Открытый урок по трудовому обучению на тему: "Обработка древесны твердых пород.Морёный дуб".
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

Бурлаков Максим Вячеславович

Урок открытия новых знаний,обретениея новых умений и навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство  образования  и  науки   Республики  Марий  Эл

ГБОУ РМЭ « Школа города  Йошкар-Олы №2».

 

Тема: «Обработка древесины твердых пород. Морёный дуб»

(Конспект открытого урока по столярному делу в 8 классе).

Учитель трудового обучения

высшей квалификационной категории:

Бурлаков Максим Вячеславович

г. Йошкар-Ола,2018г.

Тема урока: «Обработка твёрдых пород древесины. Морёный дуб»

Объект труда: письменный набор.

Материал: заготовки морёного дуба.

Цель урока: знакомство обучающихся с основными приёмами ручной и механической        обработки твердых пород древесины, на примере морёного дуба.

Задачи: - обучить правильным приёмам обработки твёрдых пород древесины, на примере морёного дуба;

- коррекция мыслительных процессов посредством фронтального составления плана работы по изготовлению деталей набора;

- воспитание чувства эстетики и красоты, точности и аккуратности выполнения  столярных операций с твердыми породами древесины (морёный дуб);

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

  • мастерская трудового обучения;
  • станки;
  • разметочные инструменты;
  • заготовки.

2. Дидактическое обеспечение:

  • учебник 7-8 класс;
  • рабочая тетрадь;
  • по детальные чертежи;
  • технологическая карта;
  • образец письменного набора;
  • тест;

Словарная работа:  лицевая сторона доски, припуск, торец, риски, радиус, диаметр.

Ход урока

1.Организация учащихся на учебную деятельность:

-приветствие;

-проверка явки учащихся;

 -проверка готовности учащихся к уроку;

-настрой учащихся на работу;

-назначение дежурных;

-установка на проверку пройденного материала.

2.Повторение пройденного материала.

Словесный опрос по теме: «СНВШ-1.Назначение. Устройство.

Приёмы работы. Т. Б.

Вопросы: - для чего служит сверлильный станок СНВШ-1?

-основные элементы станка?

-заземление?

-свёрла применяемые на станке, виды, установка?

-техника безопасности при работе на станке?

Тест №8 «СНВШ-1»

  1. Какой узел не входит в устройство СНВШ-1?

а) шпиндель:

б) кулиса:

в) клиноремённая передача:

г) столик:

2. Для чего нужна подкладочная доска?

а) не просверлить столик станка:

б) для крепления детали:

в) для защиты:

3. Как можно поменять скорость вращения сверла?

а) снять защитный кожух:

б) перекинуть ремень:

в) заменить шкив:

4. Почему нельзя работать на станке в перчатках?

а) не запачкать руки:

б) защита от провода заземления:

в) может закрутить на сверло:

5. Куда крепиться сверло?

а) в шпиндель:

б) в патрон:

в) в шкив:

3.Первичное ознакомление с новым материалом.

 Демонстрация готового изделия. Рассказ о том, как получается морёный дуб: добыча, разработка, хранение, обработка, основные проблемы с обработкой, почему приобретает такой необычный цвет (черный). Такой цвет получается, потому что насыщается оксидом железа и меди, находясь в речном илу. Стволы дуба падают в реку и заиливаются. В реке может находиться несколько десятков лет и более. В безвоздушном пространстве процесс гниения замедляется. При помощи водолазов и трелёвочника достается из реки на берег, где распиливается на доски. В дальнейшем сушится, процесс долгий. Древесина очень твердая и труднообрабатываемая. Напоминаю, что естественный цвет дуба – светло-коричневый (в зависимости от места произрастания). Морёный дуб – специфический материал, капризный при сушке, плотный, тяжёлый, но с красивой текстурой и оттенками. Например, царский трон сделан из морёного дуба.

Из каких деталей состоит письменный набор, каковы виды соединения применяются, размеры деталей, принципы обработки, элементы деталей.

4. Изучение нового материала.

Фронтальное составление плана работы на 3 урока.

  1. Разметка основания письменного набора по чертежу (карандаш, линейка, угольник).
  2. Запиливание основания по базовой длине (обушковая ножовка).
  3. Строгание основания по базовой ширине (рубанок).
  4. Разметка радиусов на углах основания (линейка, циркуль).
  5. Обработка радиусов в размер (шлифовальный цилиндр на СНВШ-1, колодка с наждачной бумагой).
  6. Сверление отверстия в точёной чашке (сверло Форстнера, СНВШ-1,шило).
  7. Разметка дощечки под сотовый телефон (карандаш, линейка, циркуль).
  8. Выпиливание дощечки (ручной лобзик).
  9. Шлифование торцов дощечки (колодка с наждачной бумагой).
  10. Разметка опоры дощечки (линейка, карандаш).
  11. Выпиливание опоры (ручной лобзик).
  12. Подгонка чашки и дощечки по месту на основании (колодка со шкуркой).
  13. Склейка деталей на основании (клей ПВА).

Обратить внимание, что качество обработки деталей из твердых пород древесины, зависит от скорости обработки и от заточки столярного инструмента (рубанок), а так же от зернистости наждачной бумаги и направления движения (строго вдоль волокон). Очень внимательным быть при обработке поперёк волокон (строгании торцов деталей) в этом направлении материал образует сколы. При необходимости воспользоваться столярным скотчем.

Напомнить правила техники безопасности при работе в столярной мастерской.

Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение названия практической работы;
  • разъяснение задач практической работы;
  • ознакомление с объектом труда (образцом);
  • ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
  • ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
  • предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

5. Показ учителем приёмов разметки и обработки деталей письменного набора. Во время показа, учащимся задаются вопросы по новой теме:

1) Перечислить столярный инструмент, необходимый для работы?

2) Выпуклая и вогнутая поверхность? Исправление?

3) Направление шлифования деталей из твердых пород древесины?

4) Притирка деталей между собой?

5) Правка режущего инструмента, при обработке твердых пород древесины?

6. Самостоятельная работа учащихся по выполнению практического задания.  

Текущий контроль учителя за качеством и точностью изготовления. Контроль  техники безопасности. Внимательное чтение чертежей деталей набора.

7. Подведение итогов занятия учителем.

  • сообщение учителя о достижении целей занятия;
  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на занятии; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
  • сообщение о теме следующего занятия;
  • задание учащимся на подготовку к следующему занятию.

8. Уборка рабочих мест.

9. Домашнее задание (стр.110, вопросы).

Вся информация о морёном дубе на сайте ООО «Морёный дуб» Марий Эл.

Один из вариантов письменного набора. Выполнил   учащийся 8 класса Домрачев Иван.

Изображение 002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок сельскохозяйственного трудового обучения "Строение доильного аппарата"

В материале раскрыт принцип устройства доильного аппарата, а так же можно найти описание строения вымени коровы, и каким образом теленок сосет молоко....

конспект открытого урока по трудовому обучению "Обработка горловины воротника" 9 класс

Данный урок проведен во  время "Недели труда" как мастер класс по трудовому обучению...

Конспект открытого урока по трудовому обучению в 5 классе Урок-путешествие Тема: «Мир растительных волокон и тканей»

Цель урока: систематизировать знания о натуральных волокнах, пряже и тканях растительного происхождения....

Открытый урок профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) "Охрана труда" для обучающихся с ОВЗ в 7 классе. На тему: "Организация охраны труда на уроке отделочных работ".

Тема урока: Организация охраны труда на уроке отделочных работ.Цели занятия:1. Образовательная:проверка знаний и навыков по охране труда;проконтролировать степень усвоения материалов;2. Воспитательные...