Методические разработки для проведения урока технологии по теме "Вышивка атласными лентами" 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Шарова Елена Викторовна

Материалы содержат: технологическую карту урока, интерактивную презентацию к уроку, инструкционную карту поэтапного изготовления вышивки розы атласными лентами, лист самоконтроля для учащихся и приложения с дополнительными материалами к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka.docx31.65 КБ
Файл list_samokontrolya_i_samootsenki.docx15 КБ
Файл prilozhenie_1.docx8.92 КБ
Файл prilozhenie_2.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 7 (группа девочек)

Раздел: Художественный ремёсла

Тема урока: Вышивка атласными лентами

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений для вышивки атласными лентами

Задачи: 

  • Обучающая – способствовать формированию представления о вышивке лентами как древнем, так и современном виде декоративно-прикладного творчества; о разнообразии приёмов выполнения основных швов вышивки атласными лентами и особенностях их выполнения.
  • Развивающая – способствовать развитию сенсорной и двигательной сфер учащихся (развитие глазомера, овладение моторикой мелких мышц и пальцев рук)
  • Воспитательная – способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.

Методическое оснащение урока.

Материально-техническая база:

  • компьютер, проектор, экран, презентация;
  • оборудование, инструменты, приспособления: иглы, ножницы, пяльцы, канва (ткань), нитки мулине, атласные ленты, шаблоны

Дидактическое обеспечение:

  • учебник: Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко - Технология. Технологии ведения дома 7 класс;
  • рабочая тетрадь для учащегося.

Учебно-техническая документация:

  • материалы для актуализации знаний учащихся (кроссворд).
  • образцы объектов труда;
  • инструкционно-технологические карты;
  • карточки самоконтроля, самооценки

Вид урока: урок формирования новых знаний, умений и оперирование ими

Методы обучения: иллюстративный, объяснение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты. Стремление к совершенствованию своих умений

Предметные результаты. Понимание и определение понятия «вышивка лентами». Овладение навыком вышивки атласными лентами объемного элемента - розы.

Метапредметные результаты.

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

  • Коммуникативные

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приёмы, УУД

Организационный

Приветствие учащихся и гостей урока.

- Добрый день, и добрый час.

Очень рада видеть вас.

Подтянитесь, улыбнитесь,

Приготовились? Садитесь.

- Сегодня необычный урок. Вместе с нашими гостями мы отправимся в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира. Слайд 2

Приветствуют учителя и гостей.

Личностные УУД

мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

- Эта страна Декоративно-прикладное творчество. Вам знакомо это сочетание слов, вспомните какие бывают виды ДПИ?

- Назвать ещё один вид, вам поможет это прекрасное стихотворение: Слайд 3

Игла взлетает над канвою

Давно устали уж глаза.

И иногда игла уколет

Да так, что выступит слеза,

Но только я канву не брошу,

В ней воплощаю я мечты,

Чтоб подарить друзьям и близким,

Кусочек яркой доброты...

- Для вышивания используют специальные инструменты и материалы. Назовем их. Слайд 4

Вам необходимо разгадать кроссворд. Отвечая на вопросы, вы откроете ключевое слово. Оно поможет определить тему сегодняшнего урока и понять, чем мы будем заниматься на уроке. (Приложение 1)   Слайды 5-21

Называют виды ДПИ (макраме, роспись, вязание)

Отвечают на вопросы кроссворда, отгадывают ключевое слово

Личностные УУД

  • активизация имевшихся ранее знаний
  • активное погружение в тему
  • умение слушать в соответствии с целевой установкой
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу

дополнять, уточнять высказанные мнения

Познавательные УУД

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся

- Какое слово получилось? (атласные)

-  Какие материалы или изделия могут быть атласными? (ткани, косая бейка, ленты). Слайд 22

- Кто из вас скажет, каким видом декоративно – прикладного искусства мы будем заниматься?

- В рабочих тетрадях запишите тему урока Слайд 23

Участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока «Вышивка атласными лентами».

Записывают тему в тетрадь.

Познавательные УУД

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Введение новых знаний

Рассказ “История вышивки атласными лентами” (Приложение 2)

 Слайды 24-31

Слушают рассказ учителя

Личностные УУД

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Формирование умений и навыков

- Для вышивки лентами используют те же инструменты и материалы Слайд32. Отличие составляют: игла с большим ушком и вместо ниток мулине используют атласную ленту. Показ учителя, как вставить ленту и завязать узелок.

- Чтобы вышивать атласными лентами надо знать:

Общие правила работы с лентами Слайд № 33

- Сегодня мы научимся вышивать один из элементов украшения: розу «паутинка» Слайд 34, который является центральной частью композиции на вашем изделии, назначение которого вы определите в конце урока. Показ видео

- Работа будет состоять из нескольких этапов: Слайд 35

- Обратите внимание, что все этапы работы отражены в инструкционной карте, которая лежит перед вами.

-Прежде, чем вы приступите к самостоятельному выполнению надо повторить правила безопасной работы с ручной иглой, ножницами: Слайд 36

- Перед началом работы отдохнем и немножко разомнёмся

Ф И З М И Н У Т К А

Из – за парт все дружно встали, головою покачали.

Сели – встали, сели – встали, на уроке  мы устали.

Мы наклонимся вперед, а потом наоборот,

В  стороны – раз, два, три, и ещё раз повтори.

Руки к верху поднимаем, в стороны их опускаем.

Повторяем ещё раз, садимся и работаем сейчас.

- Напоминаю, что ваша работа состоит из трех частей:Слайд 37

а)    работа с шаблоном

б)    работа с нитками мулине

в)    работа с лентами

-Смотрите внимательно инструкционные карты и начинайте работу.

Выполняют заправку иглы лентой и закрепляют узелок по показу учителя

Зачитывают правила ТБ на слайде презентации

Личностные УУД 

устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные УУД

слушать и слышать собеседника.
Познавательные УУД

применять полученные знания о способах закрепления атласной ленты в игле до начала работы и после неё.

Оперирование знаниями, умениями в новой ситуации

Слайд 38  Ваша практическая работа будет оцениваться по критериям.

Учитель наблюдает, советует, руководит.

Практическая работа учащихся по инструкционным картам

Личностные УУД

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

  • самоконтроль выполнения задания

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • усвоение новых способов   умственной деятельности через разные виды получения информации
  • умение структурировать знания
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • установление  причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений
  • выдвижение гипотез; их обоснование

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- Выполните проверку правильности выполненного задания.

- У кого готовый элемент полностью соответствует образцу? Молодцы вы хорошо справились с заданием.

- Кто допустил ошибки? Какие? Как их можно исправить?

Прикладывают получившийся шаблон к образцу (на оценочном листе), проверяют ровность сторон шаблона

Анализ и оценка итогов работы

- Заполните таблицу на листе самооценки, выставите себе баллы по каждому критерию и посчитайте их общее количество. Слайд 39

- У кого количество баллов больше 8? Это значит, что вы соблюдали технологию изготовления   и правильно выполнили задание. Ваша работа оценивается на «5»

- Оценку «4» за урок получают те, у кого количество баллов от 7 до 8 Вы справились с поставленной задачей, но допустили неточности.

- Те, у кого оценка получилась ниже «4», я рекомендую учесть замечания и исправить свои ошибки.

- Поставьте оценки в дневники.

Выставляют баллы по критериям, оценивают свою работу.

Ставят оценки в дневник

Определение и разъяснение домашнего задания

- Запишем домашнее задание

1. Изучить материал параграфа 28

2. Выполнить задание №3, страница 172 в учебнике.

Слайд 40

Слушают объяснения и записывают задание в дневник

Познавательные УУД

- отработка алгоритма по изученной теме «Вышивка атласными лентами»

- творческая переработка изученной информации

- поиск в традиционных источниках (в словарях, в энциклопедиях)

- поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

Рефлексия

А теперь выйдите, пожалуйста, из-за столов и встаньте в полукруг.
Покажите свои работы.

Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Было ли вам интересно, что понравилось больше всего?

- Чему вы научились?
- С какими трудностями встретились?
- Где вы можете использовать выполненный вами элемент вышивки атласными   лентами?
- Присаживайтесь. На этом наш урок окончен. Благодарю всех за отличную работу на уроке. И желаю дальнейших творческих успехов.

Коммуникативные: 

формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные:

оценка выполненной работы.

Познавательные: 

выводы о проделанной работы



Предварительный просмотр:

Лист самоконтроля и самооценки

п/п

Критерии

Количество баллов

Самооценка

(в баллах)

1

Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты

0-2 балла

2

Использование двух или трёх цветов атласной ленты

0-2 балла

3

При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону

0-2 балла

4

Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены

0-2 балла

5

Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки”

0-2 балла

ВСЕГО БАЛЛОВ

ОЦЕНКА ЗА УРОК

оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов

оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов

оценка “3” выставляется, если сумма  баллов меньше 7

-------------------------------------------------------------------------------------------

Лист самоконтроля и самооценки

п/п

Критерии

Количество баллов

Самооценка

(в баллах)

1

Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты

0-2 балла

2

Использование двух или трёх цветов атласной ленты

0-2 балла

3

При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону

0-2 балла

4

Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены

0-2 балла

5

Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки”

0-2 балла

ВСЕГО БАЛЛОВ

ОЦЕНКА ЗА УРОК

оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов

оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов

оценка “3” выставляется, если сумма  баллов меньше 7

-------------------------------------------------------------------------------------------

Лист самоконтроля и самооценки

п/п

Критерии

Количество баллов

Самооценка

(в баллах)

1

Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты

0-2 балла

2

Использование двух или трёх цветов атласной ленты

0-2 балла

3

При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону

0-2 балла

4

Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены

0-2 балла

5

Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки”

0-2 балла

ВСЕГО БАЛЛОВ

ОЦЕНКА ЗА УРОК

оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов

оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов

оценка “3” выставляется, если сумма  баллов меньше 7



Предварительный просмотр:

Приложение 1

КРОССВОРД

1

К

А

Н

В

А

2

Н

А

П

Ё

Р

С

Т

О

К

3

И

Г

О

Л

К

А

4

И

Г

О

Л

Ь

Н

И

Ц

А

5

С

Х

Е

М

А

6

Н

О

Ж

Н

И

Ц

Ы

7

П

Я

Л

Ь

Ц

Ы

8

М

У

Л

И

Н

Е

Вопросы:

1. Сетчатая хлопковая или льняная ткань, используемая в качестве основы в вышивке.

2.  Приспособление, которое надевают на палец руки с целью его защиты от укола  иголкой   при шитье на руках и вышивании 

3.  Длинный тонкий инструмент из металла с заостренным концом с одной стороны и ушком для нити с другой.

4. Футляр или подушечка для  иголок   и   булавок, используемая в швейном деле, исключающая возможность их потери в процессе работы.

5. Графический документ, на котором в виде условных обозначений или изображений показаны составные части композиции вышивки и связи между ними

6. Инструмент  для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в  параллельных плоскостях.

7. Приспособление  для рукоделия в виде рамы, на которой закрепляется натянутая ткань.

8. Пряжа или нити произведенные специально для вышивания  и других видов  рукоделия



Предварительный просмотр:

История вышивки атласными лентами.

Искусство вышивки лентами зародилось в 1446 г. во Франции, когда наиболее широко распространилось производство шелковых ниток. Во времена правления Людовика XI появилась мода на их использование в качестве отделки одежды. В город Лион Людовиком были приглашены ткачи из Италии, занимающиеся разработкой станков по производству шелковых лент. Именно этот город стал считаться центром текстильной промышленности.

И только в эпоху Рококо вышивка лентами выделилась в отдельный вид рукоделия, заключающийся в выполнении объемного рисунка на ткани. Поначалу шелковыми лентами украшали подолы платьев, а затем узором из лент начали отделывать нижнее белье. Постепенно из Франции навыки вышивки лентами распространились в Англии, а затем и по всему миру.

Пик развития этого вида рукоделия пришелся на 1870-е гг. В это время вышивку лентами использовали практически везде.

Шелковыми лентами украшали не только бальные платья, но и постельное белье, зонты, шляпы и даже обувь.

После Второй мировой войны произошел спад развития этого вида рукоделия. Но спустя несколько лет оно постепенно возродилось.

В настоящее время искусство вышивки лентами распространено не так широко, как в прошлом, но все же остается очень популярным видом рукоделия. Часто можно встретить необычной красоты картины, выполненные руками мастеров. Вышивку лентами используют и при декорировании предметов быта или в качестве украшения одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Методическая разработка урока по технологии в 6 классе "Плечевое изделие"

Виды плечевых изделий. Конструирование.  Правила снятия мерок. Размерные признаки фигуры человека, необходимые для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методическая разработка урока по технологии (швейному делу) в 5 классе.Тема: "Полотняное переплетение. Сведения о нитках"

Характеристика  учащихся класса, для которого проектируется урок:• предметные УУД:-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества; -умеют определять свойства матер...

Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.

В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....