«Культурные коды (живописный, музыкальный, образный) как средства само и взаимопонимания»
план-конспект урока по технологии

Golubin Игорь Викторович

интегрированный урок живописи, музыке, технологии

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

интегрированного урока по живописи, музыке и технологии в 6 классе

(подготовлен учителями при поддержке психолого-педагогической службы Павловской гимназии)

Тема: «Культурные коды (живописный, музыкальный, образный) как средства само и взаимопонимания»

Проблемы, над решением которых работаем:

  • Нетолерантность ребят к одноклассникам, отсутствие искреннего интереса к другому.
  • Категоричность и жесткая  оценочность суждений в отношении одноклассников.
  • Неумение конструктивно заявлять о себе, добиваться признания.
  • Самоутверждение за счет принижения того, кто рядом, а не благодаря своим действиям и качествам.
  • Недостаточный навык и ориентированность на слышание себя и другого, на конструктивный диалог.

Цель:  Создать возможность переживания каждым учащимся личностного опыта само и взаимопонимания через ситуацию успешности в совместном творчестве.

Задачи:

  1. Добиться эмоционального сопереживания, побудить к выражению своих переживаний (восприятия музыки) через цвет и образ.
  2. Создать ситуацию успешности и признанности со стороны одноклассников для каждого ученика.
  3. Показать учащимся, что мнение, точка зрения, чувства интересны и важны для всех.
  4. Донести до ребят, что синтез разных средств выразительности создает огромные возможности для полноценного самовыражения, взаимопонимания и диалога (в т.ч. с культурой).

Трудности и подводные камни:

  • Деление на группы (хочу - не хочу, девочки - мальчики).
  • Нежелание включаться в урок и в общую работу, саботаж.
  • Сложность выражения (называния) своих чувств.
  • Неумение договариваться в группе, борьба за лидерство.
  • Трудности «перевода», перекодирования музыки в цветовую палитру, в образный ряд.
  • Непонимание того, чего хотят педагоги, трудности в объяснении задачи и процедур.

Культурный аналог:  

Сказка  «Волшебник изумрудного города»

Смысловая расшифровка аналога для данного урока:

В сказке прослеживается путь героев к самим себе и друг к другу. В ходе путешествия и выпавших испытаний они претерпевают серьезную личностную трансформацию, проявляют лучшие свои качества, вместе преодолевают трудности, получают признание, находят свое место в жизни. И все это во многом благодаря взаимопомощи и дружбе. Дружба возникает на основе принятия уникальности другого, заинтересованности в нем, формируется и крепнет в борьбе со злом. В нашем случае зло – это равнодушие ребят друг к другу, агрессия, желание выделиться за счет принижения товарища. Преодолевая это «зло» в процессе преодоления сложностей в выполнении творческих заданий, ребята проделывают символический путь, делая реальный шаг навстречу себе и друг другу.

Материально-техническое обеспечение:

  1. листы писчей бумаги формата А3 на каждого ученика;
  2. акварельные или гуашевые краски и кисти на группу;
  3. 3 картины формата А3 с изображением животного необычного цвета (красный конь, голубой кот, зеленая собака), разрезанные на части (типа пазла); количество пазлов каждой картины соответствует числу учеников в группе;
  4. ножницы, клей, материал для декорирования масок;
  5. электронное фортепьяно;
  6. проектор, экран;
  7. магнитофон.

Организационные решения:

  • основной учитель – преподаватель изо Федотова Юлия Владимировна, ассистируют: учитель музыки Мосягина Екатерина Львовна и учитель технологии Голубин Игорь Викторович, присутствует психолог Уварова Татьяна Викторовна.
  • работа ведется в 3-х группах.
  • на входе ребята получают пазл и собирают картину, тем самым формируют группу.

Ход урока:

Этапы по аналогу

Смысловая канва по аналогу

Психологическая динамика

Содержание

Формы

Время

Примечания

Эли попадает в волшебную страну.

Ураган, разрушает привычную жизнь и уносит Эли в волшебную страну, где она, сама не ведая, уничтожает злую волшебницу.

Отправившись в путь домой Эли встречает необычных персонажей, которые становятся не только спутниками, но и друзьями. Неожиданная ситуация объединяет героев. У  каждого свои «комплексы», преодолеть которые они могут только вместе.

Все вроде привычно, но есть моменты необычности – гости, 3 учителя вместо одного +психолог.

Необычность нарастает, когда ребята видят картины, распределяются по группам волею случая и пытаются расшифровать символику цвета.

Зло – равнодушие и неприятие сверстниками. Нежелание объединяться с не очень тебе симпатичными одноклассниками – одна его часть. Вторая – неумение

договариваться в группе.

  1. На экране картины М.Шагала – синий скрипач, зеленая корова и др. Звучит музыка еврейских местечек в оркестровой обработке.
  2. Объединение по 3-м группам в соответствии с картинами.
  3. Каждая группа получает задание: обсудить, что означает их картина (синий заяц, красный конь…). Почему животное на картине именно такого цвета? Какое это может иметь значение? Как группа к этому относится? Группа должна прийти к общему мнению, которое озвучивает спикер.
  4. Цветовая палитра – код, с помощью которого мы выражаем и передаем другим свои чувства и переживания. Как еще мы можем это делать?
  5. Учащимся предлагается прослушать три музыкальных фрагмента. Каждая группа договаривается и выбирает один фрагмент для последующей работы над ним.

Фронтально

По группам

фронтально

По группам

1 мин.

2 мин.

3 мин.

2-3 мин.

4 мин.

Каждый учащийся получает пазл от одной из трех картин. Учащиеся собирают пазлы и объединяются соответственно в три группы. К каждой группе присоединяются  педагоги, ведущие урок и при необходимости помогают организовать обсуждение.

(3 мин. звучит музыка, 1 мин. дается на выбор фрагмента)

Элли и ее друзья идут  в изумрудный город, преодолевая препятствия

В борьбе с трудностями по дороге к цели персонажи проявляют свои лучшие качества, помогают и поддерживают товарищей.

Во время групповой работы учащиеся шаг за шагом учатся лучше видеть и слышать друг друга, настраиваются на волну взаимопонимания.

  1. Каждый учащийся отражает на листе А3 с помощью красок свое цветовое восприятие выбранного группой музыкального фрагмента. Затем группа обсуждает, что получилось, есть ли что-то общее в изображениях.

По группам

10 минут

3 мин. учащиеся слушают музыку, 5 мин. раскрашивают лист, 2 мин. дается на обсуждение

Герои получают задания по борьбе со злом и проходят через  серьезные испытания

Зло оказывается не столько страшным, сколько смешным, хотя испытания и опасности героев встречают совершенно серьезные. Случайно обнаруженное творческое решение – вода, спасает ситуацию. Вода как основа жизни, живой источник радости неприемлема  для зла.

В групповой работе сочетается отношение как к ценности к вкладу каждого и вместе с тем востребовано умение договориться, создать коллективный продукт. Живая вода сотрудничества и взаимопомощи может победить равнодушие друг к другу и желание выпятить себя.

Интерес к работе

товарищей  рождает интерес к ним и желание что то делать вместе

  1. Учащиеся получают задание сделать маски из раскрашенных ими листов.  Для этого каждому учащемуся необходимо внимательно присмотреться к своей работе, к работе одногруппников.  Маски группы должны отражать выбранный музыкальный фрагмент.
  2. По окончании работы над масками каждая группа  должна подготовить презентацию своих масок  и выступить перед классом.

По группам

10 минут

Группа сама решает, в какой последовательности работает – либо сначала каждый делает маску и лишь после этого готовится «объединяющая» презентация, либо сначала группа обсуждает свою презентацию, а потом уже каждый участник группы изготавливает маску, которая будет соответствовать  презентации. Педагоги работают в группах с учащимися, помогая (при необходимости)организовать конструктивный диалог.

Радость победы, возвращение в разноцветный изумрудный город, исполнение желаний

Осознание того, что им – совсем не волшебникам удалось одолеть злую и могущественную волшебницу вселяет в героев чувство гордости, веру в себя и в лучшее.

Эмоциональный подъем, предъявление совместно полученных результатов, получение высокой оценки со стороны одноклассников и педагогов.

  1. Презентации. Ребята выступают, класс отгадывает, какой музыкальный фрагмент выбрала каждая группа. Звучат музыкальные фрагменты.

фронтально

6 минут

Если две группы выбрали один и тот же фрагмент, то педагог проигрывает музыку по-разному в соответствии с изготовленными масками и обязательно задает вопросы: одинаково ли звучала музыка? Если по-разному, то почему?

Герои понимают, что у них «все было» изначально. Элли возвращается домой.

Герои открывают для самих себя и для окружающих свои возможности творить добрые дела.

Ребята «открывают» много интересного в себя, друг друге и в культуре.

  1. Рефлексия с учащимися. Главная мысль, впечатление, вывод от урока. Необходимо «подтолкнуть» учащихся сделать выводы друг про друга, про «живой звук», «музыкальный цвет». Выбор спикера.

  1. Главное открытие каждой группы – что вы сегодня открыли на уроке? Озвучивает спикер от группы.

  1. Заключительное слово педагогов.

по группам

4 мин.

1 мин.

Анализ урока

Урок проводился в 6 классе.  Класс выбран неслучайно, т.к. существуют  следующие проблемы: 

  • Нетолерантность ребят к одноклассникам, отсутствие искреннего интереса к другому.
  • Категоричность и жесткая  оценочность суждений в отношении одноклассников.
  • Неумение конструктивно заявлять о себе, добиваться признания.
  • Самоутверждение за счет принижения того, кто рядом, а не благодаря своим действиям и качествам.
  • Недостаточный навык и ориентированность на слышание себя и другого, на конструктивный диалог.

Нами была поставлена цель- создать возможность переживания каждым учащимся личностного опыта само и взаимопонимания через ситуацию успешности в совместном творчестве, которая была достигнута .

В ходе урока мы столкнулись с теми трудностями, которые были обозначены как «подводные камни»

Проводим анализ каждого этапа урока

Этапы по аналогу

Содержание

Формы

Примечания

1

Эли попадает в волшебную страну.

На экране картины М.Шагала – синий скрипач, зеленая корова и др. Звучит музыка еврейских местечек в оркестровой обработке.

Объединение по 3-м группам в соответствии с картинами.

Каждая группа получает задание: обсудить, что означает их картина (синий заяц, красный конь…). Почему животное на картине именно такого цвета? Какое это может иметь значение? Как группа к этому относится? Группа должна прийти к общему мнению, которое озвучивает спикер.

Цветовая палитра – код, с помощью которого мы выражаем и передаем другим свои чувства и переживания. Как еще мы можем это делать?

Учащимся предлагается прослушать три музыкальных фрагмента.

 Каждая группа договаривается и выбирает один фрагмент для последующей работы над ним.

Фронтально

По группам

Фронтально

По группам

При разделении на группы, учащиеся высказывали нежелание работать с некоторыми одноклассниками.

Во время обсуждения возникали разногласия в  видении произведений, долго не могли прийти   к единому мнению

Прослушав музыкальное произведение, учащиеся быстро определились с выбором муз. Фрагмента.

2

Элли и ее друзья идут  в изумрудный город, преодолевая препятствия

В борьбе с трудностями по дороге к цели персонажи проявляют свои лучшие качества, помогают и поддерживают товарищей.

Во время групповой работы учащиеся шаг за шагом учатся лучше видеть и слышать друг друга, настраиваются на волну взаимопонимания.

Каждый учащийся отражает на листе А3 с помощью красок свое цветовое восприятие выбранного группой музыкального фрагмента. Затем группа обсуждает, что получилось, есть ли что-то общее в изображениях.

По группам

Не все учащиеся сразу поняли задание, возникли трудности с определением и подбором цветовой гаммы и техникой передачи изображения.

Герои получают задания по борьбе со злом и проходят через  серьезные испытания

Зло оказывается не столько страшным, сколько смешным, хотя испытания и опасности героев встречают совершенно серьезные. Случайно обнаруженное творческое решение – вода, спасает ситуацию. Вода как основа жизни, живой источник радости неприемлема  для зла.

В групповой работе сочетается отношение как к ценности к вкладу каждого и вместе с тем востребовано умение договориться, создать коллективный продукт. Живая вода сотрудничества и взаимопомощи может победить равнодушие друг к другу и желание выпятить себя.

Интерес к работе

товарищей  рождает интерес к ним и желание что то делать вместе

Учащиеся получают задание сделать маски из раскрашенных ими листов.  Для этого каждому учащемуся необходимо внимательно присмотреться к своей работе, к работе одногруппников.  Маски группы должны отражать выбранный музыкальный фрагмент.

По окончании работы над масками каждая группа  должна подготовить презентацию своих масок  и выступить перед классом.

По группам

На этом этапе урока учащиеся быстрее пришли к единому мнению, им не хотелось заканчивать работу и переходить к следующему этапу.

Радость победы, возвращение в разноцветный изумрудный город, исполнение желаний

Осознание того, что им – совсем не волшебникам удалось одолеть злую и могущественную волшебницу вселяет в героев чувство гордости, веру в себя и в лучшее.

Эмоциональный подъем, предъявление совместно полученных результатов, получение высокой оценки со стороны одноклассников и педагогов.

Презентации. Ребята выступают, класс отгадывает, какой музыкальный фрагмент выбрала каждая группа. Звучат музыкальные фрагменты.

фронтально

Дети с интересом прослушали музыкальные фрагменты и продемонстрировали свои работы. Обсуждение выступлений прошло в оживленной форме.

Герои понимают, что у них «все было» изначально. Элли возвращается домой.

Герои открывают для самих себя и для окружающих свои возможности творить добрые дела.

Ребята «открывают» много интересного в себя, друг друге и в культуре.

Рефлексия с учащимися. Главная мысль, впечатление, вывод от урока. Необходимо «подтолкнуть» учащихся сделать выводы друг про друга, про «живой звук», «музыкальный цвет». Выбор спикера.

Главное открытие каждой группы – что вы сегодня открыли на уроке? Озвучивает спикер от группы.

Заключительное слово педагогов.

по группам

Учащиеся пришли к выводу , что договариваться и работать в группе им было не всегда легко и комфортно. Но в результате сотворческой деятельности, они смогли достичь интересных результатов.

Цели и задачи, поставленные на уроке были достигнуты, трудности преодолены, мы считаем что урок удался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ» на занятиях по хореографии

 Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет работа  с начинающими  детьми младшего возраста, которые быстро устают, допускают ошибки при исп...

Рабочая программа по историко-культурному краеведению «Живописное наследие Воронежского края» 10-11 класс

Рабочая программа по историко-культурному краеведению "Живописное наследие Воронежского края". 10-11 класс...

Материалы для проведения внеклассного мероприятия «Хранитель культурного кода», посвященного творческой и научной деятельности Д.С.Лихачева

Мероприятие проводится в форме спортивной версии игры «Что? Где?  Когда?». Используемые в программе вопросы являются авторской разработкой. В ходе подготовки вопросов были использованы материалы ...

Родной язык. Урок-исследование «Лексические средства языкового выражения в прозе К.Д. Воробьева как отражение культурного кода родного языка»

урок родного языка, на котором исследуется самобытность лексики произведений К.Д.воробьева,  своеобразие художественного текста с точки зрения использования средств языкового выражения....

В поисках культурного кода России.

quot;В поисках культурного кода России"- тематическая смена в летнем детском городском лагере. При подготовке к одному из мероприятий о российских городах, мы с ребятами придумали кроссвор...