Как развить креативность?
классный час по технологии

Цыжипов Борис Валерьевич

Как развить креативность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_kreativnost.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

        В статье – информация о том, из чего состоит креативность и как развить творческое мышление. А также даны три упражнения, которые помогут включить учащихся в коллективную работу и научить школьников мыслить нестандартно.

        Упражнения на развитие креативности можно использовать на школьных уроках, которые требуют творческого подхода, и на классных часах, чтобы вовлечь школьников в коллективную работу. Сохраните себе упражнения, которые приведены в конце статьи.

        Психологи давно интересовались: откуда берутся одаренные люди с развитым творческим мышлением? Что нужно, чтобы дети проявили свои способности? Условно человеческие способности можно разделить на три категории: гениальность, талант и способности. Высшая ступень – гениальность. Гениев очень мало. Сейчас очень модно употреблять термин «гениальный», но, к сожалению, значение этого слова стало легковесным. То, что мы называем гениальными средней руки медийных личностей – не более чем речевой оборот.

        Гениями были Альберт Эйнштейн и Михаил Ломоносов. Гениальность пробивается, как цветок сквозь асфальт, даже при отсутствии должных условий. Гениальность – это, когда результат деятельности настолько поражает, что человечество, каждый раз видя результат труда гения, восхищается.

        Талант – вторая ступень, тоже проявляется ярко, но в отличие от гениальности не всегда пробивает любые преграды. Способности – следующая ступень, они есть у очень многих людей, но для их проявления нужны определенные условия. Конечно, раскрытие собственных способностей – это труд, и над этим нужно работать систематически. Творческое мышление есть и у гения, и у талантливого человека, и у способного.

Что характерно для творческого мышления

        Прежде всего – оригинальность идей. Это ключевая характеристика творческого мышления и означает способность к выдвижению таких идей, которые отличаются от очевидных или твердо установленных.

        Так как оригинальность идей сложно сравнивать с неким камертоном, то в отношении оценки творческого потенциала лучше всего опираться на слова американского психолога Пола Торренса: «Мы должны решить, какой вид творческого потенциала хотим установить и предсказать. Мы хотим определить только те потенции, которые будут расцветать пышным цветом, несмотря на все усилия помешать им, или мы хотим также выявить и те возможности, которые будут реализованы при умном руководстве, более благоприятных условиях обучения?».

Из чего состоит креативность

        Кроме того, творческое мышление опирается на такое понятие, как креативность. Определений креативности, а также теорий развития креативности в психологии достаточно много. Это и теория дивергентных способностей Гилфорда. Теория креативности как процесса решения творческих задач Торренса. Есть теория Медника о креативности, как о способности к отдаленным ассоциациям. Также есть теории креативности Стернберга, Богоявленской и т. д. Тем не менее один из общих конструктов теорий креативности в том, что для ее развития необходимы определенные ресурсы.

Первая и вторая составляющие креативности – интеллект и знания. Высокий уровень креативности достижим лишь при интеллектуальном развитии выше среднего уровня, то есть при IQ не ниже 115–120 баллов. Для творческого мышления необходимы обширная база знаний и высокий уровень критического мышления. Исходя из этого, второй ресурс для креативности – знания. Ведь интеллект базируется на определенном объеме знаний.

Третий ресурс – стили мышления. Оригинальность мышления может заключаться в следующем: способность видеть проблемы в новом свете, аналитическая способность оценивать идеи; способность убеждать других в ценности своих идей.

Четвертая составляющая креативности – качества личности. Такие как целеустремленность и усидчивость, они способствуют развитию творческого мышления.

Пятый ресурс – социальные стимулы. Если родители с детства поощряют воображение ребенка, его креативность, не оставляют без ответа его вопросы, не обесценивают их – это прекрасные условия для развития творческого мышления. Если родители или учителя начальной школы постоянно говорят ребенку, что его идеи не заслуживают внимания, то может сформироваться страх быть не таким, как все. Страх отхода от стереотипов.

Последний, шестой, ресурс креативности – мотивация. Мотивация к развитию творческого мышления у детей заключается прежде всего в положительном подкреплении. Взрослые хвалят детей не потому, что они гениально нарисовали цыпленка, а для того, чтобы внушить детям уверенность в собственных силах. Чтобы показать детям – все, что они делают, имеет смысл и важно для значимых взрослых.

Какие упражнения помогут развить креативность

Современная школа может быть прекрасным ресурсом развития творческого мышления. Например, на классном часе можно попробовать в игровой форме развивать креативность у учеников.

Упражнение № 1. Существует интересный тест на креативность (RAT. До сих пор этот тест считается одним из самых информативных тестов на креативность, который используют для определения творческого потенциала человека.

Помните, что здесь нет цели определить уровень креативности. Цель – просто в игровой форме предложить способы ее развития и тренировки. Учитель может скомбинировать свои три слова. Может разбить учеников на команды – каждая команда предлагает свои слова-стимулы.

Ниже приведены списки слов. Участникам надо подобрать к трем словам из списка четвертое слово, которое подходило бы к каждому стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например, для тройки слов «громкая, правда, медленно» словом-ответом будет слово «говорить»: громко говорить, говорить правду, медленно говорить. Слова можно изменять грамматически и использовать с предлогом.

Группы слов для упражнения: «стремительный, яркий, объемный», «будущее, океан, друзья», «пленительный, ресница, стеклянный», «утренняя, японская, новости».

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/es312-rt07-fas.png

Совет

Вы можете придумывать свои варианты заданий к каждому упражнению или поискать идеи в интернете, чтобы разнообразить процесс

Упражнение № 2. Разбейте учащихся на группы и раздайте каждой команде по креативной задаче. Например, попросите одну группу участников написать рассказ на тему «Как я изобретал обувь для жука». А вторую – нарисовать рисунок «Человек с точки зрения бабочек». Или попросите придумать оригинальную рекламу карандашей, блокнотов, которые изготовлены из бумажных обрезков и т. д. Еще пример задачи – решить необычную научную проблему – как распознать инопланетян. Как вы уже поняли, форматы этой игры могут быть разнообразны: от сочинения, до защиты проекта.

Упражнение № 3. Напоминает своеобразный микс тестов Роршаха и методики «ОВК» Натальи Шумаковой для определения креативности. Повторюсь, не ставьте цель – диагностировать творческие способности. Важно показать инструменты, с помощью которых можно самостоятельно развивать креативность в игровой форме.

Учитель или любой ученик рисуют закорючку, неопределенный рисунок любой формы и цвета. Далее другим участникам предлагается внимательно посмотреть на картинку и ответить на вопрос: что это может быть? На что это похоже? Предложить ученикам высказывать все предположения, чтобы получилось как можно больше интересных догадок.

Теперь, когда ученики услышали много интересных догадок, можно предложить попробовать превратить закорючку в интересную картинку. Ученик может взять столько изображений, сколько хочет, использовать любые цвета, проявить свою фантазию и творчество самым неожиданным образом. А потом придумать название картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации дефектолога родителям: "Как развить ручную умелость у своего ребенка?"

Практические советы учителя - дефектолога  для родителей, которые хотят развить у своего ребенка ручную умелость. В методичке представлены  проблемы с которыми чаще всего сталкиваются родите...

Как развить в ребенке положительное отношение к его домашним обязанностям

Самая трудная вещь - это требование к себе. (А.С Макарекно)1. С раннего детства поручите своему ребенку быть ответственным за что-либо. Например, чтобы входная дверь перед сном была закрыта на ключ.2....

Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы

В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...

Как развить у ребенка чувство юмора

Как развить у ребенка чувство юмора...

Как развить гибкость

Существует две основные формы проявления гибкости: подвижность суставов при пассивных движениях и при активных движениях....

Проект урока истории по теме «Развал СССР-случайность или закономерность»

Проблемная ситуация: Распад СССР. Проблема проекта: Изучение исторических фактов, приведших к распаду СССР. Вид проекта: исследовательский, творческий....