Технологическая карта урока технологии в 9 классе "Выбор профессии- дело сложное и важное"
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему
Тема урока "Выбор профессии- дело сложное и важное". Это разработка урока по технологии к разделу "Профессиональное самоопределение". где разработаны цели и задачи урока и формируемые универсальные учебные действия. как личностные, познавательные, регулятивные, так и коммуникативные и предметные. Есть и дополнительный материал в форме опросника "Мотивы выбора профессии", с помощью которого учащиеся смогут построить "дерево мотивов", определиться в выборе профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Федорова Ольга Андреевна, учитель МБОУ СОШ №1 им.Г.Акулова
Предмет: Технология « Предпрофильная подготовка»
Класс: 8 Учебник Технология под редакцией В.Д.Симоненко
Тип урока: комбинированный
Тема | Выбор профессии - дело сложное и важное |
Цель | Создать эмоционально-ценностную среду, обеспечивающую выявление положительной мотивации к выбору профессии на основе своих жизненных позиций и ценностных ориентиров. |
Задачи |
создать диалоговую среду, мотивирующую обучающихся включаться в обсуждение предлагаемой проблемы урока; включать в самостоятельную исследовательскую деятельность, в анализ и оценку собственных мотивов выбора профессии
содействовать развитию ценностных ориентиров, собственной позиции на основе исследования предлагаемого материала;
содействовать выработке осознанного отношению к мотиву выбора будущего профессионального пути∙ |
УУД | Личностные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные
Коммуникативные
Предметные
|
Основные понятия | Мотив, внутренние и внешние мотивы выбора профессии, профессия, специальность |
Ресурсы | раздаточный материал (опросник «Мотивы выбора профессии», дерево мотивов) Источники информации: справочники, словари, Интернет ресурсы. |
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент Время: 3мин. Основные этапы: | Приветствуют учителя; включаются в диалог высказывают свои чувства и эмоции; делают выбор и дают свою оценку | Приветствует уч-ся Зачитывает эпиграф урока: Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет видеть радость в своем труде О.Роден Предлагает описать свои эмоции и чувства от услышанного эпиграфа к уроку Организует обсуждение различных цитат о труде; | Прочитать цитаты известных людей о труде и высказать свою позицию (опережающее задание) | Описать свои эмоции и чувства от услышанного эпиграфа к уроку (Л); -оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями (Л); - определять мотив и смысл деятельности(Л); - осмысливать полученную информацию (П) - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение (К) | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Время: 5 мин. Этапы: | Отвечают на эвристические вопросы разрешают проблемную задачу выявляют свои затруднения при выборе мотива будущей профессии - осуществляют диалог старого и нового субъектного опытов Обоснуйте свой выбор | Организует эвристическую беседу по вопросам: -Задумывались ли Вы серьезно уже сейчас о выборе профессий? - Что значит правильно выбрать профессию? -Что может послужить толчком к выбору профессии? - Какие мотивы существуют при выборе профессии? -Что влияет на мотивацию выбора профессии? Предлагает выполнить задание Организует обсуждение полученных результатов Подводит к выявлению личностных затруднений | Ответить на вопросы Задание№1 Определите и запишите не менее пяти мотивов, которые могут повлиять на ваш выбор профессии. | понимать влияние мотивов на выбор профессии; | - оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями (Л); - структурировать имеющийся опыт (П) - сравнивать, анализировать; классифицировать виды мотивов (П); - достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации (К); |
Постановка учебной задачи (проблематизация) Время: 5 мин. | - определяют причины возникших затруднений и способы их разрешения; - согласовывают тему урока; - формулируют собственную цель урока - составляют план достижения цели на уроке; | Организует обсуждение возникших затруднений - Помогает выявить причины этих затруднений; - Подводит к определению темы урока - Организует работу по самостоятельному определению цели деятельности на уроке - Подводит к заполнению второй колонки таблицы | Определить собственную цель урока и план достижения цели | - самостоятельно выдвигать цель, ставить задачи, планировать свою деятельность (Р); определять основную и второстепенную информацию (П); - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации (К). | |
Изучение нового материала Время: 15 мин. Основные этапы: | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов и интернет ресурсов); выполняют задание№1 проводят анализ, сравнение, сопоставление, классификацию различных видов мотивов; представляют сведения о полученной информации выполняют в парах задание № 2 проводят анализ, сравнение, мотивов по отношению к себе, осуществляют ранжирование ; обобщают полученные результаты ; разрешают проблемную ситуаци ю ; обобщают, аргументируют, делают выводы; сверяют свой ответ со скрытой информацией на экране. проводят анализ, сравнение, сопоставление . | Предлагает самостоятельно исследовать виды мотивов определяющих выбор профессии, выделить группы мотивов и дать определение понятию мотив. Организует выполнение задания №2 Проводит проверку полученных результатов по вопросам: Дайте определение понятию мотив? Выделите несколько групп мотивов? Организует работу в парах по выполнению задания №3 Проверяет понимание сущности выполнения задания, подводит обучающихся к обобщ ению полученных результатов : Проанализируйте совпали ли мотивы на дереве с записанными на листе. Обратите внимание листики на дереве двух цветов, почему? Что общего между листиками зеленого цвета и желтого? - Как вы считаете, какие из этих мотивов могут вас подвести к неправильному выбору? Почему? Обоснуйте ответ. -Проанализируйте список мотивов по отношению к себе, проранжировав их следующим образом: первое место присваивается наиболее значимым для вас мотивам, второе - вторым по значимости и т.д. Какие профессии соответствуют главным для вас мотивам? | Задание№2. Выделите группы мотивов выбора профессии, определив не менее пяти мотивов, которые могут повлиять на ваш выбор профессии. Задание №3. Проанализируйте список мотивов по отношению к себе. На листе бумаги нарисуйте ствол дерева, и прикрепите к нему листочки с мотивами, выбрав наиболее ценные для себя. | классифицировать виды мотивов; - понимать какие мотивы наиболее важны при выборе профессии; - различать внутренние и внешние мотивы; - выявлять собственные мотивы выбора профессии; | - проявлять познавательный интерес и активность в освоении нового опыта (Л); - определять мотив и смысл деятельности (Л); - искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи (П); -приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении эвристических задач и обсуждения материала (П); -воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, образной, символической формах (К); - сравнивать и классифицировать виды мотивов(П); определять причинно -следственные связи мотива выбора профессии(П); -осознанно определять сферу своих интересов и возможностей (Р) ; |
Закрепление нового материала (10мин.) | Приводят примеры из жизни известных людей, литературных персонажей и знакомых умеющих совмещать свою профессию и другие интересы. Отвечают на поставленные вопросы Проводят анализ мотивов своих прежних и настоящих решений относительно выбора профессии Выбирают наиболее значимые для себя жизненные ценности. Выполняют самостоятельно задание № 4 Ранжируют основополагающие ценности в жизни человека, наиболее значимые для данной аудитории. Знакомятся с данными диагностики, проведенной Центром социально-профессионального самоопределения молодежи РАО; с утверждением М. Веллера «О жизненно важных ценностях…» Принимают участие в дебатах в составе одной из групп Высказывают свою позицию, аргументируют её | Предлагает проанализировать, что руководит человеком, когда он читает книгу, вяжет, занимается музыкой Просит привести примеры из жизни известных людей, литературных персонажей или знакомых умеющих совмещать свою профессию и другие интересы Предлагает ответить на вопросы: Как здесь проявляется понятие мотив? Как вы считаете, что повлияло на выбор профессии данных литературных или исторических персонажей? Проанализируйте мотивы своих прежних и настоящих решений относительно выбора профессии, выделите ведущие и соотнесете их с тем, о чем Вы узнали на сегодняшнем уроке. - Определите, что для Вас является самым ценным в жизни Предлагает проранжировать основополагающие ценности в жизни человека, и выбрать для себя одну самую главную ценность Приводит данные диагностики, проведенной Центром социальнопрофессионального самоопределения молодежи РАО Знакомит с утверждением М. Веллера «О жизненно важных ценностях …» Организует деление класса на две группы для проведения дебатов Предлагает одной группе отстаивать правоту утверждений данных М. Веллером в своей книге, а другим опровергать их, предъявляя при этом аргументированные доводы: - Согласны ли Вы с тем, что перечисленные ценности – главные в жизни? Разделяете ли Вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями? | Задание№4. Приведите примеры из жизни известных людей, литературных персонажей или ваших знакомых умеющих совмещать свою профессию и другие интересы. Проанализируйте мотивы своих прежних и настоящих решений относительно выбора профессии, выделите ведущие и соотнесете их с тем, о чем Вы узнали на сегодняшнем уроке. Сделайте анализ разных видов мотивов, которые когда- либо влияли на то, чем Вы занимались. Задание №5. Проранжируйте, основополагающие ценности в жизни человека, и выберите для себя одну самую главную ценность и выделите её. (По результатам работы определяются те ценности, которые наиболее значимы для данной аудитории). Задание №6. Ознакомьтесь с утверждением М. Веллера «О жизненно важных ценностях…», проанализируйте их и аргументируйте свою точку зрения | -понимать значение терминов «мотив», «внешние мотивы», « внутренние мотивы»; - понимать какие мотивы наиболее важны при выборе профессии; - осознано подходить к мотиву выбора будущих профессиональных ориентиров | -осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать; классифицировать виды мотивов (П); - определять для себя жизненно-важные ценности (Л); - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним (Л); - делать выводы на основе полученного нового опыта (П); - осознанно определять сферы своих интересов и возможностей (Р); - осуществлять планирование, самоконтроль и оценку результатов своей деятельности (Р); -работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения (Р); -владение умениями совместной деятельности в группе: согласование и координация деятельности с другими ее участниками (Р); - объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива (Р); - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение) (К); -выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, вступать в активный диалог, понимая иную точку зрения (К). |
Самостоятельная работа с самопроверкой Время: 10 мин. Этапы: | Разрешают проблемную ситуацию; сопоставляют; вступают в диалог с учителем Выполняют самодиагностику индивидуально Обобщают результаты самодиагностики | Задание №7. 1)В своих тетрадях дайте краткую характеристику всех мотивов, распределив эти мотивы по степени важности для себя. На первое место ставится тот мотив, который будет для вас самым главным, на последнее – менее важный.. 2) Проведите самодиагностику на основе опросника «Мотивы выбора профессии» | -осознано подходить к мотиву выбора будущих профессиональных ориентиров; - выявлять собственные мотивы выбора профессии | - определить мотив и смысл своей деятельности (Л); - осознано подходить к мотиву выбора будущих профессиональных ориентиров (П); - осуществлять планирование, самоконтроль и оценку результатов своей деятельности (Р); - осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать; классифицировать виды мотивов (П); - определять причинно-следственные связи изучаемых понятий (П); -определять для себя жизненно-важные ценности (П); -делать выводы на основе полученного нового опыта (П); | |
Рефлексивно-оценочный Время: 5 мин. Этапы: заключительный | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке Вступают в диалог с учителем; Обобщают, аргументируют, делают выводы; | Предлагает ответить на вопросы: Предлагает заполнить таблицу Благодарит за сотрудничество в процессе урока | Задание №8 Провести саморефлексию на основе поставленных вопросов: - Влияют ли мотивы на выбор профессии и как? - Изменились ли Выши представления о мотивах выбора профессии и в чем? - Цели, которые Вы определили для себя в начале урока, Вами достигнуты? Завершить заполнение таблицы | -адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); -делать выводы на основе полученного нового опыта (П); |
Практическая работа
Методика определения типа ценностных ориентаций
Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам (не больше пяти) и обведите их номера кружками.
Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:
- в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества;
- достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;
- работать в хороших условиях - в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
- получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;
- проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;
- сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.
Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:
- ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);
- ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4);
- ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 и 6).
Определение типа ценностной ориентации.
Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора - 1 и 2, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 6, 2 и 4,2 и 5, 5 и 4 либо выбору только одной ценности - 1, 2, 4, 5.
Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора - 1 и 3, 2 и 3, 2 и б, 3 и 4, 3 и 5,4 и 6, 5 и 6.
Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора - 3,6 либо их сочетание.
АНКЕТА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
ИНСТРУКЦИЯ
Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов» (см.табл.) напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «—», если не имеет значения.
Вопросы:
- Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
- Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
- Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
- Влияние семейных традиций.
- Желание приобрести материальную независимость от родителей.
- Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
- Желание руководить другими людьми.
- Привлекает индивидуальная работа.
- Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.
- Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.
- Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
- Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
- Возможность проявить самостоятельность в работе.
- Привлекает предпринимательская деятельность.
- Необходимость материально помогать семье.
- Желание приобрести экономические знания.
- Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
- Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.
- Желание работать в престижном месте.
- Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
- Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).
- Желание приносить пользу людям.
- Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
- Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).
Лист ответов
А | Б | В | |||
№ | Ответы | № | Ответы | № | Ответы |
3 | 5 | 1 | |||
4 | 8 | 2 | |||
7 | 11 | 6 | |||
17 | 14 | 9 | |||
18 | 15 | 10 | |||
19 | 16 | 12 | |||
21 | 20 | 13 | |||
24 | 23 | 22 |
Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии.
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
- в столбце А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
- в столбце Б - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
- в столбце В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....
Методическая разработка. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Употребление союзов в простых и сложных предложениях"
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление союзов в простых и сложных предложениях" для 7-го класса.Цели урока: Достижение обучающимися предметных и метапредметных рез...
Технологическая карта урока по теме "Что мы делаем каждый день"
Технологическая карта урока по теме "Что мы делаем каждый день" в рамках раздела "Мy Day" может быть использована на уроке английского языка для формирования речевой компетенции и ...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Сложное предложение и его виды""
технологическая карта урока русского языка в 6 классе...
Физика 9 класс . Технологическая карта урока по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"
Физика 9 класс . Технологическая карта урока по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"...
Технологическая карта урока на тему: "Все профессии важны"
Учебный предмет: логопедия.Тема: «Все профессии важны».Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа.Цель урока...
Технологическая карта урока «Профильный труд» Штукатурно-малярное дело»
Класс: 5 классТема урока: «Применение цемента в строительстве. Производство цемента».Тип урока: комбинированный.Цель урока: продолжить знакомить с вяжущими материаламиЗадачи...