Методическая разработка " Проектная деятельность на уроках технологии"
методическая разработка по технологии (6, 7, 8 класс)

Злобина Любовь Германовна

Методическая разработка " Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_tehnologii.docx60.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Методическая разработка по предмету Технология

Проектная деятельность на уроках технологии

в условиях реализации ФГОС

                                                   

                                               

                                                           

                                                         Автор – составитель: Злобина Любовь Германовна

                                                                                          учитель технологии и черчения

                                                                                          высшая

                                                                                          квалификационная  категория.                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                   

                                                       

г. Набережные Челны

2020г.

                             

Проектная деятельность на уроках технологии

в условиях реализации ФГОС

1. Пояснительная записка

2. Содержание.

2.1. Введение.

2.2. Роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении.

2.3. Творческие проекты в школьном курсе «Технология».

2.4. Формирование у школьников технологической и проектной культуры.

2.5. Основные принципы разработки творческих проектов.

2.6. Методика выполнения проектов.

2.7. Оценка творческого проекта и работы.

2.8. Использования ИКТ при выполнении творческих проектов.

2.9. Заключение.

3. Список использованных источников и литературы.

4. Приложения.

Приложение 1. Модель совместной деятельности учителя и учащихся над

творческим проектом.

Приложение 2. Банк проектов.

Приложение 3. Контрольный лист проекта.

1. Пояснительная записка

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в

реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнения творческих проектов и методическими рекомендациями по оценке и контролю учащихся в процессе проектной работы.

Рассмотрена возможность применения компьютерной техники в процессе

разработки и выполнения творческих проектов.

В приложении даётся пример творческого проекта.

Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной

деятельностью может быть использована в работе учителей, студентов –

практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и  родителей.

2. Содержание

2.1. Введение

 Изменения, происходящие в современном российском образовании, связанные с внедрением федеральных государственных стандартов, требуют пересмотра целевых установок, приоритетных направлений, применения новых технологий, форм и методов обучения. На сегодняшний день от меня как учителя требуется владение новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его индивидуальность, творческую инициативу.

Необходимо научить его овладевать новыми видами деятельности, новыми знаниями, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Этого можно добиться, используя проектную деятельность на уроке и во внеклассной работе. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Одним из основных методов обучения в программе «Технология» является

метод проектов. В основе метода творческих проектов лежит развитие

познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

 Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как

позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки материалов, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

 Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в

подготовке школьников к профессиональному самоопределению. В процессе

проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких  профессий, как столяр, плотник, токарь, сантехник, станочник, животновод, агроном и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

Мир, в котором мы живем, постоянно меняется, и скорость этих перемен

неуклонно растет. Чтобы не только выжить, но и добиться процветания в таком мире, школам приходится постоянно обновлять и совершенствовать свои образовательные продукты и услуги. Проекты – это эффективное средство, с помощью которого воплощаются в жизнь любые задумки и инновации.

Большие перемены = Больше инноваций = Больше проектов.

2.2. Роль проектной деятельности

в реализации ФГОС второго поколения

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС

нового поколения?

Я уже много лет использую в своей работе метод проекта, как на уроке, так и

во внеурочной деятельности. Метод проекта позволяет создать атмосферу поисково- исследовательской деятельности, накопления информации, творческой состязательности, что способствует привлечению сведений по различным основам наук, создать условия для дифференцированного, индивидуального подхода к каждому учащемуся с учетом сохранения единого образовательного пространства.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов,

которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные

учебные действия (программы формирования УУД).

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам,

является системно- деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного

подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

2.3. Творческие проекты в школьном курсе «Технология»

 Одна из главных задач образовательной области «Технология» – научить

школьников воплощать в действительность свои идеи, используя имеющиеся и приобретая новые знания о материалах, технике, технологии. При этом необходимо использовать активный, деятельный подход через разработку и выполнение творческих проектов, которые позволяют реализовать и интегрировать полученные знания и умения.

Возрождение на новой основе метода проектов, как ведущего метода в системе трудовой подготовки к самостоятельной жизни отражает необходимость связать преобразовательную и преобразующую деятельность учащихся, повысить уровень усвоения и углубления обобщённых знаний о способах деятельности и взаимосвязи их с конкретными знаниями и умениями. В программе «Технология» проекты выступают как итоговые задания, в результате которых учителю предоставляется возможность произвести обобщённую оценку знаний, умений и навыков школьников,

усвоенных на протяжении всего учебного года.

 Цель проектов – способствовать формированию системы интеллектуальных,

общетрудовых и специальных знаний и умений учащихся, воплощённых в конечный конкурентоспособный продукт; содействовать развитию следующих умений: инициативы, сотрудничества, навыка работы в коллективе, умения логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, обучаться самостоятельно, обладать коммуникативными навыками (устная речь, грамотность, графические и счётные навыки).

В процессе работы над проектом школьники решают проблемы различного

характера: выбор объекта, разработка его конструкции и технологии, сначала на уровне идей, а затем воплощении идеи в виде графического документа; оценка технико-технологических возможностей: экономической, экологической и социальной целесообразности; изготовление проекта, его контроль, возможные способы реализации.

Таким образом, в творческих проектах наиболее широко раскрываются

межпредметные связи, в особенности: русский язык и литература, рисование и черчение, физика, математика. Желательно при выполнении творческих проектов привлекать к сотрудничеству учителей этих предметов.

2.4. Формирование у школьников

технологической и проектной культуры

 Внедрение  в образовательный процесс метода проектов открывает

значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить и публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого ученика. Тем самым решается комплекс педагогических задач, включающих формирование у школьников

чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе, а также обучение анализу своей деятельности и полученных результатов, умению правильно описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по основам наук. Всё это составные части системы работы школы по формированию технологической культуры и проектного мышления школьников.

  Таким образом, метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Сейчас метод проектов активно внедряется не только в образовательной области «Технология», но и в других учебных предметах.

Привлекательность проектного метода обучения состоит ещё и в том, что в процессе работы над проектами у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения. Важно и то, что проектный метод способствует интеграции учебных предметов. С этой целью вводятся специальные дисциплины и курсы, направленные на развитие у учащихся технологического и проектного мышления.

Кроме того внедрение проектирования позволило привлечь к этой работе и

родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.

2.5. Основные принципы разработки творческих проектов

1. Техническая эстетика

Изделие должно проектироваться с учётом требований технической эстетики. В частности должны быть соблюдены пропорции изделия, в размерах деталей и составных частей изделия, в формах, сочетаниях цветов. Каждое изделие прорабатывается с точки зрения его дизайна.

Лучшие дизайнерские решения свидетельствуют о том, что чем меньшим

количеством материала удаётся обеспечить работу конкретного изделия, тем больше оснований считать её и эстетически совершенной.

Симметрия – одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств

композиции. Это и свойства – состояние формы, и средство, с помощью которого организуется форма, и, наконец, наиболее активная закономерность композиции.

Абсолютной симметрии практически не существует в природе.

Среди всех «классических» средств композиции на первое место следует

поставить пропорции – как по степени важности того качества, которое достигается с их помощью, так и с точки зрения их возможностей при организации формы.

Особое место в дизайне изделия занимает его цветовое решение.

Распространилось мнение, что именно привлекательность окраски должна выступать  своеобразным эргономическим требованием для создания в мастерских приятного психологического климата. Дизайнер не должен оставлять цвет на последнее место в проектировании изделия. Ещё работая над композиционным приёмом, сознательно выбирая его, конструктор должен думать сразу и о цвете, чтобы использовать это

средство в развитии идеи композиции.

2. Технологичность

Технологичность изделий заключается в возможности максимально простого

их изготовления, в частности, на имеющемся оборудовании, из доступных

материалов, без ручного труда и т.д.

Технологичной считается деталь, изготовленная с наименьшими затратами

труда, например, только механической обработкой, и которая будет легко

монтироваться и демонтироваться при ремонте или замене. Нетехнологичными считают детали, конструкции которых требуют ручной обработки, хотя можно было бы обойтись и без неё.

Технологичность тесно связана с экономичностью изготовления деталей и

изделий. Иногда они соответствуют друг другу, иногда входят в противоречия.

3. Экономичность

Экономичность предусматривает наименьшую достижимую цену детали в

соответствии с требуемой её долговечностью и надёжностью. Долговечность

характеризует срок службы детали. Он должен быть рассчитан на срок службы всего изделия. Надёжность – способность изделия безотказно работать в течение требуемого срока службы.

Экономичность противоречит точности детали или изделия. Чем выше

точность, тем больше времени, энергии, человеческих трудозатрат потребуется на изготовление, тем дороже она будет. Поэтому точность изготовления должна быть оптимальна, чтобы деталь не стоила дорого.

4. Эргономичность

Эргономичность изделия заключается в наиболее простом и лёгком его

обслуживании при эксплуатации. Эргономика предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании и тесно связана с научной организацией труда.

5. Экологичность

Экологичность проекта состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не повлекут за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека и растительного мира.

Из множества альтернативных вариантов важно выбрать экологически чистый вариант технологии изготовления каждого вида изделия. Для экологически безвредной эксплуатации изделий следует ещё на стадии проектирования заложить  такую разработку, которая наименьшим образом будет засорять атмосферу.

6. Безопасность

Безопасность проекта предусматривается как на стадии его выполнения, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должны исключаться всякие возможности травматизма и профессиональных заболеваний обслуживающего персонала и особенно учащихся. Особое место нужно уделять безопасности, предотвращению пожаров и взрывов. Все рабочие места учащихся оборудуются инструкциями по безопасному проведению работ.

2.6. Методика выполнения проектов

Выполнение творческих проектов – это сложная самостоятельная работа, при

которой учащиеся под руководством учителя выполняют индивидуальное (групповое, коллективное) задание.

Логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе целесообразно выделить его основные этапы: организационно-подготовительный, технологический, заключительный. Модель совместной деятельности учителя и учащихся над творческим проектом представлена в виде таблицы (приложение 1).

Организационно-подготовительный этап

Выбор проекта рекомендуется начинать задолго до его реального выполнения.

Перед учащимися ставлю проблему осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На протяжении учебного года учащиеся выявляют потребности общества, школы, семьи, личные потребности. Предложенные учащимися проекты мною фиксируются, в случае необходимости корректируются и дополняются.

Если школьники испытывают трудности при выборе проекта, предлагаю им

«банк проектов», где представлены примерные задания по нескольким сферам деятельности человека (приложение 2).

Ознакомившись с «банком проектов» школьники выбирают сферу

деятельности. Если информации, имеющейся в банке недостаточно, им предлагается более подробно рассмотреть выбранную сферу деятельности. Она может быть представлена в виде рисунков, схем, чертежей, словесных описаний.

С целью обеспечения доступности проекта для некоторых учащихся, с учётом их индивидуальных особенностей, теоретической и практической подготовки, использую дифференцированные проекты.

Методические особенности подбора проектов подчинены созданию условий

для самостоятельного выбора учащимися доступного, но не слишком простого варианта формулировки задания. При этом сообщается, что максимально возможная оценка тем выше, чем сложнее вариант проекта.

После выбора проекта учащиеся делают его обоснование, где указывают

причину выбора, назначение, область применения, принцип работы, степень

значимости. Далее определяют посильность изготовления, исходя из приобретённых знаний, умений и навыков. Необходимо учитывать и возможности материально- технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности.

Конкурентоспособность изделия будет зависеть не только от вышеперечисленных требований, но и от художественного оформления и интересного дизайнерского

решения. Все эти сведения носят описательный характер (сочинение) и

отображаются в проспекте проекта.

Следующим шагом является процесс конструирования изделия, определение

конструкции, где учащиеся предлагают все возможные варианты. Они могут

использовать конструкции изделий, подобранные в журналах, вносить и изменять в них какие-либо конструктивные элементы, конструировать по собственному замыслу.

В процессе конструирования могут возникнуть трудности с изображением изделия.

Целесообразно привлечь к этой работе учителя рисования и черчения. Учащиеся могут воспользоваться различными способами копирования рисунка. Для активации мыслительной деятельности школьников целесообразно использовать таблицу морфологического анализа, которая представляет собой матрицу возможных параметров изделия. С помощью этой таблицы ученики выбирают наиболее, на их взгляд оптимальную конструкцию и оформляют её графически, в виде рисунка, эскиза, чертежа.

Завершающим элементом организационно-подготовительного этапа

является планирование технологии изготовления, разработка технологического процесса. Выходным документом здесь являются технологические карты по изготовлению деталей изделия, их сборке, которые разрабатываются самим учеником. Содержание технологических карт от класса к классу усложняется. Это усложнение должно соответствовать уровню подготовки учащихся по классам и постепенно приближать школьные технологические карты к производственным.

Моя помощь как учителя в процессе разработки учащимися конструкции и

технологии изготовления не должна выражаться в том, что сам учитель предлагает наилучший вариант. Здесь необходимо по-иному определить роль учителя. Я должна создавать условия для успешного осуществления работы, возбуждать любознательность учащихся, предлагая им задачи, соразмерные с их знаниями, и своими наводящими вопросами помогать решать возникающие конструкторские и технологические трудности. Помощь учителя может быть выражена в форме объяснения, напоминания, конкретизации.

Технологический этап

Учащийся выполняет трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом, корректирует свою деятельность. Во время выполнения работы учащийся должен соблюдать технологическую, трудовую дисциплину, культуру труда. На данном этапе слежу за ходом выполнения работы, оказываю необходимую помощь.

Суть технологической дисциплины состоит в том, что она предусматривает

соблюдение режимов, определённой последовательности трудовых операций, правильное использование приёмов и способов изготовления продукции, норм расходования сырья, материалов, энергии, инструментов.

Трудовая дисциплина предполагает соблюдение условий всех организационно- технических мероприятий в процессе проектной деятельности: обеспечение условий

безопасности труда, нормирования труда (определение норм времени и выработки), выполнение заданной работы в определённый срок с высоким качеством.

Требования культуры труда включают в себя формы и способы реализации

школьниками в процессе проектной деятельности своих знаний, умений, навыков, рациональных методов работы.

Критериями культуры труда являются: профессионализм, образованность,

компетентность, неукоснительное соблюдение дисциплины, норм и правил

выполнения работы. Культура труда также подразумевает образцовый порядок и чистоту, рациональную организацию и обслуживание рабочих мест, обеспечение благоприятных условий труда, соблюдение эргономических условий, требований  технической эстетики , что в с вою очередь влияет на качество и конкурентоспособность изделия.

Заключительный этап

На этом этапе происходит окончательный контроль и испытание проекта.

Учащиеся производят экономические расчёты, определяют себестоимость изделия.

Помимо этого, школьниками проводится маркетинговое исследование, определяются возможные способы реализации продукта.

Для защиты проекта предоставляется готовое изделие, вся документация по

нему. Защита проводится в виде доклада перед всеми учащимися класса, где

докладчик отвечает на все возникающие вопросы.

Исходя из вышесказанного можно кратко определить функции учителя при

выполнении проекта учащимися. Они заключаются в:

  • подборе проектов;
  • наблюдении за ходом работы учащихся;
  • оказании помощи отдельным учащимся и стимулировании их учебно-трудовой деятельности;
  • поддержании рабочей обстановки в классе;
  • оценке учебно-трудовой деятельности на каждом этапе;
  • нормировании труда школьников;
  • анализе и обобщении работы отдельных учащихся и группы в целом.

Для улучшения организации проектной деятельности мы с учащимися в

кабинете технологии оформили стенд “Уголок проектов”, где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов, словарь терминов.

2.7. Оценка творческого проекта и работы

Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда

учащегося, но и как оценка творческой (проектной) работы имеет большое

воспитательное значение. Рассмотрим и выделим основные критерии оценки проекта  по технологии и  рекомендации  по защите  творческого проекта .

Рассмотрим подробно оценку выполнения проекта, эффективности и результатов  творческого проекта по технологии, его итоговую оценку при защите в школе.

Если работа по проекту выполняется на занятиях в рамках учебной программы, то на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы.

Для этого целесообразно выставлять эти оценки согласно критериям оценки творческого проекта в зачетный лист (по оценке в неделю), а к защите творческой работы выводить среднеарифметическую оценку текущей работы каждого ученика.

Основные критерии оценки творческого проекта по технологии для

учащихся в школе привожу в качестве примера и образца.

Оценка творческого проекта.

Общая оценка проекта является среднеарифметической четырёх оценок:

  • за текущую работу;
  • за изделие;
  • за пояснительную записку;
  • за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов  и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта,

качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на

грамотность оформления, на оформление титульного листа творческого

проекта, на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование,

четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Критерии оценки проекта

"Отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностьюсоблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны.

Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого

применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.

"Хорошо"  выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие

отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с

соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим

требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено

аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны.

Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося

наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

"Удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Неудовлетворительных

оценок быть не должно. Учителю необходимо так строить учебный процесс, чтобы довести работу каждого учащегося до завершения. Важную роль здесь играет  создание учителем различных педагогических ситуаций, где выявляются интересы школьников.

С вышеизложенными требованиями, предъявляемыми к качеству выполнения проекта, и критериями оценок, учащиеся должны быть заранее ознакомлены.

Итоги защиты проекта желательно отразить в стенгазете или фотогазете.

Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей:

украшения дома, подарка родителям и т.д.

  Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими

задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и

совершенным.

2.8. Использование  ИКТ при выполнений творческих проектов

Информационно-коммуникационные технологии применяю при изучении

отдельных тем и разделов программы по технологии. Это обуславливается

следующими факторами:

  • Учебная программа по технологии предусматривает, прежде всего,

формирование и совершенствование практических умений, навыков

учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении

материалов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки

материалов. Большее количество времени должно уделяться практической

деятельности учащихся на уроке.

  • Недостаточное количество наглядных пособий, нехватка инструментов и  материалов для уроков технологии. Без них невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.
  • Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ.

Согласн о программе образовательной области «Технология »

предусматривается выполнение учащимися творческих проектов. Меня как учителя  привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов и на каждом этапе

используются компьютерные технологии при выполнении творческого проекта:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися

ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по обработке материалов , иллюстрированные каталоги и альбомы, журналы), так и  современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой  фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации:

базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и  учебных центров; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять

информационный поиск в сети Internet.  документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы

занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для

создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются

разнообразные изделия или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе

которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – изделие, созданное  своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают

себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта.

Для защиты учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта

Развитие коммуникативных способностей. Обучение с использованием

средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально

значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с

учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в

библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в

электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся.

Результативность применения ИКТ. Использование информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

  • развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
  • стимулированию активности и самостоятельности учащихся   при

подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

  • формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
  • обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие

педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для

творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Мультимедийные уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера на уроке повышает эффективность усвоения материала.

2.9. Заключение

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации

Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность

экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Подход к освоению учащимися проектной деятельности оправдан и

педагогически эффективен. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и

расширять это направление в своей работе, чтобы заложить ученику тот необходимый  базис, который он пронесет через всю свою жизнь.

Использование метода проекта позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при  разработке проекта.

3. Список использованных источников и литературы

1. Бронников Н. Л., Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Методика обучения

учащихся 5 класса технологии. Брянск. Издательство БГПУ. 1999.

2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить,

проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.

3. Иляева Л. М., Симоненко В. Д., Шипицын Н. П. Творческие проекты для

учащихся 5 – 7 классов по обработке конструкционных материалов. Брянск.

Издательство БГПИ. 1995.

4. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для

учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.

5. Матяш Н. В. Творческие проекты учащихся педучилищ. Брянск.

Издательство БГУ. 1999.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.

8. Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001

9. Самородский П. С. Основы разработки творческих проектов. Брянск.

Издательство БГПУ. 1996.

10. Самородский П.С., Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2004г.

11. Симоненко В. Д. Программа образовательной области «Технология».

4. Приложения

                                                                                                    Приложение 1

Модель совместной деятельности учителя и учащихся

над творческим проектом

№п/п

Стадии  выполнении  

Деятельность  учащегося

Деятельность учителя

1. Организационно-подготовительный этап

1.1

Поиск проблемы

Слушает учителя, анализирует

услышанное

Излагает сущность

проекта. Ставит перед

учащимися проблему,

предлагает банк

проектов, раскрывает

требования к проектам,

технологию их

выполнения и критерии

оценивания

1.2

Выбор и обоснование

проекта

Осуществляет маркетинговые

исследования, выявляет

потребности, интеллектуальные и

материальные возможности самого

и школы

Наблюдает за

учащимися,

консультирует,

контролирует, участвует в

принятии решения

1.3

Анализ творческой

деятельности

Анализирует предстоящую

деятельность, разрабатывает

«звёздочку обдумывания»

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

1.4

Разработка

различных вариантов

выполнения проекта

История проекта, рисунки, схемы и

эскизы различных вариантов, определение их достоинств и недостатков

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

1.5

Выбор оптимального

варианта

Выбирает из многих вариантов

наиболее подходящий

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

1.6

Подбор материалов и

оборудования

Разрабатывает «звёздочку

обдумывания»: «Материалы»,

«Оборудование»

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

1.7

Разработка

конструкторско-

технологической

документации и

технологического процесса

Разрабатывает рациональную

технологию, составляет

технологические карты, эскизы, чертежи, осуществляет

конструирование и моделирование.

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

1.8

Организация

рабочего места

Подбирает и размещает на рабочем столе материалы, инструменты и  приспособления

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

2. Технологический этап

2.1

Выполнение

технологических

операций

Подбирает режимы обработки; осуществляет обработку заготовок,

контроль качества обработки деталей

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

2.2

Самоконтроль своей

деятельности

Осуществляет самоконтроль своей

деятельности; вносит изменения в

технологический процесс

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

2.3

Корректирование

технологического

процесса

Корректирует последовательность

операций, режимы обработки,

последовательность сборки

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

2.4

Соблюдение

технологической,

трудовой

дисциплины,

культуры труда

Контролирует технологический

процесс, соблюдает

технологическую и трудовую дисциплину, контролирует

организацию рабочего места

Наблюдает,

консультирует,

контролирует, помогает,

обобщает

3. Заключительный этап

3.1

Контроль и

испытание изделия

Осуществляет контроль и корректировку параметров изделия,

проводит испытание изделия

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

3.2

Корректирование

документации

Вносит изменения в документацию

по результатам испытания, готовит

документацию к защите (проект,  чертежи, рисунки, эскизы,

технологические карты)

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

3.3

Экономическое и

экологическое

обоснование

Рассчитывает себестоимость

изделия, разрабатывает бизнес- план, проводит экологическую

экспертизу

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

3.4

Мини-маркетинговое

исследование

Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия, осуществляет поиск

предложений возможностей

реализовать изделия

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

3.5

Подведение итогов

Самоанализ достоинств и недостатков проекта, самооценка результатов, перспективы производства

Наблюдает,

консультирует, оказывает

помощь, обобщает

3.6

Защита проекта

Доклад и демонстрация, ответы на вопросы

Слушает, участвует в оценке проекта

                                                                                                  Приложение 2

Банк проектов

Сфера

деятельности

Примерные задания

Школа

-оформление классных уголков;

-изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов;

-изготовление действующих моделей и макетов

Индустрия

-заказы предприятий, организаций, фирм

Досуг

-изготовление игрушек, действующих моделей;

-изготовление декоративного материала для подвижных и логических игр;

-изготовление сувениров

Дом

-изготовление кухонных принадлежностей, дизайн кухни;

-оформление книжных, туалетных полок, подставок под телефон;

-дизайн прихожих, учебных и детских уголков;

- изготовление специальных кашпо и

приспособлений для комнатных растений;

-дизайн рабочего уголка

                                                                                                           Приложение 3

        Контрольный лист проекта        

№п/п

Этапы

выполнения

проекта

Отчётная

документация

Норма

времени

Степень

самостоятельности

Оценка

Организационно-подготовительный

1

Выбор и

обоснование

проекта

Титульный лист,

обоснование

проекта,

историческая

справка

2

2

Анализ

конструкций и выбор

Рисунки и анализ

вариантов,

общие сведения

о материале

2

3

Разработка

технологии

изготовления

проекта

Чертёж  (или

технический

рисунок) изделия,

технологическая

карта

2

Технологический

4

Выполнение

трудовых

операций

8

5

Соблюдение

правил техники

безопасности

Техника

безопасности по

видам работ

2

Заключительный

6

Экономическое и

экологическое

обоснование

проекта

Экономические

расчёты,

экологическое

обоснование

2

7

Рекламное

обоснование

проекта. Корректирование документации

Реклама

изделия,

заключение,

список литературы,

содержание

2

Итоговая оценка за проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Методическая разработка - Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Проектирование - это метод учебного поиска, который базируется преобразовании информации, побуждает к самостоятельному решению проблемы, развивает творческие способности детей. Проектная технология по...

Методическая разработка" Проектная деятельность на уроках английского языка"

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка....

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках географии"

АннотацияЦель работы: определить насколько применение метода проекта повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предм...

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках и внеурочное время по химии"

       Современное экологическое образование требует поиска таких методов обучения и воспитания, которые воздействовали бы не только на интеллект, но и на чувства учащихся, ...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...