Трудовое обучение в коррекционной школе
статья по технологии (9 класс)

Лебедева Татьяна Ивановна

Через ручной труд мы формируем будущее детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ на уроках ручного труда В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ (VIII ВИДА)

   

Главная задача обучения ручному труду – формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Ручной труд необходимо использовать для исправления недостатков познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовить детей к участию в производительном труде, помочь социальной адаптация в условиях современного общества. При этом умение работать самостоятельно, становится важным навыком и должно бать достигнуто на уроках трудового обучения. Положительное решение этой задачи имеет важное теоретическое и практическое значение, необходимое для успешной социальной и трудовой адаптации. Воспитание самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, связано с общей проблемой воспитания личности, в частности с проблемой воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.

Программа предусматривает подготовку обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению на уроке ручного труда различных изделий.

В трудовом обучении умственно отсталых школьников, как и в обучении общеобразовательным предметам, проявляется большой разброс уровней способностей учащихся. У одних учащихся больше нарушено восприятие, мышление, формирование знаний, но относительно сохранны моторика, работоспособность, волевые качества, сформировано устойчивое положительное отношение к труду. У других наблюдаются иные сочетания нарушенных и относительно сохранных свойств трудовой деятельности. Таким образом, в оценке результатов трудового обучения необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения. Проблема состоит в том, что у умственно отсталого школьника отсутствует резкий переход, граница между относительно сохранными и глубоко нарушенными профессионально важными качествами. Большое влияние на трудовую деятельность умственно отсталых школьников оказывает то, что их восприятие является недостаточно аналитическим

Учащиеся коррекционной школы значительно отстают от учащихся массовой школы в физическом развитии. Это проявляется у них наиболее ярко при выполнении упражнений и действий, требующих физической силы и быстроты. Эти дети быстро устают, если к сказанному прибавить, что у них не развита ориентация в пространстве и времени, то станет совершенно ясно, какое большое влияние оказывают особенности их физического развития на трудовые действия.

На протяжении урока работоспособность учащихся сильно меняется. Причем снижение работоспособности наблюдается не только в конце урока, но и в начале, и в середине. В начале урока их низкая работоспособность обусловлена неумением мобилизовать себя и взять необходимый темп работы. В середине урока она часто вызывается отсутствием умения преодолевать трудности, настойчиво и самостоятельно добиваться необходимых результатов. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Эти навыки автоматизируются у таких ребят медленно. «Ручной труд, — писал В.П. Кащенко, — имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка». Одной из основных особенностей памяти умственно отсталых детей является то, что она у них слабее, чем у детей массовой школы.

При проведении коррекционной работы с учащимися младших классов специальной школы на уроках труда учителю приходится уделять большое внимание на развитие у них умения выполнять работу по образцу. Несмотря на то, что образец находится перед ними, учащиеся не соотносят с ним отдельные операции и работу в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. Анализ образца может осуществляться при повторении действий за учителем; по его наводящим вопросам; с частичной помощью учителя, самостоятельно. Изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам. Первую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанного этапа им предлагается назвать следующую ступень работы («Что будете делать дальше?»). Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать закреплению сказанного в памяти детей, созданию связи между речевым и практическим компонентами трудовой деятельности. Привычка постоянно оперировать с инструментами и материалами, вскрывать их свойства, устанавливать отношения, создавать определенные материальные ценности в виде тех или иных поделок, видеть использование этих поделок другими - все это ведет к выработке у учащихся прочных трудовых установок.

Практическая работаБольшая часть времени урока труда отводится на выполнение поделки. В основном за урок учащиеся успевают изготовить одно программное изделие.  Процессом трудовой деятельности школьников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к образцу, к предметной карте, и предлагает сравнить свое изделие с образцом, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности изготовления изделия. Отчет о проделанной работе. Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного изделия, способствует развитию речи детей. Порядок изготовления некоторых поделок может меняться в процессе практической деятельности.

Постепенно педагог подводит учащихся к составлению более подробного отчета, требующего упоминания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что вы делали на уроке? Из каких материалов? С чего вы начали работу? Какую операцию выполняли потом?» и т.д. В дальнейшем учащиеся отчитываются частично с помощью учителя и самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответствовал порядку произведенных действий. В рассказах детей должны быть правильно названы действия, материалы и порядок работы. Следует просить детей оценить качество поделки, указать ее достоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостатков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Учащиеся сравнивают свое изделие с образцом, учитель помогает им объективно рассматривать свои поделки. Необходимо помнить, что к оценке работ следует подходить индивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможности каждого конкретного ученика.

Подведение итогов урока. Как правило, это заключительная часть урока, когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальнейшей деятельности. Вариантность уроков зависит от их задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими целями и содержанием занятия. Систему вопросов, упражнений, подбор наглядных пособий следует подчинить задачам данного урока.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей на уроках профессионально трудового обучения в коррекционной школе».

Обобщение передавого педагогического опыта в коррекционной школе 8 вида г. Поронайска....

Доклад.Профессионально –трудовое обучение в коррекционной школе .

Профессионально –  трудовая  подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с интеллект...

Внеклассное мероприятие «Звездный час» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие«Звездный час»По предмету: швейное дело в коррекционной школе VIII видаИгра рассчитана на учащихся 8-9 классов .Данное мероприятие может проходить во время предметной недели по ...

Игра «Счастливый случай» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Игра может быть проведена на уроке швейного дела, как закрепление пройденного материала  или как внеклассное мероприятие на Неделе трудового обучения.В игре принимают участие две команды по 5-7 ч...

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида.

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. Коррегирующее влияние уроков труда на умственную деятельность обучающихся....

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...