Главные вкладки

    Технологическая карта урока технологии в 9 классе "Выбор профессии- дело сложное и важное"
    план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

    Федорова Ольга Андреевна

    Тема урока "Выбор профессии- дело сложное и важное". Это разработка урока по технологии к разделу "Профессиональное самоопределение". где разработаны цели и задачи урока и формируемые универсальные учебные действия. как  личностные, познавательные, регулятивные, так и коммуникативные и предметные. Есть и дополнительный материал в форме опросника "Мотивы выбора профессии", с помощью которого учащиеся смогут построить "дерево мотивов", определиться в выборе профессии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx38.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. Федорова Ольга Андреевна, учитель МБОУ СОШ №1 им.Г.Акулова

    Предмет: Технология « Предпрофильная подготовка»

     Класс: 8 Учебник Технология под редакцией В.Д.Симоненко

    Тип урока: комбинированный

    Тема

    Выбор профессии - дело сложное и важное

    Цель

    Создать эмоционально-ценностную среду, обеспечивающую выявление положительной мотивации к выбору профессии на основе своих жизненных позиций и ценностных ориентиров.

    Задачи

    • Образовательные:

    создать диалоговую среду, мотивирующую обучающихся включаться в обсуждение предлагаемой проблемы урока; включать в самостоятельную исследовательскую деятельность, в анализ и оценку собственных мотивов выбора профессии  

    • Развивающие:

    содействовать развитию ценностных ориентиров, собственной позиции на основе исследования предлагаемого материала;  

    • Воспитательные:

     содействовать выработке осознанного отношению к мотиву выбора будущего профессионального пути

    УУД

    Личностные УУД

    • проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока;
    • описывать свои эмоции и чувства от услышанного эпиграфа к уроку;
    • оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
    • определять мотив и смысл деятельности;
    •  толерантно относиться к мнению других людей;
    • определять для себя жизненно-важные ценности;
    • осознано подходить к мотиву выбора будущих профессиональных ориентиров.  

    Познавательные УУД

    • искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи;
    • приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении эвристических задач и обсуждения материала;
    • осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать;
    • классифицировать виды мотивов;
    • определять причинно-следственные связи изучаемых понятий;
    • делать выводы на основе полученного нового опыта.  

    Регулятивные

    • уметь самостоятельно формировать цель урока;
    • планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
    • осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
    • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
    • владение умениями совместной деятельности в группе: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
    • объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

     Коммуникативные

    • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
    • отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной.
    • умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, образной, символической формах;
    • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, вступать в активный диалог, понимая иную точку зрения.

     Предметные

    • понимать влияние мотивов на выбор профессии;
    •  различать внутренние и внешние мотивы;
    • выявлять собственные мотивы выбора профессии;
    • понимать значение терминов «мотив», «внешние мотивы», « внутренние мотивы»;

    Основные понятия

    Мотив, внутренние и внешние мотивы выбора профессии, профессия, специальность

    Ресурсы

    раздаточный материал (опросник «Мотивы выбора профессии», дерево мотивов)

    Источники информации: справочники, словари, Интернет ресурсы.

    Формы урока

    фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

    Дидактическая структура урока

    Деятельность учеников

    Деятельность учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    Организационный момент

    Время: 3мин. Основные этапы:

    Приветствуют учителя;

    включаются в диалог

    высказывают свои чувства и эмоции;

    делают выбор и дают свою оценку

    Приветствует уч-ся Зачитывает эпиграф урока: Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет видеть радость в своем труде

    О.Роден

    Предлагает описать свои эмоции и чувства от услышанного эпиграфа к уроку

    Организует обсуждение различных цитат о труде;

    Прочитать цитаты известных людей о труде и высказать свою позицию (опережающее задание)

    Описать свои эмоции и чувства от услышанного эпиграфа к уроку (Л); -оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями (Л); - определять мотив и смысл деятельности(Л); - осмысливать полученную информацию (П) - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение (К)

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

    Время: 5 мин. Этапы:

    Отвечают на эвристические вопросы

    разрешают проблемную задачу выявляют свои затруднения при выборе мотива будущей профессии - осуществляют диалог старого и нового субъектного опытов Обоснуйте свой выбор

    Организует эвристическую беседу по вопросам:

    -Задумывались ли Вы серьезно уже сейчас о выборе профессий?

    - Что значит правильно выбрать профессию?

     -Что может послужить толчком к выбору профессии?

    - Какие мотивы существуют при выборе профессии?

     -Что влияет на мотивацию выбора профессии?

    Предлагает выполнить задание

    Организует обсуждение полученных результатов

    Подводит к выявлению личностных затруднений

    Ответить на вопросы

     Задание№1 Определите и запишите не менее пяти мотивов, которые могут повлиять на ваш выбор профессии.

    понимать влияние мотивов на выбор профессии;

    - оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями (Л); - структурировать имеющийся опыт (П) - сравнивать, анализировать; классифицировать виды мотивов (П); - достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации (К);

    Постановка учебной задачи (проблематизация) Время: 5 мин.

    - определяют причины возникших затруднений и способы их разрешения; - согласовывают тему урока;

    - формулируют собственную цель урока - составляют план достижения цели на уроке;

    Организует обсуждение возникших затруднений - Помогает выявить причины этих затруднений; - Подводит к определению темы урока - Организует работу по самостоятельному определению цели деятельности на уроке - Подводит к заполнению второй колонки таблицы

    Определить собственную цель урока и план достижения цели

    - самостоятельно выдвигать цель, ставить задачи, планировать свою деятельность (Р); определять основную и второстепенную информацию (П);

    - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации (К).

    Изучение нового материала

     Время: 15 мин. Основные этапы:

    Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов и интернет ресурсов); выполняют задание№1 проводят анализ, сравнение, сопоставление, классификацию различных видов мотивов; представляют сведения о полученной

    информации выполняют в парах задание № 2 проводят анализ, сравнение, мотивов по отношению к себе, осуществляют ранжирование ; обобщают полученные результаты ; разрешают проблемную ситуаци ю ; обобщают, аргументируют, делают выводы; сверяют свой ответ со скрытой информацией на экране. проводят анализ, сравнение, сопоставление .

    Предлагает самостоятельно исследовать виды мотивов определяющих выбор профессии, выделить группы мотивов и дать определение понятию мотив. Организует выполнение задания №2 Проводит проверку полученных результатов по вопросам: Дайте определение понятию мотив? Выделите несколько групп мотивов? Организует работу в парах по выполнению задания №3

    Проверяет понимание сущности выполнения задания, подводит обучающихся к обобщ ению полученных результатов : Проанализируйте совпали ли мотивы на дереве с записанными на листе. Обратите внимание листики на дереве двух цветов, почему? Что общего между листиками зеленого цвета и желтого? - Как вы считаете, какие из этих мотивов могут вас подвести к

    неправильному выбору? Почему? Обоснуйте ответ. -Проанализируйте список мотивов по отношению к себе, проранжировав их следующим образом: первое место присваивается наиболее значимым для вас мотивам, второе - вторым по значимости и т.д. Какие профессии соответствуют главным для вас мотивам?

    Задание№2. Выделите группы мотивов выбора профессии, определив не менее пяти мотивов, которые могут повлиять на ваш выбор профессии.

    Задание №3. Проанализируйте список мотивов по отношению к себе. На листе бумаги нарисуйте ствол дерева, и прикрепите к нему листочки с мотивами, выбрав наиболее ценные для себя.

    классифицировать виды мотивов; - понимать какие мотивы наиболее важны при выборе профессии; - различать внутренние и внешние мотивы; - выявлять собственные мотивы выбора профессии;

    - проявлять познавательный интерес и активность в освоении нового опыта (Л); - определять мотив и смысл деятельности (Л); - искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи (П); -приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении эвристических задач и обсуждения материала (П); -воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, образной,

    символической формах (К); - сравнивать и классифицировать виды мотивов(П); определять причинно -следственные связи мотива выбора профессии(П); -осознанно определять сферу своих интересов и возможностей (Р) ;

    Закрепление нового материала (10мин.)

    Приводят примеры из жизни известных людей, литературных персонажей и знакомых умеющих совмещать свою профессию и другие интересы.

    Отвечают на поставленные вопросы

     Проводят анализ мотивов своих прежних и настоящих решений относительно выбора профессии Выбирают наиболее значимые для себя жизненные ценности.

    Выполняют самостоятельно задание № 4

    Ранжируют основополагающие ценности в жизни человека, наиболее значимые для данной аудитории. Знакомятся с данными диагностики, проведенной Центром социально-профессионального самоопределения молодежи РАО; с утверждением М. Веллера «О жизненно важных ценностях…»

    Принимают участие в дебатах в составе одной из групп

    Высказывают свою позицию, аргументируют её

    Предлагает проанализировать, что руководит человеком, когда он читает книгу, вяжет, занимается музыкой Просит привести примеры из жизни известных людей, литературных персонажей или знакомых умеющих совмещать свою профессию и другие интересы Предлагает ответить на вопросы: Как здесь проявляется

    понятие мотив? Как вы считаете, что повлияло на выбор профессии данных литературных или исторических персонажей? Проанализируйте мотивы своих прежних и настоящих решений относительно выбора профессии, выделите ведущие и соотнесете их с тем, о чем Вы узнали на сегодняшнем уроке. - Определите, что для Вас является самым ценным в жизни Предлагает проранжировать основополагающие ценности в жизни человека, и выбрать для себя одну самую главную ценность Приводит данные диагностики, проведенной Центром социальнопрофессионального самоопределения молодежи РАО Знакомит с утверждением М. Веллера «О жизненно важных ценностях …» Организует деление класса на две группы для проведения дебатов Предлагает одной группе отстаивать правоту утверждений данных М. Веллером в своей книге, а другим опровергать их, предъявляя при этом аргументированные доводы: - Согласны ли Вы с тем, что перечисленные ценности – главные в жизни? Разделяете ли Вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями?

    Задание№4. Приведите примеры из жизни известных людей, литературных персонажей или ваших знакомых умеющих совмещать свою профессию и другие интересы. Проанализируйте мотивы своих прежних и настоящих решений относительно выбора профессии, выделите ведущие и соотнесете их с тем, о чем Вы узнали на сегодняшнем уроке. Сделайте анализ разных видов мотивов, которые когда- либо влияли на то, чем Вы занимались.

    Задание №5. Проранжируйте, основополагающие ценности в жизни человека, и выберите для себя одну самую главную ценность и выделите её. (По результатам работы определяются те ценности, которые наиболее значимы для данной аудитории).

    Задание №6.

    Ознакомьтесь с утверждением М. Веллера «О жизненно важных ценностях…», проанализируйте их и аргументируйте свою точку зрения

    -понимать значение терминов «мотив», «внешние мотивы», « внутренние мотивы»; - понимать какие мотивы наиболее важны при выборе профессии; - осознано подходить к мотиву выбора будущих профессиональных ориентиров

    -осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать; классифицировать виды мотивов (П); - определять для себя жизненно-важные ценности (Л); - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним (Л); - делать выводы на основе полученного нового опыта (П); - осознанно определять сферы своих интересов и возможностей (Р); - осуществлять планирование, самоконтроль и оценку результатов своей деятельности (Р); -работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения (Р); -владение умениями совместной деятельности в группе: согласование и координация деятельности с другими ее участниками (Р); - объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива (Р); - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение) (К); -выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, вступать в активный диалог, понимая иную точку зрения (К).

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    Время: 10 мин. Этапы:

    Разрешают проблемную ситуацию; сопоставляют; вступают в диалог с учителем Выполняют самодиагностику

    индивидуально Обобщают результаты самодиагностики

    Задание №7. 1)В своих тетрадях дайте краткую характеристику всех мотивов, распределив эти мотивы по степени важности для себя. На первое место ставится тот мотив, который будет для вас самым главным, на последнее – менее важный.. 2) Проведите самодиагностику на основе опросника «Мотивы выбора профессии»

    -осознано подходить к мотиву выбора будущих профессиональных ориентиров; - выявлять собственные мотивы выбора профессии

    - определить мотив и смысл своей деятельности (Л); - осознано подходить к мотиву выбора будущих профессиональных ориентиров (П); - осуществлять планирование,

    самоконтроль и оценку результатов своей деятельности (Р); - осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать; классифицировать виды мотивов (П); - определять причинно-следственные связи изучаемых понятий (П); -определять для себя жизненно-важные ценности (П); -делать выводы на основе полученного нового опыта (П);

    Рефлексивно-оценочный

    Время: 5 мин. Этапы: заключительный

    Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке Вступают в диалог с учителем; Обобщают, аргументируют, делают выводы;

    Предлагает ответить на вопросы: Предлагает заполнить таблицу Благодарит за сотрудничество в процессе урока

    Задание №8

    Провести саморефлексию на основе поставленных вопросов: - Влияют ли мотивы на выбор профессии и как? - Изменились ли Выши представления о мотивах выбора профессии и в чем? - Цели, которые Вы определили для себя в начале урока, Вами достигнуты? Завершить заполнение таблицы

    -адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); -делать выводы на основе полученного нового опыта (П);


    Практическая работа

    Методика определения типа ценностных ориентаций

       Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам (не больше пяти) и обведите их номера кружками.

    Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:

    1. в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества;
    2. достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;
    3. работать в хороших условиях - в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
    4. получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;
    5. проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;
    6. сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.

    Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:

    • ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);
    • ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4);
    • ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 и 6).

    Определение типа ценностной ориентации.

    Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора - 1 и 2, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 6, 2 и 4,2 и 5, 5 и 4 либо выбору только одной ценности - 1, 2, 4, 5.

    Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора - 1 и 3, 2 и 3, 2 и б, 3 и 4, 3 и 5,4 и 6, 5 и 6.

    Непротиворечивый внепрофессиональный:  характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора - 3,6 либо их сочетание.

    АНКЕТА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

    ИНСТРУКЦИЯ

    Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов» (см.табл.) напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «—», если не имеет значения.

    Вопросы:

    1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
    2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
    3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
    4. Влияние семейных традиций.
    5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
    6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
    7. Желание руководить другими людьми.
    8. Привлекает индивидуальная работа.
    9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.
    10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.
    11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
    12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
    13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
    14. Привлекает предпринимательская деятельность.
    15. Необходимость материально помогать семье.
    16. Желание приобрести экономические знания.
    17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
    18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.
    19. Желание работать в престижном месте.
    20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
    21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).
    22. Желание приносить пользу людям.
    23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
    24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

    Лист ответов

    А

    Б

    В

    Ответы

    Ответы

    Ответы

    3

    5

    1

    4

    8

    2

    7

    11

    6

    17

    14

    9

    18

    15

    10

    19

    16

    12

    21

    20

    13

    24

    23

    22

    Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии.

    Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:

    • в столбце А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
    • в столбце Б - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
    • в столбце В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

    Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

    Технологическая карта урока по теме "Какие профессии выбирают российскиедети", 4 класс

    Цели урока:обучающая: способствование форированию навыка использования лексики по изучаеой теме;развивающая: способствование развитию уений и навыков во всех видах речевой деятельности;воспитательная:...

    Методическая разработка. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Употребление союзов в простых и сложных предложениях"

    Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление союзов в простых и сложных предложениях" для 7-го класса.Цели урока: Достижение обучающимися предметных и метапредметных рез...

    Технологическая карта урока по теме "Что мы делаем каждый день"

    Технологическая карта урока по теме "Что мы делаем каждый день" в рамках раздела "Мy Day" может быть использована на уроке английского языка для формирования речевой компетенции и ...

    Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

    Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...