«Достижение метапредметных образовательных результатов учащихся на уроках технологии»
учебно-методический материал по технологии

Российское образование продолжает стремительно меняться, однако предметная область «Технология», которая многими родителями, обучающимися и даже педагогами воспринимается как необязательная, ведь по ней не сдается ЕГЭ, остается практически неизменна. Не меняется деление класса по гендерному признаку на группы, не обновляется фонд техники и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Достижение метапредметных образовательных результатов учащихся на уроках технологии»

Российское образование продолжает стремительно меняться, однако предметная область «Технология», которая многими родителями, обучающимися и даже педагогами воспринимается как необязательная, ведь по ней не сдается ЕГЭ, остается практически неизменна. Не меняется деление класса по гендерному признаку на группы, не обновляется фонд техники и пр.

Вопросы обновления содержания предметной области и актуализации технологий преподавания задают многие и теоретики, и практики. Постепенное обновление методики преподавания и содержания заложено уже во ФГОС. Однако ситуация пока выглядит не слишком обнадеживающе. Теоретики, оторванные от реальности, говорят о необходимости переквалификации технологии иногда в робототехнику, иногда в 3D-моделирование, практики же, видя уровень финансирования, кадрового и технического обеспечения, относятся к предложению весьма скептически.

Последним нововведением, которое влияет на содержание предмета, является проект «Концепции преподавания предметной области «Технология».

На данный момент документ находится на стадии обсуждения, однако некоторые ключевые положения его требуют уже сегодня внимания со стороны учителя технологии, так как в соответствии с концепцией начинают создаваться образовательные программы и издаваться учебники. Основополагающие аспекты концепции будут рассмотрены позднее, пока же обратимся к положениям, которые сегодня определяют образовательный процесс по предмету в школе.

Рассмотрим важные положения, которые регламентируются ФГОС ООО.

В соответствии с ФГОС ООО цели изучения Технологии представлены следующим образом:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
  • приобретение практического опыта познания и самообразования, основанного на знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской деятельности;
  • подготовка обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

На уроках технологии у детей должно сформироваться общее представление о технологиях, востребованных сегодня в производстве и самообслуживании. Результатом обучения станет система технологических знаний и умений.

Ключевые особенности предмета:

  • проектно-практическая направленность;
  • поле для профориентации;
  • базис для жизни человека.

Чем большим количеством технологий преобразования вещества, энергии и информации владеет человек, тем шире его возможности в профессиональной деятельности, тем легче ему приспособиться к различным условиям жизни в обществе — стабильным и кризисным, финансово благополучным и требующим введения режима экономии.

ФГОС выделяет несколько направлений в предмете «Технология». Это:

  • индустриальные технологии,
  • технологии ведения дома,
  • сельскохозяйственные технологии (агротехнологии, технологии животноводства).

Концепция преподавания предметной области «Технология» выделяет несколько иные направления:

  • производство (инженерная деятельность);
  • сельское хозяйство (агротехнологии);
  • сфера услуг (сервисная деятельность).

Содержание технологической подготовки школьников тесно связано с государственной политикой в сфере экономики и приоритетными направлениями ее развития. Крупнейшая программа развития экономики «Национальная технологическая инициатива» задает вектор развития и предметной области «Технология». На основе запросов высокотехнологичной экономики должна поменяться и предметная область. Изменения в ней связаны, прежде всего, с отставанием ее содержания от реального мира.

Причины модернизации:

  • несоответствие существующего содержания обучения школьников современным технологиям и материалам;
  • низкий уровень технологической подготовки школьников, снижающий эффективность их профессиональной подготовки в колледжах, вузах;
  • новые требования постиндустриального общества к грамотности и компетентности личности;
  • низкий статус предметной области «Технология» в школе и в обществе.

Содержание предмета должно комбинироваться из 10 компонентов:

Рис 1. Компоненты содержания предмета «Технология»

На основе этих компонентов были выделены сквозные образовательные линии, которые должны отражаться на уроках «Технологии».

  • технологическая культура производства;
  • распространенные технологии современного производства;
  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • методы технической, творческой, проектной деятельности;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

На уроках технологии обучающиеся решают проектные, конструкторские, технологические, исследовательские, дизайнерские и др. задачи. Новая концепция предполагает реализацию в рамках нескольких учебных предметов и вариативных, и инвариативных модулей Предлагаем вам познакомиться с будущим этой предметной области.

В соответствии с концепцией предметная область «Технология» представлена учебными предметами и модулями.

Учебные предметы:

  • Технология (1–9 классы),
  • Черчение и техническое конструирование (7–9 классы),
  • Введение в профессиональную деятельность (по профилю обучения в 10–11-х классах),
  • Технологическая практика (7–10 классы).

Инвариативные модули, которые определяют сквозное содержание:

  • научно-техническая информация и технологическая документация;
  • технологические процессы и системы;
  • исследование материалов и структур;
  • моделирование и конструирование;
  • методы решения конструкторских и изобретательских задач;
  • высокие технологии;
  • управление и контроль за технологиями;
  • проектирование и выполнение проектов.

При этом инвариативные модули реализуется как для мальчиков, так и для девочек. То есть новая концепция преподавания отменяет гендерное деление классов. Однако деление на группы сохраняется. Желательно, чтобы в одной группе было не больше 15 человек.

Вариативная часть реализуется по выбору обучающегося.

Должна быть организована практика на производстве, во время которой обучающиеся делятся на бригады размером не более 10 человек. Между организацией, которая принимает их на практику, и школой должно быть заключено соглашение о социальном партнерстве.

Вариативные модули технологической подготовки могут быть представлены в 3 направлениях современного производства – инженерно-технологического, агротехнологического, сервис-технологического (сфера услуг) – либо предполагать интегративное изучение содержание учебного материала (например, робототехника, современная энергетика, транспортные системы и техника). Вариативные модули реализуются в объеме не более 30 % от основного содержания рабочей программы по технологии либо за счет части ФГОС, формируемой участниками образовательного процесса, или во внеурочной деятельности.

Вариативные модули для основной школы в рамках инженерно-технологического направления:

  • технологии обработки текстильных материалов,
  • технологии обработки конструкционных материалов,
  • электротехника и микроэлектроника,
  • современная энергетика,
  • радиоэлектротехнологии,
  • «умные» системы и «умные» производства,
  • технология 3D-печати,
  • основы инженерного конструирования,
  • проектирование техники,
  • робототехника,
  • предпринимательство и бизнес,
  • бизнес-проектирование и другие.

«Принципиально важно сквозное изучение робототехники, потому что она позволит детям приобретать комплексные навыки, от программирования и информатики до дизайна. Кроме того, это сформирует запрос на изучение других дисциплин и дополнительное образование».Дмитрий Песков, 
директор направления «Молодые профессионалы» АСИ

Вариативные модули для сервис-технологического направления представлены программами:

  • технологии обработки текстильных материалов,
  • технологии обработки пищевых продуктов,
  • технологии художественной обработки материалов,
  • сервировка стола и подготовка праздников,
  • дизайн интерьера,
  • основы гостеприимства,
  • основы графического дизайна,
  • экономика домашнего хозяйства,
  • технологии отделочных работ,
  • ремонт и обслуживание бытовых приборов,
  • ремонт и обслуживание цифровой техники,
  • бизнес-проектирование и другие.

Вариативные модули для агротехнологического направления:

  • технологии растениеводства,
  • технологии животноводства,
  • технологии овощеводства,
  • основы ландшафтного дизайна,
  • флористика,
  • экономика домашнего хозяйства,
  • технология работы с малой техникой,
  • бизнес-проектирование и другие.

Цель предметной области — формирование технологической культуры обучающихся.

Рис. Модели реализации концепции в основной школе

Уроки технологии в соответствии с ФГОС предполагают обязательные практические и проектные задания, поэтому класс обязательно должен делиться, как минимум, на 2 подгруппы.

Возможна и целесообразна определенная специализация учителей технологии. Например, один педагог специализируется на индустриальных технологиях, а другой – на социальных технологиях и технологиях сферы услуг, т. е. примерно то, что есть и сейчас, только с расширенным спектром содержания.

Для проведения практических работ по обработке различных видов материалов в расписании уроков следует предусмотреть сдвоенные уроки по технологии.

Для организации практического обучения в предметной области «Технология» необходимо использовать проектно-технологическую систему, которая построена на следующих принципах:

  1. Интеграция в деятельности практических (технологических, конструкторских, организационных) умений и навыков исполнительской, творческой и исследовательской деятельности.
  2. Знакомство с видами человеческой деятельности как с технологиями.
  3. Проекты — элементы содержания технологического образования и средство оценки практических умений и навыков.
  4. Учет всевозможных факторов и последствий в процессе изготовления изделия (экономических, экологических, эргономических, проектировочных и пр.).
  5. Развитие личностных качеств обучающихся посредством предметно-практической и проектно-технологической деятельности.

Ниже приводится желательная схема урока технологии, который соответствует новой концепции.

Рис. 2 Схема проектно-практической деятельности

Метапредметные образовательные результаты

Достижение как предметных, так и метапредметных результатов основано на реализации принципов уровневой дифференциации, интерактивности и продуктивности, а также задачного принципа построения содержания образования.

Приведем основные личностные и метапредметные образовательные результаты, выделенные во ФГОС ООО.

Достижение личностных результатов образования в предметной области «Технология»

Обучающийся сможет:

  • Осознавать и принимать этническую принадлежность через изучение материальной культуры своего народа, края, выполнение художественно-прикладных поделок с помощью технологии народных ремесел.
  • Демонстрировать патриотизм с помощью изучения отечественных достижений в области науки, техники, технологий в историческом и современных аспектах.
  • Уважительно относиться к труду, приобрести опыт предметно-практической и проектно-технологической деятельности, выполнять социально значимые объекты труда и проекты.
  • Ответственно относиться к процессу и результатам своего труда, к выполнению обязанностей (ролевых функций), как индивидуально, так и в группе.
  • Уметь делать осознанный выбор и строить индивидуальную траекторию образования посредством изучения мира профессий, требований рынка труда, путей получения профессионального образования, понимания собственных способностей и склонностей.
  • Обладать целостным мировоззрением на современном уровне развития науки, техники и технологий, уметь представления о традиционных и передовых технологий, перспективах их развития и возможностей использования человеком.
  • Ответственно относиться к обучению, саморазвитию и самообразованию, быть готовым к ним, быть мотивированным к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основ уважительного отношения к труду, опыта участия в социально значимом труде.
  • Осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов РФ и народов мира в процессе решения учебно-практических задач и проектной деятельности.
  • Использовать и знать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах;
  • Знать социальные аспекты взаимодействия человека с техникой и технологиями.
  • Обладать моральным сознанием и компетентностью в решении моральных проблем на основе личностного выбора, иметь сформированные нравственные чувства и поведение, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам.
  • Уметь общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектно-технологической, творческой и других видов деятельности.
  • Придерживаться правил безопасной организации труда в процессе работы с инструментами, материалами, машинами и оборудованием в условиях мастерских и лабораторий.
  • Обладать основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опытом экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  • Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.
  • Иметь развитое эстетическое сознание через освоение художественно-творческой и дизайнерской деятельности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

Ориентация уроков технологии на создание конкретного материального продукта позволяет делать акцент практически на каждом уроке в сторону формирования того или иного универсального учебного действия в логике технологической цепочке деятельности.

Метапредметные результаты должны отражать:

  1. Умение самостоятельно определять цели предметно-практической и проектно-технологической деятельности, ставить и формулировать для себя учебно-практические задачи (конструкторские, технологические, дизайнерские), развивать мотивы и интересы своей познавательной и предметно-практической деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения конструкторских, технологических, исследовательских и других задач в процессе предметно-практической деятельности.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами предметно-практической и проектно-технологической деятельности, осуществлять самоконтроль деятельности, соблюдать последовательность выполнения технологических действий; корректировать действия в соответствии с условиями деятельности.
  4. Умение оценивать соблюдение технологических процессов и действий, свое участие в управлении технологическими процессами.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в предметно-практической и проектно-технологической деятельности.
  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, чертежи и графики для решения учебно-практических задач.
  8. Смысловое чтение научно-популярных текстов технико-технологической тематики, технической информации.
  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  10. Умение осознанно использовать речевые средства, техническую терминологию для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; в процессе планирования, осуществления и регуляции предметно-практической деятельности; владение устной и письменной речью, навыками публичных презентаций.
  11. ИКТ-компетентность для предметно-практической, проектно-технологической деятельности; овладение культурой использования словарей и справочников, содержащих научно-техническую информацию.
  12. Экологическое мышление и умение его применять в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Наиболее эффективно достижение метапредметных образовательных результатов на уроках технологии во время осуществления проектной деятельности, которая является базисной образовательной технологий.

Связано это с ключевой проектно-технологической организационной культурой современного общества. Мы постоянно создаем различные проекты с учетом всех влияющих на него факторов: экономических, кадровых, юридических и т. д. Поэтому специальность «Управление проектами» так востребована в последние годы. Однако необходимо, чтоб ребенок прошел все этапы организационной культуры, начиная с традиционной. Ведь мы до сих пор пользуемся ножом, вяжем морские узлы и т. д.

Рассмотрим, как на разных этапах проектной деятельности достигается сформированность универсальных учебных действий.

Таблица 1. Сопоставление проектных действий и развиваемых универсальных учебных действий

Этапы проектной деятельности

Проектное действие

УУД

актуализация: диагностика, анализ ситуации, рефлексия предшествующей деятельности, осознание противоречия между «знанием» и «незнанием», «умением» и «неумением»

анализ и обработка информации

регулятивные: анализ существующих и планирование будущих образовательных результатов

проблематизация: выявление, определение и формулировка проблемы проекта

формулировка проблемы

идентификация собственных проблем и определение главной проблемы; выдвижение версии решения проблемы, формулировка гипотезы

целеполагание: определение и формулировка цели и задач проекта, как направлений и способов решения проблемы

постановка цели проектной деятельности

целеполагание: постановка цели деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

планирование: формулировка учебных задач как шагов достижения поставленной цели деятельности, обоснование логической последовательности шагов

планирование: разработка плана действия по реализации цели проекта

планирование проектной деятельности

составление алгоритма действий, обоснование и осуществление выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определение / поиск, в том числе из предложенных вариантов, условий, средств/ресурсов для решения задачи/достижения цели; планирование решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

концептуализация (моделирование) — разработка характеристик продукта и создание модели объекта проектирования

проектирование продукта

предвосхищение конечного результата; определение совместно с педагогом и сверстниками критериев планируемых результатов и оценки своей учебной деятельности; систематизация критериев планируемых результатов и оценки своей деятельности

реализация: создание продукта

реализация

осуществление деятельности по плану

владение предметным содержанием проекта

определение понятий, обобщение, выявление аналогий, самостоятельный выбор оснований и критериев для классификации, определение причинно-следственных связей, выстраивание логических рассуждений, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и формулировка выводов

использование предметных способов действий

создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач

презентация проекта: представление и защита полученного продукта и способов его получения

контроль и коррекция действий

осуществление самоконтроля своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; корректировка текущей деятельности на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

защита результата

высказывание и обоснование мнения (суждения), использование вербальных средств (средств логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использование невербальных средств или наглядных материалов, соблюдение норм публичной речи и регламента в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

оценка и рефлексия проектной деятельности

оценка качества результата/продукта по разработанным критериям

оценка продукта своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

рефлексия: оценка проектных действий участников

оценка своей деятельности, аргументация причин достижения или отсутствия планируемого результата

на всех этапах проектной деятельности

планирование и организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуальная и в группе, поиск общего решения и согласование позиций; формулировка и аргументация своего мнения

Технология развития критического мышления

«Неграмотным человеком завтрашнего дня 
будет не тот, кто не умеет читать, 
а тот, кто не научился при этом учиться»А. Тофлер

В мире информационного шума с ранних лет ребенок должен уметь ориентироваться в потоках данных, уметь анализировать получаемую им информацию, логически обоснованно принимать решения и раскладывать проблемы на составляющие для ее решения.

Критическое мышление – такой тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Технология развития критического мышления была придумана и разработана американскими психологами в середине прошлого века. Чуть позднее российские ученые доработали эту концепцию и выработали ТРКМЧП — технологию развития критического мышления через чтение и письмо. И это не просто набор приемов, призванный «украсить» урок и разнообразить его, а цельная и строгая система, имеющая четкую структуру.

Специфика использования этой технологии, например на уроках черчения в рамках предметной области «Технология», связана с тем, что работа здесь ведется не с текстовой, а с графической информацией.

Решение различных проблем в современном обществе возможно только на основе интеграции знаний из разных областей, а потому для достижения поставленных целей учитель, реализующий один из учебных предметов области «Технологии», должен применять активизирующие мышление и деятельность ребенка технологии.

Конструктивную основу технологии составляет базовая модель 3 стадий организации учебного процесса: «вызов – осмысление – размышление (рефлексия)».

Рассмотрим эти стадии подробно.

Стадия вызова на уроках технологии

Этот этап предназначен для того, чтобы вызвать:

  • в памяти информацию, которая пригодится при изучении темы;
  • интерес к новой теме;
  • активность обучающихся.

Оттого как будет реализована эта стадия, зависит темп и тон урока. Здесь активизируются все обучающиеся. Важно, чтобы в группе не было пассивных детей. Каждый ребенок включен в деятельность.

Задача учителя на этом этапе — помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Можно использовать на этой стадии один из предложенных приемов.

Приемы, используемые на стадии вызова

Верно — не верно. Педагог записывает на доске либо проговаривает устно несколько предложений (утвердительных) по теме урока. Дети соглашаются либо нет, а на стадии рефлексии возвращаются к ним, чтобы скорректировать ответы.

Инсерт — очень эффективный прием, который направлен на работу с текстом. Он позволяет выделить в тексе важные абзацы и предложения. Его еще называют прием маркированного чтения. На полях текста обучающиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока, и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.

Дерево предсказаний. Формат визуальной подачи информации. Педагог изображает на доске схематично ствол дерева, а затем его ветви, каждую подписывая, как направления размышлений. Листьями становятся мнения и предположения обучающихся.

Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: что? когда? где? почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: объясните, почему..?, в чем различие..? что, если..?

Инвентаризация. Обучающиеся в начале урока записывают тезисы о том, что им известно по теме. В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.

Таблица «ЗХУ». Ученик вспоминает все, что он знает по теме, и записывает свои мысли в таблицу:

Таблица 2. Таблица «ЗХУ»

Я знаю

Я хочу узнать

Узнал на уроке

На первой стадии заполняются 1-я и 2-я колонки. А на стадии рефлексии 3-я, есть другой вариант, когда 3-я заполняется во время урока, а на рефлексии дети анализируют таблицу.

Для облегчения систематизации знаний учитель может задавать наводящие вопросы.

Например, на уроках технологии:

Какие современные виды тканей вы знаете?

Почему именно этот вид ткани считается наиболее прочным?

Какое соотношение синтетических и искусственных волокон считается оптимальным?

Что вы хотите узнать о видах ткани? и т. д.

Прогнозирование по иллюстрации. Исходя из названия метода ясно, что здесь обучающимся предлагается какая-то иллюстрация, схема, график. Очень актуальный для уроков технологии и черчения прием, поскольку именно здесь обучающиеся работают с чертежами. После знакомства с иллюстрацией они делают предположения, что это и какая будет тема урока, пытаются понять, как схема связана с темой.

Ассоциации — очень легкий игровой прием, который всегда «включает» ребят в активную деятельность. Называется тема урока либо отдельное слово, возможно показывается рисунок, а затем обучающимся предлагается высказать свое мнение, назвать ассоциации с темой. Для направления мысли вы можете задавать наводящие вопросы. На уроке технологии можно по теме кулинарии озвучить продукт питания, а затем спросить ребят, что, по их мнению, можно сделать с этим продуктом.

Мозговой штурм — знакомый многим прием генерации идей. Очень важно, чтобы в ходе мозгового штурма не было критики. Этот прием очень удобно применять при проектной деятельности.

Нужно инициировать подачу идеи от каждого обучающегося, все идеи должны записываться, даже если они фантастические. А затем следует этап коллективного анализа, когда в каждом предположении пытаются найти рациональное зерно. Остаются на дальнейшее рассмотрение только самые перспективные версии.

Корзина идей — это модификация мозгового штурма, его графическое продолжение. На доске рисуется большая «корзина» либо используется специальный лист — условная корзина, в который коротко записываются все мысли обучающихся по заявленной теме. А затем содержимое корзины проходит корректировку прямо в ходе получения новой информации. Предположения либо вычеркиваются из корзины, либо корректируются, либо остаются в ней. На этапе рефлексии обучающиеся обращаются к корзине и пытаются систематизировать накопленные знания.

Перепутанные цепочки — увлекательное задание, которое очень нравится обучающимся в 5–7 классе. Учитель предлагает перепутанную последовательность событий или действий. А задача обучающихся восстановить правильную последовательность. Этот вариант можно предложить не только на этапе вызова, но и на этапе размышления, рефлексии. Он отлично подходит для уроков технологии. Например, необходимо восстановить последовательность действий при проектировании чертежа или при сервировке стола, или выстроить последовательность действий при создании выкройки.

Ключевые слова —обучающимся для анализа дается набор слов, которые характеризуют тему урока. А их задача предположить, о чем будет разговор на уроке и сформулировать по этим ключевым словам тему и вопросы, которые будут рассматриваться.

Бортовой журнал — педагогическая отечественная практика давно знакома с этим форматом, но мы все-таки добавили его в этот ряд приемов, чтобы напомнить о нем. В начале уроке учитель предлагает обучающимся нарисовать в своей тетради таблицу.

Таблица 3. Бортовой журнал

Что я знаю по теме

Что я узнал нового

Что осталось непонятным

1-я колонка таблицы заполняется в начале урока — на стадии вызова. А 2-я и 3-я на этапе рефлексии.

Отсроченная догадка. Здесь также можно действовать вариативно. Педагог называет тему или ее ключевые слова, а затем ребята высказывают предположения, какой вопрос будет главным на уроке. В самом конце учитель напоминает о догадке, дети сверяют, были ли они правы.

Круги на воде. Здесь также применяются ключевые слова. Используется, как правило, слово, которое записывают в столбик, а затем на каждую букву дети сами придумывают существительное или словосочетание по теме.

Стадия вызова выполняет несколько важных для построения урока функций:

  1. Мотивационная — активизирует интерес, заряжает на работу с новой информацией.
  2. Информационная — помогает припомнить известные сведения по теме.
  3. Коммуникационная — повышает навыки обмена мнениями.

Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным.

Стадия осмысления

Ключевая стадия урока по технологии развития критического мышления. На этом этапе происходит знакомство обучающихся с новой информацией.

Давайте разберемся, какие функции выполняет эта часть урока:

Информационная. Обучающиеся работают с новой для них информацией, осмысливают ее и анализируют, оценивая и сравнивая с имеющимися уже знаниями.

Систематизирующая. Правильно организованная стадия осмысления помогает не просто освоить новую информацию, но и систематизировать ее, учит с ней обращаться.

Особая роль и у учителя на стадии осмысления. Он становится координатором, который должен удержать внимание обучающихся.

Очень важно, чтоб сами обучающиеся проявляли активность на уроках. А учитель направляет деятельность на уроке, подчеркивает связь старого и нового знания. Также для достижения эффективности необходимо чередовать виды работы, сочетать индивидуальные и групповые формы работы.

Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором обучающиеся работают с новой информацией.

Представить информацию можно по-разному. Это может быть:

  • текст параграфа учебника;
  • текст, подготовленный учителем;
  • фильм;
  • презентация;
  • доклад одноклассника;
  • таблица;
  • лекция;
  • статья, лекция в интернете;
  • аудиоматериал и пр.

Приемы работы с новой информацией

Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с материалом обучающиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т. д.

После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности.

Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста обучающиеся заполняют следующую таблицу:

Таблица 4. Диаграмма Венна

Общие черты

Отличительные особенности 
1-го предмета (явления)

Отличительные особенности 
2-го предмета (явления)

Например, на уроке технологии после знакомства с текстом о агротехнологиях вы можете предложить детям сравнить, каким было сельское хозяйство в 20 веке и каким оно становится сейчас.

Также можно применять и те технологии, которые мы предлагали вам на стадии вызова: бортовой журнал, инсерт, таблица «ЗХУ».

Дополнительные приемы

Отдельно предлагаем разобрать необычные приемы.

Зигзаг — основан на чередовании индивидуальной и групповой работы. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

ИДЕАЛ. Вся суть приема заключена в его названии. Оно является аббревиатурой. Буквы обозначают мыслительную деятельность, разбивающуюся на разные этапы: И — интересно, в чем проблема? Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т. д.

Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.

Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.

Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на 2 группы «генераторов» и «критиков». Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.

«Жокеи и лошади» — прием, используемый, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т. д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству обучающихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине — его пояснение, толкование. Например, на уроке технологии можно написать виды тканей и их свойства или программируемые команды из робототехники и что они означают.

После прочтения текста раздаются карточки, и обучающиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте. По классу ходят только «жокеи».

Взаимообучение. Выучить и понять новое легче тогда, когда ты объясняешь это другому. На уроке с использованием взаимообучения учителями становятся сами дети. Они получают одинаковый текст, изучают его и придумывают вопросы к каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Обучающиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом происходит смена ролей.

Фишбоун. Этот прием пришел из «взрослого» системного анализа. Благодаря его использованию, наглядно выстраиваются связи между причинами и следствием, получается систематизировать данные и найти логику в них. Рисуется схематичный рыбий скелет, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние кости — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод. Прием желателен при работе с гипотезой во время проектной деятельности.

Таблица аргументов. Любую тему можно разобрать на «за» и «против». Делается это с помощью простой таблицы, где ребята записывают тезисы, давая им обязательно оценку. Например, использование биоудобрений при выращивании сельскохозяйственных культур. Какие последствия могут быть или уже есть от этого? Они положительные или отрицательные?

Это лишь некоторые из приемов, которые используются на уроках по развитию критического мышления на стадии осмысления. Важно одно — если вы решились внедрять приемы развития критического мышления, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Технология развития критического мышления — целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.

Стадия размышления (рефлексия)

Рефлексия — это этап работы на уроке, когда дети самостоятельно оценивают результаты своей деятельности.

Рефлексия является обязательным элементом урока, при этом совершенно точно недостаточно просто дать оценку урока в виде «смайлика» и все. Во ФГОС ООО сделан упор на рефлексию деятельности, которая позволяет систематизировать полученный опыт.

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Существует много видов рефлексий: эмоциональная, содержательная и т. д. Мы остановимся на рефлексии деятельности.

Этот вид рефлексии проводится на этапе закрепления материала. Он помогает выявить пробелы, которые остались у обучающихся. Рассмотрим пару приемов, которые можно применять для организации рефлексии.

Лесенка успеха. Каждая ступень — одно успешно выполненное задание. Чем больше выполнено, тем выше человек расположиться.

Дерево успеха. Здесь принцип меняется на цветовой. Зеленый листочек — правильное выполненное легкое задание, желтый — задание было сложным, встретились трудности, красный — совершил много ошибок.

Подобным образом устроен и прием Вагончики. Например, если на уроке были выполнены 3 упражнения, то будет 3 вагончика. Предложите обучающимся выбрать тот вагон, который дался им легче и быстрее всего. Эти приемы покажут учителю, что поняли и осознали ребята, а что необходимо еще дорабатывать.

На уроках желательно провести еще один вид рефлексии — содержательную. Благодаря этому типу рефлексии дети систематизируют содержание пройденного материала.

Вот пара приемов, которые будут эффективны для такой рефлексии.

Облако тегов. Учитель предлагает обучающимся дополнить фразы:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т. д.

Чтобы выполнить этот вид рефлексии, ученик выбирает 1–2 предложения и заканчивает их. Формат рефлексии и устный, и письменный.

Также можно предложить обучающимся заполнить анкету. Вы можете модифицировать анкету под себя. Дополнить анкету можно своими вопросами, но желательно не делать анкету слишком длинной, чтобы она не занимала больше 5 минут урока.

Таблица 5. Анкета для подведения итогов урока

На уроке я работал

Активно / пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

За урок я

Устал / не устал

Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

Полезен / бесполезен 
Интересен / скучен 
Понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

Легким / трудным 
Интересным / неинтересным

Рефлексия должна быть адаптирована под возраст детей. Гномики, зайки и вагончики вряд ли будут эффективны в использовании в старших классах и в основной школе. Желательно выбрать один вариант, чтобы обучающиеся привыкли к нему, и не было нужды тратить время на объяснения.

Возможно, стоит обговорить формы рефлексии с другими учителями-предметниками, которые работают с этой группой обучающихся, чтобы они совпадали, и у ребенка не возникало путаницы в голове.

Технология модерации

Еще одна довольно эффективная технология, которая позволяет достичь сформированности универсальных учебных действий, это технология модерации. Рассмотрим ее подробнее.

Модерация значительно повышает результативность и качество образовательного процесса. Используя эту технологию, учитель должен поменять привычную позицию и превратиться из «контролирующего органа» в модерирующий. Он как бы становится членом команды обучающихся.

Цели применения модерации — эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности на протяжении урока, достижение целей урока.

Принципы модерации:

• структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

• систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание);

• комплексность (содержание каждой части и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

• прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Урок разбивается на несколько фаз. В начале урока обязательно происходит инициация, во время которой необходимо поздороваться с обучающимися и предложить им поприветствовать друг друга. Это расслабит детей и позволит им настроиться на нужную волну. Далее происходитпогружение в тему, учитель сообщает цели урока, затем обучающиеся формируют ожидания от урока: что они надеются узнать, после происходит знакомство с новой информацией в формате интерактивном лекции. Учитель передает и объясняет информацию, постоянно вовлекая детей в процесс познания. Следующие этапы работы связаны с проработкой информации и подведением итогов. Здесь желательно использовать методы групповой работы и рефлексии. В конце урока проводится эмоциональная разрядка, которая завершает урок.

Технология модерации работает только тогда, когда между обучающимися происходит постоянное взаимодействие, налажена коммуникация, используются различные технологии визуализации, все обучающиеся замотивированы и принимают активное участие в процессе. После проведения уроков учитель проводит рефлексию и анализ своей деятельности для дальнейшей корректировки.

Как уже было сказано, самое важное в технологии модерации — это интеракция (взаимодействие). Без нее нельзя рассчитывать на достижение результатов и эффектов, поэтому педагог должен обдумать механизмы этого взаимодействия. Основная работа будет проходить в небольших группах, в которых взаимодействие осуществляется в разных схемах:

Рис. Схемы взаимодействия во время урока

Эффективность взаимодействия при этом оценивается через достижение поставленных целей.

Во время взаимодействия обучающиеся постоянно общаются друг с другом и обмениваются информацией. Модерация предусматривает организацию различных форм общения: вербального и невербального, диалога и полилога; использование различных каналов и методов стимулирования коммуникативного процесса. Не вербально учитель сообщает ученику много информации, поэтому в образовательном процессе необходимо контролировать свою мимику, жесты, позу и др.

Последний основополагающий фактор для построения урока с модерацией — визуализация. С помощью визуализации достигается прозрачность процесса, понятность его для обучающихся. Факт того, что подавляющее большинство обучающихся обладают визуальным типом восприятия, говорит о необходимости использовать средства наглядности в процессе обучения. Визуализация обеспечивает четкое восприятие и понимание информации, возможность многократного к ней обращения, сравнения с другой и пр. В некотором смысле визуализация дает возможность «овеществить» результаты и достижения обучающихся. Имея заранее подготовленный визуализированный ход образовательного процесса, учитель легко подведет промежуточные и итоговые результаты урока. Визуализация, сопровождающая интерактивную лекцию, позволяет охватить как минимум 2 канала восприятия: зрения и слух, а значит обучающиеся лучше усвоят материал.

Базой для реализации технологии модерации становятся активные методы обучения (далее — АМО). Рассмотрим те АМО, которые находят применение на уроках предметной области «Технология» с использованием модерации. Для каждого этапа урока используются свои АМО, которые позволяют решать различные задачи.

На этапе инициации можно использовать прием под названием «Пусть говорят». К каждому уроку подбирается эпиграф, затем обучающиеся должны ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?». Желательно, чтоб эпиграф был неслучаен. Он должен отражать или содержание урока, или деятельность обучающихся. На этот этап урока не должно уходить много времени. Благодаря предложенному приему обучающиеся настраиваются на работу, а в классе устанавливается доброжелательная атмосфера.

На этапе вхождения или погружения в тему можно использовать методы, которые позволяют обучающимся самостоятельно формулировать тему. Например, «Разгадывания кроссворда», «Творческий эксперимент». Здесь важно предложить обучающимся реально активную деятельность, в рамках которой они не просто будут решать задачи по заданным условиям, а сами экспериментально выяснят некоторые данные.

На этапе выяснения цели, ожиданий и опасений можно применять методы «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы». Познакомьтесь с этими методами более подробно самостоятельно и выберите оптимальные для себя.

Интерактивная лекция

Не все темы можно изучать самостоятельно. Некоторые все же требуют объяснений от учителя. В этом случае пригодится формат интерактивной лекции. Т. е. во время лекции обучающиеся должны осваивать часть материала сами, часть — в формате дискуссии. Самостоятельное освоение лучше организовать в виде групповой работы. Здесь пригодятся методы «Творческая лаборатория», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Для дискуссии отлично подходят методы «Светофор», «Приоритеты», «На линии огня».

На следующем этапе урока необходимо заняться проработкой темы. Здесь можно использовать метод под названием «Аукцион». После проработки содержания новой темы, ученикам предлагается обсудить вопрос, при выполнении каких заданий нужны знания по изученной теме. Тот ученик, который верно ответил, выходит к доске: он приобрел задание на аукционе и выполняет его у доски. Конечно же, ученики не всегда могут назвать все ситуации, для выполнения которых требуется изученный материал, поэтому приходится «подталкивать», задавать наводящие вопросы.

Когда обучающиеся подустали, можно использовать методы, способствующие релаксации. Отлично для этого подходит метод «Земля, воздух, огонь и вода». Суть его заключена в том, что учитель просит обучающихся изобразить одно из состояний: воздух, землю, огонь и воду. Например, воздух. Например, изобразить воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно, они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. При этом учитель может подсказывать действия, а можно предоставить возможность пофантазировать.ƒ

Последний этап урока — подведение итогов, рефлексия. И для этого этапа также имеются различные методы. Среди них «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках», «Итоговый круг», «Что я почти забыл», «Ресторан», «Комплименты». Технология проведения методов легко выявляется из названия. Например, в методе «Письмо самому себе» обучающиеся в конце урока должны поделиться своими мыслями и впечатлениями письменно, рассказывая историю себе в прошлом или в будущем. Также можно связывать методы рефлексии с методами, которые использовались на этапе постановки целей. Предложите обучающимся вернуться к тем целям, которые они поставили в начале урока и проанализировать, достигли ли они их.

Технология модерации может быть реализована не только с помощью АМО, но и с помощью приемов развития критического мышления. В целом технология развития критического мышления обладает большим потенциалом формирования метапредметных образовательных результатов на уроках предметной области «Технология».

Групповая форма работы

Особенности, недостатки и преимущества использования различных форм организации образовательного процесса были освещены в модуле «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС».

Групповая форма работы помогает учитывать особенности обучающихся, их уровень, способствует развитию коммуникативных навыков, а также часто повышает мотивацию. Работа в группах может применяться на различных этапах урока и на различных ступенях изучения каких-либо тем, разделов и т. д.

Чтобы урок с использованием групповой работы прошел успешно, учитель должен основательно подготовиться к нему. Должны быть сформулированы задания для всех групп, чаще всего для каждой группы они разные, продумать ход работы и организацию, желательно учесть особенности детей при формировании состава групп, обдумать время, необходимое на выполнение заданий, способы оперативного контроля, предположить возможные неполадки в работе и придумать способы выхода из сложностей.

Групповая работа реализуется в несколько этапов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

• постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

• выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими обучающимися);

• раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

• знакомство с материалом, планирование работы в группе;

• распределение заданий внутри группы;

• индивидуальное выполнение задания;

• обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

• обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

• подведение итогов группового задания, выводы.

3. Заключительная часть:

• презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных учителем;

• анализ познавательной задачи, рефлексия;

• общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи.

Решая текстовые задачи, обучающиеся приобретают технологические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию логического мышления, таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При обучении решению задач целесообразно организовывать групповую форму работы с помощью рабочей карты, в которой изложен план действий, направленный на организацию процесса ответа на вопрос задачи.

Дети делятся на группы по 5 человека и распределяют роли (А — аналитик; КМ — конструктор модели; П — плановик; О — оформитель; В — выступающий). Далее ученикам раздается карта, на которой расписан процесс решения задачи группой и четко указана деятельность каждого. В ходе такой работы более слабые дети тянутся за более сильным. У слабых учеников появляется уверенность в себе и своих силах.

Большой потенциал имеет и парная работа. Детей можно делить в пары с назначением ролей «ученик — учитель». Обычно в пару включают сильного и слабого обучающегося, а также сильного и среднего. Сильный в этой связке помогает слабому обучающемуся. Он помогает ему ликвидировать проблемы в знаниях, выполняя функции учителя. Проверка выполнения заданий также происходит в парах. Но пары должны поменяться, работы проверяются теми обучающимися, которым учитель твердо доверяет.

Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своем уровне развития, а может быть и узнать новое.

Активно применяются на уроке и динамические пары. Обычно поочередно общаются обучающиеся, сидящие за соседними партами. Каждый из членов этой небольшой группы должен получить индивидуальное задание и постараться разобраться с решением, на задней стороне можно расположить блок необходимой теории, которая поможет ученику, а также в дальнейшем представить свою задачу остальным членам группы. После этого и происходит общение. Таким образом, каждый обучающийся решит 3 задачи, а 1, разобрав предварительно, предложит каждому из членов его группы.

Добавить соревновательный игровой момент в групповую работу можно с помощью так называемого «экрана достижений». В конце урока группа, набравшая большее количество баллов, может быть награждена. В этой ситуации обучающиеся понимают, что каждый шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех.

Изучение нового материала может быть организовано в форме групповой работы. Для этого теоретический материал предварительно разбивается на блоки, каждый из которых отдельно изучается одной группой. Затем поочередно группа посылает своих делегатов в другие группы, где те рассказывают изученный материал. В конце занятия оценивается конспект, составленный обучающимися.

Групповая работа требует подведения итогов в формате межгруппового общения. Обучающиеся должны выяснить общую картину, обобщить урок, оценить его. Групповая работа помогает достичь сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, как правило, помогает лучше усвоить материал.

Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются:

• трудности комплектования групп и организации работы в них;

• обучающиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;

• некоторые дети отмалчиваются, теряются;

• необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель;

• объективность оценки за работу иногда нарушается.

Учителю надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений между обучающимися.

Только в сочетании с другими формами обучения на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы приносит ожидаемые положительные результаты.

Смарт-образование на уроках предметной области «Технология»

Смарт-образование — это далеко не новая тенденция в образовании. В мире эта концепция давно охватила практически все уровни и виды образования. Суть смарт-образования или smart education в объединении образовательных институтов в одну «умную» сеть. Применительно к школьному образованию смарт реализуется через сетевые методические объединения учителей, сетевые проекты, помощь и методическую поддержку через Интернет. Смарт-образованием может быть и интеграция с вузами для отбора и профориентации обучающихся уже в средней школе. Вузовские преподаватели могут предлагать обучающимся участвовать в совместных проектах с другими обучающимися, в сетевых мероприятиях. Для уроков технологии этот вариант один из наиболее предпочтительных, поскольку обеспечит высокий уровень преподавания высокотехнологичных тем.

Смарт-образованием можно считать и прохождение обучающимися рекомендованных массовых открытых онлайн-курсов для углубления знаний или заполнения пробелов. Такие ресурсы будут хорошей поддержкой для учителя в его работе. В смарт-образовании речь идет о создании электронного совместного контента. Например, создание несколькими учителями из разных городов или регионов одного методического пособия с автоматизированными тестами. Или совместное наполнение учителями электронного курса на площадке MOODLE. Примеров здесь может быть много. Необходимо отметить, что концепция смарт-образования трудозатратна, но в перспективе приводит к уменьшению времени на подготовку к занятиям. Благодаря smart education учитель может выбирать материалы из множества методических разработок.

Главное отличие от использования методических разработок, которые можно найти в Интернете, это то, что сам учитель частично участвовал в разработке материала, а также в том, что каждое задание, тест, вопрос прошли контроль качества экспертной группой. Знания остаются максимально доступны.

Смарт-образование должно сделать образование более эффективным за счет переноса материалов в электронную среду. Знания преподавателя в различном виде оказываются в виртуальной среде, и каждый ребенок имеет к ней доступ. Это расширит границы обучения.

Приведем примеры. Формой представления и каналом передачи знаний могут стать:

1. Социальные сети. Например, вы можете завести сообщество в социальной сети, куда заранее скидывать различные интересные задания, видео, материалы для дополнительного изучения и ссылки. Нужно понимать, что это работает только с высокомотивированными обучающимися, которые обладают развитыми ИКТ-компетенциями (что сегодня довольно распространено, дети рано осваивают компьютер и новые технологии), а также заинтересованы в дополнительной информации.

2. Закупка наборов для робототехники. Новая концепция преподавания предметной области «Технология» предполагает реализацию робототехники. Для облегчения работы педагога можно воспользоваться готовыми наборами с подробными методическими рекомендациями. Организовав с помощью этих наборов внеурочную деятельность, вы добьетесь достаточно качественного образовательного процесса, что безусловно повлияет на уровень мотивации обучающихся.

3. Уроки в технопарках. Совсем недавно по всей стране начала запускаться сеть детских технопарков «Кванториум». Именно они могут стать решением некоторых материально-технических проблем школы. Оснащенные по последнему слову техники: 3D-принтеры, лазеры, квадрокоптеры, компьютеры с огромной вычислительной мощностью, современные станки и граверы и прочее, технопарки станут площадкой для практической реализации некоторых идей школьников. Новая концепция преподавания технологии предполагает задействование этой системы в рамках дополнительного образования, но мы уверены, при правильном оформлении сотрудничества обучающиеся смогут действительно использовать их для выполнения индивидуальных проектов и не в теории знакомиться с новейшими технологиями, а на практике. Направления обучения в технопарках различны: промышленный дизайн, географические изобретательские задачи, агропромышленный комплекс, информационные технологии, разработка «умного» дома, что представляется несомненных плюсом, а также увеличивает поле для профессиональных проб.

Предлагаем вам познакомиться с некоторыми ресурсами, которые помогут вам сделать урок технологии более интересным и эффективным.

Ресурсы для организации работы по моделированию и робототехнике

3D-печать и 3D-моделирование — перспективные направления современной промышленности. Но помимо своей востребованности, они они — одни из самых доступных для школы Поэтому превратить класс технологии в 3D-лабораторию не такая уж и сложная задача. Сегодня существует много компаний, производящих достаточно компактные 3D-принтеры. Одна из которых MakerBot.

Существенное отличие MakerBot в том, что они создали специальный 3D-принтер для образования, у них на сайте реализована методическая поддержка для учителя, а недавно они сделали учебник по 3D-моделированию и печати для школ. Учебник «Введение в 3D-печать и дизайн» содержит планы уроков для тех школ, которые уже обзавелись собственными принтерами. Пособие состоит из 3 частей: в 1-й рассказывается о технической стороне работы 3D-принтера, 2-я обучает работе с моделями, а 3-я включает идеи для проектов. На сайте компании собраны обучающие видео, советы, конкурсы, истории школьников и преподавателей.

Если в вашей школе есть финансовое обеспечение, то именно 3D-принтером первым делом необходимо оборудовать кабинет технологии.

3D-печать давно вошла в образование за рубежом, поэтому вокруг этой технологии уже образовалось целое педагогическое сообщество. Участники Pioneer Program делятся планами уроков, идеями, методическими наработками, которые позволяет разнообразить образовательный процесс в школе. Безусловно, чтобы пользоваться этими ресурсами, нужно хорошее знание английского языка, но при наличии желания и google-переводчика вполне достаточно знать английский бегло.

Если вы всерьез задумались о том, чтобы приобрести 3D-принтер, то при выборе обдумайте следующие моменты. Особое значение для школ имеет их безопасность и стоимость. Стоит думать на перспективу, например, готовы ли вы регулярно тратить дополнительные средства на расходные материалы. Важно проверить, отвечает ли принтер потребностям обучающихся, соотнести технологические карты и возможности принтера. Подумать, как интегрировать его в другие предметы, помимо технологии, чтобы он приносил максимальную пользу.

Одна из задач современной технологии — подготовка будущих инженеров для высокотехнологичной экономики нашей страны. А одно из ключевых действий, которое должны выполнять обучающиеся, это моделирование. Именно на это направлена новая программа для школьников от Autodesk. Бесплатный сервис Autodesk 123D позволяет создавать высокоточные трехмерные модели и на их основе делать что-то своими руками. С сайта можно загрузить более 10 тысяч бесплатных 3D-моделей или разработать собственные в онлайн-редакторе. Например, с помощью приложения 123D Catch можно построить модель на основе фотографий реального объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Достижение метапредметных образовательных результатов на уроках биологии и химии.

       Ввведение в практику образования ФГОС расширило понимание требований, предъявляемых к образовательным результатам учащихся при освоении школьных предметов, в том числ...

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....

Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках русского языка

Итоговая работа по курсу "Достижение метапредметных результатов обучающихся средствами преподавания учебныхпредметов: русский язык и литература"....

Использование приемов ЛСМ как способа достижения метапредметных образовательных результатов при изучении темы "ЛАЗЕРЫ"

При изучении темы "Лазеры" очень эффективно использовать педагогическую технологию логиго- смыслового моделирования, которая позволяет наглядно в виде схем разложить трудно усваемваемый мате...

Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках истории

Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.Интерактивное обучение – это погружение в общение. Интерактивное обучение...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...