открытый урок
учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме

Цыпылов Евгений Борисович

Урок на тему: Пиление древесины поперек волокон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок466.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt853 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

          Зам. директора по

Учебной работе

   __________Ярышкина О.А

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ В 5 КЛАССЕ

СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕЦИОННОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №3

VIII ВИДА.

Дата проведения: 21.11.2016.

Место проведения: кабинет технологии №4.

Продолжительность: 30 мин.

Тема: Пиление древесины.

Тема урока: Пиление древесины поперек волокон.

Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомиться учащихся со способом и правилами пиления древесины.
  2. Коррекционная: Коррекция памяти учащихся, устной и диалогической речи. Применение практических знаний, развитие мелкой моторики.
  3. Воспитательная: Привитие навыков аккуратного выполнения работы, привитие навыков, самостоятельности. Чувства ответственности за соблюдением техники безопасности.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения:  словесный- объяснение нового  материала и самостоятельная работа.

                                       наглядный - демонстрация мультимедийной презентации.

Материально – техническое оснащение урока: Карточки – задания, заготовки, инструменты.

Межпредметная связь: русский язык, литература, математика.


План урока.

Методы и формы обучения

Содержание урока

Примечание

Вводный инструктаж

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока.

1.Готовность к уроку

2.Проверка учащихся и их рабочей формы

Запись на классной доске.

Повторение пройденного материала

Опрос учащихся

1.Работа с карточками.

2.Устный опрос

 - Перечислите разметочные инструменты.

 - Перечислите инструменты для пиления  древесины.  

Словарная работа

Линейка, ножовка, угольник, стусло, рулетка.

Понимание слов и их применение в работе.

Объяснение нового материала с показом приемов работы

1.Приемы поперечного пиления древесины

2.Техника безопасности при пилении древесины.

Самостоятельная работа учащихся.

Поперечное пиление заготовок учащимися

Ножовки, угольники, карандаши, упоры.

Релаксация

Физкульт минутка

Закрепление пройденного материала.

Опрос учащихся.

- работа по карточкам

- устный опрос

1.Насколько необходимо отступить от линии разметки при поперечном пилении древесины.

2.Под каким углом к заготовке необходимо держать ножовку

 3.Какой инструмент используют при поперечном пилении древесины.

4.Техника безопасности при работе с режущим инструментом?

Оценка работы учащихся

Оценочная таблица

Домашнее задание

Б.А. Журавлев «Столярное дело», М «Просвещение» 1984г.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Цель нашего сегодняшнего урока - познакомится со способами и правилами пиления древесины поперек волокон, а также попробовать самостоятельно произвести поперечный раскрой пиломатериала.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Прежде чем мы с Вами познакомимся  со способами и правилами поперечного пиления , давайте вспомним темы прошлых уроков - это "Разметочный инструмент" и "Инструменты для пиления древесины". На верстаках лежат листочки с тестовыми заданиями. На тестовые вопросы у нас будут отвечать Момедов Анар и Шинкевич Максим.

Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя

- Перечислите разметочные инструменты (Махнев Сергей)  

- Перечислите  инструменты для ручного пиления. (Ткачев Алексей)  

- Назовите применение и составные части лучковой пилы;(Богданов Никита)

3. Изучение нового материала

Учитель: Молодцы, а сейчас мы познакомимся с новой темой нашего  урока "Пиление древесины поперек волокон":  (объяснение нового материала)

Поперечное пиление древесины.  

Техника поперечного пиления древесины

При пилении древесины поперек волокон заготовку зажимают в заднем зажиме верстака или пользуясь подкладной доской с упором. зажимать заготовку надо так, чтобы она располагалась горизонтально, а место пропила находилось у зажима.

При  работе с  пилой приходится затрачивать много  усилий. Чтобы меньше уставать, при  пилении надо соблюдать следующие  правила:

1. Принять правильную позу. Необходимо чуть- чуть  наклониться  вперед, но спина должна быть прямой.

2. Правильно  держать инструмент и работать  им. Запомни, что  при  пилении двигается только правая рука! Левой  рукой поддерживают заготовку. Если же вместе с рукой двигается  туловище, быстро приходит усталость.

3. Начиная работу, у места пропила держат брусок. Сначала  инструмент плавно тянут на  себя, делая первый прорез. Когда полотно пилы немного углубится в заготовку, брусочек убирают и продолжают пилить, поддерживая заготовку  рукой.

4. Заканчивая  работу, пилить надо очень медленно, плавно, придерживая заготовку рукой. Нельзя сильно нажимать  на пилу. Если не соблюдать это правило, заготовка может обломится - тогда образуются так называемый  отщип:  и заготовка испорчена, и руку легко поранить.

Качество отпиленных  заготовок  зависит от  точности разметки и  аккуратности   работы.  Во  время пиления надо  следить, чтобы  зубчатое  полотно все время перемещалось по линии разметки,  не отклонялось от нее  вправо или влево. Проверяют качество работы внешним осмотром или по  угольнику.

При пилении заготовок поперек волокон могут случиться и некоторые  погрешности в  работе.  Например, деталь отпилена не точно по линиям  разметки, не под  прямым углом. Причины:

 а) вы  невнимательно  смотрели  на  линию разметки;

 б)неправильно начали пилить;

 в)неправильно  зажали  заготовку;

 г)не управляли пилой во  время работы.

Если образовался откол, отщип? Значит,  или не  поддерживали в  конце  работы заготовку, или не допилили  до конца и разломили брусок.

Чтобы ваша работа была качественной, хорошей, придерживайтесь при  пилении  правил, которые  указаны  выше.  

   Техника безопасности при поперечном пилении древесины.

-Работать можно только исправной пилой.

-Начиная пилить, надо обязательно пользоваться направителем.

-Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна пилы.

-Осторожно заканчивай пиление, никогда не оставляй пилу в пропиле!

-При переносе пилы с места на место соблюдай осторожность. Пилу переносят в опущенной руке, тетивой вперед. Зубья полотна должны быть направлены вниз.

-Пилить нужно плавно, ровно и спокойно. Нельзя сильно нажимать на пилу!

-Не отвлекайся при работе!

3. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся самостоятельно производят разметку заготовки по заданным размерам: 150 мм в стусле и 200 мм на упоре.

Производят поперечный раскрой  с помощью стусла и упора и с соблюдением правил  техники безопасности и организации рабочего места.

 Учитель проводит фронтальный обход помогая не справляющимся учащимся.


4. Физминутка

Проводится небольшая зарядка для пальцев рук  и для ног учащихся

5. Закрепление нового материала:

5.1. Работа с карточками заданиями (все учащиеся)

5.2. Устный опрос учащихся:

1.Насколько необходимо отступить от линии разметки при поперечном пилении древесины. (Шинкевич Максим)

2.Под каким углом к заготовке необходимо держать ножовку(Ткачев Алексей)

 3.Какой инструмент используют при поперечном пилении древесины.(Махнев Сергей)

4.Техника безопасности при работе с режущим инструментом? (Богданов Никита)

6. Итог урока:

Учитель: Объявление результатов урока по оценочной таблице.

Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что те знания и умения которые Вы получили на уроке, Вам пригодятся в дальнейшей вашей жизни.

7. Домашнее задание:

Б.А. Журавлев «Столярное дело», М «Просвещение» 1984г., Стр. 25-28


ТЕСТ.

 «Инструменты для поперечного пиления древесины»

Каждый вопрос имеет одно или несколько правильных ответов. Выберите правильный и подчеркните.

1. Укажите, какой инструмент применяется при поперечном пилении?

 - Рубанок

 - Долото

 - Ножовка

 - Киянок.

2. Разметку для поперечного раскроя пиломатериала производят с помощью:

 - Долота и рубанка

 - Стамески и киянки

 - Ножовки и киянки

 - Угольника и линейки

3. Каким инструментом разрешено работать?

 - Исправным и хорошо заточенным

 - Долотом с расколотой ручкой

 - Ножовкой со сломанными зубьями

ТЕСТ.

«Разметочный инструмент»

Ответьте на вопросы, подчеркнув в каждом правильный ответ.

1. Какой разметочный инструмент имеет угол 90?

 - Ярунок

 - Малка

 - Угольник

 - Линейка

2. Какой разметочный инструмент необходим для разметки?

 - Линейка, угольник, рулетка.

 - Долото, линейка, киянок.

 - Киянок, линейка, рулетка.

 - Ярунок, стамеска, рубанок.

3. К разметочным инструментам относятся:

 - Рубанок

 - Стамеска

 - Долото

 - Линейка


Самоанализ открытого урока.

Тема:  Пиление древесины поперек волокон.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Познакомить учащихся со способами и правилами поперечного пиления древесины.

   При планировании урока были учтены характерные особенности учащихся данного класса по их физическим и психологическим возможностям обучения.

   Данная группа учащихся состоит из 5 человек, которых можно поделить на две категории:

1.Дети, успешно овладевающие программой трудового обучения. К ним относятся: Богданов Никита, .Ткачев Алексей и Шинкевич Максим.

2.Дети испытывающие затруднение в выполнении упражнений из-за психика – физических особенностей. К ним относятся: .Махнев Сергей и Мамедов Анар.

   Основной задачей урока была образовательная, направленная на обучение учащихся со способами и приемами поперечного пиления.

   В начале урока был проведен опрос по ранее проведенной теме: «Правила разметки древесины»  и "Инструменты для пиления древесины". В результате опроса и ответам на тестовые задания оценку «отлично» получило ____ учащихся, «хорошо» - _____ учащихся, «удовлетворительно» - _____ человек.

   В процессе объяснения нового материала были показаны приемы работы при  поперечном пилении древесины. После показа каждый учащийся на своем рабочем месте отрабатывал навыки по  пилению древесины поперек волокон.

   Так же было проведено объяснение по организации рабочего места, правилами техники безопасности при пилении.

   На уроке каждому учащемуся были выданы необходимые для данной работы инструменты и заготовки . С данной работай учащихся______________________.

   В ходе всего урока проводилась взаимосвязь с русским языком и литературой.

   На уроке были поставлены и выполнялись коррекционные задачи по развитию памяти, мышления, речи, вниманию и развитию мелкой моторики рук.

   Учащиеся работали с интересом, были активны на протяжении всего урока.

   Урок своей цели _________________.

   Знания и  умения приобретенные учащимися будут и в дальнейшем применяться и совершенствоваться на уроках трудового обучения. Данная тема урока необходима и будет необходима им в своей дальнейшей жизни.      

   

Учитель технологии ____________________________ (Белянкин Б.В.)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Поперечное пиление древесины

Слайд 2

РАЗМЕТОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ Угольник Линейка Карандаш Рулетка

Слайд 3

Ножовка с обушком ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУЧНОГО ПИЛЕНИЯ Лучковая пила Ножовка с крупным зубом Ножовка с мелким зубом Двуручная пила

Слайд 4

ЛУЧКОВАЯ ПИЛА Полотно Штифты Ручки Стойки Средник Тевита Щеколда

Слайд 5

НАЧАЛО РАБОТЫ Принять правильную позу. Необходимо немного наклониться вперед, но спина должна быть прямой.

Слайд 6

Правильно держать инструмент и работать им. Запомни, что при пилении двигается только правая рука! Левой рукой поддерживают заготовку. Если же вместе с рукой двигается туловище, быстро приходит усталость.

Слайд 7

Начиная работу, у места пропила держат брусок. Сначала инструмент плавно тянут на себя, делая первый прорез. Когда полотно пилы немного углубится в заготовку, брусочек убирают и продолжают пилить, поддерживая заготовку рукой.

Слайд 8

Заканчивая работу, пилить надо очень медленно, плавно, придерживая заготовку рукой. Нельзя сильно нажимать на пилу. Если не соблюдать это правило, заготовка может обломится - тогда образуются так называемый отщип: и заготовка испорчена, и руку легко поранить.

Слайд 9

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОПЕРЕЧНОМ ПИЛЕНИИ ДРЕВЕСИНЫ. -Работать можно только исправной ножовкой. -Начиная пилить, надо обязательно пользоваться направителем. -Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна ножовки. -Осторожно заканчивай пиление, никогда не оставляй ножовку в пропиле! -При переносе ножовки с места на место соблюдай осторожность. Лучковую пилу переносят в опущенной руке, тетивой вперед. Зубья полотна должны быть направлены вниз. -Пилить нужно плавно, ровно и спокойно. Нельзя сильно нажимать на ножовку! -Не отвлекайся при работе!

Слайд 10

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Слайд 11

Произвести разметку 200 мм. и отпилить на упоре. Произвести разметку 150 мм. и отпилить в стусле.

Слайд 12

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОПЕРЕЧНОМ ПИЛЕНИИ ДРЕВЕСИНЫ. -Работать можно только исправной ножовкой. -Начиная пилить, надо обязательно пользоваться направителем. -Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна ножовки. -Осторожно заканчивай пиление, никогда не оставляй ножовку в пропиле! -При переносе ножовки с места на место соблюдай осторожность. Лучковую пилу переносят в опущенной руке, тетивой вперед. Зубья полотна должны быть направлены вниз. -Пилить нужно плавно, ровно и спокойно. Нельзя сильно нажимать на ножовку! -Не отвлекайся при работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...