рабочая программа кружка "Цветоводство"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

рабочая программа кружка "Цветоводство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя  школа №1 им. Героя Советского Союза Кузнецова Н.А

 г. Чаплыгина Липецкой области

 "Согласовано"                                                                 "Утверждаю"

  зам. директора по УВР                                           директор МБОУ СОШ №1

________ /Исаева Н.В./                                            _______  /Алёхина Т.В./                                    

29.08. 2018                                                                  Приказ №       от            2018

                           

                                               

 

Дополнительная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Цветоводство»

на 2018–2019 учебный год

Возраст: 11-16 лет

Срок реализации-1 год

Программа разработана

учителем технологии

Куриновым Г.С.

Чаплыгин  2018

  1. Основные характеристики дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы:
  1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

Человек начал использовать растения для украшения жилища очень

давно – около 6 тысяч лет назад.

Миллионы людей считают, что они не зря тратят свои силы и время на то, чтобы выращивать цветы и ухаживать за ними. Ведь это занятие дает возможность людям сбросить с себя психологическое напряжение и успокоиться, что немаловажно для детей.

Написание данной программы вызвано желанием развить в детях любовь к окружающей среде. За основу взята программа кружка Юных цветоводов, рекомендуемая Министерством просвещения. Но, учитывая специфику учреждения и пожелания детей, была видоизменена и дополнена.

Основная идея программы:

Через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем. А так же развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.

Направленность (профиль) программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» имеет    экологическую  направленность. Программа призвана помочь каждому участнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в тоже время знать и уважать свой край.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на воспитание способности воспринимать эстетическую ценность природы, активную жизненную позицию, чувство сопереживания и экологического мышления, любознательность и способствовать расширению кругозора.

Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет решить следующие проблемы:

– пробуждение интереса учащихся к новой деятельности;

–профессиональное самоопределение учащихся;

– занятость свободного времени учащихся.

Отличительной особенностью программы  является ее многофункцио-

нальность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы. Тематика программы также функциональна, она может, изменятся и дополнятся в рамках определенных программных разделов. Возможна разработка и внедрение новых, актуальных тем краеведческого характера. Отличительная особенность данной программы состоит и в её практической значимости:

– вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;

– реализация индивидуального подхода.

 Основа курса – изучение разнообразия и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, элементов оформления садовых участков, интерьера в группе, основ аранжировки.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа рассчитана на участие в обучении учащихся разного возраста, т.е. школьников 5-9 классов.

Объём программы. Программа рассчитана на  105 часов.

Срок реализации программы 1 год. Группа состоит из 10 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.

 Режим занятий.

Дни занятий

Время

Понедельник

14.30 - 16.00

Четверг

14.30 – 16.00

Программа составлена таким образом, что при необходимости некоторые занятия можно менять местами – отличительная особенность.

По мере возможности каждый ребенок выполняет своё задание.

   Основные формы организации учащихся на занятиях:

Форма занятий: групповая.

Формы работы:

  • экскурсия,
  • практическая работа,
  • творческие задания,
  • тестовые задания,
  • дискуссия,
  • выставка творческих работ,
  • самостоятельная работа.

Методы обучения:

монологический,

диалогический,

показательный (рассказ с элементами беседы).

Методы преподавания:

объяснительный,

информационно-сообщающий,

иллюстративный.

Методы учения:

репродуктивный,

частично поисковый,

поисковый,

проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).

Методы воспитания:

убеждения,

упражнения,

пример.

Принципы:

  1. Научности и доступности.
  2. Природосообразности (по возрасту).
  3. Системности и систематичности.
  4. Эмоциональной окрашенности.
  5. Индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формы и методы проведения занятий разнообразны – практические работы, опыты, наблюдения, беседы, дидактические игры, подготовка к праздникам, экскурсии. Эта форма обучения создает условия для особенно сильного воздействия на эмоциональную сферу личности. Экскурсия дает обильный материал для последующей аналитической деятельности учеников. Все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

 

1.2 .Цели и задачи программы:

 Цель программы – начальная подготовка в области декоративного садоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями), вести дневник наблюдений за развитием растений, озеленить школу и обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.

Задача обучения – получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностей их биологии и декоративных качеств, технологии возделывания и применении в оформлении ландшафта и интерьеров.

В ходе изучения учащиеся должны уметь ставить перед собой цель предстоящей трудовой деятельности, планировать работу, подбирать и готовить инструменты и материалы, усваивать требования к качеству исполнения, практически выполнять намеченный план, осуществляя самоконтроль, оценивать результаты деятельности. В процессе подготовки, выполнения, анализа итогов работы дети должны овладевать основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, работать на своём месте аккуратно, экономить материалы, беречь время.

1.3Содержание программы:

Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы кружка «Цветоводство»

Наименование  курса (модуля, предмета,

дисциплины

1 год обучения

Всего недель/

часов

Всего по

про–

грамме

                        1 полугодие

                   2 полугодие

всего недель

всего часов

аттес–тация

всего недель

всего часов

аттес–тация

Введение. Техника безопасности

0,5

        1,5

       1,5

       2

       2

Составление букетов и цветочных композиций

2,5

7,5

7,5

Методические основы проведения праздников цветов, выставок и конкурсов букетов

3,5

10,5

10,5

Каталогизация и паспортизация растений

3

9

9

Строение цветочно-декоративных растений

1

3

7,5

10,5

Биологические основы цветоводства

3

9

9

Размножение декоративных растений

3

9

9

Выращивание рассады однолетников

4

12

12

Методические основы организации учеников за досмотром растений

2

6

6

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения

1,5

4,5

4,5

Выращивание  цветочно-декоративных растений

2

6

6

Высадка рассады в грунт

4

12

12

Всего по программе

Всего недель, часов за год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

105/35

    105

Всего по программе

Всего недель, часов за год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

105/35

    105

Всего по программе

Программа включает 12 тематических последовательно изучаемых тем.

Тема 1. Введение. Вводное занятие (1,5 ч)

Теоретическая часть:  Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях. Значение курса для эстетического, экологического воспитания и заботливого отношения к природе.

Тема 2. Составление букетов и цветочных композиций (7,5 ч)

Теоретическая часть: Букет. Формы букетов. символика цветочной композиции. Язык цветов. Символика цвета.

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Сроки срезки цветов и условия их хранения, досмотр. Обработка стебля. Требования к воде.

Тема 3. Методические основы проведения праздников цветов, выставок и конкурсов букетов (10,5 часа).

Теоретическая часть: Цветы в современном интерьере. Роль зеленых насаждений в борьбе с разными производственными и уличными шумами.

Практическая часть: Оформление выставок, витрин. Сбор семян.

Тема 4. Каталогизация и паспортизация растений (9 часа)

 Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Организация картотеки декоративных растений.

Тема 5. Строение цветочно-декоративных растений (10,5ч).

Строение корня. Виды корневых систем (стержневая и мочковатая). Рост и строение корня. Строение стебля. Строение и способы роста побега. Понятие узла, междоузлия и пазухи листа. Способы роста стебля (прямой, поднимающийся, лежачий или стелющийся, ползучий, вьющийся, цепляющийся и прикорневая розетка). Строение листа. Основные части листа (листовая пластинка и черешок). Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое и листья, собранные в прикорневую розетку). Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Метаморфозы листа (колючки, усики, сочные листья). Строение цветка, плода. Виды завязей: верхняя, средняя, нижняя. Соцветия: кисть, метёлка, колос, початок, щиток, корзинка, зонтик, головка, завиток. Опыление: самоопыление, перекрёстное. Плоды и соцветия. Типы плодов: костянка, ягода, коробочка, стручок, боб, листовка, семянка, орешек.

Тема 6. Биологические основы цветоводства (10,5ч).

Классификация декоративных растений. Многообразие  растений, используемых в цветоводстве, и их биологический состав. Растения открытого и защищённого грунта. Отношение декоративных растений к внешним условиям. Климатические, почвенные и биологические факторы.

Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Методы создания благоприятного светового режима в открытом и защищённом грунте (сроки посева и посадки, схема размещения растений).

 Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к теплу. Холодо-, морозо- и жароустойчивость цветочных растений. Влияние температуры почвы на прорастание семян. Вода и её значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к влажности воздуха и почвы. Отрицательное влияние избыточного увлажнения. Питание декоративных растений. Способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки). Сроки внесения удобрений

Виды садовых земель (дерновая, листовая, перегнойная, торфяная и др.) и их приготовление, хранение и применение.

Тема 7. Размножение декоративных растений (9ч).

Семенное размножение. Морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. Сроки сохранения всхожести. Сортовые и посевные качества семян. Определение посевных качеств семян (лабораторная и полевая всхожесть). Глубина заделки семян. Рассадный способ выращивания и его значение для получения раннего цветения. Пикировка и её значение. Безрассадный способ выращивания семян.

Вегетативное размножение. Естественные способы размножения. Размножение луковицами (подземными и надземными бульбочками). Размножение клубнями, корнеклубнями, корневищами. Размножение «усами».

Искусственные способы размножения. Размножение делением (куст, корневище и др.). Размножение отводками, черенками. Типы черенков: корневые, стеблевые (зелёные, полуодревесневшие, одревесневшие), листовые.

Тема 8. Выращивание рассады однолетников (12 часа).

Теоретическая часть: Особенности выращивания рассады однолетних растений. Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Подготовка ящиков и почвы. Агротехника выращивания рассады. Пикировка. Уход за рассадой. Написание этикеток. Ассортимент. Изучение количества цветов для посадки в школу в нужном количестве.

Тема 9. Методические основы организации учеников за досмотром растений. (6 часа)

Теоретическая часть: Требования к свету и их соблюдение. Полив. Увлажнение, перевалка и пересадка. Разнообразие грунтовых смесей: глинисто-дерновая, перегной, листовая почва, песок.

Практическая часть: Пикировка. Уход за рассадой Опыты работы с цветочно-декоративными растениями:  Увлажнение, перевалка и пересадка рассады. Досмотр за растением. Полив. Борьба с насекомыми вредителями, Использование удобрений.

Тема 10.  Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (4,5ч)

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Тема 11. Выращивание цветочно-декоративных растений. Посев (4 часа).

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов и уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

Тема 12. Высадка рассады в грунт (12 часов)

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт. Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.  Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов высадки рассады в грунт. Правила высадки. Сроки. Качество рассады. Выборка.

  1. Планируемые результаты.

Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся

Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости, находить необходимые источники информации, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности.

Регулятивные: пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки, умение самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать, находить положительные моменты и ошибки, умение организовывать рабочее место, делать выводы и самооценку, решать творческие, нестандартные задачи.

Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы и выводы; приводить примеры из личной практики, умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, пользоваться рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.

Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе, умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе, выражать своё отношение к предмету изучения, решать возникающие вопросы в диалоге.

  1. Организационно - педагогические условия:

2.1. Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов;

(Прилагается)

2.2. Условия реализации программы.

Для осуществления целей и задач программы «Цветоводство» созданы необходимые условия:

- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью,  

- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,

- наличие связей с учреждениями образования,

- привлечение к работе узких специалистов,

- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,

- выход в интернет.

2.3 Формы аттестации.

Формы контроля: тесты, кроссворды, вопросы для самоконтроля.

Кроме занятий в классе, работа может осуществляться  на участке, а также в организации семинаров, тематических вечеров, викторин, конкурсов.

Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль - диагностика знаний, умений и навыков, имеющихся у учащихся.

формы: анкетирование, собеседование.

Текущий контроль – оценка качества усвоения знаний.

формы: текущие тестовые задания, викторины, творческие задания, собеседование, практическая деятельность.

Итоговый контроль – оценка знаний, умений, навыков, имеющихся у ребенка в конце курса занятий.

формы: тестовые задания, качество и количество выращенных растений, выставка творческих работ, оформление альбома.

2.4.Оценочные материалы –  пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (приложения 1,2,3). 

– Информационная карта оценки творческой и исполнительной активности учащихся по цветоводству (приложение 1)

–Таблица проектной деятельности (приложение 2)

 Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по освоению  материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях (приложение 3)

Педагогическое наблюдение.

Формирование познавательного потенциала личности учащегося:

Анализ текущей и итоговой успеваемости.

Диагностические процедуры имеют непосредственную связь с содержательно-

тематическим направлением программы.

Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся. Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.

Результативность выполнения программы отслеживается путем

проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики

Педагог диагностирует участника через проявления им разных типов действия: натурально-активные и эмоционально-чувственные (через игры и живую беседу), интеллектуально-мыслительные (через постановку задач и письменные работы), авторско - креативные проявления (через творческие задания).

Портфолио  – это способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных достижений ученика в определённый период его обучения в

школе. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности.

2.5 Методические материалы 

  1. Семена цветочных растений.
  2. Гербарные материалы.
  3. Ящики для рассады.
  4. Удобрения.
  5. Лопаты.
  6. Грабли.
  7. Лейки.
  8. Ведра.
  9. Носилки.
  10. Подставки.
  11. Камни для оформления клумбы.

2.6. Рабочая программа.

Рабочая программа

 п/п

Наименование раздела

Всего часов

Тео-рия

Прак–тика

Формы

контроля

1

Техника безопасности

1,5

1,5

2

Составление букетов и цветочных композиций

7,5

1,5

6

Конкурс на лучший букет

3

Методические основы проведения праздников цветов, выставок и конкурсов букетов

10,5

4,5

6

Конкурс на лучший букет

4

Каталогизация и паспортизация растений

9

3

6

Тестирование

5

Строение цветочно-декоративных растений

10,5

4,5

6

Текущий контроль

6

Биологические основы цветоводства

9

9

Текущий контроль

7

Размножение декоративных растений

9

9

Текущий контроль

8

Выращивание рассады однолетников

12

12

Текущий контроль

9

Методические основы организации учеников за досмотром растений

6

3

3

Составление проекта

10

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения

4,5

1,5

3

Текущий контроль

11

Выращивание  цветочно-декоративных растений

6

1,5

4,5

Текущий контроль

12

Высадка рассады в грунт

12

12

Конкурс на лучшую клумбу

Всего

105

46,5

58,5

  1. Литература
  1. Борисов В.М. Справочная книга по химизации сельского хозяйства – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1980. – 560 с.
  2. В помощь крестьянину: Практическое пособие /Сост. П.И.Писаренко. – СПб.: Лениздат, 1993. – 365 с.
  3. Пфайффер Э. Плодородие земли. – Калуга.: Духовное познание, 1994. – 300 с.
  4. Созвездие московского меридиана. Иллюстрированный энциклопедический сборник. – М.: Нива России, 1997. – 380 с.
  5. Шевелуха В.С. и др. Сельскохозяйственная биотехнология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 469 с.: ил.
  6. Тетюрев В. Спросим мнение самого растения.- Москва: “Детская литература”, 1980
  7. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                   Приложение 1

Информационная карта

оценки творческой и исполнительной активности учащихся по краеведению

№п\п

Ф.И. ребенка

Ребусы

Крос–

сворд

Загадки

стихи

Сочинение

Зари–

совки

Викторина

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; низкий уровень (задание выполнено с помощью педагога, друзей, родителей).

Педагог: _____________

                                                         Приложение 2.

Проектная деятельность.

В представленной таблице раскрыты цели и задачи каждого этапа проекта, содержание деятельности педагога, учащихся и родителей.

 

Этапы работы над

проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи: определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

проблему проекта;

сюжетную ситуацию;

цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе,

наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения и навыки

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей

2.Планирова

ние деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;   организовать группы;

распределить роли в группах;

спланировать деятельность по решению задач проекта;

продумать возможные формы презентации результатов проекта;

продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

распределение ролей в группе;

планирование работы; 

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4.Оформление результатов

Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

анализ и синтез данных; формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5.Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

обобщает и резюмирует полученные результаты;

подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и осуществлять работу;

найденный способ решения проблемы;

рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Приложение 3

Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по освоению краеведческого материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях и в походах, викторина «Юный цветовод».

Тест «Ребусы». Учащимися составляются ребусы на темы цветов и растительного мира в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов.

Тест «Кроссворды». Учащийся составляет кроссворд, беря за основу название цветов региона. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.

Тест « Загадки, стихи, сочинение». Учащийся готовит не менее семи загадок на темы цветов и растительного мира края, сочиняет стихи или четверостишье, пишет сочинение.

Тест «Зарисовки на экскурсиях и в походе». Учащиеся делают зарисовки пейзажей, представителей растительного и животного мира, других наблюдений на экскурсиях и в походе. Оценивается замысел и красота увиденного окружающего мира.

Тест викторина «Юный цветовод». Каждому учащемуся дается задание составить викторину на тему: «Мой родной край». Оцениваются количество вопросов, отражающих краеведение родного города (географические особенности, символика, история улиц и достопримечательностей, растительный и животный мир, традиции и культура, народы и этнические группы, нормы и правила бережного отношения к природе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...