Рабочая программа по предмету "Технология"
рабочая программа по технологии (5 класс)

Никольников Андрей Викторович

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии (мальчики), которые определены стандартом. Примерная программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Это   обеспечивает   детерминированный   объем,   четкую   тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания.

        Рабочая программа ориентирована на использование следующих основных и дополнительных учебно-методических пособий для учащихся: Технология: 5 класс: учебник / Е.С.Глозман, О.А. Кожин, Ю.Л.Хотунцев и др.-2-е изд.,стереотип.-М. :Просвещение,2021.- 320 с. : ил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_kl.docx78.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

307170, Курская обл., г. Железногорск, ул. Энтузиастов, д.6

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МОУ «СОШ № 13»

Протокол №1 от 30 августа 2021 г

УТВЕРЖДЕНА

Приказ № 1-401 от 30.08.2021 г.

Директор МОУ «СОШ №13»

_____________ В.И.Якунин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТЕХНОЛОГИЯ    

5  класс

Основное общее образование

2021-2022 учебный год

2021 год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета

«Технология»  5 класс

Настоящая программа по технологии для 5-9  классов создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы стандарта второго поколения:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
  3. Федеральный перечень учебников
  4. Основная образовательная программа основного общего образования
  5. Учебный план МОУ «СОШ № 13» на 2021-2022 учебный год.
  6. Календарный учебный график МОУ «СОШ № 13» на 2021-2022 учебный год.
  7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МОУ «СОШ № 13»
  8. Примерная программа по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Москва просвещение 2010,96 с — (стандарты второго поколения).
  9. Государственной Программы для общеобразовательных учреждений по Технологии (трудовое обучение) под редакцией Ю.Л. Хотунцева, издательство ‘Просвещение’’ 2007

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии (мальчики), которые определены стандартом. Примерная программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Это   обеспечивает   детерминированный   объем,   четкую   тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания.

     О организационно-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся; и общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.

   Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности . В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного трудас использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

  Рабочая программа ориентирована на использование следующих основных и дополнительных учебно-методических пособий для учащихся:

Технология: 5 класс: учебник / Е.С.Глозман, О.А. Кожин, Ю.Л.Хотунцев и др.-2-е изд.,стереотип.-М. :Просвещение,2021.- 320 с. : ил.

Концепция, заложенная в содержание учебного материала

  Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной сферы. Учитывая интересы и склонности учащихся, возможности школы и местные условия содержание программы по технологии изучается в рамках направления "Индустриальные технологии".

  Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: 

- культура, эргономика и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

- основы черчения, графики и дизайна;

- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

- знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- творческая, проектно-исследовательская деятельность;

- технологическая культура производства;

- история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

- распространённые технологии современного производства.

                      Цели и задачи предмета «Технология».

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
  • демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.


Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Цели изучения предмета:

- овладение необходимым набором трудовых умений и навыков, способствующих социализации и решению практических трудовых задач; умениями участвовать в ведении домашнего хозяйства, начальными знаниями по прикладной экономике и предпринимательству, необходимыми для практической деятельности в условиях рыночной экономики, для рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

-развитие творческих способностей в процессе различных видов
деятельности;

-воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты
своего труда.

- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, что  предполагает формирование у  учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.

Задачи изучения предмета:

-развитие эстетического вкуса, самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи;

-воспитание трудолюбия, предприимчивости, обязательности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

- ознакомление с основными способами обработки древесины в столярном производстве; профессиями и специальностями промышленной деревообработки;

- воспитание эстетического вкуса и художественных способностей;

- развитие самостоятельности и способности решения творческих и изобретательских задач;

- формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей и         способностей.

Сроки реализации программы.

  В федеральном базисном учебном плане на изучение учебного предмета «Технология»  отводится 238 часов. Программа рассчитана на 4 года обучения : 5 класс – 68 часов ( 2 часа в неделю).

  Как известно курс трудового обучения "Технология" ставит перед преподавателем цель - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает:

1. формирование учащихся как творчески думающей и легко адаптирующейся личности;

2. формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов;

3. подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

  Для решения поставленной задачи необходимо широко внедрить в практику обучения активные и модельные методы. Активные методы включают применение проблемных ситуаций и ролевых игр на уроках.

  Проблемная ситуация предполагает наличие начальных условий и конечного результата, а учащиеся самостоятельно определяются с промежуточными результатами и намечают пути их решения.

  В модельном методе исходные условия не выделяются учителем, а отбираются самим учеником, в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивая их с планируемыми. При наличии расхождения с целью ученик возвращается к начальным условиям, вносит в их изменения и опять происходит весь путь.

При реализации рабочей программы учебного предмета «Технология» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются:

– технические средства (для учителя) – персональный компьютер и компьютерная периферия (микрофон, аудиоколонки и(или) наушники (для аудиоконференций, вебинаров), веб-камера (для видеоконференций); (для ученика) – персональный компьютер и компьютерная периферия (микрофон, аудиоколонки и(или) наушники (для аудиоконференций, вебинаров), веб-камера (для видеоконференций) или планшет, или мобильное устройство;

– формы обучения

Дистанционная форма обучения

Традиционные формы обучения

Технология, электронный ресурс

Чат-занятие

Дискуссия, беседа, обсуждение, консультация

мессенджер Whatsapp

Веб-занятие (on-line)

Дистанционный урок, конференция, семинар, деловая игра, лабораторная работа, практикум

Zoom

Веб-занятие (off-line)

Дистанционный урок, лабораторная работа, практикум, индивидуальное задание

Образовательные платформы Учи.Ру, Яндекс.Учебник, Онлайн-школа Фоксфорд

Видеолекция

Изложение теоретического материала (лекция)

YouTube-канал,  VIDEOUROKI.net, образовательные платформы Учи.Ру, Яндекс.Учебник, Онлайн-школа Фоксфорд, РЭШ

On-line консультации

Индивидуальные и групповые консультации

Социальная сеть мессенджер Whatsapp, Zoom

Off-line консультации

Индивидуальные и групповые консультации, домашнее задание, рецензирование работ

Социальная сеть мессенджер Whatsapp, электронная почта, электронный журнал/дневник

Off-line тестирование

Тестирование, индивидуальное задание, самопроверка и самодиагностика

Электронный журнал/дневник, образовательные платформы Учи.Ру, Яндекс.Учебник, Онлайн-школа Фоксфорд,

Контроль и критерии оценивания

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).

Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько

определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания

учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

  Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической

последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной

дисциплины;

• правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными

примерами;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,

сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в

выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

  Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям

на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,

исправленные по замечанию учителя:

• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных

вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

  Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано

общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для

дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей

программой;

  Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее

важной части учебного материала;

• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной

терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после

нескольких наводящих вопросов учителя.

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного

материала;

• не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому

материалу;

• отказался отвечать на вопросы учителя.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Оценка готового изделия при выполнении практической работы осуществляется по следующим параметрам:

  1. Качество и аккуратность выполнения изделия.
  2. Соблюдение нормы времени.
  3. Соблюдение технологии.
  4. Организация рабочего места.
  5. Соблюдение правил техники безопасности.

Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно. Работа оценивается 1, если она не представлена по неуважительным причинам.

Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, в последнее время все чаще используются тестовые задания.

При этом целесообразно применить тесты нескольких видов:

  • с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
  • на соответствие;
  • с требуемым текстовым заполнением;

     • на установление правильной последовательности действий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметные результаты:

• планирование процесса познавательно трудовой деятельности;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов, объектов;

• объективное оценивание вклада своей познавательно трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

• оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально энергетических ресурсов;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• расчет себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

• оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценка своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• проектирование технического изделия;

• моделирование художественного оформления объекта труда;

• разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;

• опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• публичная презентация и защита проекта технического изделия;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.

В физической сфере:

• развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

• основные технологические понятия и характеристики;

• назначение и технологические свойства материалов;

• назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны уметь:

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально по заданным образцам контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

• находить и устранять допущенные дефекты;

• проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу при коллективной деятельности.

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться использовать:

• приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

• изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

• обеспечения безопасности труда;

• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

Содержание программы

Ведение в технологию (6 часов)

Основные теоретические сведения

Содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины» Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда. Учебная проектная деятельность и проектная культура. Преобразующая деятельность человека и технологии.  Потребности. Исследовательская и преобразующая деятельность. Технология. Техническая сфера (техносфера). Техника. Технологическая система. Проект. Проектирование. Творческий проект. Индивидуальный и коллективный проекты. Эстетика. Дизайн. Проектная культура. Этапы проектирования: поисково-исследовательский, конструкторско-технологический, заключительный. Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной  деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок . Масштабы , виды линий.

Практические работы

Заполнение таблицы «Виды продукции производственных технологий»                     

Выполнение простейшего чертежа – развёртки нагубника для тисков . 

Техника и техническое творчество (4 часа)

Основные теоретические сведения

     Машина и ее роль в техническом прогрессе. Технические достижения древнего мира, осуществленные с помощью машин (египетские пирамиды, дворцы Вавилона и т. д.). Великие изобретения (паровая машина, электрический генератор, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, металлообрабатывающие и другие станки, радио, телевидение, вычислительная машина и др.) и технический прогресс.

Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям: энергетические, технологические, транспортные, математические и кибернетические. Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины.

Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.). Винтовой механизм, его устройство и назначение. Конструктивные элементы деталей (отверстия, фаски, вырезы и др.).

.Технологии получения и преобразования древесины и                           искусственных  древесных материалов  (20 часов)

Основные теоретические сведения

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства.  Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж  плоскостной  детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок.  Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение.         Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей.

Практические работы

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород  по внешним признакам: цвету, текстуре.  Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов  по внешним признакам.

Чтение чертежа  плоскостной детали: определение  материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте.

 Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных  деталей  по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и  наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий,  обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой;  использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная  отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов  труда

Плоскостные игрушки, игры,  кухонные  и бытовые принадлежности,  декоративно-прикладные изделия.

Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов (10 часов)

Основные теоретические сведения

Металлы; их основные свойства и область  применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз)  деталей из тонколистового металла  и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла  и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка,  отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка.  Правила безопасности труда.

Практические работы

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей  деталей из тонколистового металла и проволоки: определение  материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и  технологической карте:  правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника;  резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником,  опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная  отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.  

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Варианты объектов труда

Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6часов)

Основные теоретические сведения

Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент. Техника плоского  и глубокого выжигания,  устройство и назначение электровыжигателя,  подготовка  материалов к работе Процесс выжигания рисунков на фанере , требования к безопасным приёмам работы , способы нанесения рисунка на основу . Домовая пропильная резьба. Отделка красителями , лаком .

 Практические работы

Отделка выжиганием и нанесением лакокрасочного покрытия  изделий из фанеры и древесины .

Варианты объектов труда

Разделочные доски , подставка под карандаши и ручки .

                           

Технологии ведения дома (4часа)

Основные теоретические сведения

Понятие об интерьере.  Планировка кухни. Оформление кухни. Интерьер комнаты школьника. Планировка помещений жилого дома (квартиры).Уборка жилища по – научному. Технология «умный дом».  Уход за одеждой и обувью. Зонирование пространства жилого помещения (зоны приготовления пищи, приёма гостей, сна и отдыха, санитарно-гигиеническая зона). Зонирование комнаты подростка. Проектирование помещения на бумаге и компьютере. Принципы и средства создания интерьера дома. Технологии ремонта жилых помещений. Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений и уход за ними.

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт.  Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы

Поиск и презентацию информации по истории интерьера народов мира;

Выполнение  эскизов интерьера кухни; столовой; кухни-столовой;  элементов декоративного оформления столовой;

Варианты объектов труда

Макет кухни, столовой (по выбору

Современные и перспективные технологии (4 часа)

Основные теоретические сведения

Промышленные и производственные технологии. Технологии машиностроения

и технологии получения материалов с заданными свойствами.

Электротехнические работы (6 часов)

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Понятие о принципах работы роботов. Функциональное разнообразие роботов. Стационарные и мобильные роботы. Промышленные роботы. Медицинские роботы. Подводные роботы. Сельскохозяйственные роботы. Строительные роботы. Космические роботы. Сервисные роботы. Шагающие роботы. Круиз-контроль. Программирование роботов. Знакомство с логикой. Алгоритмы. Исполнитель алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы. Линейный алгоритм. Условный алгоритм. Циклический алгоритм. Программирование на высоком и низком уровнях. Что понимает компьютер?

Практические работы

Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.

Варианты объектов труда

Модели низковольтных осветительных  устройств.

Оформление творческого проекта ( 6 часов )

Основные теоретические сведения

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Социальные проекты. Идеи творческих проектов. Постановка проблемы. Изучение проблемы. Цель проекта. Первоначальные идеи. Дизайн-исследование. Окончательная идея. Оформление проекта. Исследование размера изделия. Технология изготовления. Анализ проекта.

Практические работы

Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.

Варианты объекты труда

Изделия из фанеры и тонколистового металла.

                                                                                                                                                          Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Введение в технологию

6

Техника и техническое творчество

4

Технологии получения и преобразования древесины и                           искусственных  древесных материалов 

20

Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов

10

Технологии художественно-прикладной обработки материалов

6

Технологии ведения дома

4

Современные и перспективные технологии

4

Электротехнические работы

8

Оформление творческого проекта

6

Итого

68

Тематическое планирование

Учебный предмет: технология               Уровень образования (классы): ООО, 5 классы                 Количество часов: 68

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

по факту

Раздел 1. Вводный урок.

6

1

Введение в технологию.

1

Развитие у учащихся представления о проектной деятельности, основных компонентах и критериях проекта; последовательности разработки творческого проекта.

Умение составлять индивидуальный (групповой) план проекта, формирование стартовой мотивации к изучению нового; ориентирование в информационном пространстве

Умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока; в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, Участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы; иметь свою точку зрения.

2

Преобразующая деятельность человека и технологии.

1

3-4

Проектная деятельность и проектная культура.

2

5-6

Основы графической грамоты

2

Содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины» Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.

Раздел 2. Техника и техническое творчество

4

7-8

Основные понятия о машинах, механизмах и деталях

2

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог.

9-10

Техническое конструирование и моделирование

2

Навыки работы по алгоритму, корректирование деятельности: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель. В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Технологии получения и преобразования древесины и искусственных  древесных материалов 

20

11-12

Столярно-механическая мастерская.

2

Комплектование и рациональная организация рабочего места для ручной обработки древесины. Правильная установка и закрепление заготовки в зажимах верстака; проверка соответствия верстака своему росту. Выполнять учебные задачи. Выполнение правил безопасного труда. Уметь самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

13-14

Характеристика дерева и древесины.

2

Знакомятся с видами лесоматериалов, машинами и механизмами, применяемыми при заготовке лесоматериалов; пороками древесины. Получают представление о профессиях в лесозаготовительной и лесовосстанавливающей отрасли. Выполняют лабораторно-практическую работу по определению видов лесоматериалов и пороков древесины.

15-16

Пиломатериалы и искусственные древесные материалы.

2

Сравнение различных объектов: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства Определение видов древесины и древесных материалов по внешним признакам; распознавание пиломатериалов. Умение отвечать на вопросы. Познавательный интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог.

17-18

Технологический процесс  конструирования изделий из древесины.

2

Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Профессии, связанные с распиловкой пиломатериалов. Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Безопасно пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Умение извлекать информацию из текста; умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию; адекватно понимать собеседника и обсуждать с ним тему.

19-24

Разметка, пиление и отделка заготовок из древесины.

6

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выполнение разметки заготовок из древесины по чертежу и шаблону. Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Выполнение правил безопасного труда. Умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию; составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения; умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

25-26

Строгание древесины.

2

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Представлять информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка, таблицы; оценивать полученную информацию для проверки её достоверности, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

27-30

Сверление древесины ручным инструментом и соединение деталей из нее.

4

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Просверливание отверстия нужного диаметра с соблюдением правил безопасной работы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока; в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы; иметь свою точку зрения.

Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов

10

31-32

Слесарно-механическая мастерская. Разметка заготовок.

2

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Закреплять заготовку в тисках. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Представлять информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка, таблицы; оценивать полученную информацию для проверки её достоверности, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

33-34

Приемы работы с проволокой.

2

35-36

Приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами.

2

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока; в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы; иметь свою точку зрения. Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ  по созданию технических изделий.

37-38

Устройство сверлильных станков. Приемы работы на настольном сверлильном станке.

2

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.  Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию; составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения; умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

39-40

Технологический процесс сборки деталей.

2

Осознавать уровень и качество усвоения результата. Соединять детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Умение извлекать информацию из текста; умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию; адекватно понимать собеседника и обсуждать с ним тему.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов

6

41-42

Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент.

2

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выпиливание и зачистка изделий из дерева. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Представлять информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка, таблицы; оценивать полученную информацию для проверки её достоверности, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

43-44

Художественное выжигание.

2

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выжигание, и лакирование изделий из дерева. Осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока; в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы; иметь свою точку зрения.

45-46

Домовая пропильная  резьба

.

2

Знакомятся с видами резьбы по дереву. Выполняют практическую работу  по отработке умений выполнения контурной и геометрической резьбы.

Технологии ведения дома

4

47-48

Понятие об интерьере.  Основные варианты планировки кухни.

2

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Анализирование дизайна интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики. Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог.

49-50

Оформление кухни.

2

Современные и перспективные технологии.

4

51-52

Промышленные и производственные технологии.

2

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Проектировать траектории развития через включение в новые виды.  деятельности и формы сотрудничества. Различать виды металлов и искусственных материалов. Умение извлекать информацию из текста; умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию; адекватно понимать собеседника и обсуждать с ним тему.

53-54

Технологии машиностроения  и технологии получения материалов с заданными свойствами.

2

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Закреплять заготовку в тисках. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Представлять информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка, таблицы; оценивать полученную информацию для проверки её достоверности, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

Электротехнические работы. Введение в робототехнику.

8

55-56

Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе.

2

Занимаются целеполаганием, планируют практические действия на уроке.

Выбирают оптимальный способ решения задания.

Предлагают технологические приемы выполнения отдельных этапов изготовления изделий.

Работают по плану, используя рисунки, инструкционные карты, инструменты, осуществляют контроль точности выполнения операций с помощью инструментов. Рефлексия выполнения своего задания.

Изучают конструкции различных изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмасс. Используют практические упражнения для открытия нового знания и умения. Находят необходимую информацию в учебнике, в словарях и энциклопедиях. Исследуют конструкторско-технологические особенности объектов (графических и реальных), ищут наиболее целесообразные способы решения задач.

Делают сравнения, обобщения и выводы.

Выполняют коллективную работу

Предлагают свой вариант решения проблемы и отстаивают своё мнение.

Коллективно анализируют образцы изделий

57-58

Электрическая цепь.

2

 

59-60

Роботы. Понятие о принципах работы роботов.

2

61-62

Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой.

2

Оформление творческого проекта

6

63-64

Выбор темы творческого проекта

2

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы. Управление своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель, В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

65-66

Работа над проектом.

2

67-68

Защита творческого проекта.

2

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Уметь гнуть заготовку из тонколистового металла и проволоки. Произвольно и осознанно владеть общим приемом гибки заготовки. Уметь самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Приложение к рабочей программе по учебному предмету

Тематическое планирование

Уровень образования (классы): ООО, 5 классы        Количество часов: 68             Срок реализации: 2021-2022 учебный год      Учитель:____________________________

п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

по факту

по плану

по факту

по плану

по факту

по плану

по факту

по плану

по факту

по плану

по факту

Введение в технологию

6

1

Введение в технологию.

Общие правила охраны труда.

1

2

Преобразующая деятельность человека и технологии.

1

 

3-4

Проектная деятельность и проектная культура.

2

5-6

Основы графической грамоты

2

Техника и техническое творчество

4

7-8

Основные понятия о машинах, механизмах и деталях

2

9-10

Техническое конструирование и моделирование

2

Технологии получения и преобразования древесины и искусственных  древесных материалов 

20

11-12

Столярно-механическая мастерская.

2

13-14

Характеристика дерева и древесины.

2

15-16

Пиломатериалы и искусственные древесные материалы.

2

17-18

Технологический процесс  конструирования изделий из древесины.

2

19-24

Разметка, пиление и отделка заготовок из древесины.

6

25-26

Строгание древесины.

2

27-30

Сверление древесины ручным инструментом и соединение деталей из нее.

4

Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов

10

31-32

Слесарно-механическая мастерская. Разметка заготовок.

2

33-34

Приемы работы с проволокой.

2

35-36

Приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами.

2

37-38

Устройство сверлильных станков. Приемы работы на настольном сверлильном станке.

2

39-40

Технологический процесс сборки деталей.

2

Технологии художественно-прикладной обработки материалов

6

41-42

Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент.

2

43-44

Художественное выжигание.

2

45-46

Домовая пропильная  резьба.

2

Технологии ведения дома

4

47-48

Понятие об интерьере.  Основные варианты планировки кухни.

2

49-50

Оформление кухни.

2

Современные и перспективные технологии.

4

51-52

Промышленные и производственные технологии.

2

53-54

Технологии машиностроения

и технологии получения материалов с заданными свойствами.

2

Электротехнические работы. Введение в робототехнику.

8

55-56

Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе.

2

57-58

Электрическая цепь.

2

59-60

Роботы. Понятие о принципах работы роботов.

2

61-62

Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой.

2

Оформление творческого проекта

6

63-64

Выбор темы творческого проекта

2

65-66

Работа над проектом.

2

67-68

Защита творческого проекта.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...