Работа с одаренными детьми в творческом проектировании
статья по технологии

Скударнова Елена Сергеевна

  Сегодня очень много говорят и пишут о необходимости особого внимания в школе к способным, одаренным детям. Позволю себе коротко рассказать о том, что мне удается в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_v_tvorcheskom_proektirovanii.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в творческом проектировании

     Сегодня очень много говорят и пишут о необходимости особого внимания в школе к способным, одаренным детям. Позволю себе коротко рассказать о том, что мне удается в этом направлении.

    Думаю, что вы согласитесь с тем, что проектная исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет одаренным ученикам раскрыть и реализовать свои возможности, таланты, получить удовольствие от работы.

   Мотивация ученика. Первое и главное – это, конечно, мотивация ученика. Буду использовать как пример, работу с одной из моих учениц. Эту восьмиклассницу после муниципальной олимпиады в 7 классе не было необходимости мотивировать – она сразу определила тему проекта на следующий год, в 8 классе ей захотелось выполнить работу в новой технике. Так, успешное выступление (стала призером муниципального этапа) заставляет ученика двигаться дальше в творчестве.

    Методика Сасовой. Говоря об опыте работе в проектной технологии, стоит сказать, что на начальном этапе помогла методика Сасовой (хотя после апробации мы ушли от УМК этого автора). Но я взяла на вооружение продуманную систему выстраивания рассуждений, глубокое погружение в исследовательской части проектов, постоянное обращение к теоретическим основам знаний.

    Немного о структуре проекта.    Этапы проектной деятельности не нужно придумывать. Они – суть реальных работ, которые выполняют ежедневно миллионы  людей: политики и домохозяйки, бизнесмены и актеры. Я не предлагаю ученикам жёстких алгоритмов, т. к. все проекты разные, однако требую соблюдения логики. И рада, когда дети понимают, у них получается. Практикую такое понятие, как «запуск проекта» - это то, что обеспечивает добровольное и заинтересованное включение ребят в проект, а по окончании – испытание в реальных условиях – и пусть это звучит громко, но это работает (особенно в социально – направленных проектах).

     Хороший план – уже половина работы! В каждом проекте, на мой взгляд, обязателен календарный понедельный план работы, так я учу планировать собственную деятельность (причем не только проектную).

    Особенно важным считаю детальный, подробный анализ выполненного проекта. Например, успешной восьмикласснице уже недостаточно услышать: «Молодец!» - она ждет разговора, анализа, обсуждения.

   Мастер-классы. Помимо защиты проекта, наиболее ценным, на мой взгляд, является проведение мастер-классов. Возможность познакомить всех заинтересованных с техникой изготовления своего проекта – очень важный момент для подростка. Он раскрепощен в общении, находится в центре внимания, учит их тому, что умеет делать далеко не каждый взрослый.

   Формы: упражнения. Для стимулирования творческого мышления различные упражнения, особенно нравятся ученицам интеллектуальные разминки с целью быстрого включения в работу. Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

   Социальное проектирование. Особое внимание учеников обращаю на социальное проектирование, которое предоставляет возможность попробовать свои силы в реальных проектах, способных изменить ситуацию в школе, микрорайоне, городе. Так сложилось, что все проекты, представленные на конкурах и олимпиадах именно такие: это проекты для детского сада, и для оформления школы, костюмы для школьных спектаклей.

    Немного о том, как увидеть, распознать способного ученика и помочь ему реализоваться.

    Зачастую так получается, что более успешными в проектной деятельности и в освоении предмета, у меня становятся не сильные ученики (имею ввиду основные школьные дисциплины), а ребята, чей творческий потенциал не был явным, его нужно было увидеть и помочь раскрыть. Коллеги часто спрашивали: «Почему ты не работаешь с учениками, которые учатся на отлично – это верная гарантия успеха в больших проектах?». Но мне важно и интересно дать возможность реализоваться, обрести уверенность каждому ребенку.

    Именно к таким относится одна из моих учениц. Так, в 5 классе, выполняя замечательны работы, с большим трудом соглашалась говорить публично. Мы вместе нашли выход, помогли социальные проекты.

     Во время запуска  первого проекта, предназначенного для детского сада, ученица «изучая спрос», пришла к детям (к прежним воспитателям). Начиная второй проект, (серия картин для оформления кабинета третьеклассников), провела мастер-класс с ребятами. Это был класс ее первой учительницы.

    А выполняя последнюю работу «Дом талисманов», уже с успехом провела мастер-класс для своих одноклассниц, которым понравилась новая техника, а в результате изменилось отношение к ней в классе.

    Так проектная деятельность помогла ученице не только осознать значимость своего труда, но и удовлетворить потребность в признании и уважении одноклассников.

    Работа с семьей одаренных детей. Появляется возможность для общения и совместного творчества детей и родителей (сплочение семьи). Очень часто в семьях способных, творческих детей - увлеченные родители. Они поддерживают начинания, с интересом вникают в деятельность ребят, а порой и помогают им.  

   Непрерывность участия в олимпиадном движении. Еще одно необходимое  условие для успешной работы со способными детьми - это  непрерывность участия в олимпиадном движении: школьные, муниципальные, дистанционные олимпиады  (3 в этом году). Так, проект «Дом талисманов» кроме муниципальной олимпиады, участвовал в школьном конкурсе, а буквально сегодня будет выставлен для участия в городском конкурсе в музейном ресурсном центре «Воля к победе», а также в международном дистанционном конкурсе. Так у ребенка, который осознает значимость своего труда, закладывается  сильнейший стимул саморазвития личности.

    Дальнейшую работу планирую вести по следующим направлениям:

- разработка и внедрение интегрированных, междисциплинарных проектов.

- развивать и поддерживать коллективные проекты.

   Мы гордимся нашими учениками, радуемся вместе с ними и понимаем, что за их успехами скрывается огромный наш труд, много «подводных камней» в этой работе. Но она будет продолжаться, ибо не вызывают сомнений слова Ж. Ж. Руссо: «кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое».

                                                                                        Е. С. Скударнова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа"Работа с одаренными детьми, изучающими ИЯ"

В работе с одаренными детьми нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам,методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на даль...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Семинар по работе с одаренными детьми в рамках стажировочной площадки. Тема: «Социальное проектирование»

Семинар по работе с одаренными детьми в рамках стажировочной площадки.Тема:  «Социальное проектирование»...

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...