Методическая разработка урока по технологии. 6 класс. Тема: «Изготовление текстильно-расписной броши Кораблик»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Павлова Ирина Александровна

Мы живем в удивительном городе - Санкт-Петербурге. Данный урок поможет ученикам приобщиться к культуре нашего города и создать сувенир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект30.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по технологии. 6 класс.

Тема: «Изготовление текстильно-расписной броши Кораблик»

Цель: познакомить с технологией изготовления текстильной броши, научить шить брошь из ткани, познакомить с росписью гуашью по ткани

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания обучающихся о различных видах тканей и их применении,
  •  познакомить с видами и историей возникновения брошек,
  • способами раскроя и пошива мягких игрушек,
  • совершенствовать технологические приемы выполнения раскройных и ручных работ
  • напомнить о символах нашего города Санкт-Петербурга

Развивающие:

  • развивать навыки работы по шаблону, навыки шитья, резанья ткани,
  • чувство цвета и творческие способности обучающихся.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус.

Планируемые результаты урока 

Предметные: соблюдение правил техники безопасности, владение инструментами для ручных работ, овладение технологией выполнения изделия, использование различных способов декорирования изделия

Метапредметные:

УУД

Познавательные: восприятие и анализ текстовой и зрительной информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, знание законов композиции, творческое использование знаний и умений в практической работе.

Регулятивные: умение принимать учебную задачу, работать с информацией, определение наиболее рациональных способов выполнения изделия.

Коммуникативные: владение диалогической формой речи, осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи, проявление доброжелательности и такта, слушая другого, в оценке работы товарища.

Личностные: проявление интереса к конструированию оригинальных изделий, самостоятельное определение и высказывание своих чувств и ощущений, возникающих в результате созерцания, обсуждения наблюдаемого объекта.

Оборудование: Столы, магнитная доска, демонстрационно-наглядный материал, мультимедийное оборудование

Материалы и инструменты: Ткань, нити, ножницы, иглы для ручного шитья, синтепон, гуашь, кисточки, английская булавка.

Литература: Г.И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов», Я.А. Рожнев «Методика трудового обучения с практикумом», О.С.Молотобарова. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 1990.

Методическое обеспечение и методические материалы: Работы детей из методического фонда, слайды, презентация.

Тип занятия: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала (открытия нового знания).

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: история, информатика, ИЗО, ОБЖ.

Продолжительность занятия 90 минут.

План проведения занятия.

1.Организационный этап:

Приветствие детей на занятии.                                                   2 мин.

2. Подготовительный этап:

Повторение  темы, техники безопасности                                  7 мин.

3. Основной этап:

Изучение нового материала.                                                         15 мин.

Практическое занятие  (с учетом физ. Минутки (2 мин.))       50мин.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        4. Итоговый этап:                                                                        16 мин.

Обобщение по пройденному материалу.                                    

Мини – выставка. Самооценка.                                                  

Оценка педагога.                                                                          

Рефлексия.                                                                                    

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный этап. (2мин).

Здравствуйте! Я рада вас снова видеть . Моими помощниками сегодня будут (назначение дежурных). Мы с вами живем в удивительном городе – Санкт-Петербурге! Наш город красив и богат разными достопримечательностями. И сегодня я предлагаю вам немного прогуляться по нашему городу и изготовить брошь, которая может стать подарком или сувениром для ваших родственников или знакомых!

Тема  занятия (слайд 1) «Изготовление текстильно-расписной броши Кораблик»

2. Подготовительный этап. (7 мин)

1. Сегодня мы будем работать ножницами и иглами. Поэтому давайте повторим технику безопасности при ручных работах (слайд 2).

2. На прошлом уроке мы познакомились с основыми ручными швами. Давайте их вспомним (слайд 3).

Скажите пожалуйста,

  • Легко ли было выполнять стежки одинаковой величины?
  • Легко ли было выполнять прочную, ровную строчку?
  • Сколько времени вы тратили на ручные работы?
  • Легко ли уколоть палец иглой?

3. Основной этап.

Изучение нового материала. (15 мин.)

        Наш город Санкт-Петербург привлекает не только музеями, скульптурами и необыкновенной архитектурой! В нашем городе есть так называемые символы, которые связаны с ним. Значение слова «символ» - предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи Давайте вспомним, что является официальными символами СПб? (герб, флаг и гимн). Слайд 4

        Кроме герба, флага и гимна историческими символами Петербурга традиционно считают: слайд 5

  1. Кораблик на шпиле Адмиралтейства

  2. Памятник Петру I «Медный всадник» работы Этьена Мориса Фальконе

  3. Ангел на шпиле колокольни Петропавловского собора

Кроме официально утвержденных, символами Санкт-Петербурга служат: слайд 6

  1. Ростральные колонны, установленные на Биржевой площади перед зданием Биржи на стрелке Васильевского острова

  2. Силуэт разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловской крепости, отражающий особенность Санкт-Петербурга как «города мостов»

  3. Александрийский столп, установленный на Дворцовой площади, и фигура ангела на его вершине

  4. Крейсер «Аврора», связанный с периодом, когда город носил название Ленинград. Этот символ города на Неве был очень популярен в советские времена

Помимо крейсера Авроры и кораблика на шпиле Адмиралтейства в нашем городе вы можете встретить очень много кораблей и корабликов от маленьких теплоходиков, катающих туристов по рекам и каналам до огромного парусника Полтава. Поэтому сегодня я предлагаю вам сшить один из символов СПб – кораблик.

Посмотрите на технологическую карту, давайте  рассмотрим последовательность нашей работы:

  1. Раскрой изделия

  2.  Роспись по  ткани

  3. Подготовка деталей

  4. Сборка изделия

  5. Декорирование

Физ.минутка. слайд 7.

Из – за парт мы быстро встали.

 И на месте зашагали.

 А потом мы улыбнулись,

Выше – выше потянулись.

 Сели – встали, сели - встали.

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

 Поднимите, опустите,

 Вправо, влево повернитесь.

И за парту вновь садитесь.

При раскрое формируется внимательность, аккуратность, точность движений. Также формируется пространственное мышление, развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие логического мышления, речи и письма. Все это ведет к более полному развитию личности.

Мы повторили правила безопасной работы с ножницами  и, надеюсь, что все будут очень внимательными и аккуратными. Давайте еще раз повторим правила поведения на занятиях. Хочу еще раз напомнить вам о том, что от точности кроя зависит весь внешний вид вашей брошки. Недаром говорится:  «семь раз отмерь – один раз отрежь».

Практическое занятие. (50 мин.)

Наша работа выполняется за довольно длительное время и  очень важно помнить о правильной посадке (слайд 8). 

  1. Возьмите в руки лоскутки ткани, которые лежат перед вами. Из какого она волокна? Правильно, из натурального волокна растительного происхождения – хлопка. Какими свойствами обладают х/б ткани? Они приятны на ощупь, не раздражают кожу и экологичны,  прочны, гипоаллергенны, обладают малой осыпаемостью и большой усадкой, высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, поэтому эта ткань хорошо подойдет нам для раскроя и росписи.

Технология раскроя:

Вспоминаем, как найти лицевую и изнаночную сторону у ткани. Складываем лоскутки лицевой стороной вовнутрь. Прикладываем шаблон, прикалываем, обводим. Намечаем припуски на шов 1 см. вырезаем по припускам.

Откалываем шаблон, переворачиваем заготовки, снова прикалываем шаблон, обводим по второй детали.

(выполнение раскроя) (5 мин.)

  1. Теперь нам надо расписать наш кораблик. Возьмите 1 деталь и положите на лист А4, чтобы не испачкать парту. Лицевой стороной наверх.  На эту деталь мы будем наносить рисунок гуашевыми красками, смешанными с клеем ПВА, чтобы краска держалась дольше и изделие было более качественным. Сначала наметим простым карандашом контуры парусов и основной части. Теперь вы можете проявить фантазию и раскрасить ваш парусник. Идеи вы можете увидеть на слайде 9.

(выполняют роспись изделия до перемены) – 16 мин.

  1. Пока краска сохнет, мы подготовим вторую деталь. На нее мы будем пришивать английскую булавку. Для этого приложим булавку ко второй детали, наметим карандашом место, где будет располагаться застежка, сделаем надрезы в детали 2, вставим булавку и застегнем. Разрезы закрепим потайным стежком.
  2. Собираем нашу брошь: складываем детали 1 и 2 лицевой стороной вовнутрь.

Сметываем изделие по намеченным линиям швом назад иголку от метки 1 до метки 2.

Физкульт минутка. Слайд 10.

Потрудились – одохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

  1. Надрезаем углы у заготовки.
  2. Выворачиваем изделие.
  3. Прошиваем швом назад иголку по линии парусов
  4. Набиваем брошь синтепоном до желаемой толщины.
  5. Потайным стежком зашиваем отверстие.
  6. По желанию, делаем окантовку броши петельным швом или швом через край.

Наша брошь готова!

4. Итоговый этап: 16 мин.

Обобщение по пройденному материалу. 4 мин

- Назовите правила работы с ножницами и иглой.

- Каким швом мы соединяли детали?

- Из каких волокон изготавливаются ткани?

Критерии: выразительность, качество, цветовое решение, аккуратность.

Вспоминают, называют правила безопасности.

- Швами назад иголку, петельный,

- Натуральных, смешанных, химических.

- Демонстрируют работы.

Вы все большие молодцы! Давайте сделаем небольшую мини-выставку ваших работ!

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 11.

- Что у вас получилось на уроке?

- В чем вы испытывали трудности?

- Где будем применять изделие?

Рефлексируют собственную учебную деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока по технологии на тему "Куклы-обереги" для 5-го класса

В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выпол...

Методическая разработка урока по технологии на тему: «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»

Тема:  «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»Цель:Ознакомить с требованиями одежды, с классификацией одежды, с мерками необходимыми для пост...