Рабочая учебная программа для 10-11 классов
методическая разработка по технологии (10 класс)

Андиева Наталья Владимировна

Обучение школьников технологии строится на основе усвоения конкретных процессов преобразования и использования материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_10-11.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

                     Учебная программа

              Технология (обслуживающий труд)    

                               

        Основное среднее образование 10-11 класс

Составлена на основе примерной программы:

1. Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл. /Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).

составитель: Андиева Наталья Владимировна

учитель технологии МБОУ СОШ № 17

          г. Владикавказа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
  • Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.
  • Программа начального и основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд». Под ред. Хохловой М. В., Самородского П. С.,

Синицы Н. В., Симоненко В. Д. М.: «Вентана-Граф», 2008.

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 201_/201_ учебный год».

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов.

Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учётом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

-  развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов и услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

  •         формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  •     привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
  •         ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  •         развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  •         обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  •         воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  •         овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
  •         использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые  выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа для учащихся 10-11 классов по курсу "Технология" состоит из разделов: "Наш дом. Гигиена жилища", "Кулинария", "Экономика семьи", "Рукоделие", "Культура поведения и общения ", "Общественно-полезный труд", "Красота и здоровье. Гигиена девушки". Предлагаемый вариант программы призван реально способствовать всестороннему развитию личности школьницы, прививать первоначально жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство, нацелен на подготовку будущей хозяйки, матери, хранительницы домашнего очага, а также на углубление кругозора, ознакомление с вопросами экологии, экономики, культуры поведения, эстетики, дизайна, личной гигиены, косметологии, видами прикладного творчества. В программе учитываются национальные региональные и местные особенности и традиции, а также возможности школы для обеспечения всех разделов необходимым оборудованием.

        Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые игры, самостоятельную работу учащихся.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Учитывая региональные особенности нашего района от10 % до 50%  учебного времени отводится для  изучения национальных традиций, праздников, технологий изготовления блюд национальной кухни, элементов национального  костюма, элементов  декоративно-прикладного искусства. Познавательные сведения  и практическая работа НРК проводятся как параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой урока, так и отдельной темой.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Технология» в 10-11 классах  выделяется по 34 часа ежегодно  (из расчёта 1 учебный  час в неделю). Базовыми для рабочей программы для 10-11 классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома».

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, деловые игры, метод проектирования, контроль и самоконтроль. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками 10-11 классов творческих или проектных работ в конце каждого года обучения. Причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.

При организации творческой и проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении изделия, изготовление которого они выдвигают в качестве творческой идеи. 

При освоении курса «Технология»  в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, а также специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе изучения программного материала осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение и навыки делового бесконфликтного общения.

Распределение учебных часов по разделам

10 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

I

Введение. Техника безопасности. Основы санитарии и гигиены

1 час

II

Культура дома

1 час

III

Красота и здоровье

2 часа

IV

Основы приготовления пищи. Кулинария.

21 час

V

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Творческое проектирование.

6 часов

VI

Экономика семьи

1 час

VII

Культура поведения и общения

1 час

VIII

Общественно-полезный труд

1 час

Итого:

34 часа

11 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

I

Введение. Техника безопасности. Основы санитарии и гигиены

1 час

II

Культура дома

1 час

III

Красота и здоровье

2 часа

IV

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Творческое проектирование.

5 часов

V

Основы приготовления пищи. Кулинария.

22 часа

VI

Экономика семьи

1 час

VII

Культура поведения и общения

1 час

VIII

Общественно-полезный труд

1 час

Итого:

34 часа

Достижение поставленных целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения.

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи  до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

Содержание учебного материала 10-11 класс

10 класс (34 часа)

Раздел 1. Введение (1 час)

Введение в предмет «Технология» Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете.  Сущность предмета «Технология».  Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.

   Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Основные понятия темы: технология, творческий проект, научная организация труда, правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.

Раздел 2. Культура дома (1 час)

Интерьер жилища. Современные требования к интерьеру. Правила обновления интерьера. Культура дома, рациональное размещение мебели и предметов быта с учётом санитарно-гигиенических требований. Повседневная и генеральная уборка квартиры.

Основные понятия темы: требования к интерьеру, уборка квартиры, санитарно-гигиенические требования.

Раздел 3. Красота и здоровье   (2 часа).

Уход за кожей рук. Маникюр. Уход за кожей рук. Правила проведения маникюра. Грибковые заболевания рук. Уход за кожей ног. Педикюр. Уход за кожей ног. Правила проведения педикюра. Грибковые заболевания ног. 

Основные понятия темы: маникюр, педикюр.

Раздел 4. Основы приготовления пищи. Кулинария   (21 час).

Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия, обеспечивающие длительное сохранение продуктов растительного происхождения. Питательная ценность консервов. Консервирование овощей путем засолки, квашения. Консервирование овощей путем маринования. Способы консервирования овощных ассорти: лечо, салатов   и  т. д. Способы консервирования фруктов. Правила приготовления компотов. Способы приготовления варенья, конфитюра, мармелада. Способы приготовления повидла, джема.

Приправы и пряности. Специи. Ароматические и вкусовые добавки к пище.

Особенности и  блюда осетинской кухни. Особенности и  блюда русской кухни. Особенности и  блюда грузинской кухни. Особенности и  блюда армянской кухни. Особенности и  блюда азербайджанской кухни. Особенности и  блюда среднеазиатской кухни. Особенности и  блюда европейской кухни. 

Основные понятия темы: консервирование, уваривание с сахаром, приправы и пряности, особенности и блюда национальной кухни.

Раздел 5. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Творческое проектирование  (6 часов).

Творческий проект. Критерии оценки творческого проекта. Декоративно-прикладное искусство. Узор. Орнамент. Осетинский орнамент. Аппликация. Виды аппликации. Необходимые инструменты и материалы. Декупаж. Технология выполнения  техники декупаж. Применение декупажа в оформлении современного интерьера. Айрис - фолдинг. Квиллинг. Применение айрис-фолдинга и  квиллинга в оформлении современного интерьера. 

Основные понятия темы: творческий проект, осетинский орнамент, аппликация, декупаж, айрис – фолдинг, квиллинг.

Раздел 6. Экономика семьи  (1 час.)

Культура потребления. Основы рационального питания. Способы экономии семейного бюджета. Бюджет и питание. Составление меню с учетом витаминной ценности и сезона года. Пирамида питания. Сбалансированное питание.

Основные понятия темы: рациональное питание, экономии семейного бюджета.

Раздел 7. Культура поведения и общения  (1 час).

Национальные традиции. Менталитет. Поведение девушки со старшими, сверстниками, с мужчинами.

Основные понятия темы: национальные традиции, менталитет.

Раздел 8.  Общественно-полезный труд   (1 час).

Оказание посильной помощи школе.

11 класс (34 часа)

Раздел 1. Введение (2  часа).

Введение в предмет «Технология» Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете.        Сущность предмета «Технология».  Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.

   Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Основные понятия темы: технология, творческий проект, научная организация труда, правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.

Раздел 2. Культура дома(1 час).

Эстетика жилья. Планировка. Подбор декоративной отделки помещения в зависимости от назначения. Санитарно – гигиенические требования. Интерьер жилища. Рациональная планировка, освещение, роль комнатных растений и их размещение в интерьере. Цветовое решение интерьера в зависимости от ориентации дома (квартиры), характера и темперамента членов семьи.

Основные понятия темы: эстетика жилья, санитарно – гигиенические требования, рациональная планировка, цветовое решение интерьера.

Раздел 3. Красота и здоровье  (2 часа).

Оказание доврачебной помощи. Виды травм. Предотвращение травм. Доврачебная помощь. Лекарственные растения. Овощи и фрукты - аптека. Приготовление отваров, чаёв, вытяжек.

Основные понятия темы: доврачебная помощь, лекарственные растения.

Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Творческое проектирование  (5 часов).

Творческий проект. Критерии оценки творческого проекта. Декоративно-прикладное искусство. Рукоделие. Народное творчество. Батик – роспись по ткани. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Узелковый батик. Крейзи вул и крейзи квилт. Техники крейзи вул и крейзи квилт. Использование техник крейзи вул и крейзи квилт в интерьере. 

Основные понятия темы: рукоделие, народное творчество, батик, крейзи вул, крейзи квилт, проект.

Раздел 5. Основы приготовления пищи. Кулинария  ( 22 часа).

Культура питания осетин. История возникновения блюд осетинской кухни. Правила поведения за осетинским столом. Напитки осетинской кухни. История возникновения пива. Ронг. Арака. Алаутон. Холодные блюда осетинской кухни. Соусы. Закуски. Молочные блюда осетинской кухни. Разновидности дзыкка. Мясные блюда осетинской кухни. Первые блюда осетинской кухни. Овощные блюда осетинской кухни. Осетинские блюда из зерновых и бобовых культур. Изделия из теста. Осетинские пироги. Изделия из теста. Выпечка осетинской кухни. Кухня наших соседей. Особенности и  блюда грузинской кухни. Особенности и  блюда кабардино-балкарской кухни. Особенности и  блюда чечено-ингушской кухни. 

Основные понятия темы: блюда осетинской кухни, блюда национальной кухни.

Раздел 6. Экономика семьи   (1 час).

Рациональное планирование бюджета семьи. Бюджет семьи. Доходы. Расходы. Накопления. Непредвиденные траты. 

Основные понятия темы: планирование бюджета, доходы, расходы, накопления.

Раздел 7. Культура поведения и общения  ( 1 час).

Этикет. Этикет в осетинском обществе. Нормы поведения. Мораль. Формирование традиций семьи с учётом национальных и региональных особенностей. Девушка, женщина, невестка в осетинской семье.

Основные понятия темы: этикет, нормы поведения, мораль.

Раздел 8. Общественно-полезный труд  (1 час).

Оказание посильной помощи школе.

Требования к уровню подготовки выпускников 10-11 классов

В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • влияние технологий на общественное развитие;
  • составляющие современного производства товаров или услуг;
  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
  • основные этапы проектной деятельности;
  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

  • рационально планировать освещение, определять цветовое решение,
  • размещать комнатные растения, изделия декоративно-прикладного искусства в интерьере жилого      дома;
  • работать необходимыми инструментами и бытовыми электро-приборами;
  • приготавливать блюда из молока и молочных продуктов национальной кухни;
  • приготавливать мясные блюда национальной кухни;
  • приготавливать различные виды теста и изделия из него, начинку для осетинских пирогов;
  • уваривать фрукты и ягоды с сахаром по технологическим картам;
  • приготавливать сухофрукты, консервировать овощи;
  • сервировать праздничный стол и принимать гостей;
  • соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в быту;
  • определять основные свойства натуральных и искусственных тканей;
  • изготавливать изделия с элементами декоративно-прикладного искусства;
  • оказывать первую  (доврачебную) помощь, ухаживать за больным ребёнком;
  • приготавливать настои, чаи, отвары из лекарственных растений;
  • грамотно ухаживать за телом;
  • анализировать семейный бюджет; вести домашнюю финансовую документацию;
  • определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
  • использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
  • проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
  • организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
  • выполнять изученные технологические операции;
  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
  • составлять резюме и проводить самопрезентации.

 Тематическое планирование 10 класс

Тема

Теоретические

сведения

Кол-во часов

Методы

проведения

Оборудование

Практическая

работа

I.   Введение – 1 час.

1

Введение

Пожарная безопас -ность. Требования к учащимся на уроке. Правила пользования кабинетом. Т/б и с/г.

1

Беседа.

Инструктаж

Таблицы, т/б.

II.  Основы приготовления пищи. Кулинария. – 21 час.

2

Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования.

Условия, обеспечива- ющие длительное сохранение продуктов растительного происхождения. Питательная ценность консервов.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион- ные карты.

3

1

4

Консервирование овощей. Засолка. Квашение.

Консервирование овощей путем засолки, квашения.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион- ные карты. Оборудование.

Консервирова- ние овощей путем засолки, квашения.

5

Консервирование овощей. Маринование.

Консервирование овощей путем маринования.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион- ные карты. Оборудование.

Консервирова- ние овощей путем маринования.

6

Консервирование овощных ассорти.

Способы консервирования овощных ассорти: лечо, салаты  и  т. д.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион- ные карты. Оборудование.

Консервирова- ние овощных ассорти.

7

Консервирование фруктов.

Способы консервирования фруктов. Правила приготовления компотов.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион- ные карты. Оборудование.

Консервирова- ние компотов.

8

Варка варенья.

Способы приготовления варенья, конфитюра, мармелада.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Варка варенья.

9

Варка повидла, джема.

Способы приготовления повидла, джема.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Варка повидла, джема.

10

Итоговое занятие по консервированию

Проверка полученных знаний, умений и навыков.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Дегустация приготовленных консервов.

11

1

Особенности и блюда национальной кухни.

12

Приправы и пряности.

Приправы и пряности. Специи. Ароматические и вкусовые добавки к пище.

1

Рассказ. Инструктаж.

Образцы пряностей приправ и специй.

13

1

14

Блюда осетинской кухни.

Особенности и  блюда осетинской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Рецептура, оборудование кабинета.

Приготовление блюд осетинской кухни.

15

1

16

Блюда русской кухни.

Особенности и  блюда русской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Рецептура, оборудование кабинета.

17

Блюда грузинской кухни.

Особенности и  блюда грузинской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Рецептура, оборудование кабинета.

18

Блюда армянской кухни.

Особенности и  блюда армянской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Рецептура, оборудование кабинета.

19

Блюда азербайджанской кухни.

Особенности и  блюда азербайджанской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Рецептура, оборудование кабинета.

20

Блюда среднеазиатской кухни.

Особенности и  блюда среднеазиатской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Рецептура, оборудование кабинета.

21

Блюда европейской кухни.

Особенности и  блюда европейской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Рецептура, оборудование кабинета.

22

Итоговое занятие по кулинарии.

Проверка полученных знаний, умений и навыков.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Приготовление блюда по выбору учащихся.

III. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 6 часов.

23

Творческое проектирование.

Творческий проект. Критерии оценки  творческого проекта.

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета. Проекты.

24

Декоративно-прикладное искусство.

Узор. Орнамент. Осетинский орнамент.

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета. Проекты.

25

Аппликация. Технология выполнения.

Аппликация. Виды аппликации. Необходи мые  инструменты и материалы. Разработка эскиза.

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета. Проекты.

Разработка эскиза.

26

Декупаж. Технология выполнения  техники декупаж.

Технология выполне- ния техники декупаж. Применение декупажа в оформлении современного интерьера.

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета. Проекты.

27

Айрис - фолдинг.

Квиллинг.

Применение айрис-фолдинга и квиллинга в оформлении совре менного интерьера.

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета. Проекты.

28

Защита проекта.

1

Об-е кабинета. Проекты.

Защита проекта.

IV. Красота и здоровье. – 2 часа.

29

Уход за кожей рук. Маникюр.

Уход за кожей рук. Правила проведения маникюра. Грибковые заболевания рук.

1

Инструктаж. Рассказ.

Таблица, доклады. Инструменты и приспособле- ния

Проведение маникюра.

30

Уход за кожей ног. Педикюр.

Уход за кожей ног. Правила проведения педикюра. Грибковые заболевания ног.

1

Беседа, рассказ.

Таблица, доклады.

V. Наш дом. Гигиена жилища. – 1 час.

31

Интерьер жилища.

Современные требования к интерьеру. Правила обновления интерьера.

1

Беседа, рассказ.

Доклады, журналы.

VI. Культура поведения и общения. – 1 час.

32

Национальные традиции.

Национальные традиции. Поведения девушки со старшими, сверстниками, с мужчинами.

1

Беседа.

Доклады.

VII. Экономика семьи. – 1 час.

33

Культура потребления. Основы рационального питания.

Способы экономии семейного бюджета. Бюджет и питание. Составление меню с учетом витаминной ценности и сезона года.

1

Инструктаж. Рассказ.

Доклады.

Составление меню.

VIII.  Общественно - полезный труд. – 1 час.

11 класс

Тема

Теоретические

сведения

Кол-во часов

Методы

проведения

Оборудование

Практическая

работа

I.   Введение – 1 час.

1

Введение

Пожарная безопас- ность. Требования к учащимся на уроке. Правила пользования кабинетом. Т/б и с/г.

1

Беседа.

Инструктаж.

Таблицы, т/б.

II.  Кулинария. – 22 часа.

2

Основы рационального питания.

Составление меню на одну неделю для разных возрастных категорий с учетом калорийности и сезонности.

1

Инструктаж. Самостоятельная работа.

Образцы меню. Таблицы калорийности.

Составление меню.

3

Культура питания осетин.

Культура питания осетин. История возникновения блюд осетинской кухни. Правила поведения за осетинским столом.

1

Беседа.

Калоев “Осетины”, ”Осетинская кухня”.

4

Напитки осетинской кухни.

История возникновения пива. Ронг. Арака. Алаутон.

1

Беседа.

Калоев “Осетины”, ”Осетинская кухня”. Доклады.

5

Холодные блюда осетинской кухни.

Холодные блюда осетинской кухни. Соусы. Закуски. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Инструкцион -ные карты. Оборудование кабинета.

Приготовление соусов.

6

1

7

Молочные блюда осетинской кухни.

Молочные блюда осетинской кухни. Разновидности дзыкка.

1

Рассказ. Инструктаж.

Инструкцион- ные карты. Оборудование. Посуда.

Приготовление дзыкка.

8

1

9

Мясные блюда осетинской кухни.

Мясные блюда осетинской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Инструкцион-ные карты. Оборудование. Посуда.

Приготовление лывжа.

10

1

11

Первые блюда осетинской кухни.

Первые блюда осетинской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Посуда.

Приготовление супа.

12

1

13

Овощные блюда осетинской кухни.

Овощные блюда осетинской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Приготовление овощного блюда осетинской кухни.

14

1

15

Блюда из зерновых и бобовых культур.

Осетинские блюда из зерновых и бобовых культур. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Посуда.

Приготовление блюда из зерновых и бобовых культур.

16

1

17

Изделия из теста. Осетинские пироги.

Изделия из теста. Осетинские пироги. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Посуда.

Приготовление  осетинских пирогов.

18

1

19

Изделия из теста. Выпечка осетинской кухни.

Изделия из теста. Выпечка осетинской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

Инструкционные карты. Оборудование. Посуда.

Приготовление изделий из теста осетинской кухни.

Кухня наших соседей.

20

Особенности и  блюда грузинской кухни.

Особенности и  блюда грузинской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

21

Особенности и  блюда кабардино-балкарской кухни.

Особенности и  блюда кабардино-балкарской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

22

Особенности и  блюда чечено-ингушской кухни.

Особенности и  блюда чечено-ингушской кухни. Рецептура.

1

Рассказ. Инструктаж.

23

Итоговое занятие по кулинарии.

Проверка полученных знаний, умений и навыков.

1

Рассказ. Инструктаж.

Таблицы. Инструкцион-ные карты. Оборудование.

Посуда.

Приготовление блюда по выбору учащихся.

III. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Творческое проектирование. - 5 часов.

24

Творческое проектирование. 

Творческий проект. Критерии оценки творческого проекта.

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета. Проекты.

25

Декоративно-прикладное искусство.

Рукоделие. Народное творчество. Изготовление

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета.

26

Батик – роспись по ткани

Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Узелковый батик.

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета.

27

Крейзи вул и крейзи квилт

Техники крейзи вул и крейзи квилт. Использование техник крейзи вул и крейзи квилт в интерьере.

1

Рассказ. Инструктаж.

Оборудование кабинета.

28

Защита проекта.

1

Защита проекта.

Оборудование кабинета.

Защита проекта.

IV.  Красота и здоровье. – 2 часа.

29

Оказание доврачебной помощи.

Виды травм. Предотвращение травм. Доврачебная помощь.

1

Рассказ.

Таблица. Доклады.

30

Лекарственные растения.

Овощи и фрукты - аптека. Приготовление отваров, чаёв, вытяжек.

1

Беседа, рассказ.

Таблица Доклады.

V.  Наш дом. Гигиена жилища. – 1 час.

31

Эстетика жилья.

Планировка. Подбор декоративной отделки помещения в зависимости от назначения. Санитарно – гигиенические требования.

1

Беседа, рассказ.

Доклады, журналы.

VI.  Культура поведения и общения. – 1 час.

32

Этикет.

Этикет в осетинском обществе. Нормы поведения. Мораль.

1

Беседа.

Доклады.

V. Экономика семьи. – 1 час.

33

Рациональное планирование бюджета семьи.

Бюджет семьи. Доходы. Расходы. Накопления. Непредвиденные траты.

1

Инструктаж. Рассказ.

Доклады.

Рациональное планирование бюджета семьи.

VII.  Общественно - полезный труд. – 1 час.

Литература для учителя

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 10 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
  2. Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96с.
  3. Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 кл: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144с.
  4. Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы./Методическое пособие/Ф.А.Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143с.
  5. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2003.
  6. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2004.
  7. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2005.
  8. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2006.
  9. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2007.
  10. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008.
  11. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009.
  12. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.
  13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2002. – 192с.
  14. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.
  15. Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.
  16. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.
  17. Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с.
  18. Технология: вторая жизнь вещей. (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах)/Автор – составитель Т.Ф.Софьина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 47с.
  19. Технология: этот чудесный батик (конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани»)/Авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78с.
  20. Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.
  21. Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.
  22. Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.

Литература для учащихся

  1. Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416с.
  2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.
  3. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112с.
  4. Горячева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 96с.
  5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб.: Детство –Пресс, 2004. – 48с.
  6. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-Пресс. 2004. – 208с.
  7. Давидовски Марион. Весёлые куклы. – М.: ВНЕШСИГМА, 1998. – 64с.
  8. Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.
  9. Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.
  10. Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.
  11. История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
  12. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 64с.
  13. Кискальт Изольда. Солёное тесто. – М.: ЗАО «АСТ-ПРЕСС», 1998. – 143с.
  14. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в техник гильоширования. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 88с.
  15. Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 448с.
  16. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2002. – 96с.
  17. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М.: ЭКСМО, 2000. – 80с.
  18. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003. – 110с.
  19. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 96с.
  20. Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64.
  21. Мур Х. Креативный пэчворк./Х.Мур, Т.Стоктон. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 94с.
  22. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/Авт.-сост. А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», 2007. - 680с.
  23. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.
  24. Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.
  25. Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000. – 192с.
  26. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 480с.
  27. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. – М.: Высшая школа, 1993. – 43с.
  28. Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.
  29. Хелмкэмп Эми Уэлен. Лосктуное шитье из синельной ткани. – М.: «Кристина – новый век». 2006.-95с.
  30. Цимуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 192с.
  31. Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.- 16с.
  32. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.
  33. Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с.
  34. Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.
  35.  Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

 

 История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел. http://remesla.ru/

   

Технологии обработки тканей и пищевых продуктов

 

Сайт учителя технологии для девочек. Кулинария. Интерьер. Цветы. Этикет. Кожа. Литература. Афоризмы о труде. Фотографии. Проекты.

http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool

 

Сценарии трех уроков технологии с использованием электронных ресурсов ("Энциклопедия Кирилла и Мефодия") по теме "Гостевой этикет".

http://edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k15.htm

 

Обобщающий урок по разделу "Технология обработки пищевых продуктов", "Электронные таблицы". Тема урока: "Исследование комплексного меню завтрака (ужина)".

http://vlc.pedclub.ru/modules/wfsection/print.php?articleid=86

 

Секреты традиционной китайской кухни.

http://www.ournet.md/~chinesecookery

 

 Этот кулинарный портал – незаменимый помощник и начинающего и профессионального кулинара, где и учителя и ученики найдут полезную информацию о многих продуктах, овощах и фруктах, советы начинающим кулинарам, рецепты и статьи о кухнях народов мира. Ежедневные обновления.

http://kuking.net/

 

Эта страничка об изделиях, выполненных лоскутной техникой – одеяла, панно и современный русский костюм.

http://pembrok.narod.ru/sharsmain.html

 

Сайт учителя технологии для девочек. Крайне полезный! Программы. Тематическое планирование. Построение чертежей и выкроек. Дизайн кухни и интерьеров и многое другое.

http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool

 

Книги по технологии и ДПИ, иллюстрации по всем разделам для мальчиков и девочек.

http://remesla.ru/

 

Все о вязании, рукоделии и кулинарии с рисунками.

http://ad.adriver.ru/cgi-bin/erle.cgi?sid=37653&bn=1&target=blank&bt=2&pz=0&rnd=782571600

 

Кулинария. Рецепты, медиатека. Практикум по кулинарии. Материаловедение.

http://sc1173.narod.ru/texn-med.html

 

Декада технологии в школе.

http://pages.marsu.ru/iac/school/sh2/sv/tehnol/index.html

 

Сахар (сахароза): исторические факты, источники в природе, применение, производство, потребление.

http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000344/1000344a1.htm#1000344-A-101

 

Интересные факты про запах и вкус веществ: самые противные и самые приятно пахнущие вещества, роль пахучих веществ в животном и растительном мире, чувствительность к запаху и вкусу веществ, связь запаха и вкуса со строением молекул.

http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010554/1010554a1.htm

Пища: минеральные вещества и их значение. Макро- и микроэлементы, их роль в построении костной ткани и важнейших обменных процессах организма.

http://www.water.ru/bz/digest/min_subst.shtml

 

Декоративно-прикладное искусство

 

Задание творческого характера на уроках трудового обучения. Статья Ж.А. Мугаловой на страницах "Педагогического вестника".

http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/6_1/

 

Ненаглядное пособие. Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html

 

Учебники по ДПИ.

http://remesla.ru/

 

Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html

 

Информация о том, как складывать разнообразные фигурки из бумаги, начиная с самых простых, и заканчивая сложными. Фотографии готовых моделей.

http://www.vostal.narod.ru/

 

Школьный кружок по росписи ткани. Можно получить консультации и научиться рисовать.

http://www.catalog.alledu.ru/predmet/trud/http/www.sunrain.by.ru

 

Приемы, техника, описание узоров плетения из бисера.

http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm

 

Изготовления изделий в стиле лоскутной техники «пэтчворк». Работы: фотографии, описания изготовления.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html

 

Страница посвящена бисеру и работе с ним. Создание украшений и модных вещей. Галереи работ, ссылки на родственные сайты.

http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm

 

Игрушки из мастерских вальдорфских школ. Фотогалереи игрушек, изготовленных в вальдорфских школах Санкт-Петербурга. Тряпичные куклы в русских народных костюмах, изготовленные по традиционным технологиям. Деревянные конструкторы и игрушки в народном стиле. Вальдорфские куклы. Исторические очерки о народной кукле: социокультурная роль куклы, традиции изготовления и использования. Современная техника изготовления тряпичной куклы.

http://kenunen.boom.ru/igru/toys_1.html

 

 

Гобелен. Исторический очерк из истории гобеленов и шпалерного производства. Техника изготовления гобеленов.

http://archive.1september.ru/nsc/2002/02/7.htm

 

Уроки плетения из бисера. Приемы, техника, описание узоров.

http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm

 

Сайт для тех, кто любит вышивать. Очень много цветных бесплатных схем, которые можно скачать.

http://www.rukodelie.ru

 

Картины-панно в технике «аппликация соломкой». Последовательность и технология изготовления.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/ 

 

Волшебный лоскуток. Изготовления изделий в стиле лоскутной техники «пэтчворк». Работы: фотографии, описания изготовления.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html 

 

Декоративно-прикладное творчество. Раздел сайта Ярославского областного центра дистанционного обучения школьников.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/indexa.html

 

Игрушки-сувениры. Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей.

http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Учебная  программа    основного  общего     образования по обществознанию  разработана  на   основе  федерального  компонента...

Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая учебная программа по химии 8 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по химии составлена на основе программы О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе "Программы О.С.Габриелян " 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 11 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 11 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов...