Рабочие программы
рабочая программа по технологии
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stolyarnoe_delo_6_klass.docx | 58.51 КБ |
tehnologiya_5_kl.docx | 52.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № __
________________________ Т.В. Дидич «__» ___________ 20__ г. «__» __________ 20__ г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа учебного предмета «Технология»
для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)
для обучающегося 6г класса
2020 - 2021 учебный год
Учитель: Курчатов Олег Вячеславович
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «__» _________ 20__г.
г. Советский
2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основании следующих нормативных документов:
- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом Министерства Образования и науки «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
- Приказ МОиН РФ от 24 декабря 2010г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», на 2011-2012 учебный год.
- Школьный учебный план на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, профессионально-трудовое обучение, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год
Специальная (коррекционная) программа по трудовому обучению в специальных (коррекционных) классах VIII вида ориентирована на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с пятого по девятый класс. Основная цель специального (коррекционного) образования - подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе, при этом образовательные предметы решают в основном общеразвивающие и практические задачи. Так же подготовить школьников к поступлению в ПЛ соответствующего типа и профиля.
Основная функция специальной (коррекционной) школы - коррекция личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) средствами образования.
В V- VII классах осуществляется профессионально-трудовое обучение, целью которого является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в обычных условиях.
В VIII-IX классах завершается трудовая подготовка учащихся в соответствии с выбранной профориентационной направленности - столярное дело.
Специальная задача коррекции имеющихся у учащихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, на специальных занятиях и конечно на уроках трудового обучения.
Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально-трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.
Задачи трудового обучения в школе:
- коррекции недостатков умственного и физического развития;
- воспитанию связной речи;
- формированию общих трудовых навыков;
- осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;
- формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;
- обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога, учителей, родителей.
Программа определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения.
Основной особенностью учебного плана в коррекционной школе является наличие часов на профессионально-трудовое обучение:
5 класс – 6 часов в неделю;
6 класс – 6 часов в неделю;
7 класс – 8 часов в неделю;
8 класс – 8 часов в неделю.
Данная программа для специальной школы VIII вида предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. В нашей школе профессионально-трудовое обучение ведётся по направлению столярное дело.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 210 ч.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и выполнению элементарных видов работ
Задачи:
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
- формировать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду.
- использовать современные педагогические технологии.
- систематически развивать умственную сферу учащихся.
- развивать организационные умения учащихся.
- развитие у учащихся обще трудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Основные технологии:
- личностно-ориентированное,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
- Самостоятельная работа
- Работа по карточкам.
- Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
- ИТК
- Дифференцирование, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия, раздаточный материал;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Экскурсии;
- Декады трудового обучения;
- Участие в конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества.
Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения.
Типы, виды, формы и методы контроля знаний
Типы контроля:
- внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
- взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);
- самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).
Виды контроля:
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Периодический (рубежный) контроль
- Итоговый контроль
Методы контроля:
- устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, чертежа, схемы)
- практический контроль (выполнение практических, лабораторных работ)
- дидактические тесты, наблюдение.
Цель программы – подготовить школьников к поступлению в учебные заведения средне-специального образования, соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, Знакомятся с ручным электрифицированным инструментом, учатся применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с ограниченными возможностями здоровья.
6 класс
Наименование раздела | Количество часов |
| 2 |
| 33 |
| 17 |
| 18 |
| 14 |
| 12 |
| 14 |
| 33 |
| 11 |
| 14 |
| 16 |
| 9 |
| 11 |
Итого | 204 |
6 класс (210 часов)
Количество учебных недель – 35
Количество часов в неделю – 6
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности.
Тема 2. Изготовление изделия из деталей круглого сечения (33 часа)
Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.
Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.
Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.
Тема 3. Строгание. Разметка рейсмусом (17 ч.)
Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.
Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку). Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски.
Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.
Тема 4. Геометрическая резьба по дереву (18 ч.)
Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.
Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.
Тема 5. Угловое концевое соединение брусков вполдерева (14 ч.)
Изделие. Подрамник.
Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.
Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах).
Тема 6. Сверление древесины (12 ч.)
Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.
Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.
Практические работы. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу.
Практическая работа. Изготовление самодельного сверла перового из проволоки, пробные сверления .
Тема 7. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия. (14 ч.)
Изделие. Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными деталями.
Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении. Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки напильника.
Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.
Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой. По выбору учителя два—три изделия.
Тема 8. Долбление сквозного и несквозного отверстия (33 ч.)
Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.
Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.
Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.
Тема 9. Свойства основных пород древесины (11 ч.)
Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь) породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение. Определение древесных пород по образцам древесины.
Практические работы. Определение пород древесины по образцам. Проверка на прочность и упругость различных пород .
Тема 10.Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 (14 ч.)
Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.
Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.
Правила безопасности при выполнении соединения.
Практические работы. Выполнение соединения из материалоотходов.
Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы.
Тема 11 . Заточка стамески и долота (16 ч.)
Объекты работы. Стамеска, долото.
Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения).
Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.
Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.
Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки.
Тема 12 . Склеивание (9 ч.)
Объект работы. Детали изделия.
Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический), свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.
Практические работы. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.
По выбору учителя изготовление 3-4 изделий.
Тема 13. Изготовление изделий с применением приобретенных знаний. (11 ч)
Практическая работа. Изготовление стульчика, полки, шкафа и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- материалы, применяемые в столярном производстве;
- основные породы, свойства и пороки древесины;
- сущность и назначение основных столярных операций;
- способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
- назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
- виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание);
- угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение;
- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
- виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
- способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
- устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
- устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках;
- устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;
- способы экономного расходования материалов и электроэнергии;
- инструменты для художественной отделки изделия;
- цвет и текстуру разных древесных пород;
- элементы детали столярного изделия;
- трудовое законодательство;
- виды пиломатериалов;
- материалы, изделия для настилки полов и кровли;
- технологию изготовления оконного блока;
- приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
- основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
- технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
- виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
- элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
- специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять столярные работы ручными инструментами;
- размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали;
- собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
- подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
- устранять дефекты и пороки древесины;
- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
- изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;
- выполнять черновое и чистовое точение;
- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;
- организовать рабочее место;
- изготовить модель мебели;
- изготавливать строительные инструменты и приспособления;
- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
- устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях;
- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
- Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
- Прилежание ученика во время работы.
- Степень умственной отсталости.
- Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
- Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Вводное занятие (2 ч) | |||||
1 | Вводное занятие. | Знать инструменты и материалы; правила безопасного поведения в мастерской | 01.09 | ||
2 | Инструктаж по технике безопасности | 01.09 | |||
Изготовление изделий из деталей круглого сечения (33 ч) | |||||
3,4 | Чертеж детали и сборочный чертеж | Иметь представление о содержании сборочного чертежа. Уметь читать техническую документацию | 02.09 | ||
5,6 | Выбор изделия и подготовка материала. | Знать материалы и инструменты для изготовления изделия. Уметь выполнять построение чертежа изделия | 03.09 | ||
7,8 | Выпиливание заготовок по заданным размерам. | Знать правила безопасной работы ножовкой. Уметь выполнять отпиливание припусков по линиям разметки | 08.09 | ||
9,10 | Строгание брусков квадратного сечения. | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять строгание заготовок для изделия; контролировать размеры | 09.09 | ||
11,12 | Разметка заготовок будущего изделия. | Знать правила разметки деталей. Уметь выполнять разметку деталей | 10.09 | ||
13,14 | Строгание ребер восьмигранника (округление). | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять строгание заготовок для изделия; контролировать размеры | 15.09 | ||
15,16 | Проверка деталей штангенциркулем. | Знать назначение и применение кронциркуля. Уметь выполнять контроль размеров детали кронциркулем | 16.09 | ||
17,18 | Обработка напильником, шерхебелем. Шлифование. | Знать правила безопасной работы напильником. Уметь выполнять обработку закругленных поверхностей напильником | 17.09 | ||
19,20 | Разметка деталей, нахождение диагоналей, центра. | Знать правила разметки деталей. Уметь выполнять разметку деталей | 22.09 | ||
21,22 | Сверление отверстий. | Знать правила безопасной работы дрелью. Уметь сверлить отверстие ручной дрелью | 23.09 | ||
23,24,25,26 | Изготовление паза. | Знать технологию выполнения пазов; правила безопасной работы инструментами Уметь выполнять пазы | 24.09 29.09 | ||
27,28 | Предварительная сборка изделия. | Уметь собирать изделие | 30.09 | ||
29,30 | Проверка на комплектность, качество соединений. | Уметь оценивать качество изделия; сравнивать изготовленное изделие с образцом | 01.10 | ||
31,32 | Устранение ошибок при сборке изделия. | 06.10 | |||
33,34 | Сборка изделия на клей, шурупы, шканты. | Знать правила безопасной работы отверткой. Уметь выполнять сборку деталей изделия | 07.10 | ||
35 | Самоанализ выполненных работ. | 08.10 | |||
Плоское строгание (17 ч) | |||||
36 | Техника безопасности при строгании. | Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь подготавливать рубанок к работе | 08.10 | ||
37,38 | Проверка рубанка на пригодность к работе. | 13.10 | |||
39,40,41 | Заточка ножа рубанка. Настройка рубанка. | Знать правила безопасности при заточке ножей рубанка Уметь затачивать нож рубанка | 14.10 15.10 | ||
42,43 | Выбор заготовки. | 15.10 20.10 | |||
44,45,46 | Строгание плоских поверхностей. | Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь подготавливать рубанок к работе | 20.10 21.10 | ||
47,48 | Строгание сучков, торцов, свилеватостей. | Знать правила безопасной работы при строгании и торцевании. Уметь выполнять строгание и торцевание заготовок | 22.10 | ||
49,50 | Строгание смежных сторон. | 10.11 | |||
51,52 | Проверка работы с помощью рейсмуса. | Знать назначение и применение рейсмуса Уметь пользоваться рейсмусом | 11.11 | ||
Геометрическая резьба по дереву (24 ч) | |||||
53 | Техника безопасности при работе с резцами. | Знать правила безопасной работы с резцами | 12.11 | ||
54,55 | Выбор древесины. | Знать назначение резьбы; виды древесины, пригодной для резьбы; инструменты. Уметь определять виды резьбы по образцам | 12.11 17.11 | ||
56,57 | Инструменты для геометрической резьбы. Приёмы работы. | 17.11 18.11 | |||
58,59 | Чертежи для практической работы. | Знать способы нанесения рисунка на поверхность детали. Уметь выполнять разметку геометрического орнамента | 18.11 19.11 | ||
60,61 | Проработка орнамента. | 19.11 24.11 | |||
62,63 | Построение рисунков. | 24.11 25.11 | |||
64,65 | Виды домовой (геометрической) резьбы | Знать виды геометрического орнамента; последовательность действий при вырезании; правила безопасной работы ножом и резаками | 25.11 26.11 | ||
66,67 | Приемы выполнения геометрической резьбы. | 26.11 01.12 | |||
68,69 | Накалывание волокон | 01.12 02.12 | |||
70,71 | Подрезание волокон | 02.12 03.12 | |||
72,73 | Отделка резьбы и затирка древесины | 03.12 08.12 | |||
74,75 | Шлифование, морение, лакирование. | Знать способы отделки изделий. Уметь выполнять отделку; оценивать качество готового изделия | 08.12 09.12 | ||
76 | Анализ выполненных работ. | 09.12 | |||
Угловое концевое соединение вполдерева (14 ч) | |||||
77 | Выбор заготовок для соединения. | 10.12 | |||
78,79 | Строгание, пиление по размерам. | Знать правила безопасной работы при пилении и строгании. Уметь подготавливать ножовку и рубанок к работе | 10.12 15.12 | ||
80 | Разметка заготовок по заданным размерам. | Знать правила разметки деталей. Уметь выполнять разметку деталей | 15.12 | ||
81,82 | Изготовление паза. | Знать технологию выполнения пазов и шипов; правила безопасной работы инструментами: Уметь выполнять пазы и шипы на брусках | 16.12 | ||
83,84 | Изготовление шипа | 17.12 | |||
85,86 | Предварительная сборка вполдерева. | 22.12 | |||
87,88 | Склеивание изделия. Сушка. | Знать виды клея для склеивания деревянных деталей; правила безопасной работы с клеем. | 23.12 | ||
89 | Проверка изделия на прочность. | 24.12 | |||
90 | Анализ выполненных работ. | 24.12 | |||
Сверление древесины (12 ч) | |||||
91,92 | Виды сверления, техника безопасности при работе. | Знать суть терминов сквозное и несквозное отверстия. Уметь определять вид отверстия по образцам | 29.12 | ||
93,94 | Виды сверл, их назначение. | Знать: назначение, виды сверл. Уметь определять вид сверла | 30.12 | ||
95,96 | Сверлильный станок, механические дрели. | Знать устройство и назначение настольного сверлильного станка | 12.01 | ||
97 | Устройство и назначение дрели. | Знать устройство и назначение дрели | 13.01 | ||
98 | Понятие «диаметр». Обозначение на чертеже. | 13.01 | |||
99,100,101,102 | Работа на сверлильном станке, электрической, механической дрелью. | Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Уметь выполнять сверление отверстий разных видов и размеров; контролировать глубину сверления | 14.01 19.01 | ||
Криволинейное пиление, обработка криволинейной кромки (14 ч) | |||||
103 | Понятие о криволинейном пилении. | Знать особенности криволинейного пиления и разметки; инструменты для работы. Уметь выполнять разметку криволинейной кромки и пиление по этой кромке | 20.01 | ||
104 | Лекало. Назначение, применение. | Знать назначение и применение лекала | 20.01 | ||
105,106 | Изготовление шаблонов для криволинейных деталей. | Уметь изготавливать шаблоны для криволинейных деталей | 21.01 | ||
107,108 | Лобзик. Назначение, устройство. | Знать устройство и назначение лобзика; правила безопасности при работе лобзиком. Уметь подготовить лобзик к работе | 26.01 | ||
109,110 | Пиление по кривым линиям. | Уметь выполнять пиление по кривым линиям | 27.01 | ||
111,112 | Инструмент для обработки криволинейной кромки. | Знать особенности криволинейного пиления и разметки; инструменты для работы. Уметь выполнять разметку криволинейной кромки и пиление по этой кромке | 28.01 | ||
113,114 | Обработка криволинейной кромки напильником, наждачной бумагой. | Знать правила безопасной работы напильником. Уметь выполнять обработку закругленных поверхностей напильником | 02.02 | ||
115,116 | Округление угла. Обработка фаски. | 03.02 | |||
Долбление сквозного и несквозного отверстия (33 ч) | |||||
117 | Гнездо, как элемент столярного соединения. | Знать правила безопасной работы. Уметь выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд Знать правила разметки. Уметь выполнять разметку сквозного и несквозного гнезда | 04.02 | ||
118,119 | Виды гнезд. | 04.02 09.02 | |||
120,121 | Определение ширины, длины, глубины гнезда. | 09.02 10.02 | |||
122,123 | Инструменты для изготовления гнезд. | Знать правила безопасной работы при сверлении, при работе стамеской и напильником. Уметь выполнять отверстия разной формы и вида | 10.02 11.02 | ||
124,125 | Столярное долото, стамеска. | Знать назначение стамески, ее основные части; правила безопасной работы стамеской, приемы работы с ней | 11.02 16.02 | ||
126,127 | Сверла и буравы. | Знать: назначение, виды сверл. Уметь определять вид сверла | 16.02 17.02 | ||
128,129 | Заточка сверл, долот, стамесок. | Знать правила заточки сверл, долот, стамесок; правила безопасности при заточке Уметь затачивать сверла, долота, стамески | 17.02 18.02 | ||
130,131 | Ручные приемы долбления гнезд. | Знать правила и приемы долбления гнезд | 18.02 24.02 | ||
132,133,134 | Механизированное долбление гнезд. | 24.02 25.02 | |||
135,136 | Использование рейсмуса при разметке гнезд. | Знать назначение и применение рейсмуса Уметь пользоваться рейсмусом | 02.03 | ||
137,138 | Чертеж гнезда, детали. | Знать способы изображения разных видов отверстий на чертеже, обозначение радиусных кривых, соотношение радиуса и диаметра. Уметь выполнять построение отверстий разных видов на чертеже; читать чертежи | 03.03 | ||
139,140 | Разметка несквозного и сквозного отверстий. | Знать правила разметки центров отверстий для высверливания по контуру. Уметь выполнять разметку центров отверстий | 04.03 | ||
141,142,143 | Крепление детали при долблении. | Знать правила безопасной работы при сверлении, при работе стамеской и напильником. Уметь выполнять отверстия разной формы и вида | 09.03 10.03 | ||
144,145,146,147 | Последовательность долбления сквозного гнезда. | 10.03 11.03 16.03 | |||
148,149 | Виды брака и их устранение. | Знать виды брака Уметь устранять брак | 16.03 17.03 | ||
Свойства основных пород древесины (11 ч) | |||||
150 | Хвойные породы. Сосна, пихта. | Знать свойства хвойных пород древесины; применение хвойных пород | 17.03 | ||
151 | Хвойные породы. Лиственница, ель. | 18.03 | |||
152 | Хвойные породы. Кедр. | 18.03 | |||
153 | Промышленное применение хвойных пород. | 30.03 | |||
154 | Лиственные породы. Дуб, ясень, бук. | Знать свойства лиственных пород древесины; применение лиственных пород | 30.03 | ||
155 | Лиственные породы. Клен, вяз. | 31.03 | |||
156 | Лиственные породы. Береза, тополь. | 31.03 | |||
157 | Лиственные породы. Осина, липа. | 01.04 | |||
158 | Промышленное применение лиственных пород. | 01.04 | |||
159,160 | Определение пород по образцам. | Уметь определять породу древесины | 06.04 | ||
Угловое концевое соединение на шип одинарный сквозной УК-1 (14 ч) | |||||
161,162 | Применение соединения УК-1 | Знать где применяется УК-1 | 07.04 | ||
163,164 | Разметка соединения УК-1 | Уметь размечать УК-1 | 08.04 | ||
165,166 | Чертеж детали. | Знать способы изображения шиповых соединений на чертеже Уметь выполнять чертежи шиповых соединений; читать чертежи | 13.04 | ||
167,168 | Разметка проушины, кромок и торца. | Знать правила разметки деталей. Уметь выполнять разметку деталей | 14.04 | ||
169,170 | Подготовка инструмента к работе. | 15.04 | |||
171,172,173,174 | Выполнение соединения УК-1 по размерам. | Уметь выполнять УК-1 | 20.04 21.04 | ||
Заточка стамески и долота (16 ч) | |||||
175 | Бруски для заточки и правки инструмента. | Знать приемы и методы заточки инструмента; правила безопасности при заточке инструмента; виды абразивных материалов Уметь производить заточку инструмента; контролировать качество заточки | 22.04 | ||
176,177 | Определение качества заточки. | 22.04 27.04 | |||
178,179 | Виды абразивных материалов | 27.04 28.04 | |||
180,181 | Резание древесины. | 28.04 29.04 | |||
182 | Зависимость резания от породы древесины. | 29.04 | |||
183,184,185,186 | Строгание стамеской. | 04.05 05.05 | |||
187,188 | Снятие фаски, кромок. | 06.05 | |||
189,190 | Резание по линейке. | 11.05 | |||
Склеивание (9 ч) | |||||
191 | Клей. Назначение и свойства. | Знать назначение и свойства клеев; виды клеев; приемы и методы склеивания деталей Уметь склеивать детали | 12.05 | ||
192 | Виды клея. | 12.05 | |||
193 | Критерии выбора клея. | 13.05 | |||
194,195 | Последовательность и режим склеивания. | 13.05 18.05 | |||
196 | Склеивание в хомутовых струбцинах и ваймах. | 18.05 | |||
197 | Приготовление глютинового клея. | 19.05 | |||
198 | Приготовление казеинового клея. | 19.05 | |||
199 | Синтетические клеи. | 20.05 | |||
Изготовление изделий с применением приобретенных знаний (11 ч) | |||||
200 | Выбор изделия | Уметь изготавливать изделия | 20.05 | ||
201 | Выполнение чертежа изделия | 25.05 | |||
202 | Подбор материала. | 25.05 | |||
203,204,205 | Выполнение технологических операций. | 26.05 27.05 | |||
206,207 | Сборка изделия. | 27.05 01.06 | |||
208,209 | Отделка изделия. | 01.06 02.06 | |||
210 | Самоанализ выполненных работ. | 02.06 |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока (по КТП) | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Причина | Способ |
89 | 24.12 | 24.12 | Проверка изделия на прочность. | Актированный день. | Дистанционное обучение. |
90 | 24.12 | 24.12 | Анализ выполненных работ. | Актированный день. | Дистанционное обучение. |
93-94 | 30.12 | 30.12 | Виды сверл, их назначение. | Актированный день. | Дистанционное обучение. |
131 | 24.02 | 24.02 | Ручные приемы долбления гнезд. | Актированный день. | Дистанционное обучение. |
132 | 24.02 | 24.02 | Механизированное долбление гнезд. | Актированный день. | Дистанционное обучение. |
183-184 | 04.05 | 11.05 | Строгание стамеской. | Пр№272 от29.04.2021 | |
185-186 | 05.05 | 12.05 | Строгание стамеской. | Пр№272 от29.04.2021 | |
187-188 | 06.05 | 13.05 | Снятие фаски, кромок. | Пр№272 от29.04.2021 | |
189 | 11.05 | 15.05 | Внеурочная деятельность. Мастер-класс «Резание по линейке». | Пр№272 от29.04.2021 | Внеурочная деятельность. Мастер-класс. |
190 | 11.05 | 18.05 | Резание по линейке. | Пр№272 от29.04.2021 | |
191 | 12.05 | 18.05 | Клей. Назначение и свойства. | Пр№272 от29.04.2021 | |
192 | 12.05 | 19.05 | Виды клея. | Пр№272 от29.04.2021 | |
193 | 13.05 | 19.05 | Критерии выбора клея. | Пр№272 от29.04.2021 | |
194 | 13.05 | 20.05 | Последовательность и режим склеивания. | Пр№272 от29.04.2021 | |
195 | 18.05 | 20.05 | Последовательность и режим склеивания. | Пр№272 от29.04.2021 | |
196 | 18.05 | 22.05 | Внеурочная деятельность. Мастер-класс "Склеивание в хомутовых струбцинах и ваймах". | Пр№272 от29.04.2021 | Внеурочная деятельность. Мастер-класс. |
197 | 19.05 | 22.05 | Внеурочная деятельность. Мастер-класс "Приготовление глютинового клея". | Пр№272 от29.04.2021 | Внеурочная деятельность. Мастер-класс. |
198 | 19.05 | 25.05 | Приготовление казеинового клея. | Пр№272 от29.04.2021 | |
199 | 20.05 | 25.05 | Синтетические клеи. | Пр№272 от29.04.2021 | |
200 | 20.05 | 26.05 | Выбор изделия | Пр№272 от29.04.2021 | |
201 | 25.05 | 26.05 | Выполнение чертежа изделия | Пр№272 от29.04.2021 | |
202 | 25.05 | 27.05 | Подбор материала. | Пр№272 от29.04.2021 | |
203 | 26.05 | 27.05 | Выполнение технологических операций | Пр№272 от29.04.2021 | |
204 | 26.05 | 29.05 | Внеурочная деятельность. Консультация. Выполнение технологических операций | Пр№272 от29.04.2021 | Внеурочная деятельность. Консультация. |
205 | 27.05 | 01.06 | Выполнение технологических операций | Пр№272 от29.04.2021 | |
206 | 27.05 | 01.06 | Сборка изделия. | Пр№272 от29.04.2021 | |
207 | 01.06 | 02.06 | Сборка изделия. | Пр№272 от29.04.2021 | |
208 | 01.06 | 02.06 | Отделка изделия. | Пр№272 от29.04.2021 | |
209 | 02.06 | 03.06 | Отделка изделия. | Пр№272 от29.04.2021 | |
210 | 02.06 | 03.06 | Самоанализ выполненных работ. | Пр№272 от29.04.2021 |
Список литературы
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2012
- В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2009.
- В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2009.
- В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2012.
- В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2012.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № ___
________________________ Т.В. Дидич «__» ____________ 2021 г. «__» ____________ 2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Технология»
5 «А», «Б», «В», «Г» класса
2021 - 2022 учебный год
Учитель: Курчатов Олег Вячеславович
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «__» ___________ 2021 г.
г. Советский
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) 2015 г. и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) 2010 г.
- ООП ООО МБОУСОШ № 1 г. Советский, учебного плана, годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год, утвержденных приказом директора школы от 13.08.2020. № ;
- перечня учебников МБОУ СОШ № 1 г. Советский, утвержденного приказом директора школы от 11.05.2020 №;
Содержание учебно-методического комплекта:
- Технология. 5—9 классы : рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. : Дрофа, 2019. — 132 с. — (Российский учебник).
- Технология. 5 класс : учебник / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев и др. — М. : Дрофа, 2020. — 320 с. : ил. — (Рос-сийский учебник).
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
• формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития; обеспечение понимания обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
• освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
• формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
• формирование проектно-технологического мышления обучающихся;
• уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания;
• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
• развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Место предмета в учебном плане школы
Программа составлена с учетом знаний математики, изобразительного искусства, информатики, биологии и опыта трудовой деятельности, полученных учащимися при обучении в начальной и основной школе. Программа реализуется из расчёта 2 часа в неделю в 5—7 классах, 1 час — в 8 классе, в 9 классе — за счёт вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности. В программе учтено 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется участниками образовательных отношений.
В 2020-2021 учебном году 35 учебных недель, 2 часа в неделю, общее количество – 70 учебных часов.
Планируемые образовательные результаты
Программа курса предполагает достижение выпускниками 9 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учащимися программы:
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
— осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
— становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий к рациональному ведению домашнего хозяйства;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы:
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
— виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы: в познавательной сфере:
— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
— уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, владение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
— формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
— владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
— овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
— выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
— документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
— оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
— овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
— умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
— участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
— практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
— соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
— сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Блок «Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника (8 ч.)» реализуется на базе Советского политехнического колледжа в рамках сетевого соглашения об оказании помощи и реализует современную концепцию предмета технологии.
Тематическое планирование
№ п.п | Содержание | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
1. | Введение в технологию | 6 | Преобразующая деятельность человека и технологии. Проектная деятельность и проектная культура. Основы графической грамоты. Практическая работа: Выполнение эскиза рамки круглого карманного зеркала без крышки |
2. | Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов | 12 | Столярно-механическая мастерская. Характеристика дерева и древесины. Пиломатериалы и искусственные древесные материалы. Технологический процесс конструирования и изготовления изделий из древесины. Разметка, пиление и зачистка заготовок из древесины. Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины Практические работы 1. Приёмы закрепления заготовок на столярном верстаке. 2. Составление технологической карты однодетального изделия. 3. Разметка ёлочных игрушек. 4. Изготовление ёлочных игрушек. 5. Подготовка рубанка к работе. 6. Строгание заготовки для хозяйственной лопаточки. 7. Конструирование и изготовление хозяйственной лопаточки. 8. Конструирование и изготовление ключницы. Лабораторно-практические работы 1. Определение пород и пороков древесины. 2. Определение видов пиломатериалов и искусственных древесных материалов. |
3. | Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов | 12 | Слесарно-механическая мастерская. Разметка заготовок. Приёмы работы с проволокой. Приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами. Устройство сверлильных станков. Приёмы работы на настольном сверлильном станке. Технологический процесс сборки деталей. Практические работы:
металла.
Конструирование и изготовление декоративного крючка с использованием прищепки для белья |
4. | Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 6 | Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент. Художественное выжигание. Домовая пропильная резьба. Практические работы 1. Раскраска рисунков на фанере. 2. Изготовление и разметка учебной заготовки для выжигания. 3. Выжигание на учебной заготовке. 4. Освоение техники выжигания на функциональных изделиях. 5. Конструирование и изготовление детали карниза дома. |
5. | Техника и техническое творчество | 4 | Основные понятия о машине, механизмах, деталях. Техническое конструирование и моделирование. Практическая работа: Конструирование воздушного змея |
6. | Технологии получения и преобразования текстильных материалов | 2 | Текстильные волокна. Производство ткани. Технологии выполнения ручных швейных операций. Основные приёмы влажно-тепловой обработки швейных изделий. |
7. | Технологии обработки пищевых продуктов | 6 | Кухонная и столовая посуда. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне. Основы рационального питания. Пищевая промышленность. Основные сведения о пищевых продуктах. Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Технология приготовления блюд из яиц. Сервировка стола к завтраку. Технология приготовления бутербродов и горячих напитков. Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей. Практические работы:
Лабораторно-практические работы: 1. Определение качества овощей и зелени органолептическим методом.
Определение доброкачественности яиц |
8. | Технологии ведения дома | 4 | Понятие об интерьере. Основные вопросы планировки кухни. Оформление кухни Практическая работа Планирование интерьера кухни (или столовой) |
9. | Современные и перспективные технологии | 4 | Промышленные и производственные технологии. Технологии машиностроения и технологии получения материалов с заданными свойствами |
10. | Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника | 8 | Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе. Электрическая цепь. Роботы. Понятие о принципах работы роботов. Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой Практические работы 1. Сборка простейшей электрической цепи из деталей электрического конструктора. 2. Модель аппарата Морзе. Изучение работы логических элементов на примере электрических цепей |
10. | Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности | 6 | |
Всего | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Форма | Основное |
Введение в технологию (6 ч.) | ||||
1-2. | 5А- 02.09 5Б- 01.09 5В- 07.09 5Г- 07.09 5Д- 07.09 | Преобразующая деятельность человека и технологий |
| |
3-4. | 5А-09.09 5Б- 08.09 5В- 14.09 5Г- 14.09 5Д- 14.09 | Проектная деятельность и проектная культура | ||
5-6. | 5А- 16.09 5Б- 15.09 5В- 21.09 5Г- 21.09 5Д- 21.09 | Основы графической грамоты | ||
Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов (12 ч.) | ||||
1-2. | 5А- 23.09 5Б- 22.09 5В- 28.09 5Г- 28.09 5Д- 28.09 | Столярно-механическая мастерская — особый мир мастерства и творчества | - ознакомиться с рабочим местом для столярных работ; - ознакомиться с последовательностью выполнения работ при изготовлении деталей из древесины; -столярно-механическая мастерская; -характеристика дерева и древесины; - пиломатериалы и искусственные древесные материалы; -технологический процесс конструирования и изготовления изделий из древесины; -разметка, пиление и зачистка заготовок из древесины; -строгание, сверление и соединение заготовок из древесины | |
3-4. | 5А- 30.09 5Б- 29.09 5В- 05.10 5Г- 05.10 5Д- 05.10 | Характеристика дерева и древесины | ||
5-6. | 5А- 07.10 5Б- 06.10 5В- 12.10 5Г- 12.10 5Д- 12.10 | Пиломатериалы и искусственные древесные материалы. | ||
7-8. | 5А- 14.10 5Б- 13.10 5В- 19.10 5Г- 19.10 5Д- 19.10 | Технологический процесс конструирования изделий из древесины. | ||
9-10. | 5А- 21.10 5Б- 20.10 5В- 09.11 5Г- 09.11 5Д-09.11 | Разметка, пиление и зачистка заготовок из древесины. | ||
11-12. | 5А- 11.11 5Б- 10.11 5В- 16.11 5Г- 16.11 5Д- 16.11 | Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины. | ||
Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов (12 ч.) | ||||
1-2. | 5А- 18.11 5Б- 17.11 5В- 23.11 5Г- 23.11 5Д- 23.11 | Организация работы в слесарно-механической мастерской. | - ознакомиться с рабочим местом для слесарных работ работ; -слесарно-механическая мастерская; -разметка заготовок; -приёмы работы с проволокой; -приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами; -устройство сверлильных станков; -приёмы работы на настольном сверлильном станке; -технологический процесс сборки деталей. | |
3-4. | 5А- 25.11 5Б- 24.11 5В- 30.11 5Г- 30.11 5Д- 30.11 | Приемы работы с проволокой. | ||
5-6. | 5А- 02.12 5Б- 01.12 5В- 5Г- 5Д- | Приемы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами | ||
7-8. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- 5Д- | Способы обработки тонколистового металла | ||
9-10. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- 5Д- | Устройство сверлильных станков. Приемы работы на настольном сверлильном станке | ||
11-12. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- 5Д- | Технологический процесс сборки деталей | ||
Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6 ч.) | ||||
1-2. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- 5Д- | Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент |
| |
3-4. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- 5Д- | Художественное выжигание | ||
5-6. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- 5Д- | Домовая пропильная резьба | ||
Техника и техническое творчество (4 ч.) | ||||
1-2. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- 5Д- | Основные понятия о машине, механизмах и деталях |
знакомиться с профессиями машиниста, водителя, наладчика | |
3-4. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- 5Д- | Основы начального технического моделирования | ||
Технологии получения и преобразования текстильных материалов (2 ч.) | ||||
1. | Текстильные волокна. Производство ткани. |
| ||
2. | Основные приемы влажно-тепловой обработки швейных изделий. | |||
Технологии обработки пищевых продуктов (6 ч.) | ||||
1-2. | Кухонная и столовая посуда. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне. Основы рационального питания |
| ||
3-4. | Пищевая промышленность. Основные сведения о пищевых продуктах. Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов | |||
5-6. | Технология приготовления бутербродов и горячих напитков | |||
Технологии ведения дома (4 ч.) | ||||
1-2. | Понятие об интерьере. Основные варианты планировки кухни. |
изготавливать макет кухни, столовой (по выбору) | ||
3-4. | Оформление кухни. | |||
Современные и перспективные технологии (4 ч.) | ||||
1-2. | Промышленные и производственные технологии |
осуществлять сохранение информации в формах описаний, схем, эскизов, фотографий | ||
3-4. | Технологии машиностроения и технологии получения материалов с заданными свойствами | |||
Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника (8 ч.) | ||||
1-2. | Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе |
| ||
3-4. | Роботы. Понятие о принципах работы роботов | |||
5-6. | Роботы. Понятие о принципах работы роботов | |||
7-8. | Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой. | |||
Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности ( 6ч.) | ||||
1-2. | Технология проектной и исследовательской деятельности. |
проводить презентацию проекта | ||
3-4. | Определение перечня критериев. | |||
5-6. | Защита проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...