Конспект урока по технологии (технический труд).Классификация и термическая обработка сталей.
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Цели урока:
- формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;
- трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;
- развитие познавательного интереса школьников в области металлургической промышленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_i_termicheskaya_obrabotka_staley._7_klass.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии (технический труд).
Тема: Классификация и термическая обработка сталей. 7 класс.
Учитель: Бебешин С.В.
Цели урока:
- формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;
- трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;
- развитие познавательного интереса школьников в области металлургической промышленности.
Технологии и методы обучения:
- технология интегрированного обучения,
- технология проблемного обучения,
- здоровьесберегающие технологии,
- технология дифференцированного обучения.
Оборудование: образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, печь муфельная, образец из незакаленной стали, напильники.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Техника безопасной работы в кабинете технологии. (Здоровьсберегающие технологии.) Проверка готовности рабочих мест.
2. Актуализация знаний учащихся. Введение в тему. (Дифференцированная технология обучения.)
Уточнение знаний учащихся в области металлургической промышленности:
- Где производят металл?
- Из чего производят металл?
- Назовите примеры металлургических предприятий города, страны?
- Какие виды продукции получают из металлов?
- Вспомните, какими свойствами обладают металлы?
3. Определение темы урока. Постановка целей и задач. (Технологии проблемного и интегрированного обучения.)
- Попробуйте теперь определить тему урока. Какие задачи мы будем решать? С какими уроками по другим предметам может быть связана тема сегодняшнего урока технологии?
4. Работа над темой урока. (Технологии интегрированного и проблемного обучения.)
4.1. Производства, связанные с обработкой стали, в нашем городе.
История завода Гидростальконструкция (краеведение).
4.2. Производство сталей.
Учебник, с.48, рисунок 2. (Технология дифференцированного обучения, интегрированная технология.)
4.3.Виды сортового проката.
Рассмотрим некоторые виды сталей и продукцию, получаемую из них (рисунок 3).
Сталь - общая характеристика (сплав железа с углеродом).
Классификация сталей (углеродистая, легированные…).
Маркировка сталей (плакат с условными обозначениями некоторых видов сталей).
Продукция из разных видов сталей:
Углеродистая сталь – 0,4-2% углерода.
Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст1,Ст2,Ст5…). Из нее изготавливают гайки, болты, листовой прокат и др.
Качественная конструкционная углеродистая сталь (05,08,10,20…). Из нее изготавливают зубчатые колеса, валы, оси и др.
Инструментальная углеродистая сталь (У10,У11,У12…): зубилы, ножницы по металлу, напильники.
Легированные стали (стали с добавлением других элементов во время плавки металла для изменения физических и механических свойств).
Легирующие добавки в сталях обозначают буквами: Х- хром, В- вольфрам, Н- никель, М- молибден и т.д. Например: 40ХН- 0,4% углерода и по 1% хрома и никеля.
Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.
4.4. Термическая обработка сталей и ее виды:
Термическая обработка сталей (термообработка) необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия.
Виды термообработки:
Закалка. Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость.
Цвета каления при закалке заготовок:
Цвета каления | Температура, 0С | Цвета каления | Температура, 0С |
Темно-коричневый | 530-580 | Красный | 830-900 |
Коричнево-красный | 580-560 | Светло-красный | 900-1050 |
Темно-вишневый | 650-720 | Желтый | 1050-1150 |
Вишневый | 720-780 | Светло-желтый | 1150-1250 |
Светло-вишневый | 780-830 | Белый | 1250-1300 |
Отпуск. Служит для уменьшения хрупкости стали после закалки. Отпуск представляет собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400-500 градусов) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали.
Отжиг. Служит для снижения твердости стали. Заготовку нагревают до определенной температуры, выдерживают и медленно охлаждают (часто вместе с печью).
4.5. Обработка стали в учебных мастерских. (Проблемно-поисковая технология обучения.)
На предприятиях термообработку материалов выполняют рабочие-термисты. Проводить перечисленные виды термообработки можно в школьной мастерской, пользуясь муфельными печами небольшого размера.
Практическая работа.
“Ознакомление с термической обработкой стали”
- Закрепите в тисках образец из незакаленной стали и проведите по ней несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости незакаленной стали.
- Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 800 градусов, и выдержите15-20 минут
- Опустите образец в воду или масло.
- Закрепите в тисках образец из закаленной стали и попытайтесь обработать его напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости закаленной стали.
- Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 400-500 градусов, и выдержите 15-20 минут, после чего охладите его в воде или на воздухе.
- Опилите образец в тисках и сделайте вывод о его обрабатываемости после отпуска.
Внимание: пункты 2, 3, 5 выполняет учитель!
5.Первичное закрепление материала. (Технология диффенцированного обучения.)
Задания на индивидуальных карточках-заданиях дифференцированы по степени сложности.
- Сколько углерода содержится в углеродистой стали?
- Чем отличаются углеродистые стали от легированных?
- Зачем нужна термическая обработка сталей?
- Какую продукцию выпускают металлургические предприятия?
- Как маркируются стали?
6.Подведение итогов урока.
Анализ выполнения практической работы, уборка рабочих мест, выставление оценок.
7.Домашнее задание.
Подготовить доклады о металлургических предприятиях страны.
По данным определениям отгадайте слова:
- Специалист по термообработке.
- Снижает твердость стали, улучшает обработку.
- Уменьшает хрупкость стали, увеличивает пластичность.
- Выдержка при большой температуре и быстрое охлаждение.
- Обработка посредством теплового воздействия.
1 | т |
|
| м |
|
| т |
2 | о |
|
|
| г |
3 |
| т |
|
| с |
|
4 |
| а |
|
|
| к |
|
5 | т |
| р |
|
| ч |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии (технический труд).Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака).
Цель урока: - раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения",- научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее мест...
Конспект урока по технологии (технический труд). Древесина. Виды древесины. Пиление древесины.
Цели урока:- Обобщить знания учащихся о древесине и ее видах.- Ознакомить учащихся с назначением пиления древесины.- Изучить разновидности пил и ножовок, их устройство и назначение. Показать правильно...
Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.
Цели урока: 1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...
Конспект урока по технологии (технический труд).Культура дома
Цели:- обобщение знаний учащихся о культуре поведения в семье, о необходимости бережного и уважительного отношения к близким;- развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности;-развити...
Конспект урока по технологии (технический труд). Пиление столярной ножовкой.
Цели урока:- научить учащихся приемам работы со столярной ножовкой,- формировать навыки культуры труда,- развивать интерес к творческому процессу создания изделий...
Конспект урока по технологии (технический труд).Творческий проект. Государственные символы Российской Федерации.
Цели урока:- знакомство с понятием «творческий проект», осмысление и освоение учащимися основных этапов проектной деятельности,- развитие умения действовать по намеченному плану, формирова...
Конспект урока по технологии в 7 классе (мальчики) по теме: "Сталь. Виды стали".
Конспект урока технологии (мальчики) в 7 классе по теме: «Сталь, её виды и свойства».Цель: познакомить с понятием сталь, ее свойствами, развивать речь, воспитывать трудолюбие.Задачи урока:...