Духовно-нравственные аспекты в мета предметных связях (краеведения и технологии)
статья по технологии

Духовно-нравственные аспекты в мета предметных связях учебного предмета технология и краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственные аспекты в мета предметных связях

(краеведения и технологии)

При реализации нового стандарт ФГОС в профессиональной  жизни педагога  появляются
и новые педагогическое понятие  - УУД (универсальные учебные действия).Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Духовно-нравственное развитие личности - ключевой фактор развития страны,
обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
 Любовь к Родине начинается с любви к родному краю. В учебном процессе краеведение можно связать  с такими учебными предметами, как литература, история, технология, биология, химия и математика.

Для тех кто работает  по программе  «Технология» 5-7  классы для неделимых классов.( Авторы  программы Н.В. Синица, П.С.Самородский ) можно предложить ввести элементы краеведения, используя проектный метод обучения, исследовательский метод обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Элементы краеведения, связанные с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью можно использовать в следующих темах : 

5 класс

  • Темы уроков «Отделка изделий из дерева».и проект « Изготовление изделий из древесины»
    Деревянное зодчество в Ленинградской области (разные населенные пункты Ленинградской области) и  поделки из дерева, сделанные на ее территории.
  • Тема урока «Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения»
    В этой теме можно вспомнить о возделывании льна в Ленинградской области. Прекрасная экспозиция на эту тему представлена в Этнографическом музее Санкт-Петербурга.
  • Тема урока «Отделка швейных изделий вышивкой».
    Вышивка народов Ленинградской области.

6 класс

  • Творческий проект «Кухонная утварь»
    В музее-усадьбе «Рождествено» в Гатчинском районе Ленинградской области мы можем видеть кухню со всей утварью. Музей «Станционный смотритель» в Выре Гатчинского района предоставляет нам возможность увидеть русскую печь и кухонную утварь.
  • Тема урока «Натуральные волокна животного происхождения»

Выращивание овец в Ленинградской области и получение шерстяной нити от стрижки овец до клубка можно рассмотреть в этой теме.

  • Основы технологии вязания крючком.

Ленинградская область славилась своими вязальщицами. Шили и вязали в каждом доме. Во многих семьях сохранились вязаные вещи , изготовленные руками прабабушек и бабушек,  на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

  •  Проект «Художественные ремесла.
    Ленинградская область славилась своими мастерами-ремесленниками.

7 класс

  • Тема урока «Блины, оладьи, блинчики»
        У жителей Петербурга долгое время сохранялось предание, по которому масленица приезжает на Охту, после чего в Ямскую, а потом уже в сам город. На Охте в старинные времена устраивали катание с ледяных гор, и тот, кто не принимал участие в этом развлечении, считался врагом Масленицы.
  • Творческий проект «Традиции русского быта».
    Музей-усадьба «Суйда» в Гатчинском районе Ленинградской области или– бывшее поместье прадеда великого русского поэта А.С. Пушкина, Ганнибала Абрама Петровича или музей-усадьба «Рождествено» в Гатчинском районе Ленинградской области, музей Н.К.Рериха в Изваре Волосовского района являются наглядным примером для изучения темы русского быта.

Учителю технологии может пригодиться информация по краеведению Ленинградской области и Санкт-Петербурга из следующих источников:

1.печатные издания

  • «Ленинградская область. Знаете ли Вы?», СПб «Паритет», 2007
  • Н.Столбова «Охта.Старейшая окраина Санкт-Петербурга»М-СПб, ЦЕНТРПОЛИГРАФ МиМ-Дельта, 2008
  • О.И.Конькова «Водь», СПб,МАЭ РАН , 2009
  • О.И.Конькова «Ижора», СПб,МАЭ РАН , 2009
  • О.И.Конькова «Ингерманландские финны», СПб,МАЭ РАН , 2009


2.видеофрагменты

3.сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Елизарова А.В. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 "В поисках себя"

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...

«Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия» Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению

laquo;Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия»  Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению...

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный аспект здоровьесбережения на примере работы школьного музея «Связь Поколений

Из широкого спектра социально-психологических и педагогических аспектов здорового образа жизни школьников, необходимо выделить вопрос об организации патриотического воспитания как актуального компонен...