Исследовательская и экспериментальная деятельность учителя технологии
опыты и эксперименты по технологии

Кулушева (Молдашева) Алия Жардемгалиевна

  Исследовательская и экспериментальная

деятельность учителя технологии   

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их   сопровождение в течение периода обучения»

       

Развитие,  выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые.

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

Гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает предмет – «Технология». Не секрет, что в каждом классе  есть ученики, различные по способностям: слабые, средние  и способные.

       Талантливый  ребенок, какой он?

Обладает:

  •  отличной памятью,
  • высоким уровнем мышления и интеллекта,
  • хорошо развитой речью и хорошим произношением
  • большим словарным запасом.
  • широким кругозором
  • отличается любознательностью и наблюдательностью
  • способен  сосредоточиться на нескольких видах деятельности
  • быстро схватывает новый материал
  • самостоятельно достигает поставленной цели
  • легко усваивает  учебный материал и обладает коммуникативными умениями
  • выполняет задания повышенной трудности
  • умеет искать, анализировать, обобщать

Очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

В практике своей работы я пользуюсь разными  технологиями. В работе с одаренными детьми часто использую проектные и  информационно – коммуникативные технологии. Они делают процесс обучения интересным; расширяют познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

   Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

работа с родителями одаренных детей

включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

формирование и развитие сети дополнительного образования;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

    Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся. 

II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.. 

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.

Одарённые дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей современного образования. Одним из важнейших требований к современному процессу обучения является требование развития у школьников творческих подходов к деятельности

Готовых рецептов работы с одаренными детьми зачастую нет и быть не может. Ведь каждый ребенок – это личность и к этой личности надо подобрать свой ключ. Вот здесь надо школьника не просто похвалить или поставить «пять», но и мотивировать его к дальнейшим действиям другими методами.

Проблема выявления одарённых детей очень сложная и следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.

В своей работе применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.

Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленные на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины.

Заинтересовать современного ребенка чем-то трудно, но можно, если вы сумеете убедить его в том, что в дальнейшем все, что он делает сейчас, все, к чему сейчас стремится, принесет ему большую пользу.

        Уроки технологии открывают широкие горизонты для выявления и развития одарённости, специальных умений.

        Целями и задачами моей работы с одарёнными детьми является их выявление и создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

        Для развития одарённости подростков в своей работе использую как традиционные урочные, так и внеурочные формы и методы работы. В своей работе применяю различные инновационные педагогические технологии (развивающего обучения, уровневой дифференциации, компьютерные, проектные), которые стимулируют, направляют и ускоряют развитие личности, в том числе и одарённых детей.

       Очень важен первый контакт учителя с детьми. Именно на первом уроке закладывается система отношений с педагогом, начинается формирование уровней познавательной активности учащихся, которая является одним из показателей одарённости. «Чтобы ребёнок чем-то занялся, он должен вначале удивиться!», вниманию детей представляю слайдовую презентацию о разделах технологии, об умениях, которые им предстоит приобрести, знакомлю с выставкой работ учащихся и достижениями профессионалов и народных умельцев. Предлагаю викторину и небольшую диагностическую анкету. Положительная мотивация занятий побуждает к деятельности, ориентирует их на успех.

      Чтобы систематизировать свои представления об «Интеллектуальном портрете» детей использую наблюдения других педагогов и родителей учеников

Одним из критериев одарённости является широта проявлений в различных видах деятельности: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Все эти виды деятельности на уроках технологии обеспечивают возможность развития и проявления одарённых детей.

     На уроках 5-8 классах по моделированию изделий, материаловедению, кулинарии, обработке материалов наряду с репродуктивными и частично-поисковыми задачами ставлю задачи творческие. Например: составить кроссворд, разрешить ситуацию, предложить модель, подобрать цвет и отделку, составить авторский рисунок узора, найти старинный рецепт приготовления напитка или блюда, изучить обряд, вспомнить сказки, легенды, поверья, связанные с темой занятия. Этот приём способствует самостоятельности мышления, инициативности и творчеству, развиваются умения, оттачивается мастерство.

         Проектная деятельность в 5-8 классах кроме развития специальных умений развивает исследовательские и мыслительные умения и навыки, активно-творческие ученики выполняют познавательные задания различной сложности, в основе которых лежит сравнение, самостоятельно выдвигают гипотезы.

          Решая проблему изготовления продукта проекта, развиваю исследовательские навыки детей: способность анализировать, делать выводы, проводить аналогии, способность к ассоциативному мышлению. Для этого предлагаю ряд упражнений: на ассоциации, «звёздочка обдумывания»- перечень критериев, анализ существующих идей, диаграмма «Паучок». Эти упражнения реализуют потенциальную одарённость ребёнка, обеспечивают определённое развивающее влияние на исходные психические возможности ребёнка.

         Ученики активно-творчески исследуют различные технологии современных производств, проводят исследования о востребованности профессий на рынке труда.

         Наряду с урочной деятельностью выявлению и развитию одарённых детей способствует внеурочная работа. Творческую одарённость ребёнка, высший уровень исполнения его деятельности, преобразовываю и развиваю участием этих детей в выставках народных умельцев СДК п. Мирный, участием в проектах («Имидж девушки», «Интерьер жилого дома»), внеурочной деятельности «Мастерица».

          К 75 летию Победы в Великой Отечественной войне  обучающиеся изготовили в технике папье –маше модели военной техники времен Великой Отечественной воны. Новрузова Наргиз признана победителем в открытом заочном конкурсе творческих работ «Техника, с которой победили» ГАУ ДПО «СОИРО» Детский технопарк «Кванториум».

            В  КОНЦЕПЦИИ  преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы  содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ» и  выстроено в модульной структуре. Во внеурочную деятельность  «Робототехника и системы автоматического управления» для 8 класса вынесен модуль «Робототехника». Курс ориентирован на сборку и программирование роботов фирмы «Амперка», технологии умного дома и интернета вещей. Используемый язык программирования роботов Амперка JavaScript.

       Обучающиеся 8класса с удовольствием выполнят проекты данного курса.

       Всякий ребёнок нуждается в поощрении. Информация о достижениях ребёнка публикуется  на школьном сайте. Dnevnik.ru, награждается благодарственным письмом и грамотой школы, информируются родители, обеспечивается участием в олимпиадах различного уровня.

       В каждом классе есть ученики, в которых сочетаются творчество, скромность, высокий интеллект, внимательное отношение ко всему, и, что особенно меня радует, у них есть очень важный стимул – побеждать. А ведь порой цена этих побед – трудная работа над собой. Неталантливых детей нет. Необходимо только научить их раскрыть свои способности, таланты, поверить в себя. И здесь моя главная задача, как учителя и наставника, – вовремя прийти на помощь.

     Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого.

Открытый урок «Художественные ремесла» (5 класс).

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

  1. База данных одаренных детей.
  2. Тестирование одаренных детей.
  3. Анкетирование
  4. Динамика успехов одаренных детей

 

Диагностика

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей  в процессе индивидуализированного образования. На каждого учащегося оформляется диагностическая карта личностных качеств. (Применяемые методики: Методика «Ценности ориентации» М.Рокича; методика «Определение коммуникативных и организаторских склонностей»; методика «Самооценка личности» и др.

Выводы

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей  и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

      Анализ работы  с одаренными детьми  дает возможность осознанно выбирать предпочтительные, оптимальные методы и технологии обучения, воспитания и развития личности одаренных детей. Работа с одаренными детьми  на учебных и внеклассных занятиях с внедрением и использованием современных педагогических технологий, в том числе технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),  метода проектов, проблемного обучения в процессе обучения технологии, организации исследовательской деятельности школьников открывает широкие возможности для углубления и расширения  технологических  знаний и способствует формированию технологической  культуры, воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению личности школьника как полноправного члена общества, несущего ответственность за будущее страны и своей малой Родины. Активно внедряю  в свою практику технологию исследовательского обучения, широко применяю нетрадиционные формы обучения, которые развивают у учащихся нестандартное мышление, ведущее к принятию ими неординарных решений при выполнении задач творческого характера.



Предварительный просмотр:

  Исследовательская и экспериментальная

деятельность учителя технологии    

Кулушева  Алия Жардемгалиевна

учитель технологии

МОУ СОШ п. Мирный

Дергаческого района

Саратовской области

                                                                                                                         2020 г.

 «Вся жизнь – открытая задача.
Решай! Исследуй – и ждет тебя удача!»
А.Гин

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы со школьниками. Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Как учителю организовать работу таким образом, чтобы у обучающихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме? Выход во включении обучающихся в самостоятельную  исследовательскую  и экспериментальную деятельность.

Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
          Задача моей педагогической деятельности – обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по технологии через развитие познавательной и исследовательской компетентности.

           Обучение обучающихся началам исследовательской деятельности  осуществляю через урок (урок-лаборатория, урок — творческий, урок — защита исследовательских проектов, урок - экспертиза, урок – исследования), домашнее задание - эксперимент исследовательского характера, внеурочную деятельность «Мастерица», защиту            проектов, поисково-творческую деятельность при систематическом применении                               исследовательского подхода в обучении.                                                                                              Предмет «Технология» для меня и моих учеников это экспериментальная творческая площадка, на которой путем интеграции с другими предметами  я создаю следующие условия для развития навыков проектной и исследовательской деятельности школьников:

1. Творческая среда. Пытаюсь каждый урок превратить в творческий процесс, для этого использую научно-популярную литературу, Интернет-ресурсы.

2. Учет возрастных особенностей. Любое исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту учащихся.

3. Психологический комфорт.

При организации учебного исследования  включаются такие основные этапы: 

1)выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
2) выработка гипотезы (предположения); 
3) поиск и предложение возможных вариантов решения;
4) сбор материала;

5) Проведение  исследования;
6) анализ и обобщение полученных данных; 
7) подготовку и защиту результатов исследования

Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств для практической реализации каждого из названных этапов.

Тематика исследовательских работ и проектов разнообразна, например: «Исследование проблем рационального питания школьников», «Зрительные иллюзии в одежде», « Необычные возможности обычной бумаги », «Рукотворные куклы» и т. д.

            Исследовательская деятельность организую  следующими основными методами:

  • Проведением эвристических бесед и разрешения проблемных моментов и вопросов.
  • Проведение экспериментов и ведение наблюдений.
  • Применение технологии моделирования – построение образцов процессов и объектов, происходящих в неживой природе.
  • Запись и сохранение итогов проведенных исследований и экспериментов, последствий трудовой и иных видов деятельности для их последующего анализа и оценки.
  • Игровая деятельность: дидактические, ролевые, деловые игры.

         Как происходит формирование самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся?

  1.  Работа с литературой

Любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet). В качестве литературных источников на занятиях по технологии использую учебники «Технология», справочники, научно—популярную тематическую литературу по различным видам труда. При работе с литературой учитываю возраст учащихся, темп их чтения и усвоения материала. В 5 классе даю учащимся прямые указания, какой фрагмент текста книги следует прочитать, какой таблицей воспользоваться в справочнике. В 6 классе с помощью наводящих вопросов предлагаю ученикам выбрать нужную для работы часть текста. В 7 классе вопрос не конкретизирую, обращаю внимание учащихся на цель работы и смысл содержания текста разделов книги. В 8 классе предлагаю ученикам самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.

   2.    Лабораторная работа

Лабораторные работы по технологии связаны с изучением материалов (бумаги, тканей и др.), исследованием их механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений. Например, при выполнении лабораторной работы по определению свойств тканей учащиеся проводят исследования по растяжимости, гигроскопичности, усадке хлопчатобумажной и льняной ткани (5 класс), шерстяной и шелковой ткани (6 класс), синтетическим и искусственным тканям (7 класс).

  3.     Лабораторный опыт – эксперимент

Это непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Опыт служит доказательством сделанного учителем утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Например, в 5 классе на занятии по кулинарии ученики проводят опыт «Определение свежести яйца», в результате которого делают вывод о качестве яиц и возможности их использования в различных блюдах.

Рисунок 1 «Погружение яиц в стакан с соленой водой»

http://ecosystema.ru/03programs/irsh/Image416.jpg

1.        свежее яйцо, подходит для приготовления яичницы-глазуньи и других блюд;

2.        яйцо средней свежести, подходит для добавления в тесто;

3.        не свежее яйцо, в пищу не пригодно;

     Обучающиеся  проводят опыты по свойствам веществ, например с солью, сахаром,  (растворимость, концентрация), мёдом, содой, столовым уксусом (химические реакции).

   

      4.      Проекты

    Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках технологии занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

       В 5 классе я использую мини-проекты, например, «Чай пить – приятно жить. Сильные ученики могут выполнить мультимедийную презентацию с ответами на проблемные вопросы, поставленные учителем. Ребята с низким уровнем обученности – оформить информационный бюллетень, например, «Национальные способы заваривания чая».                                                                  

      При выполнении проектов учащиеся оформляют пояснительную записку, одним из разделов которой является исследовательский раздел.  https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2019/07/02/panno-installyatsiya-tayna-maski

      Обучающиеся 6 класса в ходе выполнения проекта могут проводить экологическое исследование, в ходе которого делают вывод о том, не принесет ли эксплуатация проектного изделия вред окружающей среде.  В 7-8 классах ученики выбирают разноуровневые  математические, химические, физические, социологические исследования в зависимости от темы проекта.                                                                                                                                

        У  обучающихся  наибольший интерес вызывают интегрированные межпредметные проекты, например, технология +история.  Макеты военной техники времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г https://yadi.sk/i/1iX_7yz1-HoQlQ

       Опыт работы с обучающимися    позволяет выделить следующие типы работ, выполненные и представленные на выставках и конкурсах:

проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы («Что полезно для ума или рацион питания при подготовке к экзаменам», «Мои профессиональные планы и карьера»);

экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат («Исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон»);

описательные – работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления («Цветы в жизни человека»).

        Обучающиеся охотно участвуют в публичной защите итоговых  проектов и исследований.

        Учебно-исследовательская деятельность определенным образом нормируется, нормы деятельности задают принципы учебного исследования. Основными принципами для учебного исследования служат принципы: подтверждаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия и системности.    

      Рассмотренные принципы характеризуют способы осуществления учебного исследования на практике, позволяют мне корректно регулировать свою деятельность и деятельность ученика в этом процессе. Непосредственное претворение всех  принципов в учебном процессе осуществляю  посредством применения перспективных педагогических технологий:

o        личностно-ориентированный подход;

o        технология сотрудничества и развивающего обучения;

o        проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;

o        технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;

o        информационные системы и технологии.

      Осуществление исследовательской деятельности обусловлено проблемным подходом к обучению.

 

 Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

1. Развитие умений видеть проблемы

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее.  

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной  задачи.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.  

Упражнение 1 «Рассказ по картинке»

Для выполнения  данного упражнения каждый участник берет картинку  и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета или человека, животного, которые на ней изображены.

http://www.recycledsurfboards.com/cute-fishes-cartoon-113.jpg http://images.vector-images.com/clipart/xl/155/cock1.jpg http://ukrday.com/img/news/47000/46872/post_46872.jpg https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=f66cbf93886aa116d8372a99a6d24037&n=33&h=190&w=166 http://litsait.ru/upload/comments/6d2955c6821233b2fa1a40a16b1ffa4e.png

Упражнение 2 «Продолжи рассказ»

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций производителя, покупателя, продавца и т.

На рынке появилась новая фирма, производящая товар по более низкой цене и хорошего качества.

2. Развитие умений задавать вопросы

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.  Когда проектируется какое-либо изделие, необходимо как можно больше узнать о жизни тех людей, для которых это изделие создается. Один из способов – это интервью.

Какие вопросы необходимо задавать в процессе интервью?

Закрытые – на которые можно ответить «ДА» или «Нет».

 Пример: «Хотели ли вы иметь дома изделия народных промыслов?»

Открытые – задают для того, чтобы узнать мнение людей.

 Пример: «Что бы вы хотели приобрести для украшения кухни?»

Задание 1. Узнать какой подарок человеку будет приятно получить на день рождение. При этом человек не должен об этом догадаться.

Ход упражнения:

1. Учащиеся делятся на группы по три-четыре человека.

2. Составляют перечень вопросов

3. Сравнивают перечень вопросов, составленных участниками групп.

4. Задают вопросы друг другу в процессе ролевой игры.

3. Умение мыслить нестандартно.

Главная проблема современных людей – это шаблонность и стандартность умозаключений.  В итоге общество обросло стереотипами, готовыми шаблонами принятия решений и выходов из различных ситуаций.     Между тем быстрое и нестандартное мышление – лучший выход из всех трудных жизненных ситуаций.  

  Первое от чего необходимо избавиться - это шаблонность мировоззрения.  
Источник: 
http://kak-bog.ru/nestandartnoe-myshlenie#ixzz3n4lz0Q4H

Упражнение 1 «Нелогичные связи»

1. Изделия, изготовленные применительно к одной ситуации, используются для создания новых  изделий в другой ситуацию. .      ..

Тема Дизайн участка. Материал : спилы дерева.

2. Использование природных форм для выработки идей.

  http://refdb.ru/images/1138/2274349/4b5636d9.jpg

http://odry-shop.ru/images/product/l/412575df.jpghttp://ozonhome.yapokupayu.ru/system/images/product/005/659/056_zoom.jpg

http://jisty.com.ua/wp-content/uploads/2015/04/kapusta-bilokachanna.jpg

Задание: Выберите один из объектов верхнего ряда для того, чтобы продолжить идеи для трех тем из нижнего ряда.

        http://www.fotosnova.ru/gallery/art/pic/pavelmoscow_DSC00731.JPGhttp://www.pd4pic.com/images/chili-chilies-closeup-cooking-food-heat-hot-2.jpghttp://www.e-academy7.narod.ru/COURSES/PORTFOL.2/COREL.2/pic/no/v6.jpghttp://72chita.detkin-club.ru/editor/1970/images/dc78a7eed6d3b0c69b7d8110ae147609.jpghttp://galerey-room.ru/images/204047_1383932447.pnghttp://musicbus.com/wp-content/uploads/2012/09/peas.jpg

4. Умение правильно ставить задачи проекта.

У каждого есть потребности. Потребность — это нехватка чего-либо в соответствии с культурным уровнем человека. Потребности отличаются от желаний. Желание — это стремление удовлетворить потребность.

 Например: «У меня может быть большое желание посмотреть телевизор, но мне надо делать домашнее задание (от меня это требуется). Я могу хотеть съесть кусочек шоколадного торта, но это не соответствует моей потребности похудеть». Потребности людей могут быть интеллектуальными, эмоциональными, физиологическими, социальными и др.

Этапы работы:

Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.

1. Внимательно рассмотрите каждую картинку

2. Впишите в графы таблицы  («Потребности») названия.
нескольких изделий, изображенных на картинках, которые удовлетворяют те или иные потребности человека.

3. Запишите в графах таблицы, какие именно потребности людей, по вашему мнению, удовлетворяются с помощью этих изделий.

4. Сравните ваши результаты с результатами соседа по парте.

Потребности

Таблица

Изделие

Потребности

Физиологические

Интеллектуальные

Эмоциональные

Социальные

1

2

3

4

5

1

2

3

4

http://images.hinnavaatlus.ee/w900h900/fuji_s800_fa3e.jpghttp://www.nyxrussia.ru/34-270-thickbox/soho-glam-collection-s116.jpghttp://cs540102.vk.me/c7001/v7001182/90c9/qw6Z7ddlqQs.jpg

http://www.incabrasil.org.br/wp-content/languages/ski-goggles-drawing-i18.jpghttp://giftshome.ru/upload/shop_5/5/1/6/item_516461/shop_items_catalog_image516461.jpg

        

     

  1. Выявление потребности людей.               5 класс

Цель: Научиться выявлять потребности людей.

Дом – (проблема)

мебель              нужды детей            финансы         уют          безопасность                     комнаты

     

 учеба                        отдых             здоровье       одежда                 питание

        

              школьная            повседневная           для отдыха                   для спорта

                                   

                   домашняя                                   для учебы

                                       

                               

                                костюм             блузка           фартук      спортивная             юбка

                                                        купить                        сшить

                           

  6. Исследовательские навыки.                                  6 - 7 класс

Цель: Научиться планировать и проводить исследования при изготовлении изделий.

Чтобы выбрать наиболее подходящую ткань для изготовления своего изделия, сначала разработайте критерии по которым вы будите анализировать ткани. Оформите в таблице.

Ассортимент тканей

ЮБКА

Функциональность

Технологичность

Эстетичность

Экономичность

Экологичность

Ситец

-

+

+

-

+

Шерсть

Шелк

Лен

Функциональность (соответствие материала и изделия)

Технологичность (легкость в обработке)

Эстетичность (красота, колорит, соответствие фасону)

Экономичность (небольшая стоимость)

Экологичность

                               8.  Задания на поиск нужной информации        

Цель заданий – способствовать развитию интереса по самостоятельному поиску информации

Задание 1

Выходец из Индии, у нас в России, огурец стал народным овощем. В селе Большое Акулово возле города Мурома и дальше по берегу реки Оки жили сплошь огуречники. Каждое лето они собирали по 70 тонн семян скороспелого муромского огурца. Знатоки хвалили муромский огурец, как могли. И упруг-то он, и ароматен. И кожица тонкая, как у помидора. И воды в меру. Да еще и плодовит необычайно. Ивановские огородники растили свой огурец – вязниковский, подмосковные - боровский и неросимый, тоже хорошие сорта. Но слишком короток был в России сезон свежих огурцов. И все-таки у нас есть возможность есть огурцы круглый год. Пользуясь дополнительной литературой, найдите и расскажите, как можно огурцы запасать впрок.

Задание 2

Какой овощ итальянцы называли “золотым яблоком”? Почему? Как сейчас мы называем этот овощ?

Информация для учителя: У томатов, привезенных из Южной Америки, плоды были желтые, мелкие, похожие на яблочки. “Поми д'оро!” - восхитились итальянцы. “Помо” – по-итальянски яблоко, “д'оро” – золотое. Так индейский томат стал называться “золотым яблоком” или помидором.

Заключение: 

        Исследовательская и экспериментальная  деятельность обучающихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

       Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Если обучающийся  сумеет справиться с работой над учебным исследованием, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. Наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.

          Успешного выпускника может подготовить успешный учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами  взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя.

Источники информации:

Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое  

пособие. – М.:  Вентана-Граф, 2015.

Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: методическое

пособие. – М.:  Вентана-Граф, 2016.

http://www.educom.ru/ru/  - Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы.

http://kak-bog.ru/nestandartnoe-myshlenie#ixzz3n4lz0Q4H

http://www.researcher.ru/issledovaniya/pedagogika/a_3jpkmi.html 

https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-uchebnogo-eksperimenta-na-urokah-tehnologii/viewer   

         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская и экспериментальная деятельность педагогов и учащихся

Выступление на методическом объединении учителей физики Эртильского района в 2007 г....

Методические рекомендации на тему"Организация опытно-экспериментальной деятельности учителя в современной школе"

Учитель предлагает вашему вниманию методические рекомендации, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности . Не секрет, что в последнее время ученики увлекаются созданием виделроликов ...

Экспериментальная деятельность учителя-логопеда в НОД

Конспект НОД "Ткани и их свойства" в подготовительной логопедической группе...

Инновационная деятельность учителя технологии, как средство развития исследовательских умений.

Рассматривая в исследовании проблему развития технологической культуры учителя образовательной области Технология; как составляющей профессионально-педагогической культуры, технологической культурой у...