Художественная обработка древесины
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Художественная обработка древесины более предпочитаемый вид декоративно-прикладного искусства в школе. Простота оборудования, наличие инструментов, материалов, доступность в работе – все это дает возможность проводить занятия художественной обработки древесины учеников с 5 - 8 класс. Такие занятия можно проводить в кружках дополнительного образования. Занятия состоят из теоретических и практических блоков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_obrabotka_drevesiny.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Художественная обработка  древесины  

 

Концепция педагога: труд ученика - непременно творческий.
Важнейший закон работы: «
Ум ребенка на кончиках его пальцев»

                                                   (В.А Сухомлинский). 

В школьном обучение добавлено изготовление изделий народного промысла. Важным является решение ученика, то есть самостоятельный выбор вида деятельности. Важным является индивидуальный подход к каждому ученику.

Художественная обработка древесины более предпочитаемый вид декоративно-прикладного искусства в школе. Простота оборудования, наличие инструментов, материалов, доступность в работе – все это дает возможность проводить занятия художественной обработки древесины учеников с 5 - 8 класс. Такие занятия можно проводить в кружках дополнительного образования. Занятия состоят из теоретических и практических блоков. Перед учениками ставят воспитательные задачи:

  • умение довести работу до конца;
  • соблюдать нехитрые правила культуры труда;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • рационально и осторожно использовать необходимый материал;
  • уметь использовать инструменты и соблюдать правила техники безопасности при работе с ними.

В программе освоения есть задания для индивидуального или коллективного труда. Коллективные работы проводятся тремя и более учениками. Коллективные задания способствуют быстрому решению поставленной задачи, так как происходит распределение труда с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Совместное создание эскизов изделий обсуждение и выполнение их в материал, воспитывает у учеников чувство взаимопомощи, ответственности за дело, что позволяет хорошо выполнить задание. У учеников в процессе совместного выполнения работы развивается художественный вкус, понятие ритма, светотени, объема, уметь увидеть и передать красоту окружающего мира через древесные материалы соответствующего цвета и текстуры.

Суть программы обучения резьбы по дереву направлено на формирование художественного вкуса, развитие интереса к народному промыслу и его сохранение.

Целью резьбы по дереву является ознакомление учеников с традициями наших предков в обработке дерева, развить любовь к этому художественному ремеслу, научить практическим знаниям резьбы по дереву, научить делать собственные творческие проекты по традициям местных мастеров.

 Задачи занятий резьбы по дереву делятся на:

Обучающие:

  • научить практическим навыкам резьбы по дереву
  • техническим приемам геометрической резьбы
  • научить делать индивидуальные работы декоративно-прикладного промысла
  • научить работать с инструментами резьбы
  • развить представление у учеников о народном промысле предков нашей истории
  • объяснить технику безопасности при работе с древесиной;

 

Развивающие:

  • постараться развить у ученика умение самому составлять простые чертежи резьбы, по дереву используя традиции народного промысла
  •  постараться развить художественный вкус и общую культуру личности ученика
  • помочь развить навык оценивать свою работу;

 

Воспитательные:

  • приобщать учеников к русской народной культуре нашего народа
  • воспитывать уважение к другим людям, их традициям
  • воспитывать терпимость к другому мнению
  • воспитывать у учеников культуру общения.

 

В ходе обучения резьбы по дереву ученики узнают основные традиционные виды художественной резьбы, учатся технологическому изготовлению резных изделий из дерева и их отделки, знакомятся с инструментами для работы с древесиной и правилами безопасности их применения.

 

В конце обучения программы резьбы по дереву ученик должен уметь и знать:

 

  • народный промысел территории нашей страны;
  • историю возникновения народного промысла и территориальные особенности художественной резьбы;
  • весь ход изготовления изделия;
  • технику безопасности работы в классе/мастерской;
  • инструменты и оборудование, необходимые для резьбы по дереву;
  • оформлять и защищать творческий проект;
  • делать чертежи с образцов народного промысла;
  • делать индивидуальную композицию изделия применяя резьбу по дереву;
  • вытачивать разные поделки на токарном станке по дереву;
  • знать принципы плоско выемчатой резьбы, прорезной, скульптурной резьбы;
  • рисовать с натуры и на память;
  • сдавать готовый проект.

  Виды резьбы по дереву

 

Есть различные виды резьбы по дереву. Рассмотрим основные виды, применяемые на уроках в школе и кружках дополнительного образования:

  • Плоско выемчатая или углубленная резьба.

Суть данного вида заключается в том, что фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или его заготовки. Рисунком служат разной формы углубления выемок. В зависимости от характера и формы выемок рисунка плоско выемчатая резьба бывает геометрической или контурной.

 

Геометрическая резьба — это самый древний вид резьбы по дереву. Он осуществляется в виде двух, трех и четырехгранных выемок, образующий на поверхности изделия или заготовки узор из геометрических фигур-треугольников, квадратов, окружностей. В геометрической резьбе по дереву множество приемов художественного оформления деревянной поверхности. Геометрическая резьба не сложный вид резьбы не требует от ученика особых знаний в теории рисунка или сложного набора инструментов. Преимущество геометрической резьбы по дереву в небольшой глубине резного рисунка, который не нарушает общую композицию изделия.

Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, которые проходят по всему контуру рисунка. В контурной резьбе применяют изобразительные мотивы: листья, фигурки животных, цветы, птиц.  Эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно. Контурная резьба требует от ученика внимание, хорошее владение инструментом и хороший художественный вкус.

 

  • Плоскорельефная резьба.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей:

  • с завальным контуром
  • с подушечным фоном
  • с подобранным, то есть выбранным контуром.

Объединяет эти разновидности невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является переходом от контурной к рельефной резьбе.

 

  • Рельефная резьба.

Суть рельефной резьбы заключается в подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба практически не имеет поверхности. Орнамент является рельефом разной высоты. Отличие рельефной резьбы в выразительности и декоративности.

 

  • Прорезная резьба.

В прорезной резьбе отсутствует фон. Прорезную резьбу можно выполнять как в плоскорельефной резьбе и в рельефной резьбе. Фон прорезной резьбы удаляют долотом или пилой. Если фон удаляется пилой, то такую резьбу считают пропильной. Пропильная резьба может быть механизированной и это удобно использовать в массовом изготовлении мебели. Прорезная резьба с рельефным орнаментом – ажурной. Выполнение такой резьбы требует высокого умения. Прорезную резьбу можно приклеивать к деревянной основе. Тогда ее называют накладной или наклеенной.

 

  • Скульптурная или объемная резьба.

Суть этой резьбы в том, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, трансформируясь в скульптуру. Скульптурная резьба использовалась для украшения мебели и интерьеров. В древности часто украшали стулья, кресла фигурами диковинных зверей, птиц. Миниатюрные деревянные скульптуры и резные игрушки относятся к объемной резьбе.

 

  • Домовая резьба.

Применяется в основном на древесине хвойных пород с использованием топора, пилы и долота и используется для украшения деревянных построек. По технике выполнения и характеру домовая резьба бывает рельефной, ажурной или объемной. Есть мнение, что резные украшения на дома перешли с кораблей, отсюда домовую резьбу часто называют корабельной.

 

  • Глухая рельефная резьба.

Это резьба с не прорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора – украшали фронтоны домов, наличники окон. В этой резьбе наглядно представлены сюжеты листвы с завивающимися крутыми встречными спиралями, их соединяют вместе и тут же отделяют цветочными розетками. Так же в сюжетах листьев могут изображаться русалки, львы, птицы.

 

Инструменты, используемые для резьбы по дереву.

 

Стамески разной формы являются основным инструментом резьбы по дереву. Они бывают: плоские, прямые, полукруглые, уголки, клюкарзы, церазики, косяки. Эти инструменты являются дорогостоящими, поэтому резцы можно сделать самому из сверл, стамесок, напильников. Так же важным инструментом является нож-косяк.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Художественное время и художественное пространство в очерке И.С. Шмелева "Чистый понедельник"

Через призму художественного времени и художественного пространства анализируется процесс духовного становления ребенка.Очерк И.С. Шмелева, открывающий его великую книгу "Лето Господне", изучае...

Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство.

В статье рассматриваются вопросы о значении интеграции содержания различных  предметов в современном образовании, особенностях процесса и сферах реализации, приводятся конкретные направления рабо...

Художественное время и художественное пространство в произведениях И.С. Шмелёва

Я надеюсь, это будет полезный материал для учителей литературы, учащихся старших классов для подготовки к ЕГЭ....

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...