Урок технологии «Комнатные растения в интерьере квартиры»
учебно-методический материал по технологии (7 класс)

Шевченко Наталья Витальевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_rasteniya_vosstanovlen.docx332.14 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры»

Цель:

Образовательная – Формирование представлений о видах цветочных комбинаций, закономерностях их составления для украшения интерьера жилого помещения, знакомство с профессией –фитодизайнер, создание мини-проекта.

Развивающая- Развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе знакомства  с объектами живой природы; развивать пространственное воображение и внимательность.

Воспитательная -  Воспитывать эстетический вкус,  трудолюбие, аккуратность. Развивать коммуникативные и рефлексивные качества личности. Формирование навыков личностного и профессионального самоопределения. Способствовать воспитанию уважения к результатам собственной деятельности ученика на уроке и к результатам деятельности учителя и одноклассников.

 Методы и приемы:  Проблемный, частично-поисковый,     индивидуальная самостоятельная работа, создание мини-проекта.

Средства обучения: Технология ведения дома. Учебник для 6 класса / Под ред. Н.В. Симоненко. -М. : Вентана-Граф, 2013,  фотографии цветов и цветочных композиций, вырезки из журналов, фото и статьи  с сайтов сети Интернет: http://www.komnatnie.ru/rasteniya-interer.html, презентация к уроку, выполненная в PowerPoint, живые объекты-комнатные цветы, этажерки, кашпо, горшки с цветами, галька, перчатки.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Интеллектуальная активность – интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора, профессиональное самоопределение.
  • Коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Предметные:

  • Знакомство учащихся с новыми понятиями, с ролью комнатных растений в жизни человека, с разновидностями комнатных растений, со способами их размещения в интерьере в соответствии с особенностями  приспособления их к абиогенным факторам окружающей среды и правилами дизайна.
  • Развитие познавательных и  интеллектуальных способностей.
  • Закрепление умения работать с различными источниками информации, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
  • Умение создавать мини-проекты.

Метапредметные:

  • Познавательные действия – включают действия исследования и отбора необходимой информации, её структурирования.
  • Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
  • Закрепление умения работать с информацией – находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

Основные понятия:

Фитодизайн, одиночное растение, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум, жардиньерка, фитодизайнер, виды и группы комнатных растений.

Межпредметные связи: биология, фитодизайн, информатика, ИЗО.

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная,  парная,  групповая (творческий проект).


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы, приемы

1

Организационный

Включение в деловой ритм, настрой на урок. Приветствует учеников, создает доброжелательную атмосферу в классе. В начале урока, учащиеся заходят в класс, и им предлагается выбрать картинки с понравившимся растением (2 вида, для последующего определения состава рабочей группы).

Самоопределение к деятельности, приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.

Включение в деловой ритм,  настрой на урок.

2

Актуализация знаний, определение и формулировка темы урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам примерить на себя профессию дизайнера. Кто может подсказать мне, каких людей называют дизайнерами?

На самом деле дизайнер, это обобщенное  название профессии человека, способного гармонично преобразовывать окружающий мир, совершенствовать представления о красоте предметов и ландшафтов.

Прочитайте текст, находящийся у вас на столах:

-Уютно устроившись в стенах дома, мы чувствуем  себя защищенными от всяких природных капризов. Но очень скоро нам приедается наш интерьер, он кажется однообразным и скучным. И в этот момент мы начинаем задумываться, что же сделать такого, чтобы внести в дом яркие краски и заставить дом «дышать». Природа, от которой мы стараемся всячески укрыться, начинает подстегивать наше воображение.

И вот на обоях или на стенах, мебели, полотенцах появляются цветочные орнаменты. Также появляются живые растения в интерьере. Дом приобретает совершенно иной облик, комнатные цветы вносят свое роскошью листвы самые благие намерения хозяев. Украшая наш интерьер, они как будто приглашают нас вырваться из привычной рутины. Самые удивительные растения в интерьере манят нас в путешествия, заставляя забыться от банальной повседневности. Влажные джунгли, населенные гигантскими орхидеями и лианами, бескрайние просторы пустынь, где суккуленты и кактусы сражаются с засухой – такой мир предстает перед нашим воображением. Мы можем и сами создать его, менять и совершенствовать бесконечное количество раз, повинуясь исключительно своему воображению.

О каком   виде  дизайна пойдет речь на нашем уроке?

Правильно, этот вид украшения интерьера, называется – фитодизайн.

Фитодизайнер – (флорист, аранжировщик цветов)-специалист, занимающийся составлением цветочных композиций.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос, беседа.

3

Целеполагание

Ребята, какова наша цель урока?

Правильно, цель нашего урока: Создание цветочной композиции для оформления интерьера жилого помещения.

Ребята, что необходимо знать для правильного составления композиций?

-Знать какие комнатные растения существуют и используются для создания цветочных композиций.

- Знать какие цветочные композиции существуют.

-Каковы закономерности расположения цветов и цветочных композиций в интерьере жилого дома.

- Знать, как сочетаются друг с другом комнатные растения в зависимости от приспособления их  к абиогенным факторам среды (свет, влажность, температура воздуха).

Верно, фитодизайнер должен знать научное название растений, их происхождение, условия выращивания и ухода, биологическую совместимость; обладать знаниями в области ботаники, агрономии, биологии, разбираться в тенденциях цветочной моды, знать принципы дизайна, существующие стили оформления.

Формулируют цель и задачи урока.

Определение цели и задач урока. Обмен мнениями.

4

Изучение нового материала

В интерьере жилого дома можно встретить различные виды размещения комнатных растений.

Рассмотрите фотографии из журналов, находящиеся на ваших столах, ответьте на вопросы:

-Чем отличаются между собой данные композиции?

Откройте ученик на стр.17, 18; рис. 6-9, пользуясь информацией учебника, составьте схему, отражающую существование четырех приемов размещения комнатных растений в интерьере.

                       Типы композиций

Одиночные     Композиция из         Комнатный   Террариум

                    горшочных растений     садик

Ребята, сравните результаты своей деятельности со схемой на слайде презентации. Оцените результат, исправьте недочеты, если таковые имеются.

Охарактеризуйте каждый тип композиции, заполнив таблицу (работа в парах). Используйте учебник стр. 17-19, дополнительную информацию, находящуюся на ваших столах (журналы, вырезки, статьи о фитодизайне в сети Интернет).

Тип композиции

Примеры

Способы и место размещения

Одиночное

Цветущие и декоративнолиственные растения: цикламен, бегония, фикус, пальма.

Отдельно на полу, подоконнике, на специальной подставке в горшке или кашпо.

Композиция из горшочных растений

Различные горшочные цветы: очиток, фиалка узумбарская, дифенбахия,сенполия, строманта, фикус, папоротник.

Близко друг к другу, в горшках, кашпо, на полу, этажерках, подставках. Особенность: низкорослые растения расставляют вокруг высокого.

Комнатный садик

Низкорослые или висячие растения: хлорофитум, дифенбахия, фиалка, кактусы, плющ, зиферантус.

Контейнер с растениями, прикрытый мхом или галькой.

Террариум

Декоративные растения: платицериум, пепиромиум, антуриум.

Цветочная композиция, которая создается внутри пластмассового или стеклянного сосуда.

Проверьте правильность заполнения таблицы( слайд презентации).

Рассмотрите фотографии и вырезки из журналов, ответьте на вопросы:

-Какие приспособления используются для размещения цветов и цветочных композиций?  

Рассмотрите фото с различными приспособлениями для размещения цветов. Найдите фото с художественно оформленными  цветочными столиками. Такие столики называются – жардиньерки.

-Почему на окнах нет тенелюбивых растений?

-Можно ли при создании комнатного садика использовать одновременно фиалку и кактус? Почему?

-Какое одиночное растение вы бы поставили в центр подоконника, а какое с краю? Почему?

-Как влияют на зрительное восприятие высоты потолка, высокие узкие и широкие распростертые растения?

-Почему на фоне однотонных  обоев стоит выставлять пестрые растения и композиции из них и наоборот?

-Почему декоративные растения лучше размещать на стенах, а лианы на окнах?

Определенная расстановка растений не только зрительно изменяет пространство помещения, но и позволяет разделить комнату на несколько зон, а так же, организовать уголок отдыха в виде небольшого зимнего садика (демонстрирую фото «Зимнего сада»).

Ребята, скажите, а где вы уже могли встретить данную цветочную композицию?

Правильно, в школе.

Только вот незадача. Нет у нас умелого фитодизайнера, который бы помог расставить растения в нем согласно всем закономерностям. Поэтому данное задание предстоит выполнить вам.

Работа с учебником и дополнительными средствами информации, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа, работа в парах с текстом учебника, дополнительной информацией: журналы, вырезки из журналов, интернет-ресурсы.

Обмен мнениями, диалог, полилог. Оценка, самооценка.

5

Творческий проект

Ребята, вам предстоит выполнить творческий проект. Для этого мы разделимся на группы. Вначале урока вы выбрали понравившийся вам цветок. Распределитесь по группам соответственно: в первую, те, кто выбрал кактус, во вторую, кто выбрал фиалку. Мы отправляемся в школьный «Зимний сад».

Задание для группы «Кактусы»: Создание цветочной композиции «Комнатный садик» на окне.

Задание для группы «Фиалки»: Создание цветочной композиции  «горшочные растения» в зоне отдыха.

Для создания композиций предоставляется необходимое оборудование: кашпо, горшки, контейнер, грунт, галька, этажерка, перчатки и т.д.  Время выполнения -15 минут.

Выполнение самостоятельной творческой работы.

Проектная деятельность учащихся.

Педагогическое наблюдение, сопровождение, консультирование.

6

Защита проекта

Заслушиваю ответы учащихся, задаю вопросы.

Выступление учащихся, защита проекта, представление результата самостоятельной творческой деятельности.

Монолог, диалог, оценка, самооценка.

7

Рефлексия

Ребята, давайте вместе вернемся к поставленным нами на уроке цели и задачам.

Ответьте на вопрос: достигли ли мы поставленной цели?

 Как бы вы оценили  свою работу в группе? Работу всей группы? Соседней группы? Заполните таблицу, оценив каждый критерий по 5-бальной шкале.

Достижение цели

Балл

Моя познавательная активность

Познавательная активность моей группы

Познавательная активность другой группы

Мое отношение к профессии «фитодизайнер»

Урок был интересным, а информация доступной

Я испытывал затруднения

Оцениваю свою деятельность, деятельность одноклассников.

Оценка, самооценка.

8

Домашнее задание

Составить кроссворд по теме «Комнатные растения в интерьере жилого помещения».


растения в интерьере

растения в интерьере

комнатные растения в интерьере

растения в интерьере

растения в интерьере

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTCJpEBXZdLrhIszzFaSZkGrZohenS3UcYJgu-uE5TP32MzoMa71A