Снятие мерок для построения чертежа фартука. 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Тарасеева Елена Дмитриевна

Урок в 5 классе "Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.

Технологическая карта урока

         Данные об учителе: Тарасеева Елена Дмитриевна, МОБУ Лицей № 59 г.Сочи, Краснодарского края.

      Предмет:  Технология.    

      Класс:5

      Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

      Тема урока: Снятие мерок для построения чертежа фартука.

      Тип урока: получение новых знаний

      Оборудование: мультимедийное сопровождение, тетрадь, плакаты по теме, сантиметровая лента, шнурок для фиксации линии талии.

        Планируемые результаты

  1. Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование  способностей  к поисковой деятельности. Обучающиеся научатся измерять фигуру человека для построения чертежа фартука. Метапредметные (УУД): регулятивные - освоить теоретические знания по измерению фигуры, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свою деятельность. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассницами - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, слышать, слушать и понимать одноклассниц в группе. Познавательные – умение извлекать информацию из прослушанного объяснения, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск решения поставленных задач.
  2. Личностные – проявление интереса к занятиям предметно- практической деятельностью, умение провести самоанализ выполненной работы, оценивать качество снятия мерок.
     

   №  этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределе -ние)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу» )    

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ). 

 Слайд 1. Сантиметровая лента. Манекен. Шаблон.

Организационный момент.

Девочки, знаете ли вы?

- Что такое шаблон? Для чего он нужен?

-Из чего изготовляют шаблоны?

- Какое изделие из ткани вы вырезали по шаблону в начальной школе?

- Что такое чертёж?

- Чем отличается  выкройка от чертежа?

В старших классах вы научитесь строить более сложные шаблоны - это чертежи одежды. А чтобы построить чертёж, вырезать его, получив выкройку, что нужно сделать?

Слайд 2. Тема урока.

Слайд 3.

-Какие инструменты и приспособления нам понадобятся для этих занятий?

 -Как организовать рабочее место?

- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний!

Ответы обучающихся.

- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества с одноклассницами и с учителем.

-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.

Слайд 5

Пошив одежды начинается со снятия мерок, а для этого нужно знать расположение конструктивных линий фигуры человека.

Слайд 6

  Правила снятия мерок.  Вводный инструктаж

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

- У кого нет результата?

- Кто смог выполнить задание?

-Какими правилами вы пользовались?

- Что делать?

Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.

Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

- К. учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации.

Выявление места и причины затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

  • Организовать восстановление выполненных операций.
  • Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение.
  • Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном.
  • На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи.

В каком месте испытали затруднение?

 Почему?

Я не могу определить положение линии бёдер

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы.

-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

  • Учащиеся ставят цель проекта
  • Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
  • Учащиеся определяют средства
  • Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Какую цель  поставите перед собой на уроке?

Как будем открывать новое знание?

Вспомним правила работы в группе?

Научиться снимать мерки для построения чертежа фартука. Будем выполнять в практическую работу

в группах  по двое или трое с основой на инструкционную карту.

-Л. Самоопределение, смыслообразование.

-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

-Р.планирование, прогнозирование.

-К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания:

  • Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом
  • Организовать фиксацию нового способа действия речи.
  • Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона)
  • Организовать фиксацию преодоления затруднения
  • Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

Слайд 6

 Снятие мерок для построения чертежа фартука.

Текущий инструктаж и контроль учителя.

Обучающиеся работают в группах, после каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу.

-Л. Смыслообразование,

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство,

-Р. Познавательная инициатива.

-К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Первичное  закрепление с проговаривание во внешней речи.

Применение нового знания в типовых заданиях

  • Организовать  усвоение детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.
  • Фронтально
  • В  парах или группах.

Давайте вернёмся к пробному действию и узнаем, правильно ли вы выполняете измерения и записываете результат измерения

Работа в парах  и тройках.

Выполняют практическую работу и проговаривают каждый шаг во внешней речи.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация

-К.учёт разных мнений, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведения партнёра, осознание ответственности за общее дело.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

  • Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
  • Организовать соотнесение работы  с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
  • Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки
  • По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Самостоятельная работа. Снятие мерок для построения чертежа фартука и запись результатов в тетрадь.  

Проверка учителем.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство

-Р. Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

  • Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия,
  • Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Для чего нам нужно знать конструктивные линии фигуры человека?

Для чего нам нужно знать правила снятия мерок?

Для чего нужны мерки?

Выполнение практической работы.

-Л. Нравтственно -этическое оценивание усваиваемого содержания.

-П. анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

  • Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
  • Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся.
  • Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
  • Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
  • Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Слайд 9.

Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?

Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

Оцените свою работу на уроке.

Потренируйтесь дома в снятии мерок с фигуры человека. Выполните снятие мерок для фартука у мамы, бабушки

Мы познакомились с понятием конструирование, мерки; сформировали знание о конструктивных линиях фигуры человека, важных для снятия мерок. научились  снимать мерки для построения чертежа фартука и правильно записывать результат измерения.

-П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

-Л. Самооценка на основе  критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

-К.планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии на тему "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Цели урока:1.Изучить правила снятия мерок;2.Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);3.Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигур...

Класс: 5 Раздел: «Конструирование швейных изделий». Тема: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»

План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Це...

Конспект урока для 5 класса:"Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Урок дает возможность получить знания о построении чертежа фартука. Конспект урока сопровождается презентацией....

урок технологии 5 класс "Снятие мерок для построения чертежа фартука"

урок для 5 класса. Использовани системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока «Снятие мерок для построения чертежа фартука», 5 класс.

Методическая разработка урока "Снятие мерок для построения чертежа фартука", 5 класс, технологическая карта урока с применением технологии критического мышления....

"Снятие мерок для построения чертежа фартука" 5 класс

Данный урок разработан в  форме презентации с использованием средств ИКТ, сети Интернет и Google-форм. Это обусловлено поиском новым форм организации уроков, способных разнообразить учебный проце...

« Фартук с круглым вырезом. Снятие мерок для построения чертежа фартука»

Цели занятия:   Образовательные – ознакомить учащихся с видами одежды, с историей фартука, с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимос...