Предпрофильная подготовка по трудовому обучению
методическая разработка по технологии (5 класс)

Куликова Ольга Николаевна

Предпрофильная подготовка в коррекционной школе очень важна для обучающихся с ОВЗ.  Познавательные  процессы у умственно-отсталых детей недостаточно развиты и обнаруживают существенные отклонения рт нормы. Это накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, еоторая состоит не только из практических, но и познавательных действий.В 5-6 классах по направлению "Трудовое обучение" была введена предпрофильная подготовка, которая была рассчитана на уровень интеллектуальных возможностей детей данной уатегории,  была практико-ориентирована, позволяла сформировать у данной категории детей определенный уровень трудовых навыков и умений.  Программа была сформирована на 2 полугодия. Подгруппы менялись по направлениям. Цель предпрофильной подготовки-формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования или профессии, осуществлять выбор профессии, который соответствует их способностям и интересам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предпрофильная подготовка298.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО трудовиков

«Предпрофильная подготовка по трудовому обучению»

О.Н.Куликова,

Учитель высшей категории,

 профессионально-трудовое обучение

          Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы VIII вида. Трудовое обучение в школе решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приёмов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся.

        Трудовая деятельность умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психофизического развития. Как известно, познавательные процессы у умственно отсталых школьников недостаточно развиты и обнаруживают существенные отклонения от нормы. Это накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, которая состоит не только из практических, но и познавательных действий. От развития этих познавательных действий зависят характер и результаты трудовой деятельности.

Сознательная трудовая деятельность невозможна без запоминания, без привлечения прошлого опыта. Без работы памяти невозможно усвоение новых знаний, формирование трудовых навыков и умений и их использование в самостоятельной работе.

В трудовом обучении умственно отсталых школьников, как и в обучении общеобразовательным предметам, проявляется большой разброс уровней способностей учащихся. У одних учащихся больше нарушено восприятие, мышление, формирование знаний, но относительно сохранны моторика, работоспособность, волевые качества, сформировалось устойчивое положительное отношение к труду. У других наблюдаются иные сочетания нарушенных и относительно сохранных свойств трудовой деятельности. Таким образом, в оценке результатов трудового обучения необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения. Проблема состоит в том, что у умственно отсталого школьника отсутствует резкий переход, граница между относительно сохранными и глубоко нарушенными профессионально важными качествами.

С 2019 года по направлению «Трудовое обучение» была введена «Предпрофильная подготовка» в 5-6 классах. Программа была сформирована на 2 полугодия. Подгруппы менялись по направлениям.

 Предпрофильная подготовка (слайд 1) Заголовок

 (слайд 2)

Чтобы помочь учащимся коррекционной школы адаптироваться в окружающем социуме и дать хотя бы относительную гарантию иметь в дальнейшем возможность зарабатывать на жизнь, возникла потребность в разработке системы предпрофильной подготовки, которая бы:

-была рассчитана на уровень интеллектуальных возможностей детей данной категории;

-была практико-ориентирована, т.е. позволяла сформировать у данной категории детей определенный уровень трудовых навыков и умений;

-соответствовала запросам рынка труда;

-формировала определенный уровень экономических знаний, необходимый для ведения домашнего хозяйства.

Основная цель предпрофильной подготовки. (Слайд  3)

http://images.myshared.ru/4/236042/slide_3.jpg

Задачи предпрофильной подготовки: (слайд 4)

1. Выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

2. Оказание психолого-педагогичской помощи в приобретении жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением.

Особенности организации предпрофильного обучения. (Слайд 5)

http://images.myshared.ru/6/770919/slide_6.jpg

В предпрофильной подготовке детей знакомят с основными направлениями по трудовому обучению с акцентом на то, что обучающийся должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

 Профориентационный – 5 класс – это общетехническое трудовое обучение на базе профессиональных мастерских. Этот этап можно было бы по праву назвать ориентировочным, так как на этом этапе основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий.

Начально профессиональное обучение – 6-9 классы – это профессиональное обучение в школьных мастерских. На этом этапе продолжается ориентация, она носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, идёт общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости психических функций.

Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования. Применять свои знания и умения на практике.

Привычка постоянно оперировать с инструментами и материалами, инвентарем, вскрывать их свойства, устанавливать отношения, создавать определенные материальные ценности в виде тех или иных поделок, видеть использование этих поделок другими, практическая работа (уборка территории, помещений и т.д.) - все это ведет к выработке у учащихся прочных трудовых установок.

В профориентационном плане продолжается проффессиональная информация и профориентация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование реальных проффессиональных планов, установок на общественно-полезную деятельность. На этом этапе уже хорошо видны склонности и способности детей и потенциальные возможности. Этот этап соответствует адаптационному этапу реабилитации и включает коррекцию эмоциональных и психологических нарушений. В процессе трудового обучения продолжается восстановление и компенсация нарушенных функций с опорой на сохранные функции.

Профориентационная работа в коррекционной  школе VIII вида главным образом должна быть нацелена на профессиональное самоопределение учащихся соответствующего психофизическим особенностям конкретного ребёнка путём специально организованной работы по получению информации о мире профессий и возможности и желания приобрести ту или иную специальность.

А теперь о наших проблемах.

При работе с детьми во всех мастерских: и в швейной, и в столярной, по предметам  МОП, СБО и в по сути дела одни и те же проблемы:

  1. Отсутствие самостоятельности при выполнении заданий.
  2. Нарушение крупной и мелкой моторики.
  3. Неумение переносить ранее полученных знаний в новую ситуацию.
  4. Неумение пользоваться инструкционными и пооперационными картами.
  5. Слабые измерительные, счётные, письменные и графические навыки учащихся.
  6. Программа по направлению на полугодие не решает проблему усвоения материала; (недостаточно времени на усвоение материала, не приобретают навыки, пример)

Пути решения проблем:

  1. Разработка рабочих программ индивидуальных учебных программ.
  2. Деление детей на подгруппы (звенья сильный + слабый)
  3. Усовершенствование станков и оборудования для безопасной работы (столярная мастерская)
  4. Применение новых технологий при обучении детей в соответствии с уровнем восприятия материала каждым конкретным ребёнком.
  5. Обучение 5 и 6 класса по одному направлению для закрепления материала и приобретение умений и навыков.

(Слайд 6) Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. М., Педагогика, 1994.

2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе- М.: Просвещение, 1969.

3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.

4. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. //Дефектология. - 1993. - №5.

5. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95

6. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. //Дефектология. - 1986. - №1.

7. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1988.

Опубликовано 18.12.17 в 14:58 в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

«Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральным...

Рабочая программа по учебному курсу "Трудовая подготовка. Профессионально-трудовое обучение" (цветоводство и декоративное садоводство) 7 класс

Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» для 7  класса составлена на основе   авторской программы курса ««Цветоводство и дек...

Презентация "Предпрофильная подготовка по трудовому обучению"

В КГКОУ Школа 1 г.Комсомольска-на-Амуре с 2019 года по направлению "Трудовое обучение" была введена "Предпрофильная подготовка" в 5-6 классах. Программа была сформирована на 2 полу...