Главные вкладки

    Методические разработки для проведения урока технологии по теме "Вышивка атласными лентами" 7 класс
    план-конспект урока по технологии (7 класс)

    Шарова Елена Викторовна

    Материалы содержат: технологическую карту урока, интерактивную презентацию к уроку, инструкционную карту поэтапного изготовления вышивки розы атласными лентами, лист самоконтроля для учащихся и приложения с дополнительными материалами к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teh.karta_uroka.docx31.65 КБ
    Файл list_samokontrolya_i_samootsenki.docx15 КБ
    Файл prilozhenie_1.docx8.92 КБ
    Файл prilozhenie_2.docx14.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Класс: 7 (группа девочек)

    Раздел: Художественный ремёсла

    Тема урока: Вышивка атласными лентами

    Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений для вышивки атласными лентами

    Задачи: 

    • Обучающая – способствовать формированию представления о вышивке лентами как древнем, так и современном виде декоративно-прикладного творчества; о разнообразии приёмов выполнения основных швов вышивки атласными лентами и особенностях их выполнения.
    • Развивающая – способствовать развитию сенсорной и двигательной сфер учащихся (развитие глазомера, овладение моторикой мелких мышц и пальцев рук)
    • Воспитательная – способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.

    Методическое оснащение урока.

    Материально-техническая база:

    • компьютер, проектор, экран, презентация;
    • оборудование, инструменты, приспособления: иглы, ножницы, пяльцы, канва (ткань), нитки мулине, атласные ленты, шаблоны

    Дидактическое обеспечение:

    • учебник: Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко - Технология. Технологии ведения дома 7 класс;
    • рабочая тетрадь для учащегося.

    Учебно-техническая документация:

    • материалы для актуализации знаний учащихся (кроссворд).
    • образцы объектов труда;
    • инструкционно-технологические карты;
    • карточки самоконтроля, самооценки

    Вид урока: урок формирования новых знаний, умений и оперирование ими

    Методы обучения: иллюстративный, объяснение.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

    Планируемые результаты обучения.

    Личностные результаты. Стремление к совершенствованию своих умений

    Предметные результаты. Понимание и определение понятия «вышивка лентами». Овладение навыком вышивки атласными лентами объемного элемента - розы.

    Метапредметные результаты.

    • Регулятивные

    Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

    • Познавательные

    Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

    • Коммуникативные

    Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

    ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Приёмы, УУД

    Организационный

    Приветствие учащихся и гостей урока.

    - Добрый день, и добрый час.

    Очень рада видеть вас.

    Подтянитесь, улыбнитесь,

    Приготовились? Садитесь.

    - Сегодня необычный урок. Вместе с нашими гостями мы отправимся в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира. Слайд 2

    Приветствуют учителя и гостей.

    Личностные УУД

    мобилизация внимания, уважение к окружающим.
    Коммуникативные УУД

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Актуализация знаний

    - Эта страна Декоративно-прикладное творчество. Вам знакомо это сочетание слов, вспомните какие бывают виды ДПИ?

    - Назвать ещё один вид, вам поможет это прекрасное стихотворение: Слайд 3

    Игла взлетает над канвою

    Давно устали уж глаза.

    И иногда игла уколет

    Да так, что выступит слеза,

    Но только я канву не брошу,

    В ней воплощаю я мечты,

    Чтоб подарить друзьям и близким,

    Кусочек яркой доброты...

    - Для вышивания используют специальные инструменты и материалы. Назовем их. Слайд 4

    Вам необходимо разгадать кроссворд. Отвечая на вопросы, вы откроете ключевое слово. Оно поможет определить тему сегодняшнего урока и понять, чем мы будем заниматься на уроке. (Приложение 1)   Слайды 5-21

    Называют виды ДПИ (макраме, роспись, вязание)

    Отвечают на вопросы кроссворда, отгадывают ключевое слово

    Личностные УУД

    • активизация имевшихся ранее знаний
    • активное погружение в тему
    • умение слушать в соответствии с целевой установкой
    • принимать и сохранять учебную цель и задачу

    дополнять, уточнять высказанные мнения

    Познавательные УУД

    • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
    • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов формирование умения находить ответы на вопросы.

    Коммуникативные УУД

    • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

    формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

    Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся

    - Какое слово получилось? (атласные)

    -  Какие материалы или изделия могут быть атласными? (ткани, косая бейка, ленты). Слайд 22

    - Кто из вас скажет, каким видом декоративно – прикладного искусства мы будем заниматься?

    - В рабочих тетрадях запишите тему урока Слайд 23

    Участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

    Формулируют тему урока «Вышивка атласными лентами».

    Записывают тему в тетрадь.

    Познавательные УУД

    • самостоятельное определение темы урока
    • осознание целей и задач обучения
    • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
    • формирование умения слушать и понимать других
    • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

    Введение новых знаний

    Рассказ “История вышивки атласными лентами” (Приложение 2)

     Слайды 24-31

    Слушают рассказ учителя

    Личностные УУД

    • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
    • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
    • формирование умения слушать и понимать других
    • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

    Формирование умений и навыков

    - Для вышивки лентами используют те же инструменты и материалы Слайд32. Отличие составляют: игла с большим ушком и вместо ниток мулине используют атласную ленту. Показ учителя, как вставить ленту и завязать узелок.

    - Чтобы вышивать атласными лентами надо знать:

    Общие правила работы с лентами Слайд № 33

    - Сегодня мы научимся вышивать один из элементов украшения: розу «паутинка» Слайд 34, который является центральной частью композиции на вашем изделии, назначение которого вы определите в конце урока. Показ видео

    - Работа будет состоять из нескольких этапов: Слайд 35

    - Обратите внимание, что все этапы работы отражены в инструкционной карте, которая лежит перед вами.

    -Прежде, чем вы приступите к самостоятельному выполнению надо повторить правила безопасной работы с ручной иглой, ножницами: Слайд 36

    - Перед началом работы отдохнем и немножко разомнёмся

    Ф И З М И Н У Т К А

    Из – за парт все дружно встали, головою покачали.

    Сели – встали, сели – встали, на уроке  мы устали.

    Мы наклонимся вперед, а потом наоборот,

    В  стороны – раз, два, три, и ещё раз повтори.

    Руки к верху поднимаем, в стороны их опускаем.

    Повторяем ещё раз, садимся и работаем сейчас.

    - Напоминаю, что ваша работа состоит из трех частей:Слайд 37

    а)    работа с шаблоном

    б)    работа с нитками мулине

    в)    работа с лентами

    -Смотрите внимательно инструкционные карты и начинайте работу.

    Выполняют заправку иглы лентой и закрепляют узелок по показу учителя

    Зачитывают правила ТБ на слайде презентации

    Личностные УУД 

    устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
    Коммуникативные УУД

    слушать и слышать собеседника.
    Познавательные УУД

    применять полученные знания о способах закрепления атласной ленты в игле до начала работы и после неё.

    Оперирование знаниями, умениями в новой ситуации

    Слайд 38  Ваша практическая работа будет оцениваться по критериям.

    Учитель наблюдает, советует, руководит.

    Практическая работа учащихся по инструкционным картам

    Личностные УУД

    • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
    • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
    • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

    применение на практике полученных знаний и последующее повторение

    Регулятивные УУД

    • самоконтроль выполнения задания

    взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

    - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

    Познавательные УУД

    • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
    • усвоение новых способов   умственной деятельности через разные виды получения информации
    • умение структурировать знания
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач
    • установление  причинно-следственных связей
    • построение логической цепи рассуждений
    • выдвижение гипотез; их обоснование

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

    - Выполните проверку правильности выполненного задания.

    - У кого готовый элемент полностью соответствует образцу? Молодцы вы хорошо справились с заданием.

    - Кто допустил ошибки? Какие? Как их можно исправить?

    Прикладывают получившийся шаблон к образцу (на оценочном листе), проверяют ровность сторон шаблона

    Анализ и оценка итогов работы

    - Заполните таблицу на листе самооценки, выставите себе баллы по каждому критерию и посчитайте их общее количество. Слайд 39

    - У кого количество баллов больше 8? Это значит, что вы соблюдали технологию изготовления   и правильно выполнили задание. Ваша работа оценивается на «5»

    - Оценку «4» за урок получают те, у кого количество баллов от 7 до 8 Вы справились с поставленной задачей, но допустили неточности.

    - Те, у кого оценка получилась ниже «4», я рекомендую учесть замечания и исправить свои ошибки.

    - Поставьте оценки в дневники.

    Выставляют баллы по критериям, оценивают свою работу.

    Ставят оценки в дневник

    Определение и разъяснение домашнего задания

    - Запишем домашнее задание

    1. Изучить материал параграфа 28

    2. Выполнить задание №3, страница 172 в учебнике.

    Слайд 40

    Слушают объяснения и записывают задание в дневник

    Познавательные УУД

    - отработка алгоритма по изученной теме «Вышивка атласными лентами»

    - творческая переработка изученной информации

    - поиск в традиционных источниках (в словарях, в энциклопедиях)

    - поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

    Рефлексия

    А теперь выйдите, пожалуйста, из-за столов и встаньте в полукруг.
    Покажите свои работы.

    Ответьте на вопросы:
    - Что нового вы узнали на уроке?
    - Было ли вам интересно, что понравилось больше всего?

    - Чему вы научились?
    - С какими трудностями встретились?
    - Где вы можете использовать выполненный вами элемент вышивки атласными   лентами?
    - Присаживайтесь. На этом наш урок окончен. Благодарю всех за отличную работу на уроке. И желаю дальнейших творческих успехов.

    Коммуникативные: 

    формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

    Регулятивные:

    оценка выполненной работы.

    Познавательные: 

    выводы о проделанной работы



    Предварительный просмотр:

    Лист самоконтроля и самооценки

    п/п

    Критерии

    Количество баллов

    Самооценка

    (в баллах)

    1

    Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты

    0-2 балла

    2

    Использование двух или трёх цветов атласной ленты

    0-2 балла

    3

    При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону

    0-2 балла

    4

    Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены

    0-2 балла

    5

    Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки”

    0-2 балла

    ВСЕГО БАЛЛОВ

    ОЦЕНКА ЗА УРОК

    оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов

    оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов

    оценка “3” выставляется, если сумма  баллов меньше 7

    -------------------------------------------------------------------------------------------

    Лист самоконтроля и самооценки

    п/п

    Критерии

    Количество баллов

    Самооценка

    (в баллах)

    1

    Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты

    0-2 балла

    2

    Использование двух или трёх цветов атласной ленты

    0-2 балла

    3

    При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону

    0-2 балла

    4

    Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены

    0-2 балла

    5

    Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки”

    0-2 балла

    ВСЕГО БАЛЛОВ

    ОЦЕНКА ЗА УРОК

    оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов

    оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов

    оценка “3” выставляется, если сумма  баллов меньше 7

    -------------------------------------------------------------------------------------------

    Лист самоконтроля и самооценки

    п/п

    Критерии

    Количество баллов

    Самооценка

    (в баллах)

    1

    Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты

    0-2 балла

    2

    Использование двух или трёх цветов атласной ленты

    0-2 балла

    3

    При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону

    0-2 балла

    4

    Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены

    0-2 балла

    5

    Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки”

    0-2 балла

    ВСЕГО БАЛЛОВ

    ОЦЕНКА ЗА УРОК

    оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов

    оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов

    оценка “3” выставляется, если сумма  баллов меньше 7



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1

    КРОССВОРД

    1

    К

    А

    Н

    В

    А

    2

    Н

    А

    П

    Ё

    Р

    С

    Т

    О

    К

    3

    И

    Г

    О

    Л

    К

    А

    4

    И

    Г

    О

    Л

    Ь

    Н

    И

    Ц

    А

    5

    С

    Х

    Е

    М

    А

    6

    Н

    О

    Ж

    Н

    И

    Ц

    Ы

    7

    П

    Я

    Л

    Ь

    Ц

    Ы

    8

    М

    У

    Л

    И

    Н

    Е

    Вопросы:

    1. Сетчатая хлопковая или льняная ткань, используемая в качестве основы в вышивке.

    2.  Приспособление, которое надевают на палец руки с целью его защиты от укола  иголкой   при шитье на руках и вышивании 

    3.  Длинный тонкий инструмент из металла с заостренным концом с одной стороны и ушком для нити с другой.

    4. Футляр или подушечка для  иголок   и   булавок, используемая в швейном деле, исключающая возможность их потери в процессе работы.

    5. Графический документ, на котором в виде условных обозначений или изображений показаны составные части композиции вышивки и связи между ними

    6. Инструмент  для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в  параллельных плоскостях.

    7. Приспособление  для рукоделия в виде рамы, на которой закрепляется натянутая ткань.

    8. Пряжа или нити произведенные специально для вышивания  и других видов  рукоделия



    Предварительный просмотр:

    История вышивки атласными лентами.

    Искусство вышивки лентами зародилось в 1446 г. во Франции, когда наиболее широко распространилось производство шелковых ниток. Во времена правления Людовика XI появилась мода на их использование в качестве отделки одежды. В город Лион Людовиком были приглашены ткачи из Италии, занимающиеся разработкой станков по производству шелковых лент. Именно этот город стал считаться центром текстильной промышленности.

    И только в эпоху Рококо вышивка лентами выделилась в отдельный вид рукоделия, заключающийся в выполнении объемного рисунка на ткани. Поначалу шелковыми лентами украшали подолы платьев, а затем узором из лент начали отделывать нижнее белье. Постепенно из Франции навыки вышивки лентами распространились в Англии, а затем и по всему миру.

    Пик развития этого вида рукоделия пришелся на 1870-е гг. В это время вышивку лентами использовали практически везде.

    Шелковыми лентами украшали не только бальные платья, но и постельное белье, зонты, шляпы и даже обувь.

    После Второй мировой войны произошел спад развития этого вида рукоделия. Но спустя несколько лет оно постепенно возродилось.

    В настоящее время искусство вышивки лентами распространено не так широко, как в прошлом, но все же остается очень популярным видом рукоделия. Часто можно встретить необычной красоты картины, выполненные руками мастеров. Вышивку лентами используют и при декорировании предметов быта или в качестве украшения одежды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиеничес

    Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиени...

    Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

    Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

    Учебно-методическая разработка для практических занятий по МДК 01.02. «Проектирование цифровых устройств» для специальности СПО «Компьютерные системы и комплексы»

    В пособии представлены методические рекомендации по выполнению цикла практических работ, выполняемых обучающимся при изучении модуля МДК 01.02 «Проектирование цифровых устройств». Обучающийся при выпо...

    Методическая разработка для контроля знаний по технологии в 8 классе, тема "Обработка конструкционных материалов. Технология обработки древесины".

    Методическая разработка в форме конкурса для контроля знаний учащихся 8 класса по технологии .Содержание способствует  овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, (анализиро...

    Методическая разработка для учителей математики по геометрии "Использование зачетных работ по геометрии для повторения изученного материала"

    В этой разработке предлагаются вопрсы и задачи для учащихся по геометрии для повторения изученной главы. Цель: проверка знаний и умений в простой и доступной форме, повторение пройденного перед контро...

    Методическая разработка для учителя математики по проведению тематических зачетов в 5 классе.

    Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно применять такую форму проверки знаний учащихся как тематический зачёт. Зачёты отли...