Мониторинг качества знаний по технологии: формы и методы. Из опыта работы
статья по технологии (5 класс)

В статье приводятся примеры мониторинга по разделу "Технология ручной обработки древесины и древесных материалов" с обучающимися 5 класса. 

Материал составлен на основании опыта работы с обучающимися 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_kachestva_znaniy_po_tehnologii_formy_i_metody.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг качества знаний по технологии: формы и методы

 

   Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда были способы выявления качества знаний учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля знаний. На сегодняшний день, в связи с ростом требований, предъявляемых обществом к результатам образования, особое значение приобретают и формы оценивания качества знаний. Мониторинг качества знаний учащихся включает в себя диагностику знаний обучающихся, их оценку в соответствии с поставленными целями обучения и корректировку ошибок.

   Цель мониторинга – постоянное улучшение постановки преподавания учебных предметов.

   Задача мониторинга – повышение качества знаний и умений учащихся.

   Результаты диагностики, осуществляемой в ходе мониторинга, – основной показатель качества знаний учащихся в целом по предмету в школе, в классе и среди отдельных учащихся. От содержания мониторинга, его организации и используемых в его процессе форм во многом зависит успешность преподаваемого предмета.

   Основные виды мониторинга можно классифицировать по времени и объему содержания. На уроках технологии использую различные виды мониторинга: текущий, тематический и итоговый мониторинг. Текущий вид мониторинга подразумевает, в первую очередь, проверку знаний и умений учащихся на разных этапах урока. Тематический мониторинг связан с контролем знаний и умений, учащихся после изучения большой темы. Итоговый мониторинг – это контроль за результатами обучения после большого раздела или курса в целом.

   Традиционными методами проверки и контроля знаний учащихся в процессе осуществления мониторинга являются: устный, письменный (с использованием карточек-заданий) и текстовый. 

   Устный опрос чаще всего проводится в индивидуальной форме. В начале опроса задается основной вопрос, который формулируется таким образом, чтобы учащийся мог дать развернутый ответ. Если же ученик затрудняется с ответом, или же учителю не понятен его ответ, то в этом случае задаю вспомогательный вопрос. Также могут задаваться дополнительные вопросы для уточнения качества знаний обучающегося, но это должны быть вопросы, на которые ученик может ответить сразу и не задумываясь.

Достоинства устного опроса (охват широкого круга объектов контроля, большая глубина проверки, возможность развития устной речи, упрочение личных контактов учителя и ученика) сопряжены с рядом его недостатков (большие затраты урочного времени, узкий охват учащихся, отсутствие активности всего класса, невозможность фиксации ответа, высокий риск проявления субъективизма учителя при оценке ответа ученика). Устный фронтальный опрос позволяет активизировать весь класс. Часто готовлю ряд вопросов по теме, на которые отвечают все учащиеся, при этом они не вызываются к доске. Достоинства данного метода диагностики знаний: широкий охват учащихся, активная работа класса, тесный личный контакт всех участников педагогического процесса. В то же самое время имеют место такие недостатки, как узкий круг объектов контроля, недостаточная глубина проверки.

   Письменный метод диагностики знаний предусматривает фиксацию результатов ответа с использованием любого средства. Это разного рода использование дидактических карточек, выполнение заданий в письменной форме; заполнение таблиц, формирующее у учащихся умения сравнивать и анализировать материал; использование занимательных текстов с заранее запланированными ошибками, которые ученики должны исправить. Положительными чертами данного метода являются широкий круг объектов контроля, большая глубина проверки, развитие умения письменно излагать мысли, документальность и сравнимость ответов, ограничение проявления субъективизма учителя. Но такого рода диагностика требует значительных затрат времени на подготовку и на проверку работ, повышает вероятность списывания, исключает достаточный контакт между учителем и учеником.

   Зачеты представляют собой одну из форм итоговой диагностики знаний и умений учащихся по большой теме или целому разделу. Заранее разрабатываются и раздаются учащимся вопросы для зачета, которые должны охватывать проверку разных элементов содержания учебной дисциплины (теоретические знания, практические навыки и т.д.). Темп зачета может возрасти, если привлечь помощников из числа старшеклассников, которые предварительно подготовлены и знают ответы на вопросы.

   Наиболее актуальным способом диагностики качества знаний учащихся по технологии является использование тестов. Необходимость использования тестовых материалов для проверки качества подготовки учащихся на разных стадиях обучения уже не вызывает сомнения. Тесты возвращаются в образовательную систему как один из способов проверки знаний, наиболее технологичный, объективный и эффективный. Существуют разнообразные определения теста, которые ярко раскрывают суть данного способа диагностики знаний учащихся. При помощи тестов сравниваются знания отдельных учеников и классов. Тест выступает в качестве измерительного инструмента; поэтому он должен удовлетворять строгим методическим требованиям. Случайно подобранный набор заданий тестом назвать нельзя. Чаще всего результаты выполнения теста сравниваются по числу выполненных заданий за установленное время. За единицу измерения в этом случае берется одно задание. Педагог сравнивает своих учеников по числу выполненных заданий в отведенное время (или за определенную его единицу). Поэтому первостепенное значение приобретает равные по трудности исполнения задания, включенных в тест.

   Как видно, существуют различные способы измерения качества знаний, выбор одного или нескольких может быть продиктован условиями и спецификой того образовательного учреждения, в рамках которого и осуществляется организация мониторинга качества знаний. Более того, представляется возможным комбинировать способы и методы контроля для достижения максимально точной и достоверной информации об уровне сформированности знаний по предмету технологии.

   В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его назначение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися обязательного уровня технологической подготовки, получить объективную информацию о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения.

   Ниже представлены контрольные задания двух уровней усвоения знаний учащимися 5 класса по разделу «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов». При разработке заданий первого уровня усвоения применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, требующие ответа типа «да — нет»; задания на различение или избирательные (выборочные), в которых дается несколько вариантов ответов (правильные, неправильные, неточные, неполные и т.п.); задания классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения контрольных карточек второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм решения.

   Представленные задания могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем, промежуточным и итоговом контроле. Распределение заданий по разделам и темам позволяет учителю применять их перед изучением школьниками нового материала, а также на этапах закрепления, повторения и обобщения знаний. При промежуточном и итоговом контроле учитель может сгруппировать задания из разных разделов, тем и различных уровней. Подбор заданий при этом может производиться как для всего класса, так и для отдельных учащихся в зависимости от их индивидуальных способностей и уровня обученности.

Тестовый материал по разделу

«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»

1-й уровень

Обработка древесины

Выберите правильный ответ.

1. Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке:

а) боковой зажим;

б) клин;

в) лоток; (правильный ответ)

г) поворотные пальцы.

2. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

а) столяр; (правильный ответ)

б) распиловщик;

в) токарь.

3. Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?

а) столярный верстак; (правильный ответ)

б) лакокрасочные материалы;

в) кресло;

г) заготовка.

4. В предмете «Технология» изучаются:

а) технологии производства автомобилей;

б) технологии создания медицинских инструментов;

в) технологии преобразования материалов, энергии, информации; (правильный ответ)

г) технологии создания самолетов и космических аппаратов.

Пиломатериалы и древесные материалы.

Выберите правильный ответ.

1. Тонкий слой клеток, расположенный между корой и древесины, называется камбий: а) да; (правильный ответ) б) нет.

2. Сердцевина проводит соки, питающие дерево: а) да; б) нет. (правильный ответ)

3. Кедр является лиственной породой древесины: а) да; б) нет. (правильный ответ)

4. Пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм называется брусом: а) да; (правильный ответ) б) нет.

Графическое изображение деталей из древесины

1. Чертеж выполняется: а) от руки с указанием размеров; б) чертёжным инструментом. (правильный ответ)

2. Оси симметрии и центры отверстий обозначаются: а) сплошной толстой линией; б) штрихпунктирной линией. (правильный ответ)

3. Контур детали на чертеже выполняют: а) сплошной толстой основной линией; (правильный ответ) б) штриховой линией.

4. На чертежах и эскизах вид слева располагается: а) справа от главного вида; (правильный ответ) б) снизу от главного вида.

2-й уровень

Обработка древесины

1. Вставьте пропущенные слова.

а) Нанесение на заготовку линий и точек, указывающий места обработки называется … б) Кромка, служащая для дальнейшей разметки, называется…

в) Столярная операция, заключающаяся в разрезании древесины на части – это… г) Тонкий слой древесины, полученный путем строгания или лущения называется….

2. Укажите последовательность технологических операций в технологическом процессе при изготовлении изделия из древесины: а) пиление, строгание, сверление отверстий; б) зачистка поверхности деталей, сборка изделия, лакирование или окрашивание; в) выбор заготовок и их разметка.

3. Укажите последовательность технологических операций при изготовлении разделочной доски: а) Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие; б) Выпилить контур изделия; в) Выбрать заготовку и разметить контур изделия по шаблону; в) Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы.

4. Вставьте пропущенные слова:

а) Текстурой называют … на срезе…, получающийся при пересечении годичных…, сердцевинных лучей и волокон.

б) В крышке верстака есть…прямоугольной или цилиндрической формы, в которые устанавливают клинья.

в) Перед разметкой наиболее ровную из двух плоскостей заготовки принимают как…

г) Прежде чем приступить к обработке заготовки, её следует…, т.е. нанести линии контуров будущего изделия.

Пиломатериалы и древесные материалы.

1. Вставьте пропущенные слова:

а) Бревна распиливают вдоль и получают … обрезные и необрезные;

б) Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, …, торец,…;

в) ДСП – это древесностружечная …;

г) Шпон – это тонкие слои … .

Графическое изображение деталей из древесины

Закончите предложения:

а) Если изображение детали на чертеже в два раза меньше действительного, то говорят, что чертёж выполнен в …;

б) Изображение будущего изделия в виде эскиза, технического рисунка, чертежа называют …;

в) Оси отверстий и оси симметрии изображают …;

г) Для того чтобы создать наиболее полное представление о форме детали, на чертеже показывают ….

Разработанные задания можно использовать и при работе над творческими проектами обучающихся. Результаты диагностики позволят внести необходимую коррекцию в начале и в процессе работы над творческим проектом самими учащимися, а также позволит учителю скорректировать руководство над проектной деятельностью обучающихся.

 Такой подход позволяет повысить качество технологической подготовки обучающихся, и в итоге создать условия на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся на уроке иностранного языка

ull;Цель данной работы — выявить наиболее распространенные формы организации методов контроля качества знаний, определить основные способы проведения мониторинга качества знаний в образователь...

Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС

В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям  и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения....

Использование системы контроля и мониторинга качества знаний на уроках географии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет  диагностировать уровень обученности и вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по географии....

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Сообщение «Эффективные технологии формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования»

Сообщение «Эффективные  технологии формы  и  методы  работы  на уроке  как условие  повышения    качества  образования»...