Раздел 2.2 Сведения о внеурочной деятельности
рабочая программа по технологии

 Сведения о внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_umelye_ruki.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка        

Программа данного кружка разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ и построена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Технология (Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.). Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разделы и темы декоративно-прикладного творчества и научно-технической направленности. Дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.

Настоящая программа включает в себя систему новых технологических процессов, развивает творческие способности и художественный вкус детей, воспитывает настойчивость, аккуратность, знакомит с практическим применением различных материалов и инструментов, дает много полезных навыков.

Основная цель программы – способствовать формированию у обучащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.

При этом решаются следующие задачи:

  • формирование у школьников эстетического отношения к труду;
  • изучение истории декоративно-прикладного искусства;
  • формирование навыков работы различными инструментами, материалами;
  • привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;
  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.

Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке древесины, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда.

Для решения задач эстетического и трудового воспитания осуществляются разнообразные педагогические средства, среди которых декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной и технический творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов – это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать себя и учить других.

Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часов. Занятия рекомендуется проводить по 1 час в неделю. Такой объем часов позволяет больше внимания уделять исполнению изделий и их художественной отделке.

Комплектование групп проводится в сентябре. Обязательное условие на занятиях – соблюдение правил техники безопасности при работе на станках, с инструментами и агрессивными жидкостями. Для нормальной работы кружка, соблюдения правил техники безопасности и требований по охране труда число обучающихся в группе должно соответствовать количеству рабочих мест и оборудования.

Занятия кружка знакомят школьников с различными профессиями, связанными с деятельностью декоративно-прикладного искусства: столяра, маляра, краснодеревщика и др. При этом у детей формируются знания, умения и навыки применения таких инструментов, как рубанок, электрорубанок, электролобзик, электровыжигатель, электрошуруповёрт, электродрель, верстак, молоток, киянки, кусачки, пассатижи, отвертки, стамески, напильники, надфили, ножовка, деревообрабатывающие станки и др.

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны

знать:

  • исторические сведения по художественной обработке материалов;
  • разновидности декоративно-прикладного искусства;
  • основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе;
  • применение древесины в народном хозяйстве;
  • строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины;
  • иметь понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе и читать их;
  • назначение, устройство и принцип действия различных инструментов;
  • правила организации рабочего места;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ;
  • способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ;
  • выполнять основные операции по обработке древесины ручными и электрическими инструментами;
  • изготавливать простейшие изделия из древесины по чертежам, эскизам, техническим рисункам;
  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины;
  • выполнять основные операции на сверлильном станке;
  • уметь соединять детали на шипах и клею.

        Тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Столярная подготовка материала для работ по дереву

3

2

Выпиливание лобзиком

6

3

Художественное выжигание

5

4

Отделка древесины лакокрасочными материалами

4

5

Выполнение творческих проектов

12

6

Выполнение авторского творческого проекта.

4

Итого:


Содержание программы

Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву – 3 часа.

История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины. Древние памятники искусства. История способов художественной обработки древесины. Заготовка материала Время заготовки. Выбор материала по назначению (для внешнего декора жилища и других построек; для обшивки дома, подзоров, фризов, карнизов; для наличников и всевозможной утвари; для мебели; для изделий, используемых при повышенной влажности; для подзоров, пчелин, балясин). Заделка трещин. Вставка. Выпиливание черновой болванки. Обработка формы щели. Заделка мелких трещин замазкой. Заделка сучков.

Раздел 2. Выпиливание лобзиком – часа – 6 часов

Демонстрация изделий с элементами выпиливания. Содержание работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Материалы, инструменты и приспособления . Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов. Характеристика инструмента и приспособлений. Подготовка материала к выпиливанию .Выбор материала. Наклеивание шпона. Удаление нижнего слоя рубашки. Лицевой слой рубашки. Распиливание чурака, капа на дощечки. Нанесение (перевод) рисунка. Нанесение сетки на бумагу. Перевод рисунка на бумагу. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. Получение симметричного рисунка различными методами (с помощью кальки, с помощью копирки). Расположение рисунка на поверхности материала. Виды резьбы по дереву .Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров.

Раздел 3. Художественное выжигание – 5 часов

    История выжигания .Выжигание – творческий и увлекательный процесс. Появление выжигания. Искусство выжигания русских мастеров. Троицкая (Сергиево – Пасадская) выжженая игрушка. Полоховско- майдановское выжигание. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию Электровыжигатель. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок для электровыжигателя. Декорирование изделий выжиганием. Подготовка материалов. Перевод рисунка. Способы выжигания (плоское, глубокое, кислотой).Приёмы выжигания. Исправление ошибок, допущенных при выжигании. Основы композиции. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции. Форма и конструкция изделия. Способы подготовки древесины к работе. Выполнение контурного рисунка на древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка изделия. Основные приёмы выжигания Классификация приемов выжигания. Технология основных приёмов выжигания. Практическая работа по теме: «Совершенствование приёмов выжигания» Выжигание штифтами. Изготовление штифтов из спирали электроплитки или утюга. Закрепление штифтов. Конструкция ручки для выжигания штифтами. Накаливание штифта. Получение разнообразных оттенков при выжигании. Украшение изделий из дерева выжиганием штифтами. Отделка изделия  .Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Устранение дефектов. Отделка. Полирование. Технология полирования. Морение древесины (искусственное утемнение). Вощение древесины. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Форма и конструкция изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия. Изделия с трафаретными орнаментами при выжигании штифтами. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. Сложности сырой окраски. Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев”».Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”».

Раздел 4. Отделка древесины лакокрасочными материалами – 4 часа.

Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. Технология чистовой обработки поверхности древесины. Материалы и их характеристика. Восстановление естественного цвета древесины. Отбеливание древесины. Инструменты. Техника безопасности и правила организации рабочего места учащихся при чистовой обработки поверхности материалов. Характеристика материала. Правила и особенности покрытия изделия олифой. Характеристика, особенности выполнения работы политурой, тампоном, губкой, кистью, распылителем. Технология просушки изделия после покрытия олифой.

Травление древесины, лакировка, шлифовка Назначение лакирования древесины. Подготовка поверхности для лакирования. Характеристику процесса лакирования изделия. Основные правила лакирования изделий. Технология просушки изделия после лакирования.

Практическая работа по теме: «Лакирование подвижной игрушки» .Практическая работа по теме: «Лакирование рамки для фотографии».Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно».Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно “Лев”» . Практическая работа по теме: «Лакирование сувенира “Подкова на счастье”» .

Раздел 5. Выполнение творческих проектов – 12 часов

Изготовление доски разделочной. Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. Разметка изделия. Выполнение столярных работ. Шлифовка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Раскрашивание изделия гуашью. Лакирование. Нанесение узора на ручки электровыжигателем. Покрытие ручек лаком.

Раздел 6.Выполнение авторского творческого проекта – 4 часа

Создание эскиза. Определение размеров. Разработка чертежей и выкроек. Составление технологической карты по изготовлению изделия. Изготовление элементов изделия. Шлифовка изделия. Декорирование. Сборка изделия. Лакирование.


Календарно тематическое планирование  

№ урока

Наименование темы

Количество часов

Дата  проведения

примечание

Всего

Теория

Практика

план

факт

Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву

3

2

1

История художественной обработки древесины. Техника безопасности

1

Заготовка материала. Заделка трещин

1

Практическая работа по теме: «Заготовка материала. Заделка трещин»

1

Раздел 2. Выпиливание лобзиком

6

3

3

Материалы, инструменты и приспособления для работ с лобзиком.

1

Нанесение (перевод) рисунка.

1

Практическая работа по теме: «Нанесение (перевод) рисунка».

1

Виды резьбы по дереву.

1

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

1

Практическая работа по теме: «Перевод рисунка и выполнение орнамента рамки для фотографии»

1

Раздел 3. Художественное выжигание

5

2

3

История выжигания. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

Декорирование изделий выжиганием. Основы композиции.

1

Практическая работа по теме: «Контурное выжигание»

1

Практическая работа по теме: «Совершенствование приёмов выжигания».

1

Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира «

1

Раздел 4. Отделка древесины лакокрасочными материалами

4

1

3

Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент.

1

Пропитка олифой изделия из древесины. Травление древесины, лакировка, шлифовка.

1

Практическая работа по теме: «Лакирование рамки для фотографии»

1

Практическая работа по теме: «Лакирование сувенира »

1

Раздел 5. Выполнение творческих проектов.

12

12

Изготовление доски разделочной

1

1

Изготовление доски разделочной

1

1

Изготовление лопатки

1

1

Изготовление лопатки

1

1

Изготовление «Ящика для инструментов»

1

1

Изготовления боковых стенок ящика

1

1

Изготовления торцевых стенок ящика

1

1

Изготовления средней стенки ящика

1

1

Шлифовка

1

1

Декорирование

1

1

Сборка ящика

1

1

Лакирование.

1

1

Раздел 6.Выполнение авторского творческого проекта.

4

Создание эскиза. Определение размеров. Разработка чертежей и выкроек

1

0,5

0,5

Составление технологической карты по изготовлению изделия.

1

0,5

0,5

Изготовление элементов изделия.

1

0,5

0,5

Шлифовка изделия. Декорирование. Сборка изделия. Лакирование.

1

0,5

0,5

ВСЕГО

34


Список литературы:

  1. Бабурова Г.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Выпуск 6. – М.: «Народное творчество», 2003. – 40 с.
  2. Буравлев В. Альбом чертежей и рисунков для выпиливания и выжигания для среднего и старшего школьного возраста. – М.: Детгиз, 1983. – 19 с.
  3. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) / Под ред. В.Д. Симоненко и др.. – М.: Просвещение, 2003. – 174 с.
  4. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 176 с.
  5. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРВИНГ В ШКОЛЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» (Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной ...

Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРВИНГ В ШКОЛЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» (Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятел...

Программа курса по внеурочной деятельности учащихся "Наука и эксперименты" (раздел химия)

Программа "Наука и эксперименты" относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности учащихся  5 класса (раздел химия).Данный курс можно использовать как факультатив...

Организация внеурочной деятельности по разделу технологии «Художественная обработка материалов»

Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы школы. Именно, внеурочная деятельность по обслуж...

Внеурочная деятельность "Школа мяча", раздел "Здоровое поколение" 10.09.2016г.

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 3х классов "Школа мяча"...

Внеурочная деятельность "Школа мяча" для учащихся 4 х классов, раздел "Здоровое поколение" 10.09.2016г.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа мяча", раздел "Здоровое поколение" для учащихся 4х классов...

Конспект внеурочной деятельности в 1 классе адаптивной школы в разделе «Школа здоровья» Тема: "Вкусные лекарства."

Учащиеся знакомятся с продуктами, способствующими укреплению здоровья; развивают сенсорное восприятие, учатся заваривать напиток из ягод шиповника. ...