Деловая игра на уроках технологии
статья по технологии (5, 6 класс)

Рослякова Татьяна Александровна

Деловая игра на уроке - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию возможной жизненной ситуации. Она должна включать конфликтную модельную ситуацию и её разрешение. Отличие игры от обычного проблемного урока заключается в том, что здесь проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Результатом деловой игры должно быть коллективное решение учебной задачи.

Урок-игра “Слёт специалистов”

Выбирается тема, которую учащиеся могли бы изучить во время проведения игры, или обобщить ранее изученную. Тема разбивается на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп учащихся в классе. В каждой подтеме выделяются основные вопросы для изучения, которые записываются в информационную карту, выдаваемую группе. В результате подготовки к игре учитель заполняет таблицу со следующими графами: общая тема группы, перечень подтем для работы каждого ученика. В помощь учителю в классе за одну-две недели до игры  каждому из учащихся раздается тема для сообщения.

Например, я  провожу эту игру для  обобщения темы «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву» в 6 классе. Ребята более осознанно, чем для обычного урока готовят свои доклады, так как не хотят выглядеть профанами на фоне своих одноклассников. Обязательным условием является наглядность выступления (слайды, иллюстрации, инструменты, изделия). При подготовке они с удивлением обнаруживают, что элементы резьбы есть у них дома на какой-либо утвари или у родственников более старшего поколения (резные наличники в деревне у бабушки, мебель на даче, разделочные доски и т.д.)

Результатом является заполненная каждым учеником информационная карта по данной теме (см. Приложение 1), эскиз или рисунок шаблона, чертеж изделия для творческой работы с элементами резьбы по дереву.

 Игра “Экзамен”

При работе я столкнулась с такой проблемой: обучающиеся активно работали на уроках, но по прошествии времени забывали название и назначение некоторых инструментов. Особенно если такие приспособления отсутствовали в мастерской или использовались нерегулярно. Обучающимся  было предложено, как  студентам ВУЗа  сдать экзамен по теме: «Инструменты и приспособления, применяемые для ручной обработки древесины и древесных материалов». Чтобы ученики не сильно волновались,  я объяснила, что каждый имеет право «пересдать» экзамен и дала немного времени  для повторения.

«Студенты» по очереди подходили  к столу преподавателя, вытягивали три карточки с названиями инструмента или  приспособления (например: молоток, фуганок, струбцина) и распределяли каждую в соответствующий раздел (соединение, сборка; строгание; соединение, сборка или выпиливание или отделка  - варианты для струбцины). При затруднении я задавала дополнительные вопросы, но помощь класса не принималась. Ведь во время экзамена подсказки исключены! Если ответ не был дан, то ребенок отсаживался отдельно и с помощью учебника и тетради искал его. А после шел на пересдачу. Те же, кто ответил на все билеты с первой попытки, становился экспертом и помогал отстающим.

После проведения экзамена и получения всеми учащимися положительных оценок вместе с ребятами составили сводную таблицу инструментов для ручной обработки древесины с целью закрепления данного раздела.

Дети осторожно вступали в игру, но по итогам отзывы были только восторженные. Им очень понравилась созданная атмосфера, возможность быть успешными. Самые ответственные в дальнейшем при изучении раздела «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов» самостоятельно составляли и заполняли аналогичную таблицу со сводной информацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Деловая игра на уроках технологии

Одним из приоритетов современной системы образования является достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетенций учащихся:

- способности (умения) мобилизовать в определённой ситуации полученные знания и опыт;

- способности эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе;

- умения действовать самостоятельно, нести личную ответственность, занимать рефлексивную позицию.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать применение активных методов обучения, в частности через технологию игровых форм обучения.

Игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся.

Таким образом, игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, так как правильно организованная с учётом специфики материала игра способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Поэтому в настоящее время применение учебных игр  на уроках технологии в средних классах школы целесообразно и востребованно.

Учебные виды классифицируются по характеру педагогического процесса и по виду деятельности, по методу организации, по характеру игровой методики

по игровой среде, по форме организации, по спектру целевых ориентаций

Мною была проанализирована методика проведения и структура  игр, требования и этапы их проведения (подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов). Выявлено, как влияют учебные  игры  на формирование личности школьника, его моральных качеств (самостоятельность, инициативность, организованность), развитие творческих способностей, умение работать коллективно.  Всё то, что необходимо школьникам в постоянно изменяющихся условиях жизни.

В результате я пришла к выводу, что игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка.

 Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации (поставленных целей) и проведения всевозможных игр.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с дидактическими упражнениями, игровыми моментами, приёмами и формами.

 Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более, старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей подростка она приобретает несколько другую направленность. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационные условия существующего в реальном мире общения.

              На этом основании можно утверждать, что необходимо активно использовать учебные игры  в основной школе.  Это позволит создать базу для дальнейшего  развития опыта по применению учебных игр, заложит основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых условиях, будет способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы

Практическое применение дидактического материала   по данной теме я осуществляла  в  нашей гимназии обучающихся  5- 8-ых классов.

Мною апробировалась система уроков с использованием различных игр и упражнений, которые эффективно стимулируют деятельность ученика на всех этапах урока, способствует  гармонизации сочетания умственных, физических  и  эмоциональных нагрузок.

    Практика показала, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех обучаемых и групп. Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному. А потому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения.

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя. Однако не следует приучать учеников к тому, что на каждом уроке их ждут новые игры.

Игра - не самоцель, она не должна проводиться только ради развлечения. Игра не должна навязываться обучаемым, а также использоваться лишь во имя поддержания интереса к предмету. Игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.

Результатом применения  учебных игр  на уроках технологии стало:

- повышение уровня развития мыслительных процессов и активизация деятельности учащихся;

- воспитание положительных личностных качеств;

- сплачивание коллектива.

Таким образом, необходимо использовать на уроках технологии игровые моменты, приёмы и формы.  

И именно поэтому мудрый педагог органично вплетает яркие нити игры в канву уроков технологии в основной школе.                      

Деловая игра на уроке - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию возможной жизненной ситуации. Она должна включать конфликтную модельную ситуацию и её разрешение. Отличие игры от обычного проблемного урока заключается в том, что здесь проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Результатом деловой игры должно быть коллективное решение учебной задачи.

Урок-игра “Слёт специалистов”

Выбирается тема, которую учащиеся могли бы изучить во время проведения игры, или обобщить ранее изученную. Тема разбивается на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп учащихся в классе. В каждой подтеме выделяются основные вопросы для изучения, которые записываются в информационную карту , выдаваемую группе. В результате подготовки к игре учитель заполняет таблицу со следующими графами: общая тема группы, перечень подтем для работы каждого ученика. В помощь учителю в классе за одну-две недели до игры  каждому из учащихся раздается тема для сообщения.

Например, я  провожу эту игру для  обобщения темы «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву» в 6 классе. Ребята более осознанно, чем для обычного урока готовят свои доклады, так как не хотят выглядеть профанами на фоне своих одноклассников. Обязательным условием является наглядность выступления (слайды, иллюстрации, инструменты, изделия). При подготовке они с удивлением обнаруживают, что элементы резьбы есть у них дома на какой-либо утвари или у родственников более старшего поколения (резные наличники в деревне у бабушки, мебель на даче, разделочные доски и т.д.)

Результатом является заполненная каждым учеником информационная карта по данной теме (см. Приложение 1), эскиз или рисунок шаблона, чертеж изделия для творческой работы с элементами резьбы по дереву.

 Игра “Экзамен”

При работе я столкнулась с такой проблемой: обучающиеся активно работали на уроках, но по прошествии времени забывали название и назначение некоторых инструментов. Особенно если такие приспособления отсутствовали в мастерской или использовались нерегулярно. Обучающимся  было предложено, как  студентам ВУЗа  сдать экзамен по теме: «Инструменты и приспособления, применяемые для ручной обработки древесины и древесных материалов». Чтобы ученики не сильно волновались,  я объяснила, что каждый имеет право «пересдать» экзамен и дала немного времени  для повторения.

«Студенты» по очереди подходили  к столу преподавателя, вытягивали три карточки с названиями инструмента или  приспособления (например: молоток, фуганок, струбцина) и распределяли каждую в соответствующий раздел (соединение, сборка; строгание; соединение, сборка или выпиливание или отделка  - варианты для струбцины). При затруднении я задавала дополнительные вопросы, но помощь класса не принималась. Ведь во время экзамена подсказки исключены! Если ответ не был дан, то ребенок отсаживался отдельно и с помощью учебника и тетради искал его. А после шел на пересдачу. Те же, кто ответил на все билеты с первой попытки, становился экспертом и помогал отстающим.

После проведения экзамена и получения всеми учащимися положительных оценок вместе с ребятами составили сводную таблицу инструментов для ручной обработки древесины с целью закрепления данного раздела.

Дети осторожно вступали в игру, но по итогам отзывы были только восторженные. Им очень понравилась созданная атмосфера, возможность быть успешными. Самые ответственные в дальнейшем при изучении раздела «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов» самостоятельно составляли и заполняли аналогичную таблицу со сводной информацией.

Приложение 1

Информационная карта по теме:

«Художественная обработка древесины. Резьба по дереву»

Виды резьбы по дереву (период возникновения, авторы, источники)

Технология выполнения, применяемые  инструменты

Где применяется, виды изделий

Прим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только ...

Статья "Деловые игры при изучении технологии"

Статья повествует об использовании в обучении методов имитационного моделирования, в рамках предмета технология, его раздела «Культура дома». В ней подробно разобрана и деловая игра, которая был...

Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".

Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...

«Деловые игры на уроках обществознания – обучение через перевоплощение»

Какая практическая польза для ребенка от участия в деловых играх?Во-первых, это конечно же профориентация. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных професий и сделать более ...

Статья "Деловая игра на уроке информатики как интенсивная образовательная технология"

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением деловой игры на уроке информатики в школе. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, по...

Выступление на ШМО учителей русского языка на тему "Использование технологии деловой игры на уроке литературы"

В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры.         Все следующие за дошкольные возрастные периоды со своими вед...