Мастер-класс по изготовлению эвенкийской куклы из оленьей косточки.
методическая разработка по технологии

Мосиюк Полина Александровна

Материальная культура эвенков не столь богата, как, к примеру, у европейских народов, но она своеобразна , воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.Природные ресурсы, без которых стала бы невозможна жизнь в условиях Севера: лес, дикие и домашние олени, звери, птицы – давали материалы для производства ценностей. Находили применение шкуры, камусы, сухожилия, копыта, рога оленя или сохатого, береста, дерево.

Разработка содежит вступительную беседу и демонстрацию презентации «Декоративно-прикладное искусство эвенков». Изложение технологии изготовления куклы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративно прикладное искусство эвенков.


Предварительный просмотр:

 Мастер-класс: Кукла  из косточки «бабка».

Цель- изготовить куклу из косточки сохатого.

Задачи:

Образовательная  : познакомить с декоративно- прикладным искусством эвенков, продолжить работу по обучению технологии работы из камуса, меха, бисера и других природных материалов национальной культуры эвенков.

Развивающая: развивать художественно-творческие способности и самостоятельность на основе организационно-практических умений.

Воспитательная: воспитывать уважение к народному промыслу, привить навыки культуры труда и воспитание художественного и эстетического вкуса.

Методы обучения: изложение нового материала, показ презентации, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножницы, клей, нитки, бисер лоскутки ткани, шаблоны, косточки- бабки оленя.

Ход мастер-класса

Приветствие

Объявление темы мастер класса и задач.

Сегодня на занятии мы познакомимся с ДПИ эвенков, научимся делать куклу из косточки оленя. При изготовлении изделия можете украсить любым орнаментом платье куклы.

Теоретическая часть: вступительная беседа и демонстрация презентации «Декоративно-прикладное искусство эвенков». Изложение технологии изготовления куклы  демонстрируется в ходе показа мастер-класса устно  и показом трудовых приемов.

СЛАЙД 1

Материальная культура эвенков не столь богата, как, к примеру, у европейских народов, но она своеобразна , воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.

СЛАЙД 2

Природные ресурсы, без которых стала бы невозможна жизнь в условиях Севера: лес, дикие и домашние олени, звери, птицы – давали материалы для производства ценностей. Находили применение шкуры, камусы, сухожилия, копыта, рога оленя или сохатого, береста, дерево. Необходимо было только много трудиться, сооружать жилища, отрабатывать транспортные средства, орудия труда, изготавливать одежду и другие предметы быта. Все это говорит об удивительной приспособленности человека к экстремальным условиям. Несмотря на трудные условия эвенк не только выжил, но и смог сохранить национальную самобытность, материальные и духовные ценности.

Уважение и почтение эвенков к окружающему миру сказывалось во всем, в том числе и в рачительном использовании добытого на охоте. Мясо , шкуры, рога – все находило применения в хозяйстве, в одежде и утвари.

СЛАЙД 3,4,5,6,7,8

Мех сохатого или оленя служил материалом  для верхней одежды, выделанная кожа (замша или ровдуга) – для изготовления одежды , сумок.

Из рогов выпиливали статуэтки, пластинки, которые потом нашивали на одежду, рукоятки ножей и других изделий. Оленьи жилы до сих пор используют в качестве ниток, только они гораздо крепче и не рвут кожу.

 Слайд 9

О том, как щеголевато выглядели эвенки в конце 19 начала 20 века, свидетельствует бытовавшее тогда выражение «таежные французы». Их одежда, помимо практичного и удобного кроя, имела украшения – золотые колокольчики, бляшки (поэтому эвенки долгое время считались «людьми желтого металла»), берестяные узоры и богатую северную вышивку.

Это были не просто узоры, каждая строчка несла в себе конкретное значение. Так, ритмичное чередование в определенной последовательности черных и белых бисеринок отражает мелькание перед сидящим на нартах человеком оленьих заснеженных копытцев. СЛАЙД 10 Шахматный рисунок обозначает постоянный непрерывный Аргиш (т.е путь), вечное кочевание. Треугольник – это стилизованное изображение чума.

СЛАЙД 11,12

Узоры на одежде, обуви, аксессуарах всегда несли определенную информацию. Существовали женские, мужские и детские узоры, по ним можно было прочитать, из какого рода человек, кто его родители. Ни один узор на одежде, ни одна насечка на металле не появлялись просто так.

СЛАЙД 13,14

 У эвенков украшением предметов бытового назначения из кожи, меха и материи занимались женщины. Первоначально девочек приучали к шитью, и только с подросткового возраста к обработке шкур, так как это требовало физической силы. Тиснением на бересте, вырезанием по дереву и по кости занимались мужчины. Декоративное искусство носило массовый характер. Мастеров – ремесленников не было, хотя и выделялись отдельные мастерицы, которые заслуженно пользовались большим уважением среди сородичей. Звание  мастерица - олан необходимо было заработать у народа, который был рядом, за талант и мастерство. К женщинам, которые не дружили с иглой и наперстком, сородичи относились с осуждением и укором. Называли их «коколлолон», что значит «родилась в рукавичке». В настоящее время хранительницами народных традиций обработки и выделки мехов, пошива теплой одежды является старшее поколение рукодельниц.

 СЛАЙД 15,16,17,18 Эвенки создали замечательный по красочности орнамент, который наносится на различные предметы материальной культуры: посуду, одежду, утварь и на другие предметы бытового назначения. Орнаментировали  изделия разными способами: декоративными швами, окраской, аппликацией из ткани, вставками меха разного цвета, опушкой, бисерной вышивкой.

Бисер ценился эвенками очень высоко, издавна это был объект торговли с русскими купцами, которые, расплачиваясь за пушнину отмеряли его пригоршнями. Гордостью и богатством считалась в семье бисерная одежда. Ведь на изготовление ее уходили месяцы, а может даже и годы. Когда одежда приходила в негодность бисер спарывали и перешивали на новую. Обычно пошивом одежды занимались в летние дни, когда много света и тепла. Зимой готовили и собирали материалы.

 СЛАЙД 19,20,21

По орнаменту можно было определить многое. Так, у каждого эвенкийского рода был свой собственный орнамент. Орнамент эвенков  представляет форму сочетания геометрических фигур: чередующихся полос и квадратов, прямоугольников и кругов, или растительный. Орнамент наносится шкатулки , сумы , одежду, берестяные сосуды (туесы), коврики (кумаланы), на луки оленьих седел  и так далее в разными техниками: посредством резьбы выполняется работа на дереве, тиснением – на бересте, вышиванием и аппликацией – на коже. Орнамент изделия  служит его  украшением, оживляет изделие, делает его красивым и оригинальным.

Излюбленную цветовую гамму эвенкийских мастериц определить сложно, так как она в значительной степени определялась наличием у них бисера определенных цветов. Но преимущественно это жизнерадостные цвета: сочетания красного, белого, черного,  голубого, зеленого желтого.

СЛАЙД 22,23,24,25

В жизни эвенкийского ребенка большое значение имеют игрушки и игры, через которые познавался окружающий мир. Игры эвенкийских детей сводились к повторению трудовой деятельности родителей. Во время игр они становились охотниками, зверями, птицами, рыбами. Превращались  они в оленя, украшенного бубенчиками, колокольчиками. Накинул нарядные узды на шею, ребятишки бегали по тайге. В дождливые дни вырезали из бересты разных зверей, птиц, хороводы людей, деревья. Проявлялся интерес, когда люди в котлах варили бересту для покрытия чума и для изготовления берестяной лодки. Из остатков мягкой бересты шили посуду, делали люльки для кукол. Мужчины вырезали из дерева для мальчиков свистульки, ножи, делали луки и стрелы, пальмы. А еще, игрушки делали из  косточек животных и птиц.

Например, из суставов ног изготавливали бабки-куклы. Одевали их в  яркие костюмы с бисерной вышивкой, аппликацией, и при желании дополняли  убранство оригинальными головными уборами, женскими украшениями, плоские суставы превращались в оленей. В такие игры дети могли играть целый день.

Сегодня мы займемся с вами изготовлением именно такой куклы.

Практическая часть.

1.Посторенние правил техники безопасности на рабочем месте при работе с колющими и режущими инструментами.

2. выполнение изделия.

Нам понадобятся:

- косточки-бабки;

- лоскутки ткани;

 - ножницы, нитки, иголки, клей, шаблоны.

C:\Users\Library\Desktop\фото 2020\октябрь\DSCN8571.JPG

  1. По шаблону вырезать из лоскутков ткани платок и платье для будущей куклы.

C:\Users\Library\Desktop\фото 2020\октябрь\DSCN8569.JPG

2.Подшить платочек по крплатье украсить вышивкой бисера или орнаментом из фетра.

C:\Users\Library\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN8571.jpg

3.Повязать платочек на косточку, с помощью ниток и иголки закрепить платье.

Кукла готова!

C:\Users\Library\Desktop\фото 2020\октябрь\DSCN8567.JPG

Подведение итогов.

Сегодня мы изготовили эвенкийскую куколку своими руками, при этом  использовали  косточку «бабку» оленя. Совсем как наши предки. Надеюсь  вам понравилась эта работа.

Выставка работ.

Список использованной литературы.

Т.М. Сафьянникова .Орнаменты и украшения эвенков/ Т.М. Сафьянникова . –  Красноярск: ИД Сибирские промыслы,2007. -190с.:ил.

Т.М. Сафьянникова .Радуга красок сонкана/ Т.М. Сафьянникова . –  Красноярск: ИД Сибирские промыслы,2005. -152с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Ромашки".

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  объемной аппликации из природного материала.2....

Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень".

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень". Цели: 1.             Формирование у обучающих...

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»

Мастер класс  рассчитан на детей пятого класса, педагогов, родителей....

Мастер-класс для обучающихся «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Мастер-класс для обучающихся«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление авторского многофункционального пособия "Кукла Маша"

Для эффективного обучения детей, имеющих особенности познавательного, психического и физического развития требуется организация особенной развивающей предметно-пространственной среды, наполненной разн...