конспект урока "Лоскутное шитье"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

конспект урока  по технологии в 6 классе по теме: Лоскутное шитье. знакомство с некоторыми способами лоскутного шитья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 6 класс

ГБОУ НАО «НСШ им. А.П. Пырерки», учитель: Артеева Нина Николаевна

Тема: Лоскутное шитье.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология проблемного обучения.

Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений для изготовления лоскутного изделия (прихватки)

Задачи урока:

- формировать  представление о лоскутном шитье как древнем виде декоративно – прикладного творчества, о разнообразии видов лоскутных техник, видах лоскутных узоров, особенностях их выполнения.

- способствовать осознанию технологической последовательности выполнения выбранной техники лоскутного шитья

-формировать навык работы: с лоскутным материалом,  на швейной машине

Формирование УУД:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.

Регулятивные: уметь  анализировать свою работу, умение работать в группе.

Коммуникативные: строить  продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь аргументировать свой ответ.

Личностные: умение применить свои знания на практике.

Оборудование урока:

-  инструменты (швейная машина, иглы, нитки, булавки, ножницы, линейки, мелки);

-  материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров); 

-  таблица цветового круга; 

-  инструкционные карты; 

-  образцы готовых изделий выполненных в лоскутной технике; 

-  презентация «Лоскутное шитье»;

-  компьютер, видеопроектор.

Методы обучения:  лекция, беседа, задания исследовательского характера (исследовать образец), использование ИКТ.

Межпредметные связи: историякраеведение, информационные технологии, ИЗО, черчение, геометрия.

Ход урока:

  1. Организационный момент- 1 мин

-Прозвенел давно звонок

Поспешим начать урок!

-Как настроение? Улыбнитесь друг другу.

-Все пришли  на урок?

-А все ли  готово у вас к уроку?

  1. Мотивация к учебной деятельности- 2 мин

Игра «ДА-НЕТКА»

  1. Шелк- это волокно растительного происхождения? (Нет).
  2. По конструкции юбки делятся на прямые, конические и клиньевые? (Да).
  3. Уток- это продольная нить ткани, переплетающаяся с поперечными нитями? (Нет).
  4. При раскрое изделия кромку нужно срезать? (да).
  5. При раскрое линии на ткани нужно проводить карандашом?(Нет).
  6. Долевую нить при раскрое изделия учитывать не нужно.(Нет).

  1. Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач. -4 мин

Задание «Собери пазлы»: на доске вперемежку  расклеены буквы, попробуйте составить слово.

-Какое слово получилось? - ЛОСКУТОК

-Какую подсказку дает нам это слово? (Тема урока: лоскутное шитье)

-Слышали о таком виде рукоделия? Видали изделия, выполненные в лоскутном шитье? Может кто-то из вас что-то подобное сам шил?

- Что должны будем узнать и чему научиться на уроке? (Познакомиться с историей лоскутного шитья и научиться выполнять несложное изделие).

  1. Актуализация знаний.- 4 мин

- Как вы думаете, когда и почему люди стали украшать одежду и жилище изделиями из кусков ткани?( Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций)

-Что можно изготовить из кусочков ткани?

-А одежда ненцев, красиво украшенная орнаментом из меха, может считаться лоскутной мозаикой?

  1. Новый материал.- 10 мин

Вступительное слово учителя:

Принято считать, что зародилось лоскутное шитье в Англии, а затем распространилось по остальной Европе ( в том числе и на Руси), Америке, Австралии. Но всё же имеются подтверждения более ранних экземпляров.

Самая древняя аппликация, датированная  980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.

Работа с текстом.

История лоскутного шитья

Задание: прочитайте внимательно текст.

Россия до середины 18 века была домотканой. В долгие зимние вечера женщины коротали время за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Лоскутным шитьем изначально занимались только крестьяне.

 С конца 18 века и особенно в 19 веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. 
Было время, когда лоскутное шитье забылось на долгие  десятилетия. Но в 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Что даже крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства. 
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

Задание:

  1. Как вы понимаете слово «домотканой»?
  2. Как вы думаете, почему лоскутным шитьем занимались крестьяне?
  3. Что называют символом лоскутного шитья?
  4. Попробуйте составить определение понятию «лоскутное шитье»?

Презентация «Лоскутное шитьё».- цветовая гамма.

Физминутка- 1мин

  1. Решение проблемы.

Работа в группах.- 7 мин

Каждой группе выдан образец небольшого изделия в технике лоскутного шитья. 1 группа- прихватка в технике «бревенчатая изба». 2 группа- прихватка в технике «крейзи».

Задание: - Рассмотрите образец, подумайте, в какой последовательности выполнена данная техника лоскутного шитья. Составьте ответ и презентуйте его.

(В случае, если возникнут трудности группам выдаются технологические карты с изображением этапов без комментариев).

Ответы групп. – 8 мин

Группы отвечают. После ответов каждой группы учитель делает дополнения. Этапы техники в виде фото высвечиваются на экране.

II урок 

  1. Практическая работа.

Задание: выполните образец лоскутного шитья, технику выберите сами. Это могут быть те техники, которые мы разобрали или же вы можете выполнить свой вариант. Размеры работы вы продумайте сами. Работу можно выполнить в паре, можно индивидуально.

1.Какие инструменты и материалы вам понадобятся? (ножницы, иглы, булавки, швейная машина…)

2.Какие безопасные приемы труда мы должны соблюдать при работе? (работа с ножницами, иглами, утюгом и швейной машине)

  1.  Оценка своей работы и рефлексия.

Сейчас я выдам вам листочки с таблицей, вам нужно заполнить их и представить.

        _______________________

Техника лоскутного шитья

Что получилось

Что не получилось

Оценка

  1. Итоги и домашнее задание

- Вы сегодня молодцы, все старались. Ваши работы получились интересные.

-Что должны были узнать из сегодняшнего урока?

-Чему научиться? Достигнута цель?

Домашнее задание: п. 33- прочитать. Подготовить сообщение о других способах  лоскутного шитья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика.

В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой  техники  лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и...

Конспект урока (технология, 6 класс) по теме "Знакомство с техникой лоскутного шитья"

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не т...

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Цели: познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья;дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;научить изготавливать и пользо...

Конспект открытого занятия по теме: «Раскрой и шитье новогодней игрушки «Коза»

Ведущей идеей занятия является поэтапное обучение, воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности.Цель: Применение и закрепление полученных ЗУН при р...

Конспект урока "Лоскутное шитье"

конспект урока (ФГОС)...

План-конспект занятия по теме «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика».

Разработка план – конспекта  занятия кружка « Лоскутная пластика»...

Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.

Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....