Возрождение берестяного народного промысла в гимназии. Изготовление броши из бересты.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Сальникова Елена Александровна

Методическая разработка посвящена проблеме формирования интереса к народным традициям, осуществлению связи теории с практикой на занятиях, социализации и профессиональному самоопределению учащихся в будущем, развитию мелкой моторики, творческого мышления, интереса, фантазии при выполнении работы. Мастер-класс будет интересен всем возрастным категориям обучающихся, педагогам дополнительного образования, учителям технологии, всем творческим людям. Пошаговый алгоритм создания объёмного украшения из природного материала понятен и прост в исполнении. Такое изделие будет приятным подарком для модниц всех возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx295.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия: «Возрождение берестяного народного промысла в гимназии. Изготовление броши из бересты».

Автор: Сальникова Елена Александровна.
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №49 Приморского района города Санкт-Петербурга.

Тема: Возрождение берестяного народного промысла в гимназии. Изготовление броши из бересты.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока:

Научить детей изготавливать брошь из бересты.

Задачи урока:

  1. Формировать творчески активную личность, через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
  2. Познакомить детей со свойствами бересты.
  3. Способствовать развитию навыков создания красивых и полезных изделий, активизировать работу творческой мысли, осуществлять межпредметную связь.

Методы  обучения: объяснительно-иллюстративный, практические, поисково-проблемные.

Оборудование: мультимедиа, образец броши бабочки, кусочки бересты, ножницы, клей, акриловые краски, кисти.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Формирование мотивации изучение темы, эстетических чувств, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация

Знания: о свойствах бересты.

Умения: применить знания, полученные теоретические знания на уроке на практике.

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

- Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствует?

- Проверьте, все ли готово к уроку.

2. «Вызов» к открытию нового знания. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Наш урок мне хочется начать со стихотворения:

За окном берёзки.

В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет —
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.

Каваляка Л.

- Береза одно из красивейших деревьев нашего края, в любое время года, и в любом наряде она прекрасна. Березу называют теплым деревом. Белая кора собирает и хранит тепло солнца. С давних пор люди заметили это свойство, и стали применять кору березы – бересту для изготовления различных предметов быта. Кору снимали только с упавших спиленных берез, так как нельзя ранить живое дерево.

- Возьмите, пожалуйста все по кусочку бересты и скажите, какая она? Погладьте, попробуйте согнуть.

Предполагаемые ответы.

- Бересте свойственна эластичность, прочность, мягкость,  красота и доступность. Также береста, водостойка и устойчива к гниению.

- Посмотрите перед вами различные изделия из бересты. Что вы видите?

Предполагаемые ответы.

- Туесочки, корзиночки, игрушки, украшения, иллюстрации.

- В далекие времена люди писали на бересте письма. Из березовой бересты плели лапти, корзинки, туесочки для ягод. Давно было замечено, что в посуде из бересты долго не скисает молоко, не портится рыба, мясо. Хорошо хранится мед, грибы, ягоды.  В настоящее время, когда природные материалы стали заменять синтетическими, березовая кора уступила свое первенство, но сохранившиеся знания позволяют создавать уникальные поделки из этого материала.

  1. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня на уроке вы научитесь изготовлять вот такую брошь-бабочку из бересты. Брошь выполнена в технике прорезная резьба.

- Для изготовления броши потребуются следующие материалы и инструменты: береста, ножницы, канцелярский нож, клей пва, акриловые краски, кисти.

Прежде чем начать изготовление броши, повторим правила безопасной работы с ножницами и канцелярским ножом.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

3. Следи за движением лезвий во время работы.

4. Ножницы клади кольцами к себе.

5. Передавай ножницы кольцами вперед.

6. Не оставляй ножницы открытыми.

7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.  Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4.  В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

4. Объяснение порядка и последовательности выполнения практической работы.

  1. Выполнить эскиз на бумаге.

C:\Users\пользователь\Desktop\ШКОЛА\Мастер-Классы\Брошь из бересты\DSC05185.JPG

  1. Взять эскиз и перенести его на бересту. Для резьбы больше всего подходит береста светло-жёлтого цвета без наростов. Полоски-чечевицы на ней должны быть небольшими, потому что именно по ним береста трескается. На том куске, что сейчас у нас в руках, полоски великоваты, но ещё допустимы. Переводим рисунок на бересту с помощью копировальной бумаги. 

C:\Users\пользователь\Desktop\ШКОЛА\Мастер-Классы\Брошь из бересты\DSC05225.JPG

  1. Вырезать заготовку, но не точно по очертаниям бабочки, а прямоугольник размером чуть побольше.
  2. Затем начинаем саму резьбу. Режем канцелярским ножиком на подкладке. Для подкладки лучше использовать старый жёсткий линолеум без утеплителя. Нож держим почти вертикально. Режем кончиком ножа все внутренние элементы. Указательным пальцем левой руки нужно придерживать бересту в месте реза, чтобы она не треснула.

C:\Users\пользователь\Desktop\ШКОЛА\Мастер-Классы\Брошь из бересты\DSC05182.JPG

  1. Вырезаем бабочку по контуру при помощи ножниц.

  1. Для второго слоя бабочки используем более светлую бересту. Обводим шаблон на бересте и вырезаем бабочку по контуру.

C:\Users\пользователь\Desktop\ШКОЛА\Мастер-Классы\Брошь из бересты\DSC05200.JPG

  1. Теперь нужно подкрасить бабочку акриловыми красками. Мы берём два цвета - белый и синий. Кистью рисуем кружочки, овалы. Можно набрать краску на самый кончик зубочистки и нанести точки и штрихи.

C:\Users\пользователь\Desktop\ШКОЛА\Мастер-Классы\Брошь из бересты\DSC05196.JPG

  1. Склеить два слоя бабочки при помощи клея ПВА.

C:\Users\пользователь\Desktop\ШКОЛА\Мастер-Классы\Брошь из бересты\DSC05228.JPG

  1. Затем останется только приклеить булавку к обратной стороне бабочки. Подведение итогов урока.

C:\Users\пользователь\Desktop\ШКОЛА\Мастер-Классы\Брошь из бересты\DSC05226.JPG

5. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока.

- Какие замечательные броши получились!

- Какие трудности возникли при изготовлении броши?

Вы подумали кому будете дарить или оставите себе на память?

Я хочу вам пожелать дружелюбия, творчества и хорошего  настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка изготовления апликации из бересты

Разработка содержит основные этапы изготовления апликации из бересты .  На  конкретной апликации "Петушок" показаныэлементы выполнения. Материал полезен для руководителей кружков, учителей т...

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся

В рамках реализации  воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и  по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и  воз...