Конспект урока по технологии (технический труд).Классификация и термическая обработка сталей.
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Бебешин Сергей Всеволодович

Цели урока:

- формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;

- трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;

-  развитие познавательного интереса школьников в области металлургической промышленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии (технический труд).

Тема: Классификация и термическая обработка сталей. 7 класс.

Учитель:  Бебешин С.В.

Цели урока:

- формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;

- трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;

-  развитие познавательного интереса школьников в области металлургической промышленности.

Технологии и методы обучения:

- технология интегрированного обучения,

- технология проблемного обучения,

- здоровьесберегающие технологии,

- технология дифференцированного обучения.

Оборудование: образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, печь муфельная, образец из незакаленной стали, напильники.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Техника безопасной работы в кабинете технологии. (Здоровьсберегающие технологии.) Проверка готовности рабочих мест.

2. Актуализация знаний учащихся. Введение в тему. (Дифференцированная технология обучения.)

Уточнение  знаний учащихся в области металлургической промышленности:

  1. Где производят металл?
  2. Из чего производят металл?
  3. Назовите примеры металлургических предприятий города, страны?
  4. Какие виды продукции получают из металлов?
  5. Вспомните, какими свойствами обладают металлы?

3. Определение темы урока. Постановка целей и задач. (Технологии проблемного и интегрированного обучения.)

- Попробуйте теперь определить тему урока. Какие задачи мы будем решать? С какими уроками по другим предметам  может быть связана тема сегодняшнего урока технологии?

4. Работа над темой урока. (Технологии интегрированного и проблемного обучения.)

 4.1. Производства, связанные с обработкой стали, в нашем городе.

История завода Гидростальконструкция (краеведение).

  4.2. Производство сталей.

Учебник, с.48, рисунок 2. (Технология дифференцированного обучения, интегрированная технология.) 

  4.3.Виды сортового проката.        

Рассмотрим некоторые виды сталей и продукцию, получаемую из них (рисунок 3).

Сталь - общая характеристика (сплав железа с углеродом).

Классификация сталей (углеродистая, легированные…).

Маркировка сталей (плакат с условными обозначениями некоторых видов сталей).

Продукция из разных видов сталей:

Углеродистая сталь – 0,4-2% углерода.

Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст1,Ст2,Ст5…). Из нее изготавливают гайки, болты, листовой прокат и др.

Качественная конструкционная углеродистая сталь (05,08,10,20…). Из нее изготавливают зубчатые колеса, валы, оси и др.

Инструментальная углеродистая сталь (У10,У11,У12…): зубилы, ножницы по металлу, напильники.

Легированные стали (стали с добавлением других элементов во время плавки металла для изменения физических и механических свойств).

Легирующие добавки в сталях обозначают буквами: Х- хром, В- вольфрам, Н- никель, М- молибден и т.д. Например: 40ХН- 0,4% углерода и по 1% хрома и никеля.

Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.

  4.4. Термическая обработка сталей и ее виды:

Термическая обработка сталей (термообработка)  необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия.

Виды термообработки:

Закалка. Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость. 

Цвета каления при закалке заготовок:

Цвета каления

Температура, 0С

Цвета каления

Температура, 0С

Темно-коричневый

530-580

Красный

830-900

Коричнево-красный

580-560

Светло-красный

900-1050

Темно-вишневый

650-720

Желтый

1050-1150

Вишневый

720-780

Светло-желтый

1150-1250

Светло-вишневый

780-830

Белый

1250-1300

Отпуск. Служит для уменьшения хрупкости стали после закалки. Отпуск представляет собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400-500 градусов) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали.

Отжиг. Служит для снижения твердости стали. Заготовку нагревают до определенной температуры, выдерживают и медленно охлаждают (часто вместе с печью).

  4.5. Обработка стали в учебных мастерских. (Проблемно-поисковая технология обучения.)

На предприятиях термообработку материалов выполняют рабочие-термисты. Проводить перечисленные виды термообработки можно в школьной мастерской, пользуясь муфельными печами небольшого размера.

      Практическая работа.

“Ознакомление с термической обработкой стали” 

  1. Закрепите в тисках образец из незакаленной стали и проведите по ней несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости незакаленной стали.
  2. Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 800 градусов, и выдержите15-20 минут
  3. Опустите образец в воду или масло.
  4. Закрепите в тисках образец из закаленной стали и попытайтесь обработать его напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости закаленной стали.
  5. Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 400-500 градусов, и выдержите 15-20 минут, после чего охладите его в воде или на воздухе.
  6. Опилите образец в тисках и сделайте вывод о его обрабатываемости после отпуска.

Внимание: пункты 2, 3, 5 выполняет учитель!

5.Первичное закрепление материала. (Технология диффенцированного обучения.)        

Задания на индивидуальных карточках-заданиях дифференцированы по степени сложности.

  1. Сколько углерода содержится в углеродистой стали?
  2. Чем отличаются углеродистые стали от легированных?
  3. Зачем нужна термическая обработка сталей?
  4. Какую продукцию выпускают металлургические предприятия?
  5. Как маркируются стали?

6.Подведение итогов урока.

Анализ выполнения практической работы, уборка рабочих мест, выставление оценок.

7.Домашнее задание.

Подготовить доклады о металлургических предприятиях страны.

По данным определениям отгадайте слова:

  1. Специалист по термообработке.
  2. Снижает твердость стали, улучшает обработку.
  3. Уменьшает хрупкость стали, увеличивает пластичность.
  4. Выдержка при большой температуре и быстрое охлаждение.
  5. Обработка посредством теплового воздействия.

1

т

 

 

м

 

 

т

2

о

 

 

 

г

3

 

т

 

 

с

 

4

 

а

 

 

 

к

 

5

т

 

р

 

 

ч

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии (технический труд).Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака).

Цель урока: - раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения",- научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее мест...

Конспект урока по технологии (технический труд). Древесина. Виды древесины. Пиление древесины.

Цели урока:- Обобщить знания учащихся о древесине и ее видах.- Ознакомить учащихся с назначением пиления древесины.- Изучить разновидности пил и ножовок, их устройство и назначение. Показать правильно...

Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.

Цели урока:  1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...

Конспект урока по технологии (технический труд).Культура дома

Цели:- обобщение знаний учащихся о культуре поведения в семье, о необходимости бережного и уважительного отношения к близким;- развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности;-развити...

Конспект урока по технологии (технический труд). Пиление столярной ножовкой.

Цели урока:- научить учащихся приемам работы со столярной ножовкой,- формировать навыки культуры труда,- развивать интерес к творческому процессу создания изделий...

Конспект урока по технологии (технический труд).Творческий проект. Государственные символы Российской Федерации.

Цели урока:- знакомство с понятием «творческий проект», осмысление и освоение учащимися основных этапов проектной деятельности,- развитие умения действовать по намеченному плану, формирова...

Конспект урока по технологии в 7 классе (мальчики) по теме: "Сталь. Виды стали".

Конспект урока технологии (мальчики) в 7 классе по теме: «Сталь, её виды и свойства».Цель: познакомить с понятием сталь, ее свойствами, развивать речь, воспитывать трудолюбие.Задачи урока:...