Креативное мышление на уроках технологии
презентация к уроку по технологии (7 класс)

Хаярова Лилия Нурмухаметовна

Креативное мышление (определение PISA-2021) - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение:

  • инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,   непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных,   экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или

  • нового знания, и/или

  • эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,   удивительного и т.п.) выражения воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnoe_myshlenie_na_urokah_tehnologii.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Креативное мышление на уроках технологии как средство формирования функциональной грамотности

Слайд 2

« Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности , общения и социальных отношений». А.А.Леонтьев Привычка размышлять и мыслить креативно - в ажнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования.

Слайд 3

Креативное мышление (определение PISA-2021) - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение: • инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений , и/или • нового знания , и/или • эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения. Креативность - способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства , эмоции.

Слайд 4

креативное самовыражение Создание текста Создание рисунка заголовки и подписи призывы, девизы, лозунги, слоганы, обращения, реклама... сюжеты и сценарии историй, игр, пьес... диалоги, короткие истории, инструкции... иллюстрации к тексту, к понятию, к мысли, к событию... схемы, графики, диаграммы... инфографика, реклама плакат, символ, логотип, баннер, эскиз, эмблема... получение нового знания Решение естественно -научных проблем Решение социальных проблем исследовательские вопросы, гипотезы, замысел опыта, эксперимента, исследования... изобретения, техническое творчество, новые области применения научного знания классификация и описание данных, демонстрация свойств выводы и интерпритация данных Отношения между людьми : правила, традиции, обычаи; взаимопонимание, справедливость, безопасность, взаимопомощь... Человек и природа : природные ресурсы, среда обитания, охрана окружающей среды... Человек и научно-технический прогресс : изменения в условиях жизни и труда, современные технологии Способы проявления креативности

Слайд 5

Ориентиры для разработки заданий, направленных на развитие креативного мышления Основные характеристики дивергентного мышления: беглость; гибкость; оригинальность, нестандартность; разработанность, проработка. Компетентностная модель оценки креативного мышления: Выдвижение разнообразных и креативных идей. Отбор (креативных и оценка (сильных и слабых сторон) идей. Доработка (уточнение и совершенствование) идей.

Слайд 6

Задания на развитие креативности призваны: Помогать ученикам осознавать и выражать (например, с помощью рисунка) смысл изучаемого; Создавать возможность альтернативных решений ; Способствовать присвоению знаний школьниками, стимулируя поиск ими решений и ведя их по пути от задачи к способу; Способствовать приобретению школьниками опыта успешных действий, овладению эффективными стратегиями поведения .

Слайд 7

Развитие креативности в образовательном процессе Предлагаем рассматривать разные идеи и решения , учим и учимся преобразовывать привычное, находить новые формы; Ставим под сомнение существующие теории, факты, создаём коллизии , проблемные ситуации; Смотрим на предмет, тему, вопрос с разных позиций , выдвигаем разные точки зрения; Задаём вопросы, находим связи с другими концепциями и знаниями из этого же или другого предмета; Вовлекаем учащихся в процесс разработки продукта/решения; Создаём, выполняем или придумываем важные и новые для себя вещи; Размышляем над новизной решения и его возможных последствиях ; Разрушаем шаблоны и стереотипы, ищем новые возможности .

Слайд 8

Зашифруй текст, используя следующие методы: 1. «Белые пятна» (между буквами и словами неправильно расставить пробелы). Например: « Се год няхор ош ийд ень » . 2. «Читай наоборот». Эта шифровка объединяет в себе сразу два метода. Текст нужно читать справа налево (то есть наоборот), причем пробелы между словами могут быть расставлены наобум. Например: « Нелета минвь дуб, маноро тсоп иртомс ». 3. «Без гласных» Шифрованный текст выглядит так: « Зпска лжт в дпл дб , ктр стт н пшке лс ». («Записка лежит в дупле дуба, который стоит на опушке леса»). 4. « Перестановка букв » слова могут быть записаны в обратном направлении, так что фраза «мама мыла раму» превращается во фразу « амам алым умар ». Другой перестановочный ключ заключается в перестановке каждой пары букв, так что предыдущее сообщение становится « ам ам ым ал ар ум». 5. « Акростих » — осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения. Вот, например, стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах: Д овольно именем известна я своим; Р авно клянётся плут и непорочный им, У техой в бедствиях всего бываю боле, Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. Б лаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями — не быть я создана. Юрий Нелединский-Мелецкий Задание на креативность (тема «Информация») Д обрая, О чень нежная и милая М ама

Слайд 9

Задание на креативность: составить блок-схему технологического процесса приготовления блюда Блюда из круп: Рассыпчаты каши используют как самостоятельное блюдо или гарнир. Варят их на воде или бульоне. Подготовленную крупу засыпают в кипящую воду, подсоленную жидкость и периодически перемешивают. Когда крупа набухнет и впитает всю жидкость, поверхность каши выравнивают, кастрюлю закрывают крышкой, уменьшают нагрев и доводят до готовности . Начало Конец 1. Налить в кастрюлю воду 2. Включить плиту 3. Поставить кастрюлю на плиту 4. Ждать, пока закипит 6. Засыпать в кастрюлю крупу 7. Варить до набухания крупы жидкостью 5. Посолить 8. Закрыть крышкой, уменьшить нагрев 9. Подавать к столу Задание: 1. Ознакомься с текстом. 2. Найди и выдели в тексте ключевые фразы, отражающие последовательность приготовления каши. 3. Составь алгоритм приготовления рассыпчатой каши. 4. Запиши блок-систему Письменное самовыражение

Слайд 10

Задание на креативность (творческое моделирование) Визуальное самовыражение Задание: 1. Создать с помощью геометрических фигур три креативных эскиза моделей фартука. Письменное самовыражение Задание: 1. Для каждой модели придумай название. 2. Определи назначение каждой модели. 3. Про каждую модель составь рассказ из 3-4 предложений. Что значит креативный эскиз: привлекает внимание; тщательно и аккуратно выполнен; гармоничное сочетание цветов; оригинально оформлен. Выдвижение идей Оценка и отбор идей Задание для группы (3ч ): 1. Обсудить и по критериям выбрать по одному эскизу от каждого члена группы Доработка и совершенствование идей Задание: 1. Доработать эскиз модели с учетом интересов заказчика

Слайд 11

Визуальное самовыражение Задание: разработать идеи на тему «Юбка-карандаш»: 1. Найди и выдели ключевое слово. 2. Выяви характерные признаки. 3. Нарисуй. Задание на креативность: разработка идей на основе ассоциаций Письменное самовыражение Задание: 1. Запиши описание моделей. 2. Выяви достоинства и недостатки каждой модели. 3. Определи критерии, по которым будешь выбирать лучшую модель. 4. Поясни свой выбор и запиши. Характерный признаки: Длинный. Узкий. Есть продольные грани. Место стачивания. Грифель. Ободок для ластика. Надпись.

Слайд 12

Дизайн-анализ готовых изделий на основе конструкции с цельнокроеным рукавом Критерии Описание Силуэт Прямоугольник Трапеция Песочные часы Форма горловины Круглая Овальная Квадратная Лодочкой Длина рукава Короткий До локтя Три четверти Длина платья Мини Миди Макси Конструктивные элементы (за счет чего образуется форма) Рельеф Вытачки Складки Наличие пояса Декоративные элементы Вышивка Плетение макраме Ажурное вязание Вышивка шнуром Задание на креативность: разработка идей на основе атрибутивного анализа

Слайд 13

Анализ прототипов Варианты № 1 № 2 № 3 № 4 Композиция «Баба на чайник» Крестьянка с куклой Снегурочка Княжна Элементы костюма Рубаха, сарафан, фартук Юбка, фартук, шубка, платок, валенки Блузка, сарафан с объемной юбкой, кокошник, платок, ботики Платье, кокошник Материалы Голова – дерево Одежда – текстиль (лен) Кукла – текстиль. Одежда – трикотаж, мех, пуговицы К. – пластик. О. – шифон, шелк К. – пластик. О. – атлас, картон, дублерин Декорирование Цветок из соломки Мережка на фартуке Тесьма, бисер Вышивка тесьмой, бисер Цветовое решение Пастельные теплые оттенки Коричнево – бежевые цвета Бело – голубые цвета Коричнево – бежевые цвета Достоинства Цветовое решение Отделка - мережка Цветовое решение Отделка - мережка Изящная, «хрупкая» Цветовое решение Отделка Недостатки Объем фигуры Отделка костюма одинакова на юбке и фартуке Валенки сшиты, больше похожи на носки Соотношение размеров головы и ног Дублированная ткань на одежде смотрится не качественно 1 2 3 4

Слайд 14

Дизайн-анализ и разработка идей Выбор лучшей идеи Элементы женского русского народного костюма 1 слой рубаха - - 2 слой косоклинный сарафан прямой сарафан понева юбка 3 слой передник (« завеска ») нагрудный передник поясной - - 4 слой епанча душегрея шубка головной убор кокошник сорока повязка коруна обувь полусапожки валенки - - декорирование бисер кружево мережка вышивка идеи критерии № 1 № 2 № 3 Минимальные экономические затраты - + + Продолжительность исполнения + - +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативного мышления на уроках географии.

Статья посвящена формированию креативного мышления на уроках географии....

"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО

Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...

"Развитие креативного мышления на уроках математики"

Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....

Развитие креативного мышления на уроках физики

Статья о развитии нестандартного мышления  на уроках физики....

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

Развитие креативного мышления на уроках английского языка с применением игровых технологий

      Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся являетс...