Программа по технологии для 9-10 классов
рабочая программа по технологии (9, 10 класс)

Григорьева (Наследникова) Наталья Анатольевна

        Рабочая программа по технологии для 9 – 10 классов составлена на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,  примерной  основной образовательной программы основного общего образования, учебной программы практико-ориентированного предпрофильного профориентационного курса для учащихся 8 - 9 классов образовательных организаций «Проектирование  траекторий профессионального самоопределения», разработанная кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО, адаптированной с учетом особенностей развития и возможностей и образовательных потребностей глухих обучающихся и авторской программы О. А. Кожиной курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5—8 классов общеобразовательных учреждений.

Данная программа обеспечивает освоение необходимого минимума компетенций глухих школьников, направленных на формирование способностей к успешному участию в решении своих профессиональных и жизненных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_tehnologii_9-10_klassydev.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по технологии для 9 – 10 классов составлена на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,  примерной  основной образовательной программы основного общего образования, учебной программы практико-ориентированного предпрофильного профориентационного курса для учащихся 8 - 9 классов образовательных организаций «Проектирование  траекторий профессионального самоопределения», разработанная кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО, адаптированной с учетом особенностей развития и возможностей и образовательных потребностей глухих обучающихся и авторской программы О. А. Кожиной курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5—8 классов общеобразовательных учреждений.

Данная программа обеспечивает освоение необходимого минимума компетенций глухих школьников, направленных на формирование способностей к успешному участию в решении своих профессиональных и жизненных задач.

 Целью реализации данной программы основного общего образования по учебному предмету «Технология. 9-10  классы» является  усвоение содержания предмета и достижения обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

Задачами учебного предмета являются:

- формирование способностей обучающихся к успешному участию в решении своих профессиональных и жизненных задач в типичных и нестандартных ситуациях в условиях рыночной экономики;

- обеспечение базовой теоретической компоненты как основы для дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся;

- формирование у обучающихся определенного стиля профессионального мышления, обеспечивающего умение решать профессиональные и жизненные задачи в типичных и нестандартных ситуациях;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,

предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

- выработка у обучающихся желания применять и совершенствовать освоенную систему знаний как ориентировочную основу.

Программа предмета «Технология. 9-10  классы» рассчитана на два года. Содержание курса адаптировано для глухих обучающихся. Срок реализации программы увеличен на 1 год в связи с особенностями развития глухих обучающихся.

Общее количество часов  составляет 136 часов со следующим распределением часов по классам:  9 класс – 68 часа, 10 класс – 68 часа.

Работа по предмету ведется с использованием следующих форм: урок, практическая работа,  проектная деятельность, экскурсии.

 Оценка знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации в форме контрольной работы или тестирования и выполнения творческого проекта.

Программа реализуется с использованием учебников:

- Серебряков А.Г., Хохлов Н.А., Кузнецов К.Г., Моя будущая профессия. 9кл. Тесты по профориентации школьников. М. Просвещение, 2019г.

- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., Технология: Обслуживающий труд. 8 кл. М.: Дрофа, 2016г.

- Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г., Технология. Швейное дело. 9 кл. М.: Просвещение, 2016г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов и активности в области профессионального самоопределения;

- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- проявление трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы;

- умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- умение понимать и использовать различные средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- слушать партнера;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Ученик научится:

- называть и характеризовать актуальные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов;

- объяснять принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий;

- проводить мониторинг развития технологий на основе работы с информационными источниками различных видов.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Ученик научится:

- следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

- оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;

- проводить оценку и испытание полученного продукта;

- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

- проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:

  • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
  • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
  • разработку плана продвижения продукта.

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

- технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Ученик научится:

- характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,

- характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,

- разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

- характеризовать группы предприятий региона проживания,

- характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

- анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,

- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

- получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах производства и обработки материалов, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

- получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Содержание курса

9 класс

Введение – 4ч.

  1. Введение
  2. Инструктаж по технике безопасности

Организация производства

и основные характеристики рынка труда – 10ч.

  1. Рынок труда. Спрос и предложения на рынке труда для глухих.
  2. Основные отрасли производства в стране и регионе. Ведущие предприятия региона и ситуация на рынке труда Нижегородской области «надо».
  3. Организация производства на швейных предприятиях, его структура.
  4. Характеристика труда, классификация, типы и признаки профессий.
  5. Профессия, квалификация, специальность, специализация, должность.
  6. Формула профессии.

Мотивационные факторы выбора профессии. Основы построения профессиональной карьеры – 5ч.

  1. Понятие карьеры и ее виды.
  2. Определение целей в выборе профессии.
  3. Возможные пути получения профессионального образования.
  4. Понятие о профессиограмме и ее структура.
  5. Ошибки при выборе профессии.

Общие понятия о способностях человека и формирование знаний

о себе с целью оценки профессионального потенциала – 15ч.

  1. Трудовая профессиональная деятельность как условие формирования субъекта труда.
  2. Профессионально важные качества и учет интересов, склонностей, способностей в выборе профессии.
  3. Определение внутренних склонностей и интересов на основе результатов общепредметной подготовки  («хочу»).
  4. Способы исследования способностей человека и формирования опыта в профессиональной деятельности («могу»).
  5. Профессия и здоровье.
  6. Самооценка и уровень притязаний.
  7. Определение профессиональной пригодности на основе анализа профессионально важных качеств и типа будущей профессии.
  8. Самодиагностика интересов и склонностей, профессионально важных качеств, возможностей здоровья и типа будущей профессии.

Профессиональные пробы как средство формирования интереса

к профессиональной деятельности – 34ч.

  1. Конструирование и моделирование.
  2. Технология изготовления швейных изделий.
  3. Рукоделие.
  4. Технология ведения дома

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны  знать/понимать: 

- необходимость профессионального образования и самообразования;

- определения основных понятий;

- основные сферы профессиональной деятельности;

- виды современных профессий и способы их приобретения;

- основные профессиональные качества профессий рассматриваемого типа;

- возможности Российского и регионального рынков труда;

Учащиеся должны уметь: 

- соотносить внутренние склонности и интересы со своими способностями, возможностями и требованием рынка труда;

- определять цели собственной предполагаемой карьеры;

- определять свою профессиональную пригодность на основе анализа профессионально важных качеств и типа будущей профессии;

- проводить самодиагностику интересов и склонностей, профессионально важных качеств, возможностей здоровья и типа будущей профессии;

- формировать опыт профессиональной деятельности на основе профессиональных проб;

- пополнять и обновлять знания, умения и навыки.

10 класс

Введение – 4ч.

  1. Введение
  2. Инструктаж по технике безопасности

Роль государства в стабилизации рынка труда и трудоустройстве населения. Основные правила устройства на работу – 30ч.

  1. Безработица: виды, причины, последствия. Роль государства в стабилизации рынка труда и трудоустройстве населения.
  2. Служба занятости населения в РФ.
  3. Этапы поиска работы. Способы и методы поиска работы. Ограничения по половым, возрастным признакам и вероисповеданию.
  4. Современные методы отбора кандидата.
  5. Трудоустройство через интернет.
  6. Резюме: структура, виды и требования к составлению.
  7. Собеседование как этап трудоустройства.
  8.  Трудовой контракт и его структура.
  9. Условия труда.
  10. Организация рабочего места.
  11. Оплата труда.
  12. Начало трудовой деятельности.
  13. Конфликт и его разрешение.
  14. Законодательство РФ и Нижегородской области по вопросам труда и занятости. КЗоТ Российской Федерации: основные положения.
  15.  Основные особенности организации труда глухих в Нижегородской области.
  16. Куда я могу поступить учиться?

Профессиональные пробы как средство формирования интереса

к профессиональной деятельности – 34ч.

  1. Конструирование и моделирование.
  2. Технология изготовления швейных изделий.
  3. Рукоделие.
  4. Технология ведения дома.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны  знать/понимать: 

- основные положения КЗоТ Российской Федерации;

- необходимость профессионального образования и самообразования;

- определения основных понятий;

- основные сферы профессиональной деятельности;

- виды современных профессий и способы их приобретения;

- основные профессиональные качества профессий рассматриваемого типа;

- особенности приема  и обучения в профессиональных образовательных учреждениях различного типа;

- основные пути трудоустройства;

- навыки делового общения;

- основные особенности организации труда глухих в Нижегородской области.

Учащиеся должны уметь: 

- соотносить внутренние склонности и интересы со своими способностями;

- определять цели собственной предполагаемой карьеры;

- называть мотивационные факторы выбора профессии;

- не допускать возможных ошибок при выборе профессии;

- правильно составлять резюме при приеме на работу;

- использовать приемы делового общения, способы решения конфликтов;

- уметь обратиться за помощью в службу занятости населения;

- формировать опыт профессиональной деятельности на основе профессиональных проб;

- пополнять и обновлять знания, умения и навыки.

Тематическое планирование по учебному предмету

9 класс

Название

раздела

Название темы

Кол-во часов

Введение

(4 ч.)

Введение

Инструктаж по технике безопасности

4

Организация производства и основные характеристики рынка труда

 (10 ч.)

Рынок труда. Спрос и предложения на рынке труда для глухих

1

Основные отрасли производства в стране и регионе

1

Ведущие предприятия региона и ситуация на рынке труда Нижегородской области «надо»

1

Организация производства на швейных предприятиях, его структура

2

Характеристика труда, классификация, типы и признаки профессий

2

Профессия, квалификация, специальность, специализация, должность

2

Формула профессии

1

Мотивационные факторы выбора профессии. Основы построения профес-сиональной карьеры

(5ч.)

Понятие карьеры и ее виды

1

Определение целей в выборе профессии

1

Возможные пути получения профессионального образования

1

Понятие о профессиограмме и ее структура

1

Ошибки при выборе профессии

1

Общие понятия о способностях человека и формирование знаний о себе с целью оценки профессионального потенциала

(15ч.)

Трудовая профессиональная деятельность как условие формирования субъекта труда

1

Профессионально важные качества и учет интересов, склонностей, способностей в выборе профессии

1

Определение внутренних склонностей и интересов на основе результатов общепредметной подготовки  («хочу»)

1

Способы исследования способностей человека и формирования опыта в профессиональной деятельности («могу»)

2

Профессия и здоровье

1

Самооценка и уровень притязаний

1

Определение профессиональной пригодности на основе анализа профессионально важных качеств и типа будущей профессии

4

Самодиагностика интересов и склонностей, профессионально важных качеств, возможностей здоровья и типа будущей профессии

4

Профессиональные пробы как средство формирования интереса к профессиональной деятельности

(34ч.)

(на базе учебных мастерских)

Конструирование и моделирование

  1. История костюма
  2. Конструирование плечевого изделия с втачным рукавом
  3. Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с втачным рукавом
  4. Построение чертежа основы плечевого изделия с втачным рукавом

8

1

2

1

3

Технология изготовления швейных изделий

1.Технология изготовления блузки с втачным рукавом

2.Раскрой блузки и подготовка деталей кроя

3.Подготовка блузки к примерке

4.Проведение примерки блузки

  5. Пошив блузки

- выполнение заготовительных операций

- обработка вытачек

- обработка рукава

- обработка воротника

- сборка блузки

- втачивание рукава

- обработка низа блузки

- окончательная отделка и ВТО изделия

15

1

2

1

1

10

Рукоделие

  1. История валяния
  2. Выполнение работ в технике валяния
  3. Вышивание крестиком

5

1

2

2

Технология ведения дома

  1. Семейное хозяйство
  2. Бюджет семьи (планирование расходов)
  3. Потребительский кредит
  4. Как правильно распорядится свободными средствами

4

1

1

1

1

Контрольная работа(творческий проект)

2

ИТОГО

68

10 класс

Название

раздела

Название темы

Кол-во часов

Введение

(4 ч.)

Введение

Инструктаж по технике безопасности

4

Роль государства в стабилизации рынка труда и трудоустройстве населения. Основные правила устройства на работу

(30ч.)

Безработица: виды, причины, последствия. Роль государства в стабилизации рынка труда и трудоустройстве населения

2

Служба занятости населения в РФ

1

Этапы поиска работы. Способы и методы поиска работы. Ограничения по половым, возрастным признакам и вероисповеданию

2

Современные методы отбора кандидата

1

Трудоустройство через интернет

1

Резюме: структура, виды и требования к составлению

4

Собеседование как этап трудоустройства

2

Трудовой контракт и его структура

2

Условия труда

1

Организация рабочего места

2

Оплата труда

2

Начало трудовой деятельности

2

Конфликт и его разрешение

2

Законодательство РФ и Нижегородской области по вопросам труда и занятости. КЗоТ Российской Федерации: основные положения

2

Основные особенности организации труда глухих в Нижегородской области

2

Куда я могу поступить учиться?

2

Профессиональные пробы как средство формирования интереса к профессиональной деятельности

(34ч.)

(на базе учебных мастерских)

Конструирование и моделирование

1.Построение чертежа основы одношовного рукава

2.Моделирование плечевого изделия с втачным рукавом

3.Моделирование втачного одношовного рукава

4.Как работать с выкройками из журналов

8

2

2

2

2

Технология изготовления швейных изделий

1.Технология изготовления халата

с втачным рукавом

2.Раскладка выкройки халата на ткань

3.Раскрой халата и подготовка деталей кроя

4.Подготовка халата к примерке

5.Проведение примерки халата

6.Пошив халата

- дублирование деталей

- выполнение заготовительных операций

- обработка вытачек

- обработка рукава,  воротника

- сборка халата

- втачивание рукава

- обработка низа халата

- окончательная отделка и ВТО изделия

7.Творческое проектирование. Дизайн

16  

2

1

2

1

1

7

2

Рукоделие

1.Фелтинг

2.Оформление швейного изделия в технике фелтинга

3.Вышивание крестиком

4

1

1

2

Технология ведения дома

1.Семейное дело  

2.Ремонт помещений

3.Уход за одеждой и обувью

4

1

1

2

Контрольная работа(творческий проект)

2

ИТОГО

68

Рекомендации по оснащению учебного процесса

Оснащение процесса обучения технологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, информационно-коммуникативными средствами,  ТСО.

  1. Библиотечный фонд

Нормативные документы

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Примерная образовательная программа основного общего образования;

- Учебная программа  практико-ориентированного предпрофильного профориентационного курса для учащихся 8 - 9 классов образовательных организаций «Проектирование  траекторий профессионального самоопределения», разработанная кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО; 

- Авторская программа основного общего образования О.А. Кожиной  «Технология. Обслуживающий труд».

  1. Печатные пособия

- Инструкционные карты

- Технологические карты

  1. Информационные средства

- Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных

- Интернет

  1. Технические средства обучения

- Компьютер

- Магнитная доска

- Интерактивная доска   

               5.  Оборудование

- Швейные машины, инструменты и приспособления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии в 5-8 класса (неделимых классах)

Рабочая программа по технологии в 5-8 класса (неделимых классах)...

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по технологии для 5-8 классов и КТП для 6 класса

Поместить на сайт рабочую программу для 5-8 классов по технологии (девочки) и КТП для 6 класса на 2014-2015 год...

рабочая программа по технологии для профильного 10 класса агроэко технологии

Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технология переработки фруктов и овощей в продукты здорового питания», «Потребительские свойства продукции и показатели безопасности», «...

рабочая программа по технологии для профильного 10 класса агроэко технологии

Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технология переработки фруктов и овощей в продукты здорового питания», «Потребительские свойства продукции и показатели безопасности», «...

Программа по технологии в 5-8 классах. 5 класс с учетом ФГОС. 8 класс 35 часов(девочки)

Программа по технологии в 5-8 классах. (5 класс с учетом ФГОС)...