Игровые методики на уроках технологии
статья по технологии

Кутилина Лариса Васильевна

В статье описываются различные игровые методики, которые можно применить на уроках технологии, их значение в здоровьесбережении учащихся, цели и задачи уроков, которые решаются с помощью игровых технологий, а также правила проведения уроков с применением различных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metodiki_na_urokah_tehnologii.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методики на уроках технологии

Перед школой 21 века стоит цель по подготовке выпускника, который способен адаптироваться в условиях постоянно меняющейся социально-экономической условиях, творчески подходить к решению поставленных перед ним целей и задач. Таким образом, требования к организации образовательного процесса с каждым годом становятся все выше, но перед школой все также стоит главная задача - решить проблемы сохранности здоровья учащихся, как физического, так и психологического.

Данная задача может быть решена при условии, что учителя владеют разнообразными методами и приемами работы с учащимися. Разработка урока происходит с учетом пожелания учащихся и даже в кооперации с ними, что представляет собой высшую степень педагогического мастерства.

Педагогика и методика обучения предлагают невероятное разнообразие учебной деятельности учащихся. Как раз одной из них и является игровая методика.

Актуальность применения игровой методики на уроках технологии обусловлена тем, что она помогает заинтересовать учащихся в изучении предмета, проявить разносторонние качества и способности учащихся.

Наличие позитивного отношения учащихся по отношения к предмету и к учителю - одно из главных условий сохранения здоровья учащихся. В момент вовлечения учащегося в игровой процесс активизирует ту поисковую деятельность, которая способствует развитию личности человека, его адаптации в изменчивых условиях страны. Также, игровой процесс способствует достижению цели учебного процесса - развитие личности учащихся, при этом, уровень утомляемости снижается.

Благодаря тому, что игровые методики являются личностно-ориентированными, можно с полной уверенностью заявить, что данные методики являются здоровьесберегающими. Данное утверждение можно обосновать также тем, что в процессе использования игровых методик, у учителя есть возможность осуществления индивидуального подхода к учащимся. В процессе игры создаются такие условия для учащихся, которые способствуют развитию личности ребенка и стимулирует самоутверждение и самореализацию.

Использование различных игровых методик способствует активизации деятельности учащихся, развитию познавательной деятельности, наблюдательности, внимания, памяти и что самое важное, поддерживает и развивает интерес ребенка к предмету. Также в процессе игровой деятельности происходит развитие творческого мышления, снижается утомляемость у детей ввиду того, что игра привносит занимательный элемент в структуру урока.

Игра является непродуктивным видом деятельности, так как ее мотив заключается не в результате, а непосредственно в самом процессе. Соответственно, главная задача игровой деятельности заключается в том, что данная деятельность способствует развитию личности и сохранении здоровья учащихся.

Прежде чем начать использование игровых методик во время урока, необходимо знать их классификации. В своем труде Коджаспирова Г.М. и Коджоспиров А.Ю. предлагают следующие классификации игр:

Игра предметная - детская игра с окружающими предметами, в которые ребенок учится использовать их по прямому назначению;

Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли в специально создаваемых ими сюжетных условиях;

Игра символическая - игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме;

Игра сюжет - игра, в которой ребенок воспроизводит сюжет из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.д.;

Игры компьютерные дидактические и развивающие - игровые программы представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые) расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребенку.

В современной системе образования игра привлекает интерес методистов и педагогов потому, что в процессе игры происходит активизация потенциала учащихся, повышение уровня их мотивации к учебе и изучению предмета. Игровые методики позволяют учащимся стать активными субъектами учебного процесса. В процессе игры тот или иной учебный материал может быть представлен в наглядно-предметной форме, что несомненно способствует лучшему пониманию и усвоению материала на уроке.

В процессе игровой деятельности взаимоотношения учитель- ученик переходят в совершенно иные рамки. Они переходят в рамки творческого взаимоотношения, в процессе которого учитель становится наблюдателем, который следит и направляет учащихся для получения ими необходимой для них информации.

Игровая технология - это способ деятельности, направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Характеристика игровой деятельности включает в себя определенные роли, структуры и задачи.

При учете специфики предмета выделяется несколько типов игровых методик на уроке:

Игры - заигрывания - они не затрагивают формирование знаний, умений и навыков напрямую. Учащиеся воспринимают эти игры как развлечение, а педагог при наблюдении формирует выводы. Трудовое обучение данный тип игры затрагивает напрямую тогда, когда решаются вопросы теории и практики;

Игры моделирующие технологию изготовления того или иного изделия. Игры этого типа делятся на две группы:

Ознакомительные игры, дающие теоретические знания по материаловедению, машиноведению, охране труда, эргономике и т.д.;

Пробные тренинговые игры-направлены на практическое применение знаний и умений, а именно составление технологических карт и непосредственное их применение при изготовлении изделия и демонстрацию навыков рабочих приемов.

3) Игры разминки - для их проведения необходимы конкретные знания учащихся по предмету. Разминка служит хорошим индикатором усвоения учащимися учебного материала, поэтому их целесообразно применять для повторения и закрепления;

4) Профориентированные игры моделируют процесс выбора профессии, построение личного профессионального плана и жизненных перспектив.

Данный тип включает в себя ценностно - ориентированные игры, которые отражают ту нравственную позицию учащихся, на фоне которой происходит выбор будущей профессии. Построить правильную модель игры сложно, так как в нее входят такие понятия как - счастье, смысл жизни, самореализация личности и т.д.

Схема организации и проведения игр любого типа в общем виде

Каждая игра включает в себя 4 основных этапа:

Подготовительный: может включать изучение программного материала, подготовку сценария игры и необходимого оборудования;

Процессуальный: ход игры;

Этап группового обсуждения: анализ игры и вывод;

Послеигровой этап реализуется через повышение мотивации к обучению, психологическую реабилитацию участников игрового процесса.

Основные требования к ведущему учебно-деловой игры

От ведущего игры требуется свободная ориентация в материале по данному предмету;

Необходимо наличие профессионального такта: ведущий должен стремиться к ограничению своего вмешательства в игру и к максимальной самостоятельной деятельности учащихся. Он должен использовать любую возможность для поддержки участников игры не столько словами, сколько жестами и взглядом;

Важно умение поддерживать дисциплину, а именно контролировать ход игры;

Нужна смелость и решительность;

Ведущий должен выбирать индивидуальный стиль ведения игры, который включает в себя творческое осмысление чужого опыта и поиск собственных резервов.

Не желательны следующие пункты в ходе игры:

Потеря контроля - эта та ситуация, когда ведущий игры идет на поводу у участников;

Слишком строгая дисциплина мешает самораскрытию школьников и препятствует полноценному развитию игры.

Приемы, которые способствуют поддержанию дисциплины в игровом процессе

Необходимо вести игру динамично, не давая участникам отвлекаться;

Подключение к игре с помощью вопросов, ролей, заданий для тех, кто слишком пассивен и наоборот проявляет не игровую активность;

По отношению к нарушителям дисциплины нужно использовать не вербальные средства. Ведущий не должен разбирать поведение нарушителя во время игры;

Не стоит путать нарушение дисциплины с отсутствием интереса у учащихся. Если попытки активизировать учащихся не будут удачными, то лучше всего оставить учащихся в покое, так как насильственный игровой процесс может навредить состоянию учащихся;

В случае чрезмерной активности, ведущий должен напомнить об ограничении времени, о других условиях конкретной игры, может ввести новые условия во время игры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных задаений. - М.: Изд. Центр “Академия”, 200

Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр “Педагогичский поиск”, 2002

Морева Н.А. Современная технология учебного зантия: - М.: Просвещение, 2007

Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003

Чернявская А,П, Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр “Педагогичсекий поиск”, 2001

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка презентации "Игровая методика на уроках английского языка"

Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, выводящими на спонтанный уровень говорения, что отвечает требованиям стандартов второго поколения....

Использование игровых методик на уроках истории

Данная презентация рассказывает об использовании игровых методик на уроках истории...

Использование игровых методик на уроках истории

Данная презентация рассказывает об использовании игровых методик на уроках истории...

Использование игровых методик на уроках истории

Рассказывается об игровых методиках применяемых на уроках истории...

Игровые методики на уроках английского языка в 3 – 4-х классах (на примере темы «Простое прошедшее время глагола»)

Тому, кто преподает в начальной школе, хорошо известно, что дети легче запоминают довольно сложные грамматические формы, если материал урока подается в интересной игровой форме. При изучении простого ...

применение игровых методик на уроках английского языка в начальной школе

Применение игровых методик в обучении английскому языкув начальной школе.Цель: формирование навыков устной речи посредством использования игровых методик на уроках английского языка Задачи:...

Совершенствование игровой методики на уроках физической культуры в начальной школе.

Оптимизация двигательного режима младших школьников на основе разработок и научно-обоснованных методик использования подвижных игр и игровых упражнений в различных физкультурно-оздоровительных формах ...