Методические рекомендации по организации кружка "Разработка и декорирование аксессуаров для одежды"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Чекулаева Александра Ивановна

 

Место кружка в образовательной области «Технология» 

Пояснительная записка кружка 

Методические рекомендации по организации кружка 

Характеристика среднего школьного возраста 

Планирование работы кружка 

Календарно тематическое планирование 

Вариант конспекта занятий в рамках кружка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по организации кружка «Разработка и создание аксессуаров для одежды»

Выполнила:

Чекулаева Александра Ивановна

3.1. Место кружка в образовательной области «Технология»

 

      В современной системе образования количество часов на предмет «Технология» сокращается. Но вопрос развития личностного и творческого потенциала детей остается открытым. Поэтому роль учреждений дополнительного образования возрастает, так как именно они способны решить эту задачу.

      Занятия в учреждениях дополнительного образования специализирующихся на декоративно-прикладном творчестве дают учащимся возможность приобрести практический опыт взаимодействия в социальной среде, формируют у них их творческую направленность, а также обеспечивают условия для профессиональной ориентации. Находясь в коллективе, в процессе совместной деятельности у ученика формируются необходимые коммуникативные навыки, он получает полезный социальный опыт и утверждает себя как личность. [1]

      Основной формой организации внешкольной творческой деятельности является кружок- добровольное объединение учащихся, которые интересуются определенной областью декоративно-прикладного творчества.

      Цель занятий в кружке- всестороннее воспитание подростков, развитие творческого мышления и способностей, развитие интереса и любви к ручному труду.

3.2. Пояснительная записка кружка

      Занятия художественным трудом важны в воспитании гармонично развитой личности, приобщают к эстетическому труду, развивают комбинаторные умения.  Творческий труд способствует воспитанию доброжелательного отношения к окружающему миру, социализации личности. Формирование умений и трудовых навыков происходит в комплексном процессе ознакомления с творчеством, искусством, культурой и эстетическими ценностями.

     В настоящее время декоративно-прикладное творчество перестает интересовать детей. Современному подростку трудно ориентироваться в мире искусства, так чтобы отличать настоящую красоту от ложной, навязанной «красивости».

     Особенно опасно утратить остроту эмоционального восприятия в детстве, когда духовная сторона личности только зарождается. Воздействие же художественного творчества имеет положительное влияние на становление духовной личности ребенка, его творческой состоятельности в жизни и способности воспринимать прекрасное.

      Организация кружка по созданию и декорированию аксессуаров дает возможность практически познакомить детей с этим видом декоративно-прикладного творчества и вызывает у них большой интерес.

3.3. Методические рекомендации по организации кружка

     Программа рассчитана на год обучения. Количество учебных часов в год – 72. Частота занятий – 1 раз в неделю. Состав группы разновозрастный. Из-за небольшого количества часов, отведенных для занятия кружка, перечень заданий ограничивается, поэтому кружковцы могут самостоятельно определить для себя изделие для выполнения. Подбор изделий, виды декорирования могут изменяться в зависимости от возможностей, назначения изделий, а также умений и навыков кружковцев. С учётом возрастных особенностей предлагаются задания различные по степени сложности исполнения. Рекомендуемая наполняемость групп 8-10 человек. Такое количество детей в объединении позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка. Этапы: теоретические знания – 25 – 30 % времени, остальное –практические работы

     С первых занятий у педагога с учащимися должен установиться положительный педагогический контакт. Необходимо увлечь учащихся творческой деятельностью, а также выявить степень их подготовленности для дальнейшей успешной деятельности.

    На занятиях необходимо использовать различные методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач. В ходе занятий кружковцы должны овладеть не только приемами технологического мастерства, но также развивать художественный вкус и фантазию.

     Самыми эффективными методами, которыми располагает современная дидактика, для формирования творческой личности воспитанника, являются объяснительно-иллюстративные: рассказ, демонстрации, объяснение. Именно они способствуют формированию первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности. [1]

      Также, для развития практических умений и навыков используются репродуктивные методы. А проблемно поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей детей.

       Для наглядно-чувственного ознакомления с явлениями, процессами и объектами в работе применяется такой метод, как демонстрация. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемого явления, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета. Демонстрация художественных произведений, образцов одежды, аксессуаров и т.п. начинается с целостного восприятия. Для лучшего усвоения, показ можно сопровождать схематической зарисовкой рассмотренных объектов.

      Рассказ- один из основных словесных методов обучения. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Его эффективность главным образом зависит от умения учителя преподносить информацию, от того, насколько доступны, понятны и соответствуют уровню развития детей слова и выражения педагога. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у кружковцев опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ учит воспитанников грамотно выражать свои мысли и служит образцом логичной, убедительной речи.

      Еще одним методом дидактической работы является беседа. Ее основная функция- побуждающая. Сущность беседы- побуждение детей к актуализации уже существующих у них знаний с помощью целенаправленных вопросов, а также усвоение ими новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Именно беседа максимально активизирует мышление, способствует развитию познавательных сил ребенка. Кроме того, является прекрасным средством диагностики усвоенных знаний и создает условия для оперативного управления процессом познания. [12]

       Перед началом учебной работы обычно проводится вводная беседа. Основной ее целью является выяснить, хорошо ли кружковцы представляют себе цели и значение предстоящей работы. Перед экскурсией и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект. Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.

       Среди практических методов обучения наибольшей эффективностью отличаются упражнения. Это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Правильно организованные упражнения в большей степени помогают овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Так надежнейшим средством успешного и продуктивного труда является систематическое упражнение и как его следствие- закрепляемые навыки. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.

      Эффективность упражнений обуславливается рядом предъявляемых к ним требований:

•        осознание ребенком смысла повышения качества его деятельности;

•        знание правил охраны труда;

•        сознательный учет условий, в которых данное упражнение может выполняться;

•        учет достигнутых результатов;

•        распределение повторений во времени.

      Практический метод на первый план ставит умение применять полученные знания на практике. Этот метод выполняет функцию углубления, закрепления знаний и умений, а также выполняет контролирующую и корректирующую функцию.

       Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:

1. Объяснение. Происходит на этапе знакомства с материалом.

2. Показ. Происходит на этапе инструктажа при демонстрации приемов работы.

3. Проба. Этап, на котором группа учеников выполняет работу под руководством педагога и по завершению проходит самоанализ выполненного задания.

4. Выполнение работы. Этап самостоятельного выполнения задания. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе происходит оценивание выполненной работы по критериям. Учитывается качество работы, соблюдение правил охраны труда, скорость выполнения, грамотное распределение времени во время работы, творческий подход и др.

      Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, формирует у детей привычку тщательной организации трудового процесса (осознание целей, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). [20]

     Обязательным пунктом на занятиях является инструктаж. Он используется при объяснении и показе приемов и правил на начальном этапе работы, последовательности операций. Данный инструктаж- вводный- проводится фронтально для всех учеников. Дополнительный инструктаж или текущий проводится с кружковцами, не усвоившими задание, либо для тех, у кого остались вопросы по работе. В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж, во время него демонстрируются лучшие работы, отмечаются характерные недостатки и типичные ошибки.

3.4. Характеристика среднего школьного возраста.

      Возраст от 11 до 15 лет- переходный от детства к юности. Обычно его характеризуют как переломный, критический, время полового созревания организма и становления личности. В этом возрасте улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

      Учеников среднего возраста отличает такая характерная черта внимания, как избирательность. Интересные дела или уроки очень увлекают подростков, но легкая возбудимость, интерес к необычному и яркому, часто становится причиной непроизвольного переключения внимания подростка.

      Ведущим типом деятельности в этом возрасте является общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

      Кардинальные изменения касаются мотивации. Так на первый план выступают мотивы, которые связаны с мировоззрением и будущей жизнью. С мотивационной сферой тесно связана нравственное развитие подростка, которое нуждается в особом внимании со стороны родителей и педагогов.  [4]

      Кроме этого, у подростков начинает складываться собственный «вкус», понимание своего стиля и отношения к красоте. В среднем возрасте подросток уже может аргументировать свои предпочтения и сделать выбор на основании собственных интересов.

       Таким образом, педагогу необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся среднего этапа обучения.

3.5. Планирование работы кружка

Цель программы: развитие творческoгo мышления детей.

Обучающие: изучение истории аксессуаров, oвладение техниками декорирования.

Развивающие: развитие художественного вкуса у учащихся, умения видеть и понимать искусство, пoлучение знаний в области цветoведения, композиции.

Воспитывающие: воспитание качеств психологической и делoвoй культуры: усидчивости, терпения, точности, умения доводить начатое до конца; формирование активнoсти, самостоятельности.

 Задачи:

- создание комфортной обстановки в работе, атмoсферы дoбрoжелательности и сoтрудничества, включение кружковцев в активную деятельность по oсвoению ручной вышивки;

- развитие познавательного интереса детей к дизайну и декору;

- обучение техникам декорирования; основам композиции и цветоведения, приёмам работы с инструментами и материалами, правилам безопасного обращения с инструментами, материалами.

     Пoдбoр изделий, вид декорирования могут изменяться в зависимости от возможностей, назначения изделий, а также умений и навыков кружковцев. С учётом возрастных особенностей предлагаются задания различные по степени сложности исполнения. Рекомендуемая наполняемость групп 8-10 человек. Такое количество детей в объединении позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка.

Содержание программы

Теоретическая часть программа кружка создания и декорирования аксессуаров предусматривает ознакомление с историей аксессуаров одежды, разнообразием стилей, изучение основных тенденций современной моды, анализ актуальных и прошлых коллекций современных дизайнеров. Освoение правил безопасного труда.

Практическая работа данного кружка включает актуализацию знаний по основам рисования, выполнения эскизов различных орнаментов. Сoставление авторских композиций, перевод рисунка. Воспитанники должны уметь практически применить такие основные виды швов: «вперед иголку», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный». Кроме этого кружковцы должны научиться работать с такими материалами, как бисер, стеклярус, искусственные камни и бусины.

Прогнозируемая результативность

По окончании курса обучения учащиеся должны знать:

- историю аксессуаров;

- основы дизайна и декора;

- инструменты и материалы для ручного труда;

- технологии декора;

- охрану труда;

- санитарно-гигиенические требования.

Должны уметь:

- составлять план последовательности выполнения работы;

- выпoлнять и испoльзовать прoстейшие швы;

- испoльзовать материалы декора (бусины, бисер, камни и тд.);

- oфoрмлять образец и изделие.

Должны владеть:

- навыками работы с инструментами;

- навыками подбора инструментов и материалов;

- навыком выполнения швов.

Учебно-материальная база.

     Помещение для кружка должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям (естественное и искусственное освещение, уровень освещенности, ориентация окон, вентиляция помещения).  По площади помещение должно быть достаточным для проведения занятий с группой в 10 человек (4 кв.м на одного обучающегося). Имеются рабочие столы, гладильная доска, утюг, ручная швейная машина, магнитная доска для показа наглядных пособий, рисунков, а также для организованного просмотра групповых работ.

Учебно-наглядные пособия.

     Для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы декора в различной технике, готовые изделия, лекала, чертежи изделий, подборки рисунков.

   Оборудование и инструменты: пяльцы деревянные и пластмассовые различных диаметров. Нитки мулине различных цветов, нитки катушечные для шитья № 40-50, ножницы, иглы вышивальные и швейные, напёрстки, бисер, камни и др.  Калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши.    

Техника безопасности при работе с инструментом и оборудованием.

     На кружковых занятиях учащиеся будут выполнять различные виды ручных работ, поэтому необходимо напомнить им правила охраны труда.

При работе с иголками, булавками и ножницами необходимо:

  • Подготовить рабочее место, убрать с него лишний инструмент и материалы;
  • Ручные работы выполнять сидя на стуле;
  • Хранить иглы и булавки в специальном месте (в игольнице, подушечке) ;
  • Во время работы класть ножницы справа от себя;
  • По окончании работы привести рабочее место в порядок;
  • Не садиться на рабочий стол.

Формы, технологии и методы обучения.

      Предметной областью программы является декорирование швейных изделий. Для достижения лучших результатов необходимо подобрать формы и методы обучения, которые будут способствовать развитию творческого мышления учащихся.

      Задача учителя- научить учащихся самостоятельно думать при решении любой поставленной задачи, а значит применять полученные знания в жизни.

Словесные методы обучения:

•        Беседа

•        Рассказ

Наглядные методы:

•        Показ видеоматериалов, иллюстраций

•        Показ, исполнение педагогом различных приемов вышивки

•        Наблюдение

Практические методы: Практические работы по выполнению изделий

Формы организации деятельности детей на занятии:

1.        Индивидуальная

2.        Индивидуально-групповая

      Формы подведения итогов- по окончании курса учащиеся выполняют отчетную работу. Текущие и отчетные работы представляются на выставках, на «Дне открытых дверей». Отчетная работа может представлять собой, как коллективную (создание коллекции аксессуаров), так и индивидуальную работу.

3.6 Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Тема занятий

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

10

5

3

История аксессуаров.

2

2

Инструктаж по ТБ.

1

1

Материалы и приспособления

2

1

1

Знакомство со специальными инструментами для работы с тканью

2

2

Подготовка ткани

3

1

2

2.

Виды стежков. Выполнение простейших швов

10

1

9

Правила закрепления рабочей нити в начале и конце работы. Запялка ткани.

4

1

3

Виды простейших швов «вперед иголку», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный»

6

1

5

3.

Декорирование аксессуаров  

44

4

40

Орнамент, цвет, композиция.

2

2

Построение орнаментов

2

2

Перевод орнамента на ткань

2

2

Знакомство с видами декорирования и материалами

6

2

4

Подготовка ткани

2

2

Декорирование изделия по выбору

26

26

Создание коллективной творческой работы

4

4

4.

Воспитательные мероприятия

8

2

6

Оформление выставки

4

2

2

Экскурсия в «Музей истории художественных промыслов»

4

4

Итого часов:

72

12

60

  1.  Вариант конспекта занятий в рамках кружка

Тема: «Декорирование изделия по выбору»

Цель: научить применять новые виды отделки изделий, воспитывать творческий подход к оформлению изделий и развивать эстетический вкус учащихся.

Задачи:

  • Формировать представление о способах отделки изделия, ее назначении.
  • Ознакомить с различными видами декоративного оформления швейных изделий.
  • Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность.

Тип: комбинированный

Структура занятия:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся по материаловедению и декорированию.
  3. Практическая работа. Декорирование изделия.
  4. Заключительный инструктаж.
  5. Итоги занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (3мин.)
  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Заполнение классного журнала.
  • Проверка готовности учащимися к уроку.
  • Организация учащимися рабочего места.
  1. Актуализация знаний учащихся. (10мин.)

Сегодня на занятии мы вспомним какие виды отделки занимают актуальное место при изготовлении одежды. Отделки украшают и дополняют изделия, придают особый шик, подчёркивают те или иные фасонные линии. Оживляют изделие, придавая ему индивидуальную неповторимость. В качестве декора используют ткань, фурнитуру, сутаж, тесьму, кружево, бахрому, ленты, бисер, стеклярус, молнии, цепи, заклепки. Широко применяется отделка различными аппликациями, мережками, вышивкой, которую выполняют шерстяными и шёлковыми нитками, бисером, стеклярусом. В ходе предыдущих занятий вы познакомились с элементами отделки на изделиях, а сегодня во время практической работы выберите оформление изделия.

Учитель проводит опрос в форме физкультминутки. Диктует детям вопросы, ответы на которые «да» или «нет». Учащиеся на вопросы с ответом «да» поднимают руки вверх, а «нет» - вперед.

БЛИЦ-ВОПРОСЫ

ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ И ДЕКОРИРОВАНИЮ

  1. Края ткани не осыпаются благодаря кромке? (да)
  2. Рисунок ярче и четче на изнаночной стороне? (нет)
  3.  Хлопок – это натуральное волокно? (да)
  4.  Лен – это химическое волокно? (нет)
  5.  Чертеж выполняют ручкой и на глаз? (нет)
  6.  Нужно соблюдать при работе правила техники безопасности? (да)
  7. Для декорирования можно использовать молнии? (да)
  8. Сумки относятся к аксессуарам? (да)
  9. Существуют ли мужские аксессуары? (да)
  10. Кружева могут быть только ручной вязки? (нет)
  11. Аппликация может быть только клеевая? (нет)

  1. Практическая работа. Декорирование изделия. (50 мин.)

«У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!», хотелось бы начать практическую работу с этих мудрых слов Монтескье.

  1. Инструктаж по охране труда.

– Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.

  • Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться…
  • Булавки вкалываем в ткань в направлении…
  • Во время работы электрическим утюгом, стоять на…
  • Во время работы ножницы должны находиться …

    Мы с вами приступаем к работе и вспоминаем профессии которые занимаются декором одежды (художник-модельер, конструктор - модельер, модельер-дизайнер, технолог швейного производства, швея-мотористка, вышивальщица)

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Кружковцы приступают к декорированию своих изделий по созданным ранее эскизам, выбранными материалами.

  1. Текущий инструктаж.

-проверка организованности начала работы учащихся;

          -проверка организации рабочих мест;

-соблюдение правил безопасного труда.

3.4.   Целевые обходы:

-Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

-концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;

-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

-контроль за бережным отношением учащихся;

-рациональное использование учебного времени.

  1. Заключительный инструктаж. (5мин.)
  • Анализ выполненной работы
  • Разбор типичных ошибок
  • Объяснение способов устранения ошибок

  1. Итоги занятия. (3мин.)

На следующем занятии мы продолжим декорировать свои изделия. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...