Конспект урока по технологии 5 класс
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Что же надо знать хотя бы вкратце о выпиливании? Для выпиливания применяют главным образом ручные лобзики. Легкие деревянные или металлические П-образные рамки. На концах этих рамок имеются винтовые зажимы, в которых укрепляют пилки,- Пилки для лобзиков - это очень узкие тонкие стальные полоски с мелкими насечками-зубьями на одной из кромок. Пилки разделяются по номерам — толщине и ширине полотна и крупности зубьев, а также по назначению. Различают пилки для работы по дереву и пилки для работы по металлу.

     Лобзики с деревянной рамой, формой напоминающей латинскую букву U придумали в 1562 году, натяжение пилки делалось вручную с помощью специального рычага, а в 1876 году был изобретен лобзик с зажимами, очень похожими на современные..

     На просторах всемирной сети «отцом» электрического лобзика обычно называют Альберта Кауфманна. Аргументируют это тем, что именно Кауфманн заменил иглу швейной машинке на лезвие в 1946 году, затем эта модернизированная модель появилась в продаже в 1947 году, а еще через 7 лет, в 1954 году, патент на изобретение купила компания Bosch.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №37»

План-конспект. Учебного занятия по технологии

учителя Бадмаева Александра Баировича

Тема: «Выпиливание лобзиком»

Цель урока:

  1. Ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «выпиловочный столик».
  2. Последовательностью выпиливания лобзиком.
  3. Правилами безопасной работы.
  4. Формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Задачи:

1. Предметные – формирование у учащихся умения пропильной резьбы при помощи ручного лобзика;

2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана, последовательности действий, изготовление проекта;

3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (выпиливание лобзиком);

4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;

5. Личностные – формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Методы обучения:

     Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Инструменты и оборудовании:

для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация образцы выпиленных изделий, план-конспект урока;

для ученика: столярный верстак, лобзик, выпиловочный столик, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, карандаш, циркуль, шило, шаблон, рисунок.

Объект работы: Самолетик – конструктор из деталей выпилиных из фанеры.

Оформление классной доски: тема занятия, новые слова, домашнее задание.

План урока:

  1. организационный момент 1-2 минуты;
  2. сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 минуты;
  3. опрос пройденного 1-2 минут;
  4. сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 8-10 мин;
  5. вводный инструктаж по ТБ и определение задания 1-2 мин;
  6. самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж 40 мин;
  7. подведение итогов, заключительный инструктаж 19-20 мин.

Ход урока

  1. Вводная часть.

       В начале урока учитель напоминает учащимся, что прямолинейное пиление древесины можно осуществить с помощью ручной ножовки. После этого необходимо показать красивые изделия сложной формы, выполненные лобзиком. Учащиеся рассматривают изделия и отмечают их красоту.

     Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: "Каким образом можно достигнуть этого результата?" "Какой инструмент лучше использовать для работы?" "Какие приспособления при этом использовать?"

      Историческая справка.

     Лобзики с деревянной рамой, формой напоминающей латинскую букву U придумали в 1562 году, натяжение пилки делалось вручную с помощью специального рычага, а в 1876 году был изобретен лобзик с зажимами, очень похожими на современные..

     На просторах всемирной сети «отцом» электрического лобзика обычно называют Альберта Кауфманна. Аргументируют это тем, что именно Кауфманн заменил иглу швейной машинке на лезвие в 1946 году, затем эта модернизированная модель появилась в продаже в 1947 году, а еще через 7 лет, в 1954 году, патент на изобретение купила компания Bosch.

       Выпиливание по дереву - это кустарное и любительское ремесло. Для работы употребляется, главным образом, тройная проклейная фанера, а также тонкие дощечки разных сортов дерева: клена, каштана, ореха, дуба и прочих. Толщина дощечек от 0,16 — 0,61 см. Рисунок на пластинку переводится с помощью копировальной бумаги. В местах вырезок просверливается шилом или с помощью дрели маленькое отверстие, после чего приступают к работе.

        2. Изложение нового программного материала.

        Что же надо знать хотя бы вкратце о выпиливании? Для выпиливания применяют главным образом ручные лобзики. Легкие деревянные или металлические П-образные рамки. На концах этих рамок имеются винтовые зажимы, в которых укрепляют пилки,- Пилки для лобзиков - это очень узкие тонкие стальные полоски с мелкими насечками-зубьями на одной из кромок. Пилки разделяются по номерам — толщине и ширине полотна и крупности зубьев, а также по назначению. Различают пилки для работы по дереву и пилки для работы по металлу.

      Для выпиливания по фанере и на тонких дощечках применяют и те и другие пилки; выполняя мелкие, точные ажурные работы, употребляют лишь пилки по металлу.

      Пилку закрепляют в лобзике сначала в нижнем зажиме, у ручки, затем слегка нажимают на лобзик грудью и закрепляют другой конец пилки в верхнем винтовом зажиме. Закрепив пилку в верхнем зажиме, нажим на дужку лобзика ослабляют постепенно. У некоторых лобзиков натяжение пилки осуществляется специальными винтами, позволяющими регулировать силу натяжения.

      Для выпиливания, кроме лобзика и запаса пилок, необходимо иметь такие инструменты: тонкое короткое стальное шило, дрель с мелкими сверлами или небольшой (до 3 мм) буравчик, большой плоский напильник, два — три небольших личных напильника (плоский, трехгранный и круглый), плоскогубцы и небольшой молоток.hello_html_19125869.jpg

Выпиливать что-либо, лучше всего на так называемых выпиловочных столиках — специальных верстачных дощечках.

Такие дощечки укрепляют на краю рабочего стола при помощи шурупов или специальных зажимов — струбцинок.

После того как весь рисунок, который хотят выпилить, переведен на фанеру или дощечку, во всех замкнутых внутренних контурах его шилом, буравчиком или дрелью просверливают небольшие отверстия. Сначала выпиливают обычно внутренние контуры рисунка. Для этого пилку закрепляют сначала в нижнем зажиме лобзика, а верхний, свободный, конец ее продевают в одно из отверстий внутреннего контура и лишь затем закрепляют в верхнем зажиме.

Затем фанеру укладывают на выпиловочный столик и придерживают ее в процессе выпиливания левой рукой, чтобы она не подскакивала. Лобзик берут правой рукой за рукоятку и, не торопясь, плавно, без рывков двигают его вверх и вниз по вертикали.

По мере того как в фанере (или дощечке) образуется пропил, материал левой рукой постепенно подают на себя или поворачивают в нужную сторону, но так, чтобы пилка двигалась лишь в вырезе выпиловочного столика.hello_html_50c573e0.jpg

Когда при выпиливании пилка подходит к вершине угла поворота линии рисунка, подача материала вперед прекращается. Продолжая двигать лобзик вверх и вниз, выпиливаемую фанеру или кусочек дерева медленно поворачивают, пока плоскость полотна пилки не совпадет с направлением новой линии пропила.

Выпиленный рисунок зачищается по кромкам и контурам напильниками и надфилями или шлифовочной шкуркой.


3. Текущий инструктаж.

  • Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.
  • Не "заваливать" лобзик во время пиления!
  • Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
  • Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.
  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
  • Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.

4. Объяснение практической работы.

  Ребята сегодня на уроке мы с вами будем выполнять проект «Самолётик». Самолетик – конструктор из деталей выпиленных из фанеры.

    Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно была сделана учителем.

В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.

  1. Последовательность выполнения работы.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/134b/00061a42-a5febed1/img10.jpg

1. На листе фанеры сверху прикладывается шаблон так, что бы экономично разместить рисунок на заготовке.
2. Лёгким нажатием карандаша, обвести по контуру (по шаблону)
3. Приступить к выпиливанию проекта.
4. Обработать шлифовальной шкуркой края получившейся детали (крупной, мелкой).
5. Убрать рабочее место.

6. Подведение итогов.

   Учитель с учениками рассматривает выполненное изделие. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения. Обсуждение сложностей в работе с лобзиком, выполняют работу над ошибками. Делятся на три команды. Проводят соревнования, применяя проект на практике.

7. Закрепление пройденного материала.

8. Домашнее задание. Раскрасить изделие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка.

Конспект урока по технологии 8 класс   Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка....

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по технологии по теме: «Технология обработки древесины на токарном станке». 6 класс.

Цели урока:Закрепить знания по устройству токарного станка для обработки древесины     СТД-120 М.Познакомить с видами и назначением стамесок для обработки древесины.Закрепить знани...