Программа кружка
рабочая программа по технологии (9 класс)

Вышивка лентами 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka_lentami_9_kl.docx50.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Факультативных занятий

       

Вышивка лентами

для  9 класса

                     

                                        

                                                                                                                                                                    Разработала: Ильницкая Н. В.

Пояснительная записка

   Вышивка лентами интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство. Вышивка лентами - один из видов декоративно-прикладного искусства, доступна для восприятия и актуальна, её красота пробуждает интерес к истории возникновения этого вида искусства.

   Целью курса является создание  условий для формирования и развития творческих способностей учащихся,  углубления знаний, полученных на уроках по вышивке, приобретения новых полезных умений и навыков, а также приближение обучения и воспитания к жизни.

      При реализации программы необходимо использовать знания учащихся, полученные ранее на уроках трудового обучения. В содержание программы  включены материалы, развивающие познавательный  интерес учащихся к данному виду рукоделия и творческой деятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию, расширяющие кругозор школьников, совершенствующие умения и навыки вышивания.  Навыки, полученные при изучении данного курса, дают возможность применять полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

   При изучении этого курса девушки знакомятся с историей возникновения вышивки, учатся технологически правильно выполнять вышивку украшающими швами, углубляют свои знания в области цветоведения, воспитывают аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

   Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить окружающий нас мир.

    История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для этого вида вышивки берётся очень узкая  лента, которая подходит ко всем типам тканей. Она свободно проходит через любой уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники в том, что она придаёт рисунку объёмность. Изучив шаговое описание швов, можно без труда повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик. Оригинальный объёмный рисунок или бант может объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба.

    Изучение техники вышивки лентами требует кропотливого труда, именно поэтому учитель должен большей частью работать  с ученицами индивидуально. Занятия должны проходить в хорошо освещённом помещении.

   Для вышивки лентами используются острые иглы, которые должны свободно входить в ткань, не образуя при этом затяжек. Ушко иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему.

    Для основы при вышивке лентами можно использовать самые разнообразные ткани. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надёжно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь неё легко проходила нитка. Вначале рекомендуется освоить вышивку основных стежков. В основе вышивки лежат украшающие швы: стебельчатый, тамбурный, шов «узелки», «вперёд иголку», «вытянутый стежок с завитком», «петелька с глазком».

      Приступая к практической работе, учитель должен обратить внимание на безопасные приемы работы, санитарно-гигиенические требования и в дальнейшем следить за их соблюдением.

       Актуальность этой программы связана с углублением знаний содержательной линии «Художественная обработка материалов», получаемых на уроках трудового обучения.

        Материальная обеспеченность реализации данного курса доступна и не вызывает затруднений в обеспечении практической деятельности учащихся (альбомные листы  А 4, карандаши, ткань, иглы, шёлковые ленты (органза), нити мулине, картон, ножницы, игольница).         

       По окончании курса учащиеся должны знать:

  • историю возникновения техники вышивки лентами;
  • ассортимент шёлковых лент;
  • технологию выполнения украшающих швов;
  • правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования;
  • требования и организацию учебного места.

Должны уметь:  

  • готовить ткань к работе и переводить рисунок на ткань;
  • выполнять эскизы изделий;
  • технологически правильно выполнять украшающие швы;
  • применять полученные знания на практике;
  • организовать учебное место;
  • соблюдать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования.                                                   

      Обучая учащихся технике вышивки лентами учитель может использовать:

- практические методы обучения (упражнения по выполнению швов, операций, выполнение комплексного задания);

-  наглядные (демонстрация образцов швов, показ трудовых приёмов, самостоятельные наблюдения учащихся);

-  словесные  (рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся с литературой).

  Формами обучения могут быть: индивидуальные (учебная цель общая для всех, но обучаются все самостоятельно), групповые (учитель работает сразу со всей группой, все учащиеся выполняют одинаковое задание), коллективные (цель общая только для членов команды (бригады), задачи в бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение деятельности).

    Для оценки результативности знаний учитель может  применить нулевой, текущий и заключительный мониторинги. Используя нулевой мониторинг качества знаний и умений, учитель проводит анкетирование или собеседование учащихся. В текущем мониторинге оценивает усвоение материала и выполнение практических заданий. Заключительный мониторинг предусматривает выполнение творческой работы, в котором оценивается степень используемых знаний.                            

          Программа курса рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю) для  учащихся  9-х классов.

Учитель имеет право изменять перечень изготавливаемых изделий.

                                     

Примерный тематический план

п/п

1-2

3-4

5-6

7-8

9-12

13-14

15-16

17-18

19-20

 

         Наименование раздела и темы

  Введение.

 Материалы, инструменты и приспособления для вышивки лентами.

Подготовка ткани к вышивке.  Основные элементы вышивки.

Приемы вышивки объемных элементов.

Создание коллекции швов.

Выполнение творческой работы.

   -Подбор сюжета.

 -  Подготовка плана работы над  изделием.

                                              -Создание эскиза или перевод рисунка на ткань.

  -Последовательное выполнение творческой работы с использованием различных приемов и элементов объемной вышивки.

   Оформление работы.       Контроль качества изделия.

Итоговое занятие  

                                                             

Итог

 Количество часов

2

2

2

6

20

2

2

2

12

2

1

35

СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ

                                   

  1. Введение (2 часа )

  Ознакомление с содержанием курса, его целью и задачами. Общие сведения о технике вышивке лентами, истории ее возникновения.

  Учебное место и его организация. Внутренний распорядок, безопасные приемы деятельности, санитария  и личная гигиена.

  Практическая работа. Работа с книгами, журналами, сайтами Интернета. Сбор информации для выполнения творческой работы.

           II. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки лентами.

( 2 часа).

Инструменты, принадлежности, приспособления, материалы для вышивания лентами. Подбор ткани для основы. Расчет количества лент и ниток для вышивки. Подбор вышивальных игл.

Практическая работа. Просмотр коллекции ниток и лент. Определение толщины ниток и ширины лент. Подбор необходимых материалов, инструментов и приспособлений для работы.

       III.  Подготовка ткани к вышивке.  Основные элементы вышивки.

(2 часа).

Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка. Знакомство  с основными элементами вышивки.

Практическая работа. Работа с лентами различной ширины. Плоский узел. Закрепление ленты. Отработка основных элементов объемной вышивки.

IV  Приемы вышивки объемных элементов. Создание коллекции швов

(6часа).

Практическая работа. Приемы вышивки объемных элементов: прямой стежок, ленточные швы;  петля с прикрепом; французский узелок; колониальный узелок; вышивка розы; ленточные банты. Изготовление коллекции швов и узоров объемной вышивки. Оформление готовых образцов.

        V        Выполнение творческой работы.( 20 часов).

Практическая работа. Подбор сюжета. Подготовка плана работы над  изделием. Создание эскиза или перевод рисунка на ткань. Последовательное выполнение творческой работы с использованием различных приемов и элементов объемной вышивки.

   VI Оформление  готового изделия. Защита творческой работы ( 2 часа).

 Оформление готовой работы.

Практическая работа. Оформление изделия в рамку. Защита творческой работы.

VII Итоговое занятие  ( 1 ч )

  Подготовка материалов для выставки: отбор лучших изделий и организация выставки.

                                                   

                         

Атласная лента─ может изготавливаться как из синтетических волокон, так  

                                 и из натурального шёлка. Такие ленты могут быть  

                                 двусторонними, матовыми или блестящими.  

Водорастворимый маркер─  фломастер с голубыми или розовыми

                                                     чернилами. Линии, нанесённые им, исчезают

                                                     при контакте с водой.

Декорировать ─ придать красивый внешний вид.

Длина стежка ─ расстояние между входом и выходом иголки.

Канва ─ сетчатая хлопчатобумажная аппретированная ткань, применяемая            

               как основа для вышивки. 

Лента с текстурой─ часто бывает с ворсом, например бархатная,

                                     используется для придания изделию законченного вида.

Прозрачные ленты─ обычно изготавливаются из блестящей органзы или

                                       жоржета. На прозрачную ленту может быть нанесен

                                       рисунок, она может быть вышитой или гладкой.

Стежок ─ след от нитки на ткани.

Украшающий шов ─ одинаковые стежки, следующие друг за другом.

Цвет ─  световой фон, окраска.

Цветовая гармония  ─  это согласованность цветов.

Органза─  материал из натуральных волокон мелкого плетения,

                                       прозрачный.

Шов ─ соединение деталей швейных изделий с помощью ниток.                  

                                            

Литература:

  1. Бобита М. Рукоделие: Умелые руки.- Харьков: Фолио; Единорог, 1997-186с.
  2. Все для девочек: Рукоделие и домоводство. М.: АСТ, 2003.
  3. Вышивка в умелых руках.-М.: ООО «Изд. АСТ»,2003.-288с.
  4. Д. Гордон. Вышивка лентами. Энциклопедия. М.: АРТ-РОДНИК,2006-256с.
  5. Ксюша для любителей рукоделия. Мн.: Изд. «Белорусский дом печати» 7/2006
  6. Лена. Рукоделие. М.: « Изд. АСТ» 2004.
  7. Огерчук Л.Ю. Волшебная швейная игла. М.: «Школа-Пресс», 2000.
  8. Степанова Э. Книга домашнего рукрделия. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

      9.  Чотти Д. Вышивка шёлковыми лентами: Техника. Приёмы.

           Изделия/Пер. с ит.-М.АСТ-ПРЕСС,2004-160с.          

                                                 

п/п

Тема урока

Количество

часов

Теоретические  сведения

Практическая

работа

Календарные

сроки        

Речевая

работа

1-2

Введение.

      2

  Ознакомление с содержанием курса, его целью и задачами. Общие сведения о технике вышивке лентами, истории ее возникновения.

  Учебное место и его организация. Внутренний распорядок, безопасные приемы деятельности, санитария  и личная гигиена.

. Работа с книгами, журналами, сайтами Интернета. Сбор информации для выполнения творческой работы.

3-4

Материалы, инструменты и приспо-    собления для вышивки лентами.

2

Инструменты, принадлежности, приспособления, материалы для вышивания лентами. Подбор ткани для основы. Расчет количества лент и ниток для вышивки. Подбор вышивальных игл.

Просмотр коллекции ниток и лент. Определение толщины ниток и ширины лент. Подбор необходимых материалов, инструментов и приспособлений для работы.

Гобеленовые иглы, иглы- «синель». Пяльцы. Канва.

5-6

Подготовка ткани к вышивке.  Основные элементы вышивки.

2

Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка. Знакомство  с основными элементами вышивки.

. Работа с лентами различной ширины. Плоский узел. Закрепление ленты. Отработка основных элементов объемной вышивки.

Плоский узел.

7-12

Приемы вышивки объемных элементов. Создание коллекции швов

6

Приемы вышивки объемных элементов. Создание коллекции швов.

Приемы вышивки объемных элементов: прямой стежок, ленточные швы;  петля с прикрепом; французский узелок; колониальный узелок; вышивка розы; ленточные банты. Изготовление коллекции швов и узоров объемной вышивки. Оформление готовых образцов.

прямой стежок, ленточные швы;  петля с прикрепом; французский узелок; колониальный узелок; вышивка розы; ленточные банты.

13-14

15-16

17-18

19-20

21-32

Выполнение творческой работы:

-подбор сюжета;

-подготовка

плана рабо-

ты над изделием;

-создание эскиза или перевод рисунка на ткань;

-последова-тельное выполнение

творческой

работы .

-изготовле-

ние картины.

2

2

2

         2

       12

подбор сюжета;

-подготовка

плана работы над изделием;

-создание эскиза или перевод рисунка на ткань;

-последовательное выполнение

творческой

работы .

-изготовление картины

    33-34

Оформление  готового изделия. Защита творческой работы

         2

Оформление  готового изделия. Защита творческой работы

Оформление изделия в рамку. Защита творческой работы.

     35

Итоговое занятие  

1

  Подготовка материалов для выставки: отбор лучших изделий и организация выставки.

     

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  1. Стол производственный
  2. Ножи поварской тройки
  3. Доски разделочные с соответствующей маркировкой
  4. Кастрюли разной емкости
  5. Сковороды
  6. Противни
  7. Мясорубка
  8. Шумовка
  9. Дуршлаг
  10.  Сито
  11.  Венчик для взбивания
  12.  Молоток для отбивания порционных полуфабрикатов из рыбы, мяса, с/х птицы
  13.  Скалка для раскатывания теста
  14.  Веселка деревянная
  15.  Лопатки для переворачивания изделий
  16.  Ложки разливательные
  17.  Толкушка
  18.  Чайники доливные и заварочные
  19.  Посуда столовая: тарелки глубокие и мелкие столовые, десертные, закусочные, салатники, соусники
  20.  Посуда чайная: чашки и блюдца чайные, стаканы, креманки, вазочки для варенья
  21.  Приборы основные: столовый, рыбный, закусочный, десертный
  22.  Сервизы чайный, кофейный, столовый для сервировки стола
  23.  Скатерти
  24.  Салфетки льняные
  25.  Технологические карточки
  26.  Таблицы и плакаты по кулинарии
  27.  Опорные схемы
  28.  Альбомы

      Оборудование:

  1.  Электроплита

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ УЧИТЕЛЮ И УЧАЩИМСЯ

Основные учебники для учащихся:

  1. Ермакова В.И. Альбом плакатов по кулинарии, 10-11 класс. Приложение к учебнику «Основы кулинарии».-М.:Просвещение,2002
  2. Ермакова В.И. Основы кулинарии, 10-11 класс.-М.:Просвещение,2002
  3. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены, 10-11 класс. .-М.:Просвещение,2002

Литература для учителя:

  1. Алешина Л.М., Ловачева Г.Н., Мглинец А.И. Справочник технолога общественного питания.-М.:Колос,2000

  2.  Лощенкова С.В. Блины и блинчики.-Челябинск.:Аркаим,2005

3. Ляховская Л.П. Православная обрядовая кухня.-С-Пб.:Лейла,1996

4.  Маргулис И.Правильное питание.-М.:Терра-Терра,1997

5. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях   общественного питания.-Ростов-на-Дону.:Феникс,2000

6.  Сани Луиза. Фантазии из овощей и фруктов.-М.:Ниола 21 век,2004

7.  Сучкова Е. Большая книга тортов и пирожых.-М.:Олма-Пресс,2003

8. Все о женщине или женщина – это все. Энциклопедия женщины.-С-Пб.:ВИС,1994

9. Как красиво накрыть стол. Перевод с нем. Т.Григорьевой.-М.:Аст-Пресс,1996

 10. Сборник  рецептур блюд и кулинарных изделий  для предприятий       общественного питания.Под редакцией Ф.Л.Марчука.-М:Хлебпродинформ,1996

 11.Украшаем стол и принимаем гостей. Перевод И.Осипова.-М.:ТРИЭН,1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме).  Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)

Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...