Дополнительная общеразвивающая программа "Техномир"
календарно-тематическое планирование по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Дмитриев Игорь Дмитриевич

    Дополнительное образование школьников является важной частью школьного  образования по ряду причин, важнейшими из которых можно отметить ресурс времени. индивидуальность выбора направленности занятий. их интенсивности, а также неформальная обстановка занятий и многое другое. Особенно актуально вышесказанное звучит в отношении дополнительного образования технической направленности, где помимо развития общечеловеческих качеств, формируется и будующий кадровый потенциал экономического развития и роста нашей страны. Дополнительное образование технической направленности позволяет раньше найси способных, заинтересованных и талантливых ребят, помочь им определиться и создать базу для дальнейшего развития и приложения своих знаний и навыков. С этой целью разарботана праграмма "Техномир".

       Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Техномир" разработана на основе методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и научи Риссийской Федерации и кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО "Академиясоциального управления". 

Скачать:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kruzhka_tehnomir_bazovyy_uroven.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Земская гимназия»

Принято на педагогическом совете протокол №_____от       «___»____________2019  

  «Утверждаю»

  Директор МАОУ «Земская гимназия»

 _____________Г.В. Кравченко

«__»____________2019        

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Техномир»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся 11-14 лет

Срок реализации: 2 года

                                                                                   Автор составитель:

                                                                                    Дмитриев Игорь                                                                                 Дмитриевич

педагог дополнительного

 образования

г. Балашиха г 2019

Пояснительная записка

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению данного вопроса важно рассматривать уже в младшем школьном возрасте, т. к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему развивать способности к творчеству.

Одним из таких видов деятельности могут быть занятия по техническому моделированию. Техническое моделирование заключается в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе, путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Цель: Создание условий для формирования у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков, а также для творческой самореализации личности ребёнка.

Цель программы определяет следующие задачи процесса обучения:

Обучающие:

  • Обучать первоначальным правилам инженерной графики,
  • Обучать навыкам работы с чертёжными инструментами.
  • Обучать приемам работы столярными, слесарным инструментом.
  • Обучать рациональному использованию материала.
  • Способствовать приобретению теоретических знаний в области "Техническое моделирование".

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность обучающихся в решении творческих задач.
  • Развивать эстетический вкус и художественную инициативу.
  • Развивать и расширять политехнический кругозор.
  • Развивать стремление разбираться в конструкции объектов и желание выполнять модели этих объектов.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Воспитательные:

  •  Воспитывать трудолюбие, волю и терпение, умение    преодолевать трудности;
  • Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также  атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

        

Принципы реализации программы

-Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;

-Последовательность и системность обучения;

-Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной   деятельности, через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;

-Принцип доступности;

-Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;

-Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;

-Принцип динамичности;

-Принцип результативности и стимулирования.

Актуальность программы

Программа по техническому моделированию «Техномир» является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Одной из форм распространения знаний по основам машиностроения у учащихся может являться воспитание у них интереса к техническим специальностям. Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить школьников к конструкторско-технологической деятельности через наблюдение, размышление и представление форм устройств (конструкций) изделий. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Развивать стремление учиться самостоятельно строить модели из различных материалов, учиться пользоваться ручным инструментом, изучать основы машиностроения.

Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Данная программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. У детей повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия моделированием дают представление о судо-, авто- и авиастроительных специальностях используя различные конструкционные материалы. Одним из направлений технического моделирования является конструирование из бумаги. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить интерес к данному виду моделирования у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности. Кроме того, владение такими прикладными компьютерными программами, как Corel и PhotoShop (осваивается самостоятельно), даёт огромное количество вариаций и неограниченные возможности в бумажном моделировании. Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить эту модель.

 

Особенности возрастной группы детей

Состав первого года формируется из учащихся в возрасте 10-14 лет, занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.

Группы на первый год обучения формируются из воспитанников, прошедших курс первого года обучения (стартовый курс). Кроме того, могут быть зачислены и вновь пришедшие учащиеся, показавшие соответствующие навыки и умения методом тестирования и контрольных заданий. Возрастной состав базового курса первого года обучения 11-14 лет. На втором году занятий продолжается изучение устройства технических объектов, таких как: самолёт, корабль, наземная техника, осваиваются технологии изготовления объёмных моделей и их деталей, а также обучающиеся знакомятся с теорией движения технических объектов: как и почему плавает судно, летают самолёты, ракеты и т. д. Обучающие осваивают технологию сборки сложных моделей-копий с применением специальных навыков и инструментов. При постройке моделей необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному, закреплять полученные навыки работы с чертёжным и мерительным инструментом, использования и обработки материалов применяемых при изготовлении моделей. Развивается техническое мышление, умение и навыки в пользовании различным инструментом и приспособлениями. Ребята строят модели из бумаги и картона из альбомов и по чертежам, принимают участие в конкурсах и выставках.

Воспитанники, занимающиеся в кружке второй год, определяются с выбором конкретной темы моделирования и расширяют свои знания в этой области. Совершенствуют свои умения и навыки в изготовлении моделей самолётов, кораблей и наземной техники сложных конструкций с большим количеством деталей и объёмом работы. Углубляют знания по теории конструкции технических объектов, технологии изготовления моделей из различных вспомогательных материалов, применяемых в моделизме. Главной целью работы учащихся на этом этапе обучения является постройка конкурентно способных моделей для участия в выставках и конкурсах высокого ранга. Обучение и работа проводится по индивидуальным планам работы над конкретной моделью, занятия могут проводиться по учебному плану и совместно с учащимися первого года обучения (базовый курс). Это позволяет ребятам работать в коллективе, помогать, советоваться и делиться опытом изготовления моделей и участия в выставках и конкурсах, подготавливая смену в команде младших школьников. Для учащихся могут проводиться дополнительно индивидуальные занятия.

Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.

Методические пособия и материалы (чертежи и шаблоны, выкройки деталей) для изготовления моделей на первом году обучения разработаны автором программы и адаптированы к требованиям по обучению знаниям и конкретным навыкам работы, заложенным в программе. Для работы на первом и втором  году обучения используются чертежи и материалы, как публикуемые в различных технических изданиях, так и разработанные автором программы, с целью усовершенствования кружковцами приобретённых навыков. Для работы в старшей возрастной группе используются чертежи, в основном реальной техники, для изготовления моделей-копий различного класса и масштаба.

На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а также беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.

Условия реализации программы

Технического моделирования располагается в специализированном кабинете.

Кабинет обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами для моделей, стеллажами и шкафами для строящихся моделей, шкафами для хранения инструмента, верстаками, столом для руководителя. Кабинет оборудуется различными тематическими стендами и наглядными пособиями.

К работе в кружке дети приступают после проведения руководителем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

Количество учащихся составляет до 15 человек. Кроме того, проводится индивидуальная форма обучения, обусловленная различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями.

Режим проведения занятий:

1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).

Модель выпускника

В результате обучения выпускники должны:

  • Овладеть знаниями о материалах, применяемых в моделизме;
  • Знать технологию изготовления корпуса и деталей моделей;
  •  Знать основы технологий и устройств технических объектов;
  • Разбираться в классификации моделей
  • Ориентироваться в названиях деталей и устройств технических объектов
  • Овладеть понятиями и умением пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные в рамках объединения;
  • Сотрудничать с другими детьми в объединении, оказывать помощь, проявлять самостоятельность.
  • Должны уметь работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов;
  • Уметь выбирать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом;
  • Изготавливать корпус и детали моделей из различных материалов;
  • Окрашивать модель и детали различными способами;

Учебный план

1-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы конструирования

1.1.

Вводное занятие

2

2

-

1.2.

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом.

6

2

4

2.

Постройка моделей

2.1.

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.

94

14

80

2.2.

Постройка действующих моделей.

54

14

40

2.3

Соревнования среди действующих моделей.

18

2

16

2.2.

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам

8

2

6

3.

Занятия на расширение кругозора

8

8

-

4.

Выставки организация и проведение.

Участие в конкурсах и выставках на уровне МОУ, района

24

8

16

5.

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

216

54

162

Ожидаемый результат работы за год

Год обучения

Результаты обучения:

1-й год

Учащиеся должны знать:

- Основные свойства материалов для моделирования;

- Простейшие правила организации рабочего места;

- Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

- Названия основных деталей и частей техники.

Учащиеся должны уметь:

- Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

- Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

- Работать простейшими ручным инструментом;

- Окрашивать детали модели и модель кистью.

2-й год обучения (базовый уровень)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

Вводное занятие

2

2

-

2.

Постройка моделей

2.1.

Постройка сложных объёмных моделей с самостоятельно разработанными элементами по чертежам и эскизам

180

20

160

2.2.

Организация выставки.

6

2

4

2.3.

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам

10

4

6

3.

Выставки. Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России

16

2

14

3.1.

Построение сложных действующих, управляемых моделей различной техники.

110

15

95

3.2.

Экскурсии на производство.

10

10

3.3.

Соревнования по действующим моделям

24

8

16

4.

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

360

55

305

Ожидаемый результат работы за год

Год обучения

Результаты обучения:

3-й год

Учащиеся должны знать:

- Материалы, применяемые в моделизме;

- Технологии изготовления корпуса и деталей моделей;

- Основы технологии и устройства технических объектов;

- Классификацию моделей и правила проведения выставок и конкурсов;

- Названия деталей и устройств технических объектов

Учащиеся должны уметь:

- Работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов;

- Выбрать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом;

- Изготавливать корпус и детали моделей из различных материалов;

- Окрашивать модель и детали различными способами;

- Пользоваться различным инструментом и приспособлениями в работе над моделями.

 Содержание деятельности

1-й год обучения (базовый уровень)

1.Основы конструирования

1.1.Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в кабинете. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединение.

1.2. Первоначальные графические знания и умения.

Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью угольника и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы.  Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.Постройка моделей

2.1.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам из альбомов.

Разметка деталей модели по шаблону, как по готовому, так по собственному замыслу. Построение моделей из альбомов для начинающих моделистов.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и картона отдельных деталей модели и её сборка. Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги таких как: конус, цилиндр, купол. Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.

2.2.Подготовка модели к выставкам и конкурсам.

Ознакомление с правилами проведения конкурсов и выставок. Подготовка презентации модели.

Практическая работа.

Изготовление подставки. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)

3.Занятие по расширению кругозора.

Занятия по расширению кругозора проводятся в течение всего учебного года, для углубления знаний в устройстве технических объектов, способов постройки моделей, истории судо – авиа – и автостроения.

  • Классификация моделей судов, самолётов, наземной техники.
  • Теоретический чертёж.
  • Технология изготовления моделей.
  • Основные механизмы и узлы техники.
  • Правила проведения выставок и конкурсов.
  • Выставки и конкурсы (видеофильм, показ слайдов, фотографий)

4.Выставки

Участие в выставках и конкурсах на уровне МОУ.

5.Заключительное занятие, организация выставки в ЦВР "Пашинский"

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

2-й год обучения (базовый уровень)

1.Введение

Вводное (организационное)занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединение "Техномир". Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.

2.1.Постройка объёмных моделей.

Построение моделей из альбомов, по самостоятельно построенным выкройкам по чертежам и эскизам. Технологии изготовления корпуса моделей, надстроек и деталировки из бумаги и картона. Использование других материалов (рейки, фанера, проволока, нитки и др.) для улучшения внешнего вида модели.

Практическая работа.

Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.

2.2.Подготовка моделей к выставкам и конкурсам.

Ознакомление с правилами проведения выставок и конкурсов. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)

Практическая работа.

Составление паспорта модели.

3.Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России.

4.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год и за весь период обучения.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1-й год обучения (базовый уровень)

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий(по мере изучения материала)

1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей.

2.Устройство технических объектов

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение

Опрос

Умение

Начало года

Середина года

Текущий (по мере готовности моделей)

Коней года

1. Изготовление корпуса модели

2.Изготовление деталей модели.

3.Окраска.

4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели

Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели.

Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность.

Умения в окраске корпуса и деталей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

Текущий

Постоянный

Постоянный

Итоговый (в конце года)

1.Работа с ручным инструментом

2.Качество изготовления деталей и модели в целом

3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.

4.Участие в выставках и конкурсах.

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки качественного изготовления деталей и модели.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Протоколы выставок, дипломы, грамоты

2-й год обучения (базовый уровень)

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий (по мере усложнения материала)

1.Теоретические

2.Устройство технических объектов

Теоретический чертёж. Основы теории судо-, авто, авиастроения, технология изготовления моделей.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение, опрос

Опрос, использования терминов в работе.

Умение

Постоянный

Текущий (по мере готовности моделей)

Итоговый (в конце года)

1.Качественное изготовление моделей.

2.Окраска.

3.Подготовка к выставкам и конкурсам моделей.

Умения изготовлении корпуса и деталей модели, работа с чертежами.

Окраска моделей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, Контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

Постоянный

Постоянный

Итоговый (в конце года)

1.Работа с ручным инструментом

2.Самостоятельность в работе. Самоконтроль

3.Участие в выставках и конкурсах

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, Творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

Наблюдение.

Протоколы выставок, дипломы, грамоты.


Список литературы

Литература для педагога

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»

2.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Концептуальные основы воспитания подрастающего поколения

5.Программа развития воспитания в системе образования в России

6.Программа «Стабилизации и развития образования»

7.Федеральная программа образования на 5 лет.

8.Устав МАОУ "Земская гимназия"

9.Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.

10.Архипова Н. А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

11.Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.

12.Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.

13.Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.

14.Заворотов В. А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.

15.Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.

Литература для обучающихся

1.Загайкевич Д. Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.

2.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.

3.Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

4.Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.

5.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...