Программа внеурочной деятельности "Кухня Кузбасса"
рабочая программа по технологии (6, 7 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6-7 классов. Программа реализуется либо при 1 часе в неделю за 2 года, либо при 2 часах в неделю за 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuhnya_kuzbassa.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Тайгинского городского округа

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Кухня Кузбасса»

Учитель технологии:

Рузаева Наталья Александровна

Тайга, 2018 год

 Пояснительная записка

   Рабочая   программа по внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №34» ТГО.

      В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения.

     В школьной программе отводится определенное количество времени для приобщения учащихся к кулинарии. Учащиеся с интересом занимаются кулинарией. Приобретенные навыки очень помогают им в повседневной жизни, а некоторым дают ориентацию в выборе будущей профессии. Однако, учебного времени отведенного на данную тему, не достаточно. И для того, чтобы помочь учащимся овладеть навыками самообслуживания, способов приготовления  здоровой пищи, расширить их знания о национальных традициях нашей области , познакомить с традиционной русской кухней и кухней других народов, была составлена данная программа. Программа рассчитана на 68 часов учебного времени, предполагает сочетание теоретических и практических знаний.

Цели и задачи курса.

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания  народов, проживающих на территории  Кемеровской области, как одной из составляющих здорового образа жизни.

Основные задачи курса:        

•        знакомить с особенностями приготовления блюд у  народов , проживающих на территории Кемеровской области,  лечебными свойствами некоторых продуктов;

         знакомить с организацией труда при приготовлении пищи, экономическими расчётами;

•        развивать  практико- деятельностные умения в области кулинарии;

•        развивать навыки самоорганизации, самоанализа и самооценки;

•        воспитывать уважение к своему здоровью и труду;

•        развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе;

По окончании прохождения программы учащиеся должны иметь представление:

•        о культурных ценностях национальных кухонь;

•        о рациональном питании;

•        о способах обработки продуктов;

•        лечебных свойствах некоторых продуктов;

•        об организации труда при приготовлении пищи, экономического расчёта;

•        о современных тенденциях в сфере обслуживания пищевой промышленности;

Должны знать:

•        о культуре труда;

•        о пищевой ценности продуктов;

•        правила санитарии, гигиены, безопасной работы с инструментами и электрооборудованием;

•        виды и кулинарные свойства продуктов;

•        основы технологии приготовления пищи;

•        об основах рационального питания;

•        о физиологии питания;

•        о лечебных свойствах продуктов;

•        общие сведенья о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты;

Должны уметь:

•        осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;

•        определять количество продуктов и выполнять технологические операции по обработке продуктов с соблюдением безопасных приёмов работы;

•        работать с кухонным оборудованием;

•        определять качество продуктов;

•        планировать работу;

•        выполнять сервировку стола;

•        правильно выбирать способы обработки продуктов;

•        рационально использовать знания о здоровой пище;

•        планировать проектную деятельность;

•        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

          Программа занятий рассчитана на учащихся 6-7  классов. Группы формируются по возрастному принципу: в группу входят учащиеся двух  параллелей. Рекомендуется группа не более 20 человек.

      В целях воспитания самостоятельности, активности кружковцев рекомендуется  проводить дни открытых дверей кружка. Учащиеся показывают гостям оформление готовых блюд, рассказывают о правилах сервировки и поведения за столом, дают советы в приготовлении различных блюд, проводят викторину. Цель данного мероприятия заключается также в том, чтобы познакомить широкий круг ребят с работой кружка, привить им интерес к культуре быта.

  1. Личностные,  метапредметные   результаты освоения программы

Универсальными компетенциями учащихся по формированию основ культуры питания  являются:

 — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы  являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

      Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

        Работа кружка связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.

             Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация, рефлексия. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.

На занятиях применяется широкий арсенал методов:

•        словесные (объяснения, рассказ, беседа);

•        наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);

•        проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);

•        исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);

•        метод практического сотворчества;

•        метод коллективных и групповых работ.

  1. Содержание программы

Тема 1.  Мы живём в Кузбассе.  Народы,  проживающие на территории Кузбасса(4 часа)

Кузбасс на карте России. Географическое положение, природа, климат, полезные ископаемые Кемеровской области. Полезные ископаемые на территории Кузбасса. Почему следует изучать и знать историю своей малой Родины. Физико- географическое положение области.  Административно- территориальное деление.

Тема 2. Национальные блюда народов, проживающих на территории Кемеровской области(46 часов)

Национальные блюда народов, проживающих на территории Кузбасса, особенности кухни этих народов, вкусовые предпочтения. Знакомство с кухнями: русская, татарская, украинская, немецкая, чувашская, шорская, белорусская, армянская, азербайджанская, мордовская, телеутская, удмуртская, польская, башкирская, марийская. Знакомство с некоторыми национальными праздниками.

Тема3. Кухня Кузбасса- здоровая кухня16 часов)

Химический состав продуктов: вред и польза. Что мы можем приготовить сами, без чего можем обойтись. Пищевые добавка, что они обозначают.

Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе?  Вредные и полезные привычки в питании.  Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки.

Кисломолочные продукты.

           

  1. Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока.

Теория

Практика

1

Вводное занятие. ТБ на уроках.

1

2

Оказание первой медицинской помощи при ожогах, отравлении, порезах.

1

3

Кемеровская область. История.

1

4

Кузбасс. Физико-географическое положение.

1

5

Кузбасс. Население области.

1

6

Административно- территориальное деление.

1

7

Национальная русская кухня.

1

8

Блюда национальной русской кухни.

1

9

Практическая работа №1.

1

10

Практическая работа.

1

11

Национальная татарская кухня.

1

12

Блюда национальной татарской кухни.

1

13

Практическая работа №2.

1

14

Практическая работа.

1

15

Национальная украинская кухня.

1

16

Блюда национальной украинской кухни.

1

17

Практическая работа №3.

1

18

Практическая работа.

1

19

Немецкая национальная кухня.

1

20

Блюда национальной немецкой кухни.

1

21

Практическая работа №4.

1

22

Практическая работа.

1

23

Чувашская  национальная кухня.

1

24

Блюда чувашской национальной  кухни.

1

25

Практическая работа №5.

1

26

Практическая работа.

1

27

Шорская  национальная кухня.

1

28

Блюда шорской национальной  кухни.

1

29

Практическая работа №6.

1

30

Практическая работа.

1

31

Белорусская   национальная кухня.

1

32

Блюда белорусской национальной  кухни.

1

33

Практическая работа №7.

1

34

Практическая работа.

1

35

Армянская   национальная кухня.

1

36

Блюда армянской  национальной  кухни.

1

37

Практическая работа №8.

1

38

Практическая работа.

1

39

Азербайджанская   национальная кухня.

1

40

Блюда азербайджанской  национальной  кухни.

1

41

Практическая работа №9.

1

42

Практическая работа.

1

43

Мордовская национальная кухня.

1

44

Блюда мордовской национальной  кухни.

1

45

Практическая работа №10.

1

46

Практическая работа.

1

47

Телеутская национальная кухня.

1

48

Блюда телеутской национальной  кухни.

1

49

Практическая работа №11.

1

50

Практическая работа.

1

51

Башкирская, удмуртская национальные кухни.

1

52

Польская, марийская национальные кухни.

1

53

Соусы в питании и их химический состав.

1

54

Пр. р.№12. Делаем соус.

1

55

Кисломолочные продукты и их состав.

1

56

Йогурт в домашних условиях.

1

57

Прохладительные напитки и их состав.

1

58

Пр.р. №13. Делаем лимонад, морс.

1

59

Химический состав сухариков, чипсов.

1

60

Фруктовые чипсы делаем сами.

1

61

Фастфуд и его состав.

1

62

Пр. р. №14. Гамбургеры и чизбургеры в домашних условиях.

1

63

Полуфабрикаты в нашем питании.

1

64

Пр.р. №15. Пельмени и вареники дома.

1

65

Леденцовые конфеты и их химический состав.

1

66

 Пр. р. №16. Делаем леденцы сами.

1

67

Многообразие кухни Кузбасса. Обобщение.

1

68

Итоги года.

1

38

30

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности "История Кузбасса"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению: "История Кузбасса" для 5-9-ых классов. В базисном учебном плане в образовательной области «история» на региональный компоне...

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...

Рабочие тетради к программе внеурочной деятельности "История Кузбасса" для 5 класса

Мною была составлена рабочая тетрадь с различными видами заданий, ориентированных на итоговые результаты освоения данной программы и на духовно-нравственное становление школьников. Материалы рабочей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...