Статья «Профильное обучение как неотъемлемое условие подготовки выпускников старшего уровня к самостоятельному выбору дальнейшего места учебы или трудоустройства»
статья по технологии

Немешева Татьяна Валентиновна

Опыт работы по программе " Предпрофильная подготовка 9-х классов". Моя профессиональная перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель технологии Немешева Т.В.

ГБОУ гимназии 441

«Профильное обучение как неотъемлемое  условие подготовки выпускников старшего уровня к самостоятельному выбору дальнейшего места учебы или трудоустройства»

Вспомните, как начинается «Сказка о царе Султане».

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица, —
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица, —
Я б для батюшки-царя родила богатыря».

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная непрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопросы:

 Ради чего я учусь?

 Ради чего я собираюсь работать?

Подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важных задач общеобразовательных учреждений.

Решением вопроса «кем быть?» неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него самого, но и для общества в целом.

Примерно 3 года назад по первому каналу прошло выступление  президента  России В.В.Путина в  котором он обратил внимание на подрастающее поколение : «Надо выбирать ту специальность, которая действительно интересна, иначе не быть успешным»

Быть успешным в работе, которая не доставляет удовольствие НЕ ВОЗМОЖНО!

Что касается моего опыта, то я вела годовой курс по программе «Предпрофильная подготовка 9-х классов. Моя профессиональная перспектива»

Работа заключалась в следующем:

Одной из формул профессионального самоопределения является:

 ХОЧУ   -   МОГУ   -   НАДО
"Хочу" – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.
"Могу" – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.
"Надо" - это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы, тенденции в развитии мировой экономики.
Учет и сочетание этих трех компонентов ведет к профессиональному успеху!!!!

Для успешного прохождения данной программы я тесно сотрудничала с «центром творчества и образования Фрунзенского района». А в частности с Высоцкой З.С. – руководителем районного методического объединения по профориентационной работе.

Она проводила тестирование учащихся на определение профессиональной готовности, обрабатывала данные и приглашала на личное собеседование желающих.

Проходила работа и с колледжем «туризма и гостиничного сервиса Санкт- Петербурга» Корпуса данного учебного заведения находятся  в разных районах города. С 9-ми классами ездили на ст. м. «Нарвская» по направлению «технология продукции общественного питания». А также на базе нашей гимназии в 8-ых классах был организован мастер – класс «приготовление бутербродов канапе 2 студентами колледжа.

В результате такой работы учащиеся нашей гимназии проявили интерес к данному учебному заведению и успешно поступали.

Для более глубокого подхода к вопросу по профориентации проходило и проходит сотрудничество с психологом нашей гимназии Тумаровой Н.В., которая проводит тестирование по вопросу «выявление особенностей характера и темперамента каждого учащегося», что необходимо учитывать при выборе будущей профессии.

Интернет пестрит различными предложениями по прохождению курсов по профориентации. В частности предлагает платные индивидуальные занятия 3 занятия – 6тыс. руб.

Вопросы рассматриваются те же:

- особенности темперамента;

- определение интересов, склонностей;

- анализ типичных ошибок при выборе профессии.

Таким образом, мой опыт подсказывает, что предпрофильная подготовка необходима в основном общем образовании школ.

Но, на мой взгляд, ее необходимо начинать годом раньше, в 8 классе.

 Сейчас на своих уроках в 8-х классах несколько последних тем  посвещаю этим вопросам.

Так как в начале 9-ого класса учащиеся уже вынуждены дать осознанную информацию о выборе 2-х предметов для сдачи экзамена. В конце 9-го класса, конечно, иметь представление о своем образовательном маршруте в дальнейшем –  это или переход в 10-й класс, или поступление в среднее профессиональное учебное заведение.

Наверное, стоит подумать и о расширении круга сотрудничества с другими организациями в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах Space Exploration

Данная программа может использоваться в преподавании элективных профильных курсов английского языка в 10-11 классах общеобразовательных школ и гимназиях с углубленным изучением иностранных языко...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Статья «Профильное обучение математике в контексте модернизации российского образования»

В статье обосновывается   целесообразность профильного обучения математики, направленного  на осуществление в процессе обучения математике гармоничного сочетания интересов личности и об...

Статья "Профильный курс обучения французскому языку на старшем этапе общеобразовательной школы"

Внедряемое в настоящее время профильное обучение (на старшем этапе общеобразовательных школ) вызывает множество вопросов. Они касаются структуры профилей, принципиальных отличий базовых (т.е. общеобра...

статья "Профильное обучение биологии"

статья о проблемах профильного обучения биологии в 10-11 классе...

Особенности профильного обучения английскому языку в старших классах. Статья.

Данный материал может быть полезен учителям, работающим в старших классах школ, лицеев, где есть профильное обучение....

Практика профильного обучения на уровне среднего общего образования «Твой выбор» (из опыта работы).

Особые требования к организации образовательного процесса в старшей школе выдвигает ФГОС среднего общего образования. Согласно ФГОС среднего общего образования общеобразовательная организация обеспечи...