Тема: Кормление больного
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

Панфилова Татьяна Алексеевна

Конспект урока по программе: "Подготовка младшего обслуживающего персонала".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока191.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кормление больного. № 291

Класс: 9 пмоп

Цель: научить учащихся правильно кормить больного.

Задачи: образ: формирование знаний у учащихся о кормлении больных.

Кор-но: развивать внимание, мышление, память.

Воспит: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к здоровью других людей.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Орг. момент.

Положительный настрой.

2.Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.

3.Изучение нового материала.

Тема:    ?   ? .

Обратите внимание, что тема нашего урока с вами не известна а что бы ее узнать нужно правильно на изображение картинки отвечать.

  1. Какое действие происходит на картинке? (кормление)
  2. Как называется человек изображенный на картинке? (больной)

Из этих полученных слов составьте предложение.

Кто назовет тему нашего урока?        

Тема: Кормление больного.

Мотивация: знания полученные на этом уроке помогут вам самостоятельно оказать помощь своим близким, которые не в состоянии сами принимать пищу.

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться кормить тяжелобольного.

Как вы думаете какого больного нужно кормить?

Скажите кто такой тяжелобольной?

Тяжелобольной – это пациент, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем, который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе.

Откройте тетради запишите тему и определение.

Часто во время болезни отмечается понижение аппетита. Это одно из проявлений болезненного состояния, и наладить правильное и полноценное питание в этот период особенно важно. Кормление должно быть строго по часам.

Как вы думаете как правильно нужно кормить больного?

Приблизительные ответы учащихся.

Тяжелобольным пищу приносят в палату. Одним больным нужно только помочь сесть, грудь прикрыть полотенцем, другим придать полусидячее положение, приподняв подголовник.

Помочь пациенту принять полусидячее, удобное положение в постели, подложив дополнительную подушку. Вымыть руки себе и больному. Дать пациенту время для подготовки к приему пищи.  Шею и грудь пациента накрыть салфеткой. Блюда с горячей пищей необходимо проверить, капнув себе на запястье несколько капель.

  1. Накормить тяжелобольного, часто страдающего отсутствием аппетита, непросто. Требуются в подобных случаях умение и терпение.
  2. С пациентом необходимо еще до кормления обсудить, в какой последовательности он будет принимать пищу.
  3. Не следует настаивать, чтобы пациент съел весь объем пищи. 
  4. Попросить пациента не разговаривать во время приема пищи, так как при разговоре пища может попасть в дыхательные пути.
  5. Кормить нужно больного десертной ложочкой медленно: называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту, наполнить на 2/3 ложку мягкой пищей, коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот, прикоснуться ложкой к языку, оставив пищу в полости рта, извлечь пустую ложку, дать время прожевать и проглотить пищу, предложить питье после нескольких ложек мягкой пищи.  Питье дают из небольшого чайника, маленькой ложечки или со стакана с применением коктельной трубочки, вливать питье небольшими порциями.

Давайте с вами посмотрим видео о правильном кормлении тяжелобольного.

Давайте с вами ответим на несколько вопросов. О технике безопасности при кормлении тяжелобольного.

1.Чтобы избежать ожога при кормлении у больного полости рта, что надо сделать?

Предполагаемый ответ. Убедиться, что еда не горячая.

Правильно, проверить необходимо температуру горячих напитков, капнув несколько капель себе на тыльную сторону руки. Пищу надо давать небольшими порциями и с достаточными паузами, чтобы больной не поперхнулся.

2.Как вы должны относиться к больному при кормлении если у него из рта выпадает пища?

Предполагаемый ответ. Внимательно, приветливо, ласково.

Учитель. Это то, чего нам в жизни очень не хватает. И я надеюсь, что вы и к тяжелобольным, и ко всем людям будете приветливо относиться.

Перед вами лежит алгоритм действия в разрезанных полосках кормление больных, вам нужно самостоятельно попробовать его правильно составить а потом мы с вами вместе проверим правильно ли вы составили.

Давайте теперь проверим правильно ли вы составили алгоритм действия.

Алгоритм действий учитель вывешивает на доску.

Кормление больных

  1. Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.
  2. Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.
  3. Приподнять тяжелобольного.
  4. Накормить тяжелобольного.
  5. Протереть губы влажной салфеткой.

Проверьте своего соседа правильно ли он собрал.

Молодцы.

Практическая работа.

Давайте с вами сейчас пройдем в изолятор медкабинета и закрепим наши с вами теоретические знания на практической работе.

У меня разрезные полоски вы по одному вытянете и мы узнаем, кто из вас будет больной а кто будет санитар кормить больного. А остальные будут смотреть и дополнять.

Задача санитара накормить больного которому можно сидеть но нельзя вставать с кровати.

Учащийся перечисляет свои действия кормления больного.

4.Закрепление.

А сейчас мы с вами проверим как вы закрепили полученные знания.

Учащиеся делятся на пары, им выдается не правильный алгоритм действия, они его показывают а другие должны сказать, что они сделали не правильно.

  1. Пара

1.Вымыть руки больного.

2.Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

3. Поставить на пол еду.

4. Приподнимать тяжелобольного.

5.Накормить тяжелобольного.        

6.Протереть губы влажной салфеткой.

  1.  Пара

      1. Не мыть руки больному.

      2. Не накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

3. Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

4. Приподнять тяжелобольного.

      5. Накормить тяжелобольного столовой ложкой.        

      6.Протереть губы влажной салфеткой.

  1. Пара

1.Вымыть руки больного.

2.Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

3. Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

4. Не приподнимать тяжелобольного.

5.Накормить тяжелобольного.        

6.Протереть губы влажной салфеткой.

  1. Пара

      1. Вымыть руки больному.

      2. Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

3. Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

4. Приподнять тяжелобольного.

      5. Накормить тяжелобольного.        

      6.Протереть губы влажной салфеткой.

5. Итог.

Что мы учились делать на уроке?

Кто такой тяжелобольной?

Для чего надо кормить тяжелобольного? (для того, чтобы он скорее выздоровел)

http://istra-adm.ru/userapi/news/a0d21fe5773e0abde7f372661031c5ac/a367ad2c9aa8363f81a2fb0d252fbb58.jpg

https://static8.depositphotos.com/1016459/1046/v/950/depositphotos_10465546-stock-illustration-sick-man-in-bed.jpg


Тяжелобольной – это пациент, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем, который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе.


Алгоритм кормление больных

  1. Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.
  2. Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.
  3. Приподнять тяжелобольного.
  4. Накормить тяжелобольного.
  5. Протереть губы влажной салфеткой.

  1. Пара

1.Вымыть руки больного.

2.Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

3. Поставить на пол еду.        

4. Приподнимать тяжелобольного.

5.Накормить тяжелобольного.        

6.Протереть губы влажной салфеткой.

  1.  Пара

      1. Не мыть руки больному.

      2. Не накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

3. Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

4. Приподнять тяжелобольного.

      5. Накормить тяжелобольного столовой ложкой.        

      6.Протереть губы влажной салфеткой.

  1. Пара

1.Вымыть руки больного.

2.Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

3. Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

4. Не приподнимать тяжелобольного.

5.Накормить тяжелобольного.        

6.Протереть губы влажной салфеткой.

        

  1. Пара

      1. Вымыть руки больному.

      2. Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

3. Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

4. Приподнять тяжелобольного.

      5. Накормить тяжелобольного.        

      6.Протереть губы влажной салфеткой.

Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

Приподнять тяжелобольного.

Накормить тяжелобольного.

Протереть губы влажной салфеткой.

Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

Приподнять тяжелобольного.

Накормить тяжелобольного.

Протереть губы влажной салфеткой.

Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

Приподнять тяжелобольного.

Накормить тяжелобольного.

Протереть губы влажной салфеткой.

Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

Приподнять тяжелобольного.

Накормить тяжелобольного.

Протереть губы влажной салфеткой.

Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

Приподнять тяжелобольного.

Накормить тяжелобольного.

Протереть губы влажной салфеткой.

Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

Приподнять тяжелобольного.

Накормить тяжелобольного.

Протереть губы влажной салфеткой.

Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

Приподнять тяжелобольного.

Накормить тяжелобольного.

Протереть губы влажной салфеткой.

Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.

Поставить рядом с тяжелобольным на стол или стул еду.

Приподнять тяжелобольного.

Накормить тяжелобольного.

Протереть губы влажной салфеткой.

УРОК

по теме «Кормление тяжелобольного» для 9 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

Цель урока: учить правильно кормить тяжелобольного, корригировать мышление, память, речь, учить устанавливать доверительные отношения с больным, гуманному отношению к больному

Тип урока: комбинированный

Оборудование: губка, ложка, тарелка, салфетка, поильник, интерактивная доска, тестовые задания, алгоритм действий (пооперационная карта)

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологическая установка на успех.

Учитель. У вас все получится.

Проверить готовность к уроку.

Учитель. Мы будем учиться правильно кормить тяжелобольного. Устанавливать с больным доверительные отношения и гуманно относиться к больному.

II. Проверка изученного материала по теме «Обработка кожи больного».

Слайд 1. Тема «Кормление тяжелобольного».

Учитель. Тема урока: Кормление тяжелобольного. А какая тема была на предыдущем уроке?

Предполагаемый ответ. Тема урока: «Обработка кожи больного»

Учитель. Как обрабатывают кожу больного?

Слайд 2

Предполагаемый ответ. Обтирание – лечебно-гигиеничкская процедура. Берут губку, смачивают в воде (температура воды 30-32оС). Ослабленных больных обтирают последовательно: руки, грудь, живот, ноги и быстро растирают смоченную поверхность тела сухим полотенцем до ощущения тепла.

Учитель. Какая важная задача ухода за больным?

Предполагаемый ответ. Важной задачей ухода за больным является профилактика пролежней.

Учитель. Что такое пролежни? Чем они опасны?

Слайд 3

Предполагаемый ответ. Пролежни представляют собой глубокие поражения кожи, иногда заканчивающиеся ее омертвением.

Учитель. Исключи лишнее. Где не развиваются пролежни?

Работа на доске.

Крестец

Нос

Лопатки

Пятки

Затылок

Ягодицы

Учитель. На каких еще уроках вы изучаете строение тела человека?

Предполагаемый ответ. Мы изучаем строение тела человека на уроках естествознания.

Учитель. Что необходимо делать, чтобы предупредить появление пролежней?

Предполагаемый ответ. Для предупреждения пролежней необходимо правильно ухаживать за больным. Постельное и нательное белье должно быть чистым и сухим. Необходимо менять положение больного в постели. Места, где могут появиться пролежни, протирать водой и камфорным спиртом. Необходимо применять подкладной круг.

Практическая часть

Учащиеся закрепляют теоретические знания на манекене.

Учитель. Для чего важен тщательный уход за больным?

Предполагаемый ответ. Тщательный уход важен для скорейшего выздоровления больного.

Технологический прием

Учитель записывает на доске ключевые слова:

Пролежни

Крестец

Резиновый круг

Учащиеся в течение 2-3 минут составляют текст с этими словами.

III. Физминутка. Изобрази спортсмена.

Слайд 4

Штангиста

Боксера

Пловца

Бегуна

Словарная работа.

Слайд 5

Учитель. Как вы думаете, что это такое?

Слайд 6

IV. Изучение нового учебного материала

Тема: «Кормление тяжелобольного»

Слайд 7

Учитель. Сегодня мы с вами будем учиться правильно кормить тяжелобольного. Тяжелобольных кормят с ложечки, подложив под подбородок салфетку или полотенце. Пищу подают небольшими порциями и с достаточными паузами, чтобы больной имел возможность хорошо прожевать пищу и не поперхнуться. Питье дают из поильника или обычного небольшого чайника. Сейчас мы с вами будем учиться практически на манекене кормить тяжелобольного. Но сначала мы должны поговорить о технике безопасности при кормлении тяжелобольного. Чтобы избежать ожога, что надо делать?

Слайд 8

Предполагаемый ответ. Убедиться, что еда не горячая.

Слайд 9

Учитель. Правильно, проверить необходимо температуру горячих напитков, капнув несколько капель себе на тыльную сторону руки. Пищу надо давать небольшими порциями и с достаточными паузами, чтобы больной не поперхнулся. Как вы должны относиться к больному при кормлении?

Предполагаемый ответ. Внимательно, приветливо, ласково.

Учитель. Это то, чего нам в жизни очень не хватает. И я надеюсь, что вы и к тяжелобольным, и ко всем людям будете приветливо относиться.

Кормление тяжелобольных

Алгоритм действий учитель показывает на манекене

  • Накрыть грудь тяжелобольного салфеткой.
  • Поставить рядом с тяжелобольным на стол еду.
  • Приподнять тяжелобольного, если это возможно.
  • Накормить тяжелобольного.
  • Протереть губы влажной салфеткой.

Алгоритм действий выдан каждому ученику

Практическая часть

Учащиеся закрепляют теоретические знаний на манекене

Составление кластера по теме: «Кормление больного»

Технологический прием

Учитель работает на доске. Учащиеся в тетради.

Учитель

  • Напишите в тетради ключевое слово «кормление». Учитель пишет на классной доске.
  • Начните записывать слова или предложения, которые относятся к теме: «Кормление тяжелобольных».

КОРМЛЕНИЕ


ВЫТЕРЕТЬ ГУБЫ СУХИМ ПОЛОТЕНЦЕМ

ПРОТЕРЕТЬ СМОЧЕННЫМ ВОДОЙ ПОЛОТЕНЦЕМ ГУБЫ

ДОСТАТОЧНЫЕ ПАУЗЫ

НЕБОЛЬШИЕ ПОРЦИИ

ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО

ПОЛОЖЕНИЕ БОЛЬНОГО

ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ

ПОКРЫТЬ ГРУДЬ САЛФЕТКОЙ

НАКОРМИТЬ ПАЦИЕНТА

ПОЛУСИДЯЧЕЕ

СИДЯЧЕЕ




















Итог урока

Учитель. Что мы учились делать на уроке?

Предполагаемый ответ. На уроке мы научились правильно кормить тяжелобольного

Учитель. А для чего надо правильно кормить тяжелобольного?

Предполагаемый ответ. Правильно кормить тяжелобольного надо для того, чтобы он скорее выздоровел

Учитель оценивает работу учащихся на уроке

Задание на дом. Выучить алгоритм действий при кормлении тяжелобольного.

Использованный материал в презентации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Мама больна" к учебнику Касаткиной Н.М.

Презентация предназначена для формирования, автоматизации и тренировки лексических и грамматических навыков по теме "Мама больна"  к учебнику Касаткиной Н.М. для 3-его класса школ с углубленным и...

конспект урока по сельскохозяйственному труду коррекционной школы 8 вида 8 класса по теме "Содержание и кормление КРС"

Обобщающий урок по содержанию и кормлению КРС, направленный на закрепление и обобщение полученных знаний, формирующий практические умения по уходу за КРС....

Тема урока: Правильное кормление коров.

Учащиеся 8 класса знакомятся с видами кормов для коров. Учатся сравнивать корма по питательности и определять количество кормовых единиц в кормах....

Буклет для родительского собрания "Детская агрессия. Больно делает тот, кому больно"

Раздаточный материал для проведения родительского собрания на тему "Детская агрессия. Больно делает тот. кому больно"...

Урок по окружающему природному миру 1 класс (умеренная умственная отсталость). Тема: «Зимующие птицы, кормление птиц». Обобщающий урок.

Материал урока  предназначен для учащихся 1 класса с умеренной умственной отсталость. На уроке царит не напряженная, интересная , познавательная "экскурсия" в мир природы,создаёт...

Тема: Правила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно.

Конспект урока по подготовке младшего обслуживающего персонала 9 класс....

Уход за больным: кормление больного.

Конспект урока по подготовке младшего обслуживающего персонала....