Достижение метапредметных образовательных результатов на уроках биологии и химии.
статья по химии (10 класс) на тему

         Ввведение в практику образования ФГОС расширило понимание требований, предъявляемых к образовательным результатам учащихся при освоении школьных предметов, в том числе биологии и химии.

       Планируемые образовательные результаты предполагают освоение учащимися не только суммы предметных знаний, но и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Такие  способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, в стандарте получили наименование метапредметных   образовате-        льных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

             средняя общеобразовательная школа №3 им. атамана М.И.Платова

                                 

Тема доклада:

« Достижение метапредметных  образовательных результатов на уроках    биологии и химии».

Автор:

                                 Учитель химии и биологии

                                          Осьминина Наталья Васильевна

г. Новочеркасск

2015г.

        Ввведение в практику образования ФГОС расширило понимание требований, предъявляемых к образовательным результатам учащихся при освоении школьных предметов, в том числе биологии и химии.

        Планируемые образовательные результаты предполагают освоение учащимися не только суммы предметных знаний, но и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Такие  способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, в стандарте получили наименование метапредметных   образовате-        льных результатов.

       Общими для учебных программ по биологии и химии являются следующие требования к учащимся:

  • овладение составляющими  исследовательской и проектной деятельности (ви-

деть проблему,  ставить вопросы, выдвигать гипотезы,  давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить, эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал);

  • овладение приемами работы с информацией (поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией, систематизация информации, понимание информации, представленной в различной знаковой форме);
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие

в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

           Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением .Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы ,изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

         Однако следует помнить, что исследовательская деятельность в школе имеет принципиальное отличие от научных исследований, поскольку основная цель включения в учебный процесс элементов исследовательской деятельности- это получение учащимися навыков построения собственного исследования, умений работать с информацией, развитие волевых качеств и творческих способностей.

Главным смыслом учебного исследования в школе является развитие личности учащегося.

       Необходимо ставить цель достичь результатов в овладении способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

     Опыт показывает, что основные затруднения учащиеся испытывают, прежде всего,

на начальных этапах процесса решения исследовательской задачи. Для отработки навыков, необходимых при подготовке учебного исследования (умения выявлять

противоречия и проблемы, ставить цели выдвигать гипотезы, планировать эксперимент), на уроках биологии и химии можно использовать задания по работе с научно-познавательными текстами. Основным критерием для отбора текста является наличие в его содержании проблемы, требующей решения. На уроках химии и биологии можно использовать различные тексты, составленные педагогом или взятые из средств массовой информации, из Интернета, из научной литературы. Учащимся предлагается заполнить таблицу, используя текст. Работу можно проводить как индивидуально, так и в группах по2, 3 или 4 человека. Исследовательская работа

по времени может быть рассчитана на весь урок или на 20 минут или на 10 минут.

        Для достижения метапредметных результатов можно использовать метод проектов.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте-люди, обладающие проектным типом мышления. Проектная деятельность ориентирована на реализацию принципа осознанности знаний, способствует усвоению программного материала, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки. Формировать коммуникативные умения, повышает деловую и творческую активность учащихся. Особенно следует отметить эффективность данного метода для самостоятельности ответственности учащихся.их умения работать в группах

       Но метод проектов в курсах химии и биологии требует значительных временных затрат. Поэтому проектное обучение -важное дополнение к традиционным методам, но

не заменяет их. Наиболее эффективен метод проектов при проведении, например

таких уроков-конференций как «Вода-вещество привычное и загадочное» в 9 классе;

«Эти загадочные витамины» в 11 классе, « Мы живем в железном веке?» в 9классе.
«Для чего нам нужна наука Экология?» в 10 классе и другие.

           Для достижения метапредметных результатов большую роль играют исследовательские задания. Например:

1.Подумайте, почему при добавлении к настою черного чая дольки лимона  чай приобретает более светлый оттенок. Можно ли считать пигменты, содержащиеся в чайном настое. Кислотно-основными индикаторами? Обоснуйте свой ответ.

2.Как доказать опытным путем, что при производстве некоторых сортов колбас в качестве наполнителя в них добавляют крахмал?  

3.Даны два коллоидных раствора: мыла и яичного белка. Каким образом их можно распознать? Предложите несколько способов.  

         

 4.Скисание молока сопровождается образованием белого хлопьевидного осадка-простокваши. Что происходит при этом с веществами. входящими  в состав молок а? Каким образом можно ускорить образование простокваши из свежего молока?

      Использование проблемно-творческих задач позволяет раскрыть роль химических наук в становлении отдельных ремесел, повседневной жизни и таких сферах деятельности человека, которые, казалось бы, далеки от химии. Разработка проблемно-творческих задач требует времени и творческого подхода педагога.         Но с помощью проблемно – творческих заданий  реализуется компетентностный подход к развитию личности учащегося в процессе обучения. Например:

1.Почему черный хлеб черствеет медленнее, чем белый?

(Ржаной крахмал связывает почти вдвое больше воды, чем пшеничный)

Задание Запишите формулы крахмала и глюкозы.

Творческое задание. Придумайте слайд-экскурсию «Использование крахмала в домашнем хозяйстве».

2.Почему в процессе горения дерево чернеет?

(В результате пиролиза-разложения под действием огня - образуется древесный уголь).

Задание. Составьте уравнение пиролиза целлюлозы.

Творческое задание. Выпишите из текста любого литературного произведения описание горения дров.

3.Почему жесткую воду нельзя употреблять для охлаждения двигателя?

(Жесткая вода содержит большое количество гидрокарбонатов кальция и магния, которые при нагревании  разлагаются с образованием карбонатов. Карбонаты кальция и магния нерастворимы в воде,  осаждаются на деталях двигателя и нарушают его работу.)

Задание. Составьте уравнения реакций разложения гидрокарбонатов кальция и магния.

Творческое задание. Разработайте имитационный опыт «Осаждение карбонатов на деталях двигателя при использовании жесткой воды для его охлаждения».

        На уроках химии и биологии возможно проводить блиц-вопросы и для активизации мыслительной деятельности учащихся и для закрепления материала .Например:

1.Почему необходимо выпивать от 1,5л до 2л воды в сутки?

Без воды нельзя жить потому что мы ее постоянно расходуем.А раз так .то нам необходимо вовремя ею запасаться. В сутки человек теряет 12 стаканов воды,значит такое же количество ему нужно выпить или съесть:

Разве воду едят? В том то и дело, что едят. В мясе, овощах, хлебе, любой еде воды содержится значительно больше ,чем твердой субстанции, например ,в мясе -втрое больше, а огурец почти целиком состоит из воды.

2.Мы отдаем предпочтение пресной воде. Почему?

В морской воде много соли.

3.Зачем пьют воду?

Вода-растворитель многих веществ. Вода входит в состав всех клеток и тканей тела.

Вода служит основой крови и лимфы. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ. Человек на 65% состоит из воды.

         Активной формой организации обучения в старших классах, способствующей развитию самостоятельности, критичности и познавательной активности, являются уроки-семинары. Семинары проводят с целью не только повторения и систематизации знаний, но и их углубления. Учащиеся готовятся по заранее предложенным темам. после каждого выступления класс задает уточняющие вопросы. Учитель организует обсуждение в ходе, которого учащиеся высказывают свое мнение, и формулирует  основные выводы.

     Реализация принципа метапредметности в обучении химии и биологии  имеет целью освоение учащимися  универсальных способов деятельности в процессе изучения химического и биологического содержания. Необходимо обучать учащихся общим приемам, алгоритмам, схемам, образцам познавательной работы, которые являются  общеучебными,  но формируются при усвоении конкретного предметного материала.

 

                                              Используемая литература:

  1. Н.А.Заграничная «О содержании химического образования в свете требований ФГОС»   Химия в школе.№10 2012г.
  2. Т.Г.Мухаметшина «О формировании предметных и метапредметных компетенций» Химия в школе№7 2013г.
  3. М.Е.Клименко «Из опыта реализации метода проектов» Химия в школе. № 9 2013г.
  4. О.Д.-С.Кендиван «Проблемно-творческие задачи» Химия в школе.№1 2012г.
  5. О.А.Ивашедкина «Достижение метапредметных образовательных результатов на уроках биологии» Биология в школе.№4 2013г.
  6. А.С.Корощенко «О формировании метапредметных умений» Химия в школе№2 2014г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Достижение качественного образовательного результата на уроках географии с помощью применения ИКТ.

Статья о применении ИКТ на уроках географии. Использование презентаций, мобильного компьютерного класса и интерактивной доски....

Образовательные технологии на уроках биологии и химии

Перечень технологий которые успешно используются в работе...

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....

Использование приемов ЛСМ как способа достижения метапредметных образовательных результатов при изучении темы "ЛАЗЕРЫ"

При изучении темы "Лазеры" очень эффективно использовать педагогическую технологию логиго- смыслового моделирования, которая позволяет наглядно в виде схем разложить трудно усваемваемый мате...

«Достижение метапредметных образовательных результатов учащихся на уроках технологии»

Российское образование продолжает стремительно меняться, однако предметная область «Технология», которая многими родителями, обучающимися и даже педагогами воспринимается как необязательна...

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен для учителей русского языка, содержит информацию по разработке заданий для развития читательской компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы...