Урок технологии для 6 класса «Соединение брусков с врезкой в половину толщины бруска»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Максимов Виктор Павлович

         Цель:  создать условия для проявления творческих способностей учащихся через приобщение к народной культуре.

Задачи:   1.воспитать  духовно-нравственные  качества личности.

      2.закрепить умения работать с технологической документацией, текстом учебника, компьютером,

      3.учить соединять детали из древесины серединным соединением в полбруска,     

      4.расширить представление о многообразии соединений изделий из древесины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_3.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии (технический труд)

тема:

« Соединение брусков с врезкой в половину толщины бруска»

6 КЛАСС

                                                                                                                                                                                     

         Цель:  создать условия для проявления творческих способностей учащихся через приобщение к народной культуре.

Задачи:

      1.воспитать  духовно-нравственные  качества личности.

      2.закрепить умения работать с технологической документацией, текстом учебника, компьютером,

      3.учить соединять детали из древесины серединным соединением в полбруска,      

      4.расширить представление о многообразии соединений изделий из древесины.

Урок введения нового знания построен в рамках деятельностного подхода.

1 этап урока – мотивирование к учебной деятельности.

Урок начался со звона колоколов.

Это эмоциональный  настрой на урок вывел учителя на диалог с учащимися:

--- Ребята, что вы услышали?

 ( ответы детей)

-Звон колоколов!!!

- А какие ассоциации у вас возникли от услышанного звучания?

-- (свободные ответы учащихся)

- красивая музыка., замирание сердца....

-Где можно услышать такие звуки?

- На колокольнях.

-Зачем на Руси звучал и звучит звон колоколов?

(ответы детей)

-приглашают на праздники, сообщают о бедах, созывают на пожары)

- А еще, ребята, колокола отгоняют болезни ( притча о чуме...).

Мы знаем, что много  колоколен было построено в  древней Руси, а нужны ли колокольни в современном мире?

-Да, нужны.

-А зачем?

-Колокольни подчеркивают красоту русской архитектуры. Они согревают душу! Они  величественны.

- А хотели бы вы сами попробовать изготовить макет колокольни?

-Да.

--Вы умеете это делать?

- Нет.

Я Вам помогу, и мы научимся с вами это делать.

 Через диалог ребята подошли к ответу на вопросы НАДО? ХОЧУ? МОГУ?

 2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Этот этап проходил через исследовательскую работу.

Дети работали в группах.

-Ребята, сейчас вы будете работать в группах.

Вспомним правила дружной  работы.

*Слушать друг друга

*Уметь уступать

* уметь договариваться

* распределять роли в бригаде

Каждой группе были выданы по два изделия: одно изделие, выполненное соединением, изученным в 5 классе, а второе-то, что предполагалось изучить на сегодняшнем уроке

Перед учащимися стояла задача – определить вид  соединения обоих изделий.

Первое они определили – это были соединения на клею, гвоздях и щелевидное.

А второе – вызвало проблему.

Что же это за новый вид соединения?

А называется оно так же, как тема нашего урока" СОЕДИНЕНИЕ брусков с врезкой в половину толщины бруска".

3 этап. Построение проекта и выхода из затруднения.

Учащимся был задан вопрос:

 - Где можно узнать об этом соединении?

 Ребята отвечали

--В учебнике, в интернете, от учителя, спросить у специалистов-строителей.

_-- Правильно. Вы назвали верные пути выхода из затруднения и сейчас мы посмотрим заранее подготовленную презентацию (Малеева Дмитрия), который  расскажет, где применяется это соединение в строительстве.

А материал он нашел в интернете.

------------------------------------------------------

Презентация на 2-3 минуты.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Следующим шагом в изучении материала была самостоятельная работа с учебником с целью ознакомления с новыми понятиями:

 Соединение ступенчатое, врезное, в половину бруска, шкант.

* первичная проверка знаний

Учитель задает вопросы после работы с учебником

- О каких видах соединений брусков вы узнали из учебника?

-Для чего служит ступенчатое соединение?

-Какую роль играет  шкант в соединении?

 --После ответов на вопросы учащиеся работают в группах по 3-4 человека по учебной карте.

Детям выдается пиломатериал и инструменты. Проводится инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.

Учитель говорит о том, что мы будем выполнять поэтапную работу изготовления макета КОЛОКОЛЬНИ.

( две группы будут работать над стенами нижнего яруса с входной дверью, а одна группа – над верхним ярусом).

4 этап. Реализация проектной деятельности

 осуществлялась в результате самостоятельной работы учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель выступает в роли консультанта-помощника и одновременно рассказывает о духовно-нравственном значении колоколен.

Стихотворение о колоколах:

 О, Русь, благословенная моя

 Познать тебя не хватит целой жизни:

 Твоих церквей златые купола

 И многовещный звон

 колоколов отчизны

 Тот чудный гул,

 идущий от небес,

 Он гласом Божьим нисходил к народу

 Призывом к дальней жизни без

 мирских страстей,

 И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый звон-

 Руси наследие святое

 Моё причастие к тебе

 да будет вечным,

 Как и всё живое…

Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о колоколах слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

 - Создание колоколов считалось делом Божьим. С 16 века колокололитейное дело получает особый размах, но требует очень высокого мастерства.

- Кто-нибудь знает мастеров, отливавших колокола? Нам надо знать их имена.              

 Вот они:                                  

                                                 

Филипп Андреев

Емельян Данилов

 Михаил и Иван Моторины

Андрей Чохов

Флор Терентьев

   

- … Умельцы,

       Бедами  тёртые,

       для каменных белых церквей

       лили колокола

       и к металлам твёрдым

       прибавляли частицу души своей…

                                           (Степан Щипачёв  «Звонят колокола»)

                                 

 К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно «наказывали»: отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был «арестован» за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот «покорился» и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода «перевернул» сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы,  собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в другой – набатный колокол, и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был «сослан» в монастырь г.Архангельска.

 Для того, чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчание ручьёв.

Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.

- Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

Во время самостоятельной работы шло оценивание учителем практической деятельности учащихся.

Ребята сделали по одному брусочку, а в группах они соединили их в звено.

На этом самостоятельная работа закончилась.

 5 этап. Включения в систему знаний и повторения.

( каждому ребенку выдается листок с тестом)

1.Какую форму имеет брусок?

  А--цилиндрическую

  Б--коническую

  В--призматическую

2.Каким инструментом производится продольная разметка брусков?

  А--угольником

  Б--рейсмусом

  В--циркулем

3.Что такое шкант?

  А--круглый деревянный стержень

  Б--металлический стержень

  В--пластмассовый стержень

4.Для чего служит столярная стамеска?

  А--для выборки и зачистки вырезанного участка

  Б--для склеивания брусков

  В--для разметки

Момент рефлексии на уроке проходит через звон колокольчика.

 Учитель раздает колокольчики по группам.

-Если вам, ребята, работалось дружно, и вы хорошо  поняли, как изготавливать соединение, то и звон колокольчика пусть передаст ваше настроение.

6 этап – Подведение  итога урока.

-Ребята, что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?

 (Варианты ответов учащихся свободные)

 Домашнее задание носило творческий характер.  

Детям было предложено нарисовать колокольню к следующему уроку.

Самый интересный архитектурный вариант дети выбрали для осуществления творческого проекта" Русская колокольня"

Работа  осуществлялась в течение 8 уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

Практическое задание (кейс) к уроку химии 9 класса "Соединения кальция"

Кейс - метод последнее время приобретает все большую популярность. При изучении темы "Соединения кальция" можно предложить детям (решив задания кейса) самим изучить тему урока....

Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).

Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1.     Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....

открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"

Урок проводился в 9 классе. Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менд...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Соединение деталей заклепками".

В учебном материале представлена технологическая карта урока технологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, который сопровождается презентацией "Соединение заклепками". В работе обучающиеся...

Урок географии 7 класс "Соединенные Штаты Америки"

Разработка представляет собой план -конспект урока  "Соединенные Штаты Америки".На основе материала учебника, карт атласа, дополнительного материала, видеосюжетов и презентации , учащие...

Урок швейного дела. 7 класс. Тема: Шерстяное волокно: вид, свойства (толщина, извитость, прочность). Получение пряжи из шерстяного волокна

Цели: Познакомить учащихся с происхождением шерстяного волокна и его свойствами, процессом получения шерстяной пряжи.Создать условия для развитие внимания, памяти, речи, умений обосновывать свои ...