоретических знаний и трудовых приемов;
  • физической подготовки учащихся.

Примерные объекты труда для выпиливания:   разделочные доски различных форм, подставки под горячие предметы, подсвечники, подставки для карандашей, пасхальные сувениры и т.д.

 Рисунки различной тематики для выжигания : фауна и флора, спорт, техника, времена года, сказочные мотивы, историческая тематика и т.д. Также можно декорировать выжиганием объекты труда для выпиливания.

Комплексные изделия: спичечница «Кот»,  подставка для конфет,  подставка для ножниц «Дятел», «Попугай», подставка для салфеток и др.

Содержание учебного предмета

    Разделы

Кол-во

 часов

Формы организации учебных занятий

Виды  учебной деятельности обучающихся

Вводное занятие

2

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, изделий, творческих проектов,  инструктаж по ПБР, лабораторно – практическая работа, практическая работа, работа с книгой и справочниками. Индивидуально – групповая работа. Фронтальный опрос.

Организовывать рабочее место.

Знать и соблюдать  правила безопасной работы во время проведения занятий.

Выпиливание лобзиком  

14

Рассказ, беседа, Фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, с дополнительной литературой. Индивидуально – групповые практические работы. Презентация с использованием ПК.

Выпиливать изделия лобзиком. Изготавливать изделия ДПТ по эскизам и чертежам. Соблюдать правила безопасного труда. Представлять презентацию результатов труда.

Выжигание

12

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, изделий, творческих проектов, приемов работы, инструктаж по ПБР, лабораторно – практическая работа, практическая работа, работа с книгой и справочниками. Индивидуально – групповая работа. Фронтальный опрос.

Организовывать рабочее место. Знать устройство и правила БР с выжигателем. Определять влажность древесины и знать способы ее сушки, определять пороки древесины. Знать виды графической документации и правила их выполнения. Отделывать изделия древесины выжигание, уметь осуществлять контроль качества работы.

Изготовление изделий из фанеры  и древесных материалов

16

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, изделий, приемов работы, инструктаж по ПБР, лабораторно – практическая работа, практическая работа, работа с книгой и справочниками. Индивидуально – групповая работа. Фронтальный опрос.

Знать правила охраны труда, правила пожарной и электробезопасности. Уметь составлять тех. карты. Знать виды разметки, наносить линии, точки различной толщины выжигательным аппаратом. Знать виды стругов, их конструкцию и назначение, правила и приемы строгания, осуществлять контроль качества. Уметь соединять детали из древесины и древесных материалов. Выполнять прозрачную и непрозрачную отделку.

Проект

24

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, изделий, творческих проектов, приемов работы, инструктаж по ПБР. Фронтальный опрос. Частично – поисковый метод. Работа в группах и индивидуальная работа. Беседа по правилам безопасной работы.

Уметь обосновывать тему проекта, составлять историческую и техническую справки, разрабатывать конструкторскую и технологическую документации, выполнять технологические операции, подготавливать экономическое, экологическое обоснование, рекламный проспект изделия, проводить защиту проекта.

Подведение итогов работы , организация выставки

2

Рассказ, беседа, демонстрация лучших работ, оформление выставки.

Уметь анализировать результаты работы и проводить презентацию изделий за прошедший год.

        Приложение

        Программа

Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)

 Теоретическая часть. Содержание работы и задачи кружка, правила поведения в мастерской, охрана труда на занятиях. Планирование работы кружка. Правила пожарной безопасности, санитарии и гигиены.

Практическая часть. Изучение инструкций по ОТ. Планирование работы кружка.

Тема 2. Выпиливание лобзиком  (14 часов)

Теоретическая часть.  Оборудование рабочего места. Устройство верстака. Ознакомление с породами древесины и древесными материалами. Перевод рисунка. Лобзик, его устройство. Правила и приемы безопасной работы. Получение шпона и фанеры. Прямолинейное пиление. Выпиливание по кривой линии. Выпиловочный столик. Выпиливание замкнутого контура.  Способы зачистки деталей из древесины. Назначение шлифовальной шкурки, её виды. Приспособления для зачистки шлифовальной шкуркой. Охрана труда во время работы. Область применения фанеры. Выпиливание замкнутого контура внутри заготовки. Правила и приемы работы. Требования безопасности во время работы. Виды покрытий древесины. Использование морилки, лака. Декоративная отделка водными красителями. Правила и приемы безопасной работы.   Клеи для склеивания древесины и древесных материалов. Правила и приемы склеивания. Требования безопасности во время работы.

Практическая часть.

 Организация рабочего места.   Закрепление пилки в лобзике. Установка выпиловочного столика. Отрабатывание  приемов прямолинейного и криволинейного пиления. Перевод рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги.  Зачистка кромок и боковых поверхностей деталей. Контроль качества изделия. Декорирование деталей изделия водными красителями. Организация рабочего места.   Подготовка изделия к сборке. Сборка изделия на клею.  Правила безопасного труда во время работы.

Тема 3. Выжигание (12 часов).

Теоретическая часть. Организация и оборудование рабочего места. Прибор для выжигания. Настройка прибора. Правила и приемы работы. Охрана труда во время работы выжигательным аппаратом. Подготовка основы для выжигания. Перевод рисунка на фанеру. Устройство прибора для выжигания. Технология выжигания. Правила и приемы безопасной работы. Влажность и сушка древесины. Недостатки древесины – пороки. Правила охраны труда во время работы выжигательным аппаратом. Использование древесины и древесных материалов в различных отраслях производства и быту. Контроль качества изготовления изделия. Правила и приемы безопасной работы. Графическая документация – эскиз, чертеж, технический рисунок. Правила выполнения эскизов и чертежей. Охрана труда во время работы. Технология выжигания по древесине и древесным материалам, правила и приемы безопасной работы, контроль качества работы. Правила гигиены и санитарии. Правила пожарной безопасности.

Практическая часть. Организация рабочего места. Отрабатывание приемов выжигания с выполнением прямых и кривых линий разной толщины. Контроль качества изделия. Подготовка основы. Перевод рисунка. Выжигание элементов рисунка. Подготовка основы для выжигания, выполнение эскиза, выжигание элементов эскиза.  Выжигание рисунка. Уборка рабочих мест.

Тема 4. Изготовление изделий из фанеры  и древесных материалов (16 часов).

Теоретическая часть. Форма и конструкция изделия. Охрана труда во время обработки древесины и древесных материалов. Правила  пожарной и  электробезопасности.  Последовательность изготовления изделий. Составление простейшей технологической карты. Виды применяемой разметки для изготовления изделий, преимущество и недостатки. Правила и приёмы безопасной работы. Использование различных графических изображений для демонстрации деталей изделий. Разметка. Приёмы контроля качества работы. Охрана труда во время работы.   Выбор основы для работы. Способы нанесения линий и точек различной толщины выжигательным аппаратом. Правила и приёмы безопасной работы. Назначение строгания. Виды стругов, их конструкция и  назначения. Правила и приёмы строгания, балансировка. Контроль строгания. Требования безопасности во время работы. Назначение соединения, гвоздь – как крепёжная деталь. Виды гвоздей. Правила и приёмы соединения деталей из древесины и древесных материалов гвоздями. Выбор места для соединения. Правила и приёмы безопасной работы. Приёмы нанесения водных красителей. Прозрачная и непрозрачная отделка. Отделка шлифовальной шкуркой перед  окрашиванием. Покрытие лаком. Использование морилки. Требования охраны труда во время работы

Практическая часть.

Организация рабочего места. Подбор изделия для изготовления. Изучение инструкций по охране труда.  Подготовка фанеры для работы. Выпиливание по внешнему  и внутреннему контору. Зачистка шлифовальной шкуркой, напильником, надфилем. Разметка, изготовление деталей изделия, зачистка деталей. Контроль качества работы. Выполнение рисунков выжигательным аппаратом. Организация рабочего места. Строгание деталей изделия, отделка. Контроль качества работы. Организация рабочего места, сборка изделия из древесины и древесных материалов при помощи гвоздей, правила и приемы безопасной работы. Организация рабочего места, подготовка изделия к отделке, отделка водными красителями и лаком. Приемы безопасной работы.

Тема 5. Проект (24 часа).

Теоретическая часть.

Творческий проект - самостоятельная работа, в результате которой создаётся новый полезный продукт. Обоснование темы проекта. Историческая и техническая справка. Этапы проекта: подготовительный этап, конструкторский этап, технологический этап, итзготовление изделия, заключительный этап. Разработка  конструкторской  документации   (чертежи,  модели, эскизы, схемы,  рисунки и т.д.) Разработка технологической документации (технологическая карта или план изготовления изделия) Экономическое обоснование. Экологическое обоснование. Рекламный проспект изделия. Выводы по итогам работы. Защита проекта. Организация рабочего места. Выполнение технологических операций.

Практическая работа. Разработка пояснительной записки. Изготовление изделия. Защита проекта.

Тема 6. Подведение итогов работы , организация выставки (2 часа)

Тематический план

Тема

Кол-во часов

Вводное занятие

2

Выпиливание лобзиком

14

Выжигание

12

Изготовление изделий из фанеры  и древесных материалов

16

Проект

24

Подведение итогов работы , организация выставки

2

Общее количество часов

70

                                       


Календарно – тематическое планирование

N п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

I,

Вводное занятие

2

Теоретическая часть.

   Содержание работы и задачи кружка, правила поведения в мастерской, охрана труда на занятиях.

Планирование работы кружка. Правила пожарной безопасности, санитарии и гигиены.

Практическая часть.

   Изучение инструкций по ОТ. Планирование работы кружка.

   

 II.

Выпиливание лобзиком

14

2.

Выпиливание лобзиком

2

Теоретическая часть.

   Оборудование рабочего места. Устройство верстака. Ознакомление с породами древесины и древесными материалами. Перевод рисунка. Лобзик, его устройство. Правила и приемы безопасной работы.

Практическая часть.

 Организация рабочего места.   Закрепление пилки в лобзике. Установка выпиловочного столика. Отрабатывание приемов прямолинейного и криволинейного пиления.

   

3.

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру

2

Теоретическая часть.

   Получение шпона и фанеры. Прямолинейное пиление. Выпиливание по кривой линии. Выпиловочный столик. Охрана труда во время работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места.   Перевод рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги.  Подготовка лобзика к работе. Установка выпиловочного столика. Пиление по прямой, криволинейное пиление.    

   

4.

Выпиливание по внутреннему контуру

4

Теоретическая часть.

Область применения фанеры. Выпиливание замкнутого контура внутри заготовки. Правила и приемы работы. Требования безопасности во время работы.

Практическая часть.

 Организация рабочего места. Установка выпиловочного столика. Выпиливание замкнутого контура. Криволинейное пиление.

5.

Зачистка деталей изделия

2

Теоретическая часть.

   Способы зачистки деталей из древесины. Назначение шлифовальной шкурки, её виды. Приспособления для зачистки шлифовальной шкуркой. Охрана труда во время работы.

Практическая часть.

 Организация рабочего места.   Зачистка кромок и боковых поверхностей деталей. Контроль качества изделия.

     

   

6.

Отделка древесины

2

Теоретическая часть.

   Виды покрытий древесины. Использование морилки, лака. Декоративная отделка водными красителями. Правила и приемы безопасной работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места.    Декорирование деталей изделия водными красителями.

7.

Соединение деталей из древесины и древесных материалов на клею

2

Теоретическая часть.

   Клеи для склеивания древесины и древесных материалов. Правила и приемы склеивания. Охрана труда во время работы.

Практическая часть.

 Организация рабочего места.   Подготовка изделия к сборке. Сборка изделия на клею.  

III.

Выжигание

12

8.

Подготовка к работе с выжигательным аппаратом.  

2

Теоретическая часть.

Организация и оборудование рабочего места. Прибор для выжигания. Настройка прибора. Правила и приемы работы. Охрана труда во время работы выжигательным аппаратом.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Отрабатывание приемов выжигания с выполнением прямых и кривых линий разной толщины.

9.

Технология выжигания по древесине и древесным материалам.

2

Теоретическая часть.

Подготовка основы для выжигания. Перевод рисунка на фанеру. Устройство прибора для выжигания. Технология выжигания. Правила и приемы безопасной работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Подготовка основы. Перевод рисунка. Выжигание элементов рисунка.

10.

Выжигание элементов рисунка.

2

Теоретическая часть.

Влажность и сушка древесины. Недостатки древесины – пороки. Правила охраны труда во время работы выжигательным аппаратом.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Выжигания элементов рисунка.

11.

Выжигание рисунка.

2

Теоретическая часть.

Использование древесины и древесных материалов в различных отраслях производства и быту. Контроль качества изготовления изделия. Правила и приемы безопасной работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Выжигание рисунка. Контроль качества изделия.

12.

Декорирование деталей изделия выжиганием.

2

Теоретическая часть.

Графическая документация – эскиз, чертеж, технический рисунок. Правила выполнения эскизов и чертежей. Охрана труда во время работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Подготовка основы для выжигания. Выполнение эскиза. Выжигание элементов эскиза.

13.

Техника выполнения выжигания различных деталей.

2

Теоретическая часть.

Технология выжигания по древесине и древесным материалам. Правила и приемы безопасной работы. Контроль качества работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Выжигание. Контроль изделия.

IV.

Изготовление изделий из фанеры  и древесных материалов.

16

14.

Основы материаловедения для художественных работ по дереву.

2

Теоретическая часть.

Форма и конструкция изделия. Охрана труда во время обработки древесины и древесных материалов. Правила пожарной и электробезопасности.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Подбор изделия для изготовления. Изучение инструкций по охране труда.  

15.

Выпиливание лобзиком - как разновидность художественной обработки древесины.

2

Теоретическая часть.

Последовательность изготовления изделий. Составление простейшей технологической карты. Виды применяемой разметки для изготовления изделий, преимущество и недостатки. Правила и приёмы безопасной работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Подготовка фанеры для работы. Выпиливание по внешнему и внутреннему контору. Зачистка шлифовальной шкуркой, напильником, надфилем.

16 – 17.

Технология выпиливания различных изделий лобзиком.

4

Теоретическая часть.

Использование различных графических изображений для демонстрации деталей изделий. Разметка. Приёмы контроля качества работы. Охрана труда во время работы.  

Практическая часть.

Организация рабочего места. Разметка, изготовление деталей изделия. Зачистка деталей. Контроль качества работы.

18.

Декорирование художественных изделий выжиганием.

2

Теоретическая часть.

Выбор основы для работы. Способы нанесения линий и точек различной толщины выжигательным аппаратом. Правила и приёмы безопасной работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Выполнение рисунков выжигательным аппаратом.

19.

Строгание древесины.

2

Теоретическая часть.

Назначение строгания. Виды стругов, их конструкция и  назначения. Правила и приёмы строгания. Балансировка. Контроль строгания. Требования безопасности во время работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Строгание деталей изделия. Контроль качества работы.

20.

Соединение деталей из древесины и древесных материалов  с помощью гвоздей.

2

Теоретическая часть.

Назначение соединения. Гвоздь – как крепёжная деталь. Виды гвоздей. Правила и приёмы соединения деталей из древесины и древесных материалов гвоздями. Выбор места для соединения. Правила и приёмы безопасной работы. Контроль качества работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Сборка изделия з древесины и древесных материалов при помощи гвоздей.

21.

Отделка изделия.

2

Теоретическая часть.

Приёмы нанесения водных красителей. Прозрачная и непрозрачная отделка. Отделка шлифовальной шкуркой перед  окрашиванием. Покрытие лаком. Использование морилки. Требования охраны труда во время работы.

Практическая часть.

Организация рабочего места. Подготовка изделия к отделке. Отделка водными красителями и лаком.

V.

Проект

24

Творческий проект - самостоятельная работа, в результате которой создаётся новый полезный продукт.

22 - 23

Подготовительный этап.

4

Обоснование темы проекта. Историческая и техническая справка.

24-25

Конструкторский этап.

4

Разработка конструкторской документации (чертежи, модели, эскизы, схемы, рисунки и т.д.)

26-27

Технологический этап.

4

Разработка технологической документации (технологическая карта или план изготовления изделия)

28-31

Изготовление изделия.

8

Организация рабочего места. Выполнение технологических операций.

32-33

Заключительный этап.

4

Экономическое обоснование. Экологическое обоснование. Рекламный проспект изделия. Выводы по итогам работы. Защита проекта.

34

Подведение итогов работы, организация выставки

2

35

Резерв времени

2

                                                                  Литература.

  1. В.М. Казакевич, Г.А.Молева .Технология. Технический труд. 5 класс. Москва. Дрофа. 2012
  2. В.М. Казакевич, Г.А.Молева .Технология. Технический труд. 6 класс. Москва. Дрофа. 2013
  3. И.А.Карабанов. Справочник по трудовому обучению. Москва. «Просвещение». 1992
  4. В.И.Коваленко, В.В.Куленёнок. Объекты труда. 6 класс. Москва. «Просвещение». 1991
  5. Ю.Соколов. Художественное выпиливание, альбом. Москва. « Лесная промышленность». 1987
  6. Э.В.Рихвк. Обработка древесины в школьных мастерских. Москва. «Просвещение». 1984
  7. А.Ю.Семенцев. Резьба по дереву. Минск. «Современное слово». 2001

                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Художественная обработка древесины"

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса, где изучается резьба по дереву. В ней есть основные сведения видов резьбы, фотографии по теме, а также приёмы работы лобзиком и правила безопасн...

Программа дополнительного образования "Художественная обработка древесины"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видов декоративно-прикладного искусства. Одновременно с этим программа представляет уникальную возможность соединить тр...

"Художественная обработка древесины"

Настоящий курс по выбору «Художественная обработка древесины» разработан для учащихся 9-х классов с предпрофильной подготовкой с учетом изменений, происходящих в российском образовании, связанны...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"

КРУЖОК  В ШКОЛЕ  "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ОБРАБОТКА  ДРЕВЕСИНЫ"ФОТО ПОДЕЛОКТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  КРУЖКА...

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Художественная обработка древесины

 Художественная обработка древесины...

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...