Доклад на МО
материал по технологии

Профориентация на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_na_urokah_tehnologii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на методический семинар

Профориентация на уроках трудового обучения.

«Если человек не знает, к какой

пристани он держит путь, для него

ни один ветер не будет попутным!»

Сенека

 Жизнь показывает, что школа больше всех в ответе  за правильный выбор учащимися своего жизненного пути. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию. Профориентационная работа с учащимися включает информацию о профессиях, путях их приобретения, помогает решению задачи формирования социальной активности личности, ориентации на общественно полезный труд согласно своим способностям и возможностям. В процессе этой работы развиваются интересы и склонности, формируется позитивное отношение к будущей трудовой деятельности.

Любовь к профессии начинается с урока, внеклассного мероприятия. Так, по технологии кроме уроков ежегодно проводятся внеклассные мероприятия, предметные недели. На протяжении четырех лет учащиеся выполняют исследовательские работы и проекты, где применяют знания, полученные на уроках технологии и изо, например: «Влияние качества и цвета тканей на уровень тревожности у детей подросткового возраста», «Чудесный батик»,  «Исследование видов ткани и экономичности красок в технике «Батик». В этом году мы представляем работу на районную конференцию «Шаг в будущее» на тему «Вторичное использование бытовых отходов».

Особое внимание уделяется профориентационной работе в 9 классе, так как программа целенаправленно ориентирована на профессиональное самоопределение. Знакомлю учащихся с профессиями индустриального и агропромышленного производства, деятельностью в легкой и пищевой промышленности, торговле, социальной сфере.  

Знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией. 

Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому передо мной стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии. В своей работе я использую формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми (практическими) умениями.

На своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы. 
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности. 

Обучающиеся должны уметь трудиться, изготавливать полезные вещи своими руками. Этот практический опыт пригодиться им в дальнейшей жизни, поможет им социализироваться в человеческом обществе. Основной целью в деятельности учителя по предмету «Технология» является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Для этого он, в процессе обучения, решает задачи, направленные на достижение конкретных целей: освоение обучающимися теоретических знаний по предмету, формирование умений и навыков в результате производительного труда, раскрытие творческих способностей у каждого обучающегося в отдельности. Достижение этих целей определит уровень развития личностных качеств обучающихся. Выявление личностных качеств необходимо, чтобы помочь школьнику выбрать ту профессию, которая совпадала бы с его возможностями и интересами. 

Попробовать что-то сделать своими руками, в любой направленности практического труда, всегда вызывает у обучающихся положительные эмоции, даже, если поначалу не все получается. После выявления творческих способностей обучающихся, их необходимо развивать. 
Сегодняшний мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведения в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Любые практические умения и навыки могут пригодиться им в любой момент. 

За последние пять лет девочки, стабильно занимают призовые места по технологии в районных олимпиадах, где хорошо справляются с заданиями именно по профориентации.

Выпускницы последних лет продолжили и продолжают своё обучение в колледжах и техникумах, получая профессии - кулинар-кондитер (Ёлшина Дарья), повар (Зверькова Юлия), дизайнер (Ёлшина Галина).

Как итог, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация на уроках технического труда может и должна проводиться в общеобразовательных учебных заведениях. И она проводится. Поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих учеников. 

         

Учитель технологии Усынина Наталья Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...