урок по трудовому обучению
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Ольга Сергеевна Ивакина

Предусмотрено для обучающихся 6 класса в рамках программы по трудовому обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по трудовому обучению20.74 КБ

Предварительный просмотр:

                             ГБОУ  «Брасовская школа-интернат»

               Урок столярного дела

                              6 класс

                Тема

«Устройство и назначение сверлильного        

                        станка»

                         

       

          Подготовила учитель трудового обучения: Ивакина О.С.

                                                   2020год

Цели: познакомить с устройством сверлильного станка, научить работать на сверлильном станке, соблюдая правила безопасной работы.

Задачи:

Обучающая – дать знания об устройстве сверлильного станка, назначении его; научить  работе на сверлильном станке, соблюдая правила безопасной работы.  

Коррекционная – развить умение переносить знания в новую ситуацию; содействовать развитию мышления;

Воспитательная – воспитание у обучающихся аккуратности, культуры речи.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: сверлильный станок, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

- Взаимное приветствие,

- Проверка готовности к уроку.

2. Коррекционное упражнение

«Отгадай загадки»

Отгадайте загадки про инструменты, необходимые для труда:

отвечают по очереди.

1.Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь.)

2. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)

3. Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)

4.Остра, как игла, а шить не годится. (Шило.)

5.Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Сверло.)

6. Гостя примут от души: так обнимут - не дыши (тиски)

3. Актуализация знаний.

- Для чего нужны столярные инструменты? Где они применяются? Для чего они нужны?                                                                                                                        (Примерные ответы обучающихся) (Для изготовления столярных изделий)

- Ребята, у меня есть черный ящик. Нужно отгадать, что в нем лежит.

                                                                                                                                           Задание «Черный ящик»

- В ящике лежит инструмент, в устройство которого входит грибок (коловорот)

- Ребята, разделитесь на две группы. У каждой группы есть брусок и коловорот. Сейчас мы определим, кто умеет лучше работать коловоротом, кто быстрее просверлит отверстие. Но для этого повторим правила безопасной работы с коловоротом.

Правила безопасного труда с коловоротом:

1.Переносить коловорот с места на место можно только сверлом вниз.

2.Нельзя оставлять сверло с коловоротом в отверстии.

3.Сверлить можно только хорошо зажатую деталь.

- Вы просверлили отверстие. Работа оказалась трудной и долгой.

Поэтому придумали сверлильный станок, чтобы автоматизировать работу, сделать ее для человека не такой трудной.

4.Изучение нового материала.

                                                                                                                                     Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся со сверлильным настольным станком, а также познакомимся с приёмами работы на сверлильном станке.

Тема сегодняшнего урока: «Устройство и назначение сверлильного станка».

 Основные части сверлильного станка.

Технические сведенья:

Настольный вертикально-сверлильный станок состоит из следующих основных частей (смотрим плакат):

1.Плита – станина

2.Колонка

3.Шпиндельная бабка

4.Вал шпиндель

5. Рычаги управления шпинделем  

6. Патрон

7.Электродвигатель

8.Привод (ременная передача шкивы ступенчатые)

9.Пульт управления

10.Питающий кабель

11.Защитные кожуха

 Принцип работы станка:

Шпиндель приводится во вращение электродвигателем. Вращение вала электродвигателя передается на шпиндель через привод последнего посредством ременного механизма, включающего шкивы под V- образный ремень. На многих станках можно регулировать скорость вращения сверла.

Патрон под сверла у бытового оборудования идентичен установленному на электродрелях и обычно рассчитан на сверла, диаметр которых до 12 мм.  Специальным ключом патрон запирают или ослабляют, чтобы, соответственно, зафиксировать или извлечь сверло.

Максимальная высота заготовок, в которых может быть просверлено отверстие на бытовом станке, – 20–90 см. На различных типах оборудования она разная. Зависит от высоты самого верхнего положения сверлильной головки, которую можно поднимать и опускать по стойке-колонне. На самых маленьких легких станках это обычно делают, перемещая руками непосредственно сам сверлильный модуль, а на моделях побольше и потяжелее – с помощью специального привода, снабженного рукоятью или штурвалом. В нужном положении головку фиксируют предназначенной для этого ручкой. Этим же способом регулируется глубина просверливаемых отверстий и минимальная высота заготовок, так как максимальный вылет вниз патрона, установленного на шпинделе, при его подаче невелик – в зависимости от типа станка 5–40 см.

Другая важная характеристика сверлильного станка – вылет сверла. Это расстояние между центральной вертикальной осью сверла либо иного инструмента, закрепленного в патроне, и стойкой. Чем оно больше, тем лучше – от этого зависит насколько далеко от края заготовки можно просверлить отверстие. Величина вылета у бытового станка 10–20 см.

Станина оборудования должна быть достаточно тяжелой и большой – соразмерной его весу и габаритам. Иначе она не сможет обеспечивать приемлемую устойчивость станка и стабильность его работы. Верхняя сторона станины, обращенная к патрону, выполняет функции рабочего стола. Она частично или полностью имеет идеально ровную плоскую поверхность с несколькими прорезями: центральная обеспечивает просверливание сквозных отверстий без взаимного повреждения стола и сверла, а боковые могут использоваться для установки тисков, шаблонов и упоров.

Сверло, закрепленное в патроне, опускают на заготовку, нажимая на ручку подачи рычажного типа, установленную на сверлильной головке справа. Она подпружинена и при прекращении воздействия на нее в исходное положение возвращается сама, автоматически. Возвратный механизм на некоторых станках можно заблокировать затяжным рычагом, чтобы ручка, а, значит, и сверло остались в определенном положении.

Управление работой электродвигателя осуществляется кнопками его пуска и остановки.

Правила работы на сверлильном станке:

1)    Работать на сверлильном станке можно только с разрешения учителя.

2)   Выключать станок следует нажатием на кнопку красного цвета.

3)    Нельзя класть инструменты и посторонние предметы на плиту станка.

4)    Движущиеся части станка должны быть надежно ограждены.

5)    Перед работой надо проверить надежность закрепления патрона в шпинделе, сверла в патроне, детали в тисках.

6)    Подготовку сверлильного станка к работе и уборку стружек можно производить только после его остановки. Нельзя тормозить руками вращающийся патрон. При сверлении нельзя сильно нажимать на ручку дрели.

7)    Ось вращения сверла при работе дрелью должна быть строго перпендикулярна плоскости заготовки.

Виды сверл для сверления отверстий.

- спиральное по металлу;

- спиральное по дереву;

- перовое по дереву.  

Закрепление сверла на сверлильном станке.

Закрепляется сверло в патроне с помощью специального ключа.    
Сверлильные патроны служат для закрепления сверл с цилиндрическими хвостовиками. В практике широко применяется трехкулачковый патрон с наклонными кулачками . Он состоит из корпуса, в который запрессована гайка. На внутреннем конусе гайки имеется резьба. Посредством этой резьбы гайка соединена с кулачками, которые расположены наклонно (по конусу гайки) и на одной стороне своей поверхности имеют резьбу. (приложение 2). 

 Удерживание заготовок при сверлении.

-при сверлении мелких заготовок применяется тиски.

Основные части сверла.

- режущая кромка;

- спираль;

- хвостовик.


При работе на сверлильном станке должны соблюдаться правила безопасной работы.

Инструкция по технике безопасности при работе на сверлильном станке

Опасности   в   работе: 

1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

До   начала работы:

1. Правильно наденьте спецодежду  (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Надежно закрепите сверло в патроне,

4. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.

6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во   время   работы:

1. Не пользуйтесь сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.

4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей)  на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу;

б) не производите работу в рукавицах;

в) не кладите посторонние предметы на станину станка;

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок, для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) не тормозите руками патрон или сверло;

е) не отходите от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электрического тока немедленно    выключите электродвигатель.

8. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.

После   окончания   работы:

1. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью  щетки.  Из пазов  станочного стола  стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.

2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.

3. Приведите себя в порядок.

Практическая работа.

1.Осмотреть сверлильный станок и составить его кинематическую схему.

2.Снять ограждения и ознакомится с механизмом ременной передачи.

3.Измерить диаметры ступеней шкивов и подсчитать, чему равны передаточные числа на каждой ступени.

4.Установить ограждение привода на место.

Закрепление материала. 

1 .Из каких основных частей и механизмов состоит сверлильный станок?

2. Как устроен механизм подъема корпуса станка?

3. Рассказать об устройстве механизма подачи шпинделя и

механизма резания.

4. В чем преимущества сверлильного станка перед ручной дрелью.

Заключительная часть:

- подведение итогов;

- анализ ошибок;

- выставление оценок;

- уборка помещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...